Главная страница

Семинар_ИЗЛ. 3. Идеал народного героя древних кельтов, образ Кухулина и его место в Уладском цикле


Скачать 19.03 Kb.
Название3. Идеал народного героя древних кельтов, образ Кухулина и его место в Уладском цикле
Дата02.06.2022
Размер19.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар_ИЗЛ.docx
ТипДокументы
#566259

3. Идеал народного героя древних кельтов, образ Кухулина и его место в Уладском цикле.

Ирландский эпос создавался в период со II (2) по XII (12) вв. на основе местных родовых преданий. Древнейший и основной цикл ирландского эпоса — уладский. Расселению древнего племени уладов соответствует исторический Ольстер. Поэтому цикл называется также о́льстерским. Описание материального быта в этих сказаниях соответствует латенской археологической культуре. Различные обычаи ирландских кельтов, отраженные в этих сказаниях, во многом сходны с галльскими. Общественные отношения специфичны для стадии «военной демократии», на которой у большинства народов развивается героический эпос. Эпическое время в сагах уладского цикла — первые века н. э. Эпический король уладов — Конхобар, согласно древнеирландским хроникам, жил с 30 г. до н. э. по 33 г. н. э.

Исторический фон уладского цикла — враждебные отношения уладов с Ко́ннахтом и другими королевствами Ирландии. Во главе ко́ннахтов стоит королева Медб и ее муж Айли́ль. В облике Медб сильны мифологические черты.

Главным богатырем уладов и главным героем ирландского эпоса является Кухулин (правильнее — Кукулайн), живший, согласно хронике, в I в. н. э. До получения настоящего имени, носящего тотемический характер (Кукулайн — «Пес Кулана»), он назывался Сетанта. Сетанции — одно из кельтских племен древней Британии.

Давайте рассмотрим поподробнее образ Кухулина.

Кухулин - непобедимый воин, герой, чья вспыльчивость часто причиняла горе ему самому и окружающим. Матерью Кухулина была Дехтире, внучка бога любви Аонгуса.

Происхождение имени:

С детства Сетанта охотно учился военному искусству, но мало кто замечал, насколько он силен и храбр. Опоздав на празднество, которое ольстерский кузнец Куланн устроил в честь короля Конхобара Мак Несса, юный герой у самых ворот был атакован свирепым псом и смог избежать смерти, убив его. Хозяин горевал, потеряв верного стража, и Сетанта вызвался служить вместо собаки, пока не будет найдена замена. Куланн отклонил предложение, однако с тех пор Сетанта получил новое имя — Кухулин, "пес Куланна".

Всех превосходил Кухулин в подвигах быстротою и ловкостью. Женщины Улада весьма любили Кухулина за ловкость в подвигах, за проворство в прыжках, за превосходство ума его, за сладость речи, за красоту лица, за прелесть взора его. Семь зрачков было в королевских глазах его, четыре в одном глазу и три в другом. По семи пальцев было на каждой руке его, по семи на каждой ноге. Многими дарами обладал он: прежде всего — даром мудрости (пока не овладевал им боевой пыл), далее — даром подвигов, даром игры в разные игры на доске, даром счета, даром пророчества, даром проницательности. Три недостатка было у Кухулина: то, что он был слишком молод, слишком смел, и слишком прекрасен.

Когда Кухулин поднял оружие против врагов Ольстера, полубогов Фойла, Фаннела и Туахелла, а также против их многочисленных приспешников, он этой битве впервые вошел в свой ужасающий боевой раж. Возвращаясь в Эмайн Маху на колеснице, увешанный окровавленными головами врагов, Кухулин, все еще находясь в состоянии боевого бешенства, принялся кружить вокруг крепости и вызывать на бой всех подряд. К счастью, героя остановила королева Ольстера, Мугайн. Она отправила ему навстречу сто пятьдесят женщин, которые несли три огромные кадки с водой. Кухулин позволил им усадить себя в воду. Первая кадка просто-напросто взорвалась, во второй вода закипела, а в третьей только сильно нагрелась. Так успокаивали юного героя, впервые познавшего вкус крови. Это показывает нам то, что Кухулин обладает несмысленной силой.

Героика образа Кухулина, в принципе типичного эпического богатыря, выражает своеобразие ирландского эпоса. Это своеобразие выявляется при сравнении его с богатырями в других эпосах, например в гомеровском. Кухулин лишен пластичности Ахилла. В его облике есть черты архаического демонизма, выражающего магическую основу его мощи. Он иногда описывается как маленький черненький человек (хотя у древних кельтов образцом красоты считались белокурые), у него по семь пальцев, по нескольку зрачков; фантастически и гиперболически изображается его преображение в момент боевой ярости (как у скандинавских воинов — барсерков или богатырей якутского эпоса). Он побеждает с помощью чудесного оружия. Однако героика Кухулина глубоко человечна. В нем обнажены трагические возможности, вытекающие из героического характера. Это весьма отчетливо выступает в саге о его смерти. Как человек еще во многом первобытного общества, он опутан противоречивыми запретами и магическими предписаниями, как героическая личность, он делает выбор между ними в пользу рода-племени, обрекая тем самым себя на смерть.

Место Кухулина в Уладском цикле

Тема войны между уладами и коннахтами наиболее полно развернута в самой обширной из саг этого цикла — «Угон быка из Куалнге», которую иногда называют «ирландской «Илиадой». Поводом к войне здесь является похищение по повелению Медб прекрасного коричневого быка божественного происхождения, принадлежащего одному из уладов. Обладая этим быком, Медб надеялась превзойти богатством своего мужа Айлиля, владевшего прекрасным белорогим быком. Медб начала войну в то время, когда все улады, за исключением Кухулина, были поражены магической болезненной слабостью. Кухулин занял позицию у одного брода и вынудил вражеских воинов по одному вступать с ним в бой.

Итак, композиционный стержень здесь — серия поединков Кухулина с вражескими богатырями. Кухулин и Фердиад, как представители враждующих племен, вынуждены выйти на смертельный поединок, но они - собратья, в юности вместе учились ратному делу. Победив Фердиада, Кухулин плачет над его телом, сетуя на тех, кто заставил собратьев взяться за «скорбное дело».

В монументальной саге «Угон быка из Куалнге» отчетливо проявилась глубоко народная основа героического образа Кухулина.

В других сагах («Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина» и др.) также содержатся различные архаические мотивы богатырской сказки, прикрепленные к Кухулину и как бы составляющие в своей совокупности его поэтическую биографию. Кухулин оказывается либо сыном бога Луга, от которого Дехтире зачала, проглотив насекомое с глотком воды; либо сыном Дехтире от ненамеренной кровосмесительной связи ее с братом — королем Конхобаром (мотив кровосмешения брата и сестры характерен для мифологического эпоса о «родоначальниках», первых царях и т. п.).

Величественная сага «Смерть Кухулина» посвящена героической гибели богатыря. В ней особо подчеркивается патриотизм народного героя. Враги снова напали на Улад. Они знают, что убить Кухулина можно только его собственным копьем, поэтому угрожают позорить его род в «злых песнях», если он не отдаст им своего оружия. Кухулин отдает копье и погибает. Тяжело раненный, он привязал себя перед смертью к высокому камню, чтобы умереть стоя.

Тематическое единство этого большого цикла обусловлено и тем, что все саги проникнуты идеей защиты родного края, верой в то, что народ способен выдержать всевозможные испытания. Кухулин предстаёт перед нами прежде всего, как защитник племени от враждебных ему сил. В его образе воплощен героический и этический идеал всей древней Ирландии. И мы можем сделать вывод о том, каким был идеал народного героя для древних кельтов. Народному герою свойственны несокрушимая мощь, военная доблесть, чувство высокого патриотизма; он верен слову, друзьям, законам гостеприимства, чуткий к чужой беде. Сам Кухулин так характеризует свои поступки: «Горд я в могуществе и доблести своей и способен охранять рубежи страны от внешних врагов. Я - защита каждого бедняка, я - боевой вал всякого крепкого воина. Я даю удовлетворение обиженному и наказываю вины сильного». Все это напоминает черты идеальной рыцарской этики периода расцвета феодализма и свидетельствует о том, что высшие идеалы средних веков формировались в народной среде и генетически были идеалами народными.


написать администратору сайта