культурология. культура 11. 3 Формирование казахской культуры
Скачать 31.53 Kb.
|
Тема 3 Формирование казахской культуры Вопросы и задания 1.Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. 2.Роль казахских народных обычаев и традиций в духовно-нравственном воспитании. 3. Культура речи и ораторское искусство казахского народа. Подготовить обзор по книге Герольда Бельгера «Казахское слово». Культура казахов, как и других кочевников, развивалась очень медленно, устойчиво сохраняя традиционные формы, неизменные на протяжении столетий. У богатых и знатных людей имелись дома-повозки, искусно обставленные, покрытые войлоком, разукрашенным цветистыми узорами, а у простых казахов они были меньших размеров, продолговатой формы и отличались скромной обстановкой. Передвигаться на таких деревянных четырехколесных арбах было достаточно сложно. В XVII в. в связи с экономическим упадком, уменьшением пастбищ, за обладание которыми велись ожесточенные войны с ойратами, дома на колесах заменяются наиболее соответствующими кочевому образу жизни легкоразборными и легкотранспортируемыми юртами (казахские названия – «кииз уй», т.е. «войлочный дом», «кара уй», т.е. «черный дом» и др.). Юрты расставлялись произвольно, в зависимости от местности, по мере возможности – вдоль берега реки или озера. Вход в юрту был обращен в подветренную сторону. Казахи проживали в юртах двух основных видов, отличавшихся строением купола: полусферических и конусообразных (последние были заимствованы у калмыков). Остов юрты включал четыре части: кереге – сборно-разборная круговая решетчатая стенка, состоящая из нескольких прикрепляющихся звеньев – канатов, представляющих собой совокупность изогнутых посередине и вогнутых вовнутрь планок, скрепленных по диагональным осям сыромятными ремешками из верблюжьей, воловьей или конской кожи, что позволяло складывать и растягивать их; уыки – выгнутые рейки, образующие крышу юрты (в островерхой калмыцкой юрте уыки прямые); шанырак – круглый деревянный обод, являвшийся окном и дымовой трубой, нередко подпиравшийся шестом; есик – двустворчатая дверь. Шанырак считался символом отчего дома. Сверху и сбоку каркас обтягивался войлоком и обвязывался веревками. Зимой юрта обкладывалась двойным слоем войлока и чием, обмотанным шерстью, присыпалась землей и заносилась снежными сугробами. Зимой в юртах, поставленных на небольшие углубления, беспрерывно разводили огонь, используя для его поддержания «скотский помет», «мелкую поросль и терновник». Убранство юрт господствующего класса орнаментировалось полихромными циновками, многоцветными коврами, паласами, вышитыми занавесками, узорчатыми чехлами для сундуков. За очагом, напротив входа, находилось отведенное для влиятельных людей и гостей почетное место – тор, где стелили кошмы, а на них – ковры и подстилки. Сзади на деревянной подставке хранились сундуки с одеждой. Пространство возле двери – босага – предназначалось для хранения продуктов, посуды, конской упряжи. Справа располагались хозяйские покои, помещалась деревянная кровать с постельным убранством, отделявшаяся пологом или ширмой. Слева находилось место, где спали младшие члены семьи. Юрта застилалась войлочными и ткаными коврами либо просто войлоком и шкурами, у богачей – шелковыми материями. По назначению юрты разделялись на жилые, гостевые, свадебные (отау), походные, складские и т.п. Вместимость юрты определялась по числу секций. По размерам и интерьеру юрты можно было судить о степени зажиточности хозяина. Юрты зажиточных скотовладельцев насчитывали от 8 и более (12, 15, 18) канатов, их войлочный покров изготавливался из лучших сортов белоснежной шерсти, а зимой юрты покрывались «двойными войлочными покрышками». У богатых имелось несколько юрт, различавшихся по целевому назначению. В юртах бедняков, покрытых войлоком темно-серых тонов или почерневшим от времени, часто рваным и залатанным, зимой было очень холодно. Бураны и снежные заносы иногда целиком закрывали юрту снегом, так что приходилось подолгу сидеть без пищи и огня. Многие бедняки вообще не имели юрт и даже на зимовках ютились в «ветхих лачугах, закрывая оные хворостом и связанными пуками камыша». К полустационарным и оседлым поселениям относились зимовки (кыстак), включающие землянки и полуземлянки, а в горной местности – наземные сооружения без фундамента – каменные, сырцовые, деревянные, дерновые, плетеные с земляным, реже глиняным полом, временные замки-убежища, укрепленные каменными и глиняными стенами, земляными валами, рвами, и города (кент, кала). В городах существовала фортификационная система. Сайрам представлял собой хорошо укрепленный город с возведенной Шайбанидами высокой стеной, вокруг которой был вырыт «недоступный ров». «Сильно укрепленной твердыней» назван Сауран. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар. За крепостными сооружениями строились жилые дома, культовые (мечети, медресе, мазары) и общественные здания (бани, дукены – магазины, караван-сараи). Домовладения позднесредневековых городов хорошо изучены на примере Отрара (дома с осевым и крестообразным расположением помещений). В ряде домов имелся летний дворик с айваном. В кладовых устанавливались лари, хумы; кое-где имелись щелевидные погреба. Существовали и помещения для скота. К XVIII в. города Казахстана пришли в запустение, наступил упадок городской культуры. На месте некогда цветущих городов остались заросшие травой руины, застывшие остатки размытых и осыпавшихся крепостных стен, замков, сторожевых башен, высохшие каналы с растрескавшимися руслами. Архитектурные комплексы Сыгнака, Саурана, Туркестана, Отрара, мавзолей Касыма в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира в Туркестане, мазары на Мангышлаке, в низовьях Сырдарьи отличались своеобразием, строгостью и выразительностью архитектурных форм. Достопримечательностью Саурана было медресе с двумя качающимися минаретами «необычайной высоты и крайнего благородства». Культовые и мемориальные памятники подразделяются на несколько групп: мавзолеи; ограды (саганатам – прямоугольный параллелепипед без перекрытия с небольшим возвышением у изголовья погребения и торткулак); надгробия (сыпа – усеченная каменная пирамида, уштас, бестас – ступенчатые пирамиды, сандыктас – сооружение прямоугольной формы с закрытым верхом в виде каменного ящика, койтас – покоящееся на земле или пирамидальном возвышении фигурное изваяние муфлона, кошкартас – сооружение в виде стилизованного изображения барана с рельефным выделением головы и завитых рогов, кулпытас – вертикальная прямоугольная стела. Одежда казахов была тесно связана с климатическими, хозяйственными условиями и выполняла опознавательную функцию, являясь индикатором социальных различий, выявлявшихся в количестве одежды, качестве материала и отделки. Материалами были шкуры куланов, сайгаков, овчина, свалявшаяся шерсть овец и верблюдов, мех лисиц, выдр, енотов, соболей, горностаев и др. Кожи и шерсть окрашивали специально приготовляемой краской. Привозные бумажные, шелковые ткани, доставлявшиеся в основном из среднеазиатских ханств и Восточного Туркестана, приобретались, преимущественно, знатными и богатыми людьми. Щегольство богачей проявлялось в том, что даже в сильную жару они являлись на пиршества, одевшись в несколько «рядов платья». Бедняки шили нагольные тулупы из шкур сайгаков. Женская одежда в общих чертах схожа с мужской, отличаясь некоторыми деталями. Для украшения различных утилитарных предметов быта применялось орнаментирование, техника которого была разнообразной (вдавливание, аппликация, мозаичный способ и др.). В прикладном искусстве широко использовались орнаментальные узоры: космогонические, зооморфные (в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц), растительные, геометрические (кривые и волнистые линии, спирали, завитки). Наиболее характерны такие узоры как лунный цветок, звезда, восход солнца, бараний рог, восьмигранные розетки. Орнамент имел ритуальное значение. Широкое распространение получила декоративная вышивка. Ею украшались наволочки, полотенца, сумки, женские головные уборы и т.п. Красочные настенные ковры – тускиизы – изготовлялись путем нашивки на кошму орнамента из материи. Предметы обихода господствующих слоев изготовлялись из более ценных материалов и богато украшались, тогда как у большинства населения они были из дешевых материалов с простейшим орнаментом. Получило развитие ювелирное искусство (ожерелья, браслеты, шолпы-подвески). Приемы инкрустации применялись при изготовлении седел, уздечек. Наиболее устойчивым элементом материальной культуры казахов, пожалуй, являлась кухня. Пищевой рацион зависел от социального положения. Если богатые ежедневно употребляли мясо, то у бедняков пища в период лактации весной – осенью состояла в основном из свежего молока, айрана, кумыса, а зимой главным кушаньем являлась жидкая каша из толченых зерен проса или другой крупы, сваренных в воде с молоком, и курт – сыр из овечьего молока. К этому скудному рациону с приоритетностью белковой пищи и недостатком витаминов и углеводов изредка прибавлялось мясо заколотых осенью баранов и лошадей. Посуда и утварь были разнообразны по форме, размерам и назначению. Из кожи изготовлялись: саба (емкость из прокопченной кожи с узкой горловиной и квадратным дном для приготовления и хранения кумыса, шубата), суйретпе (сужающаяся кверху посудина вместимостью до двух ведер, ее разновидность – мес – изготавливался из цельноснятой шкуры холощеного козла), торсук (фляжка для перевозки кумыса). Для взбалтывания кумыса в сабе применяли писпек. Из дерева производились чашки, блюда. Металлическая посуда была доступна лишь богачам. Практические знания зарождались из наблюдения за процессами, происходящими в окружающей людей природной и общественной среде. Наблюдательность, тренируемая смолоду, позволяла, например, ехать целый день по следу пропавшего животного и не потерять его, даже если он проходит через пастбище, испещренное другими следами, или по следу определить особенности животного. Однако пытливое изучение явлений природы и общества часто уступало место их извращенному отражению. Например, звезды считались горами из драгоценных камней, пространство измеряли мифическими единицами («семислойная земля», «семислойное небо», подземный мир). Потребность ориентации в пространстве при перекочевках на дальние расстояния стимулировала наблюдательность к движению космических тел. Казахи различали Полярную звезду, Большую Медведицу, Венеру, Млечный путь. Летосчисление основывалось на двенадцатилетних периодах, последний год которых – год зайца – сопровождался засухами, буранами и гололедицами. Казахи пользовались солнечным календарем. Смена месяцев связывалась с зодиакальными созвездиями, в которых в то или иное время находилось Солнце. С распространением ислама применялись и мусульманский лунный календарь, летосчисление по хиджре. Устанавливалась периодичность и повторяемость метеорологических явлений, а в определенной мере – возможность предсказывать те или иные природные обстоятельства. Народная астрономия при всей ее рациональности не чуралась и бестелесного мира духов, воздействия космоса на судьбы людей. Природные и космические силы рассматривались как нечто одухотворенное, антропоморфное. Врачеванием занимались, в основном, баксы. Нетяжкие болезни излечивались травами и другими веществами, лечебные свойства которых определялись эмпирическим путем, а также кровопусканием, прижиганием больного места и др. Однако баксы считали, что единственной причиной болезней являются козни злых духов, «вселяющихся» в тело человека. Лекарские манипуляции, часто изуверского характера, могли ускорить не выздоровление, а смерть. Школ в степи практически не было. Учителями в аулах иногда были полуграмотные муллы, проповедовавшие догмы ислама. Школ повышенного типа – медресе в Казахстане не было. В г. Ясы, Сайрам и др. при Шайбанидах были преподаватели – муддарисы из узбеков. Книжное образование получали только представители верхушки общества, по крайней мере, их часть. Ни читать, не писать абсолютное большинство казахов не умело. Духовная культура преимущественно ограничивалась вербальными (устными), дискурсивными (рассудительными) формами. Особенностью художественного наследия казахов является синкретизм (слитность, нерасчлененность). Практически единственным средством выражения народом своих настроений и чаяний, запечатлевшим «достопамятные события» народной жизни, являлся фольклор, многие произведения которого зародились в глубине веков, задолго до образования казахской народности и имеют схожесть с произведениями других народов. Распространенным жанром фольклора были сказки (волшебные, бытовые и сатирические, о животных, небылицы и анекдоты). Социальный и житейский опыт народа вмещают в себя пословицы, поговорки, приметы, поверья, загадки. Наиболее крупный вид народного творчества – эпос, складывающийся из героических и социально-бытовых произведений. Эпосы различались по своей идейной направленности. Одни из них изобличали и высмеивали пороки власть предержащих, прославляли мужество и стойкость защитников родины, отражали стремление к объединению, сплочению, другие же восхваляли правящие круги, воспевали грабительские набеги и войны, идеализировали отсталый быт. Популярны были героические эпосы («Алпамыс-батыр», «Кобланды-батыр», «Камбар-батыр», «Ер-Таргын» и др.), лиро-эпические поэмы («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек»). Народный быт не мыслился без обрядовой поэзии, перелагавшейся на музыку: естирту (печальное извещение о смерти или несчастье), жоктау (причитание, плач по умершему), коштасу (прощание при отъезде из аула, расставании с родным домом), жубату и кониль-айту (увещевание, утешение, соболезнование, сочувствие по поводу смерти близких), осиет (завет, с которым родители на смертном одре обращались к детям), бесик-жыры (колыбельная), жалбарыну (мольба). Исполнялись свадебные песни: сынсу (прощание невесты с родным домом, родственниками), аушадияр (наставления молодой чете), жар-жар (наставления невесте во время ее проводов), беташар (наставление невесте, вступающей в дом жениха). Поэзия использовалась шаманами-лекарями (баксы) при камлании, лечении от болезней, укусов, старейшинами и др. (бадик – заговóры, арбау – заклинания, бата – благопожелание, благословение, напутствие). В плане индивидуального поэтического творчества период XV – первой половины XVIII вв. можно условно назвать периодом жырау – поэтов, сочинителей. В своих толгау (философских и наставительных рассуждениях, размышлениях) они обращались с советами к правителям и с наставлениями к народу, делали попытки объяснить природные и социальные явления, обосновывали нравственные установки. Известными жырау были: Казтуган Суюниш-улы (20-30-е гг. XV в. – ?), Шалкииз Тленшиулы (около 1465 – около 1560 гг.), Доспамбет (середина 1490-х гг. – 1523), Жиембет, Маркаска (XVII в.). Поэзия олицетворяла бытийную сущность мира в конкретно-чувственных образах природы, человека, но не оперировала понятийными формами освоения окружающей действительности. К письменной литературе относились книги религиозного и историко-легендарного содержания. Первым историографом-казахом был бий Кадыргали Жалаири. Он попал в Москву, а в 1602 г. написал сочинение, условно называемое «Сборник летописей» и представляющее собой сокращенный пересказ и перевод на тюркский язык произведения Рашид ад-Дина, дополненного изложением некоторых позднейших событий. В нем представлена генеалогия казахских ханов и султанов, но отсутствует датировка событий, а немногие приведенные им даты на поверку оказываются неточными. Общественная, трудовая, семейная жизнь казахов отражалась в песнях (олен) и инструментальных произведениях (кюй) на эпические, исторические, бытовые, сказочные темы. Для песен типична распевная мелодика, строфическая структура стиха (часто с припевом). Казахам было известно только сольное исполнение инструментальных произведений. Ансамблевое исполнение и многоголосое пение не бытовало. Хоровое унисонное пение имело место на свадебных торжествах и во время молодежных игр в форме частушек. Существовало несколько групп музыкальных инструментов: струнные: щипковые (домбра, шертер, жетыген) и смычковые (кобыз); духовые (сырнай, саз, кос, сыбызгы, адырна, уран, керней); язычковые (шанкобыз), ударные (асатаяк, дангыра, дабыл, шын, дауылпаз, шындауыл). Некоторые инструменты использовались для управления войском, на празднествах. Многие музыкальные произведения звучали как сопровождение к танцу. Элементы танца проступали в играх и развлечениях. У казахов была сильна вера в божественные силы, духов предков, обожествление природных стихий и процессов, действующих как непонятные и неодолимые силы. Объяснение окружающей действительности осуществлялось в лоне мифологического мышления. Существовало двоеверие: ислам сочетался с домусульманскими языческими верованиями, культом Тенгри. Ислам прочнее приживался среди социальных верхов, а основной массе населения он был чужд. Мусульманский фанатизм находился в конфронтации с внемусульманскими верованиями, шаманизмом. Зачастую мусульманской атрибутикой и терминологией скрывались «прежние шаманские понятия», например, Тенгри стали называть Аллахом (кудаем), духов – шайтаном, пери, джинном. Существовали колдуны, «чародеи», «ворожеи», «прорицатели», «волшебники». Тенгри представлял собой обожествленное небо, с которым связывались представления о его величественности, вечности, бессмертии, бесконечности, всемогуществе, непостижимости. О поклонении силам природы свидетельствуют орнаментированные талисманы с символами Солнца, Луны, неба. Казахи поклонялись духам предков – аруахам (представляемым в виде скелета в белом одеянии), что проявлялось в идолопоклонничестве, верили в очистительную силу огня, наделяли «чудодейственными» свойствами некоторых животных. На людей, отступающих от общепринятых правил поведения, призваны были нагонять страх вредоносные чудовища: албасты – дух, наносящий вред при родах, жезтырнак – человек с медными ногтями, способный покалечить или убить кого угодно, жалмауыз-кемпир – мифическое существо, пожирающее людей (баба-яга), сорель – леший, живущий в дремучих лесах, кон-аяк – человекоподобное существо с ремнями вместо ног и др. |