Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая теория

  • Марксистская теория

  • Психологическая теория

  • Теологическая школа

  • Позитивистская теория Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные

  • Социологическая теория

  • Тема 3. 3 тема задание 1 Теория естественного права


    Скачать 263.63 Kb.
    Название3 тема задание 1 Теория естественного права
    Дата18.12.2021
    Размер263.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 3.docx
    ТипЗакон
    #308390

    3 ТЕМА

    Задание 1

    Теория естественного права



    Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

    Методологическая основа-диалектика

    Историческая теория

    Была разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля). По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа. Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты. Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа. Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития. Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Автор теории и его сторонники впервые уловили, какое значение имеет глубинный этнокультурный пласт для зарождения права.

    Методологическая основа-диалектика

    Марксистская теория

    Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята** В. Лениным** и его последователями. В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами. В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство. Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени. Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки. Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.

    Методологическая основа-диалектика

    Психологическая теория

    Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания. Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой. Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.

    Методологическая основа-диалектика

    Теологическая школа

    Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право. Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом. Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать. Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.

    Методологическая основа-метафизика

    Позитивистская теория
    Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

    К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

    • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;

    • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;

    • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;

    • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;

    • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

    Методологическая основа-диалектика

    Социологическая теория

    Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом. Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев.

    Методологическая основа-метафизика



    написать администратору сайта