3 Глава Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Скачать 44.8 Kb.
|
Оглавление Введение.................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью .........................................................................................7 1.1. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с живописью в трудах отечественных ученых...............................................................................7 1.2. Методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью ............................................................................................................12 1.3. Общая характеристика галереи как средства ознакомления детей дошкольного возраста с живописью....................................................................15 Глава 2. Эмпирическое исследования уровня сформированности представлений о живописи у детей дошкольного возраста........................ 2.1. Определение уровня сформированности представлений о живописи у детей дошкольного возраста................................................................................ 2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью в процессе оформления галереи.................................................. Заключение........................................................................................................... Библиографический список..............................................................................21 Приложение Введение Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года ориентирована на обновление воспитательного процесса на основе сочетания современного опыта и культурных традиций. Формирование первичных представлений о видах искусства связано с приобщением детей к культурному наследию: воспитанию патриотизма, уважения к культуре, обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Изобразительное искусство - это мир прекрасного. Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах. В дошкольном возрасте ребенок уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Актуальность исследования использования галерей, как средства формирования представлений о живописи у детей дошкольного возраста, в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров (гл. IV, п. 4.6). Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обогащения в дошкольном возрасте опыта восприятия детей произведений изобразительного искусства и необходимостью как можно раньше раскрыть эстетическую ценность произведений живописи. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОО является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Известно, что уже в дошкольном возрасте ребенок располагает психологическими предпосылками, являющимися объективной основой для художественно-эстетического развития. В научной литературе на сегодняшний день существует множество трудов, посвященных некоторым аспектам музейной педагогики, исследованию приобщения дошкольников искусству, к живописи. Среди них труды таких авторов, как Бабенкова, Е.А., Безрукова, М.И., Волкова, Н.Н., Голубцова, Т.П., Абдульманова, Л.В., Деменева, И.Г., Ежкова, Н.С., Дмитриева, Т.А., Завьялова, Т.А., Зубарева, Н.М, Чумичева, Р.М., Краснушкин, Е.В., Пчельникова, В.А., Новикова, Е.В. и другие. Однако до настоящего времени нет подробного исследования процесса организации в ДОО ознкомления дошкольников с живописью посредством галереи. В этом заключается новизна настоящей работы. Оценка современного состояния решаемой проблемы. Художественное восприятие взаимосвязано с эстетическим и формируется на его основе. Однако вопрос о формировании художественного восприятия у детей по-прежнему остается наиболее трудным и наименее изученным процессом. В этой связи важно изучать методы организации художественно-образовательного пространства, которое включает в себя различные средства формирования основ художественной и визуальной культуры дошкольников. Одним из таких средств можно назвать галерею. Картинная галерея в детском саду – это прелюдия посещения музеев, начало духовного развития. Проблематика состоит в том, что процесс ознакомления детей с изобразительным искусством сам по себе очень сложен и требует высокого уровня художественного восприятия у педагогов-практиков, что не сформировано у многих из них, поэтому важен компетентностный деонтологический подход в образовании. Цель: изучить дидактические основы использования галереи в ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с живописью. Объект: ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством. Предмет: оформление галереи как средство ознакомление детей среднего дошкольного возраста с живописью. Задачи: 1) изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме ознакомление детей дошкольного возраста с изо 2) обосновать использование галереи в ознакомлении детей дошкольного возраста с живописью 3) выявить исходный уровень сформированости о живописи у детей среднего дошкольного возраста 4) составить методические рекомендации по использованию галереи в ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с живописью Методологическая основа исследования: - теоретические положения Г. А. Урунтаевой, А. В. Петровского о психологических особенностях детей дошкольного возраста; - теоретические положения Н.М. Зубаревой, Р.М. Чумичевой о трех уровнях сформированности представлений о живописи у детей дошкольного возраста; - концептуальные положение Л. Н. Южаковой об условиях развития эстетического отношения к произведениям живописи у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: - теоретические методы: изучение и анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); педагогическая диагностика: методика определения уровня сформированности представлений о живописи у детей старшего дошкольного Н. М. Зубаревой, Р.М. Чумичевой. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен и проанализирован научный материал по проблеме ознакомления дошкольников с живописью. Практическое значение результатов настоящего исследования заключается в том, что оно иметь практическое применение для будущих и практикующих педагогов в ДОО в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью. Эмпирическая база исследования: МБДОУ г. Абакана, «Детский сад «Журавлик». Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью 1.1. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с живописью в трудах отечественных ученых Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с живописью привлекала внимание многих советских и современных отечественных исследователей, ввиду повышенного интереса педагогов дошкольных образовательных организаций к художественно-эстетическому и духовному развитию дошкольников, поскольку оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Искусство (литература, скульптура, народное творчество, живопись и др.) является незаменимым средством духовного и художественно-эстетического развития детей. В этой связи, исследователи рассматривали проблему ознакомления детей дошкольного возраста с искусством, в том числе живописью, как базисную составляющую музейной педагогики. Музейная педагогика, по мнению Е. А. Бабенкова, – это инновационная педагогическая технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия для погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Важную роль в музейной педагогике играет эстетическое восприятие [2, с. 72]. Н. А. Курочкина рассматривает эстетическое восприятие как специфическую деятельность, способность ребенка (человека) к любованию окружающим миром. Любование предполагает выделение в объекте эстетического начала, которое в обыденной жизни часто определяется как красота и является необходимым условием возникновения эстетического отношения к миру [14, с.16]. Художественное восприятие взаимосвязано с эстетическим и формируется на его основе. Многие авторы (Ю. В. Ахтырская, Ю. М. Коршуненко, Ю. Н. Тугушева, С. И. кызы Ирани Т. П. Голубцова, Л. В. Абдульманова,) считают, что художественное восприятие не дано от рождения и, формируясь как специфический вид человеческой деятельности, проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетов, видимой стороны произведения до способности проникновения в скрытый замысел и художественно-выразительные особенности образов [1, с. 67; 5, с. 166]. В исследованиях И. В. Некрасовой, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, отмечается, что детям дошкольного возраста доступно понимание содержания произведений живописи, восприятие их средств выразительности [17, с. 118]. Многие педагоги, в частности Е. Б. Марущак, С. А. Ерофеева, отмечают необходимость именно с дошкольного детства начинать знакомство детей с искусством. При этом, по мнению исследователей, в основу воспитания должна быть положена личная деятельность ребенка, а педагогу необходимо направлять и регулировать эту деятельность, используя воздействие комплекса искусств [15, с. 128]. Е. В. Краснушкин, трактует музейную педагогику, как науку, сформировавшуюся на стыке музееведения, педагогики и психологии [13, с. 46]. Н. В. Прокофьева определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта [21, с.97]. Термин «музейная педагогика» и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику. В настоящее время в России, в ДОО музейная педагогика приобретает большую популярность: создаются парциальные программы (часть образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений), разрабатываются методические рекомендации. По мнению Т. А. Завьяловой, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка. В ее статье даны теоретическое обоснование роли музейной педагогики в формировании развивающей предметно-пространственной среды, уточнение и конкретизация понятий «музейная педагогика» и «образовательная среда», а также приведено краткое описание работы по организации минимузея в ДОО [10, с.11]. Музей в детском саду, как отмечают О. Д. Ульзутуева, Е. Э. Кузнецова, – это «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного [28, с. 154]. Основными целями музейной педагогики в ДОО является приобщение к музеям детей дошкольного возраста и творческое развитие личности. В настоящее время музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Так, В. А. Пчельникова, Е. В. Новикова, исследовали инновационные практики организации мини-музея для дошкольников в условиях ДОО, представили анализ отечественного и собственного опыта создания мини-музея в детском саду, в том числе осветили вопрос важности создания развивавших условий, позволяющих современному ребенку знакомиться с наследием веков и одухотворенным предметным миром, созданным человеком, с землей наших предков, с природой [22, с. 256]. По мнению авторов Е. В. Новиковой, Т. Б. Хорошевой, описавших современные аспекты музейной педагогики в ДОО, музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на решение задач воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование) [18, с. 23]. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с живописью состоит в том, что в условиях дошкольной организации невозможно создать полноценные экспозиции и галереи, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому в детских садах организуются мини-музеи, в том числе мини-галереи. Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью, по мнению Н. С. Ежковой, позволяет вовлечь их в образовательную совместную деятельность и социально-коммуникативное общение, воздействовать на их эмоциональную сферу; в галереях создаются условия для погружения личности в атмосферу искусства. Важной задачей ознакомления детей дошкольного возраста с живописью, по ее мнению, является осмысление искусства, обеспечение творческой, познавательной деятельности каждого ребенка. В этой связи при проектировании образовательной среды нужно учитывать особенности образовательной деятельности в учреждении, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО), поэтому в оформлении развивающей предметно-пространственной среды сада применяется комплексный подход. Важно тщательно продумать, как в условиях детского сада создать галереи, соответствующие требованиям музейного дела, поскольку музей –пространство, способствующее расширению кругозора и ребенка, повышению образованности, воспитанности, приобщению к культурным ценностям [9, с.245]. Таким образом, не смотря на то, что отечественные исследователи рассматривали проблематику ознакомления детей дошкольного возраста с живописью опосредованно в рамках исследования музейной педагогики, все они подчеркивали в своих трудах значимость проведения такой работы в дошкольном образовательном учреждении в формировании базовых представлений у детей о живописи и ее жанрах, обогащении чувственного опыта дошкольников, эмоциональной сферы их личности, влиянии на познание ими нравственной стороны действительности, повышении их познавательной активности и, как следствие, в художественно-эстетическом и духовном развитии дошкольников. 1.2. Методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему[20, с.309]. Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью следует начинать с организации первоначального чувственного познания, считает Р. М. Чумичева. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития дошкольников. Успех ознакомления детей дошкольного возраста с живописью зависит от правильного определения целей и содержания обучения, равным образом и от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у дошкольников знания, умения, навыки [32, с. 130]. На занятиях по ознакомлению дошкольников с живописью, педагог использует различные методы обучения: – Информационно-рецептивный. В него включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя; Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма; Исследовательский метод. Он направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу. исследовательский; Эвристический метод. Он направлен на проявление самостоятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно [3, c.10]. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими приемами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут в помощи, ребенку важно почувствовать себя значимым; музыкальное сопровождение. И. Г. Деменева считает: «особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием» [6, с. 11]. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности (дидактические, сюжетноролевые). Большое значение в ознакомлении дошкольников с живописью отводится слову. Именно словом необходимо не только описать изображаемое, но и охарактеризовать особенности. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, посвященных изображению, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы. Формы ознакомительной работы могут применяться как комплексно, так и по отдельности: экскурсия, занятие (виртуальная экскурсия), занятие-беседа с использованием репродукций, занятие-развлечение или занятие-игра. Используя эти формы и раскрывая произведение живописи, внимание детей обращается на цветовые отношения. Обусловлено это тем, что цвет дошкольники выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям. Они постоянно рисуют, экспериментируют с цветом, легко чувствуют настроение, выраженное в произведении. Необходимо начинать именно с обращения к эмоциональному настрою детей и заканчивать на этой же ноте. Дети воспринимают произведения изобразительного искусства первоначально эмоционально, и только потом прибегают к своему эстетическому опыту, анализируя структуру произведения в соответствии с возрастными особенностями [9, с. 228]. Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с живописью пейзажа чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительному искусству, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Успешное знакомство детей дошкольного возраста с живописью зависит от того, какие методы, формы и приемы использует педагог в процессе обучения. 1.3. Общая характеристика галереи как средства ознакомления детей дошкольного возраста с живописью Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения часто предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи [4, с. 211]. Время в современном мире быстротечно, и походы в музеи и картинные галереи, заменяет интернет-пространство, вбирающее в себя абсолютно все. Поэтому в настоящее время средствами ознакомления детей дошкольного возраста с живописью являются галереи двух типов: художественные галереи в их классическом понимании и мультимедийные галереи. И здесь мнения ученых различны. Так, М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова, считают, что экран монитора или растр способны вобрать в себя живость оригинального полотна, быть доступным способом передачи искусства каждому[9]. В противоположность этому мнению находит, что традиционно единственным местом восхваления дара художника была и остается художественная галерея в классическом ее понимании, как значимый механизм в реализации цели приобщении социума к искусству, формировании его духовных и нравственных характеристик. Сегодня в рамках дошкольного образовательного учреждения для реализации этой цели создают образовательную развивающую среду в виде мини-галерей с классическими выставками и выставками мультимедийными. Создание мини-галерей в ДОО, вне зависимости от вида, будь то мультимедийная или классическая выставка, по мнению Н. А. Дорохиной, – это трудоемкая во всех смыслах работа, которую необходимо проводить в несколько этапов: 1. На первом этапе необходимо определить цель создания мини-галереи, обозначить задачи для ее реализации и выбрать ее тип; 2. Второй этап – выбор инструментария (если выбран мультимедийный тип) либо помещения (если классическая галерейная выставка): необходимо учесть количество посетителей, экспонатов и их размещение в пространстве, соответствие противопожарным нормам и нормам СанПиН; 3. На этапе разработки парциальной вариативной программы необходимо сформировать «Парциальную программу по художественно-эстетическому развитию дошкольников», которая соответствует требованиям ФГОС ДО и рамочной Примерной общей образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО). В ней должны быть описаны не только образовательная деятельность с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. 4. Параллельно с разработкой программы должен проходить четвертый этап: сбор картин и регистрация их в каталоге. 5. На пятом этапе осуществляется оформление мини-галереи, которое требует соблюдения ряда условий: – оформление помещения с учетом эстетических норм; – наличие детской мебели как для методических и дидактических материалов, так и для проведения совместной образовательной деятельности педагогов с детьми; – соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 6. Последний этап заключается в функционировании галереи: это осуществление не только совместной образовательной деятельности педагогов с детьми, но и проведение выставок. Для этого выбираются экскурсоводы: ими могут быть и педагоги, и сами дошкольники старшего возраста. Экскурсии проводятся для детей и родителей, педагогов других дошкольных организаций. Необходимо дать возможность каждому ребенку попробовать свои силы в проведении экскурсий на выставку картин [7, с. 29]. При создании мини-галереи в ДОО, по мнению Н. С. Ежковой, Т. А. Дмитриевой, необходимо придерживаться следующих принципов: – принципа интеграции – мини-галерея учитывает содержание образовательной программы ДОО и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей; – принципа деятельности и интерактивности – мини-галерея предоставляет дошкольникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности; – принципа природосообразности – мини-галерея создется с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого дошкольника; – принцип гуманизации и партнерства – в рамках мини-галереи создаются условия для всестороннего развития ребенка, поощряется его инициативность, творческая деятельность в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»; – принципа культуросообразности – мини-галерея ориентируется на приобщение детей к отечественной и мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в галерейном пространстве; – принципа динамичности и вариативности – картины мини-галереи должны постоянно дополняться и обновляться с учетом времени года и возрастных особенностей детей группы; – принципа разнообразия – мини-галерея регулярно должна пополняться картинами, разными по жанру, содержанию, авторству, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира; – принципа регионального компонента – мини-галерея предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием конкретного региона или города, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма [8, с. 154]. По мнению Н.М. Зубаревой, Р. М. Чумичевой, цель создания в ДОО картинных галерей – формирование условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, восприятия живописи, реализации самостоятельной творческой деятельности посредством мини-галереи. Для достижение цели автоы предусматривают решение задач: 1) приобщить детей к изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового изобразительного искусства; воспитать умение понимать содержание произведений изобразительного искусства; 2) заложить основы гармонического развития (развитие внимания, чувства восприятия красоты различных жанров); 3) подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах изобразительной деятельности в соответствии с детскими возможностями; 4) развить эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности через детское творчество во всех видах художественной, изобразительной деятельности; 5) развивать у детей устойчивый интерес к живописи; подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление; 6) продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства; 7) обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества [11, с. 103]. В сетке образовательной деятельности время для совместной деятельности в галерее выбрать необходимо оптимально: так, чтобы дети получили большое удовольствие от посещения мини-галереи, где можно расслабиться, помечтать, порассуждать. Для закрепления полученной информации можно провести творческую работу и мини-выставку в группе: это может быть и рисунок, и интересный рассказ по теме, игра и другое. Л. Н. Южакова отмечает, что особо следует отметить художественные картины современной и классической живописи. Цели их выставки – учить детей смотреть картины, замечать красоту и наслаждаться ею, выбирать то, что больше нравится, то есть развивать у детей дошкольного возраста художественное восприятие произведения. Картины при этом важно рассредоточить в пространстве, как на настоящих выставках в музеях и специальных залах. Наиболее ценные и значимые произведения организаторы таких выставок разместить можно в отдельном зале, на отдельной стене и обязательно на однотонном фоне серого или любого светлого оттенка. Во-первых, по мнению автора, это позволяет сосредоточиться на картине, спокойно рассмотреть и почувствовать ее, что имеет особое значение для маленьких детей, у которых неустойчивое внимание, недостаточно развитое восприятие и еще не развита художественная оценка. Во-вторых, важно, чтобы дети не мешали друг другу, для этого картины расположены на достаточном расстоянии друг от друга. Художественный взгляд, переживания, эстетическая оценка – это более тонкие умения, чем познавательные, и сформировать их труднее. Именно поэтому необходимы специальные условия, например, музыкальное сопровождение – музыка, которая создает и подсказывает настроение картин. При желании можно сесть на мягкую лавочку, и сидя на ней, погружаться в мир живописи. В-третьих, детям необходимо предоставить свободу при осмотре выставки, свободу выбора картин для созерцания, чтобы у них возникали собственные чувства, а не навязанные, чтобы появлялась самостоятельность в переживаниях и оценке [34, с. 208]. Важно научить детей следует ходить по выставке спокойно, без шума и торопливости. Такие выставки художественных картин в детском саду – это прелюдия посещения музеев, начало духовного развития [32 , с. 138]. Таким образом, галерею в рамках ДОО можно рассматривать характеризовать как начало духовного развития и прелюдию посещения музеев в целях ознакомления детей дошкольного возраста с живописью, при этом не имеет значения выбор ее типа – не важно будет это классическая или мультимедийная галерея, ведь оба типа выступают средством достижения единой задачи. При создании в ДОО галереи как средства ознакомления детей дошкольного возраста с живописью перед педагогами стоят непростые задачи – подготовить дошкольника к восприятию сложного символического языка, научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Библиографический список 1. Ахтырская, Ю.В., Коршуненко, Ю.М., Тугушева, Ю.Н., Ирани, С.И. кызы. Современные аспекты музейной педагогики в ДОО / Ю.В. Ахтырская, // Научные исследования: теория, методика и практика: материалы междунар. науч. практич. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С. 64–69. 2. Бабенкова, Е.А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е.А. Бабенкова, Г.В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ: практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2014. - № 1. - C. 70-72. 3. Безрукова, М.И., Волкова, Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М.И. Безрукова, Н.Н. Волкова // Образование и воспитание. — 2018. – № 3. – С. 9–11. 4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c. 5. Голубцова, Т.П., Абдульманова, Л.В. Управление процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи / Т.П. Голубцова, Л.В. Абдульманова // Инновационная наука. - 2016. - № 11-2. - С. 169-171. 6. Деменева, И.Г. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи / И.Г. Деменева // Студенческий. - 2017. - № 6-2 (6). - С. 9-15. 7. Дорохина, Н.А. Воспитание у детей чувства эмпатии к старшему поколению посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солцева// Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 12 (84). - С. 28-33. 8. Ежкова, Н.С., Дмитриева, Т.А. Развитие эстетического восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста: методический аспект / А. А. Сукиасян // Психология и педагогика: методология, теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. -С. 153-156. 9. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование с позиции возрастных ценностей / Н.С. Ежкова. - Москва: ИЛ, 2017. - 357 c. 10. Завьялова, Т.А. Роль музейной педагогики в организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО / Т.А. Завьялова // Наука в мегаполисе. – 2018. – № 2 (6). – С. 10-12. 11. Зубарева, Н.М, Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи/ Р.М Чумичева М.: Просвещение, 1992. – 132 с. 12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, -2017. - 288 c. 13. Краснушкин, Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-синтез, - 2014. - 80 с. 14. Курочкина, Н.А. Знакомим с пейзажной живописью / Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с. 15. Марущак, Е.Б., Ерофеева, С.А. Инновационные практики организации минимузея для дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Е.Б. Марущак, С.А. Ерофеева // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 2 (54). – С. 120–127. 16. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c. 17. Некрасова, И.В. Знакомство детей дошкольного возраста с живописью / И.В. Некрасова //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 118-120. 18. Новикова, Е.В., Хорошева, Т.Б. Формирование художественно-эстетических компетентностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным искусством / Е.В. Новикова, Т.Б. Хорошева // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2019. - № 2 (18). - С. 18-23. 19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 20. Петровский, А.В., Возрастная и педагогическая психология /А.В Петровский. М.: Педагогика, 2015.-374с. 21. Прокофьева, Н.В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с жанрами живописи / Н.В. Прокофьева // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - 2016. - С. 97-98. 22. Пчельникова, В.А., Новикова, Е.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью / В.А. Пчельникова, Е.В. Новикова // Воспитание будущего учителя-исследователя: сборник материалов по итогам научной сессии студентов. - 2016. - С. 255-260. 23. Развитие художественного восприятия и речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным искусством: учебно-методическое пособие [электронное учебное издание на компакт-диске] / сост. Е.В. Новикова, Т.Б. Хорошева; Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2017. – 251 с. 24. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с. 25. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2014. - 160 с. 26. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c. 27. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c. 28. Ульзутуева, О.Д., Кузнецова, Е.Э. Роль живописи в культурном воспитании старших дошкольников / А.И. Улзытуева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. V Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 151-155. 29. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2014. - 354 c. 30. Федорова, Е.А. Формирование знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий / Е.А. Федорова // Культурологический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект 2018. С. 230-232. 31. Филипова, И.Г., Архипов, А.А. Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью /И.Г. Филипова, А.А. Архипов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 422-424. 32. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольниковс жанровой живописью / Р.Г. Казакова // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145. 33. Шашкова, Л.С., Ивакина, А.Д. Методы и приемы ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности / Л.С. Шашкова, А.Д. Ивакина // Теория и практика современной науки. 2016. № 4 (10). С. 973-978. 34. Южакова, Л. Н. Условия развития эстетического отношения к произведениям живописи у детей старшего дошкольного возраста/ Т.Н. Зотова // Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования. - 2016. - С. 201-204. |