Главная страница
Навигация по странице:

  • Сократовская беседа

  • Дерево, посаженное тобою…

  • Корзина грецких орехов

  • Театр-экспромт

  • 30 НОВЫХ ФОРМ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. 30 новых форм групповой деятельности детей волшебный стул


    Скачать 139.86 Kb.
    Название30 новых форм групповой деятельности детей волшебный стул
    Дата02.02.2022
    Размер139.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла30 НОВЫХ ФОРМ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.docx
    ТипДокументы
    #349772
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Приглашение к чаю

    «Приглашение к чаю» как форма групповой деятельности появилась в воспитательной практике тогда, когда сам процесс чаепития в кругу друзей стал проблематичным по причине больших материальных затруднений семьи, а значит, и школьника. Парадоксально: как только исчезла возможность приглашать товарищей на чай, родилось «приглашение на чай»; как только испарилось кондитерское содержание, форма, сохранив себя самое, наполнилась новым содержанием.

    В «Приглашении к чаю» много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь – о чем с ним хотел бы поговорить – что ему скажешь – что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, «Приглашение к танцу» Вебера), как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

    Это похоже на игру – но это не игра. Это похоже на раздумья, но это не раздумья как таковые. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать данную форму группового дела. К тому же, названная вчера «Приглашение к чаю», она уже сегодня перерастает в нечто новое: «Приглашение в космос», «Приглашение к совместной работе», «Приглашение в театр»… Может быть, примет общую форму «Приглашаю»?

    Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом, воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если педагог скажет, допустим: «Ты не забыл, что у нас, корме мальчиков, есть в группе и девочки?» - то эти слова открывают новый для мальчика канал выбора.

    «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей.

    Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения. Именно от педагога, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.
    Сократовская беседа

    О «сократовской беседе» никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме и кажущаяся доступной любому педагогу , «сократовская беседа» тем не менее остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности.

    Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать у детей. «Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

    Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.

    К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо живется на свете эгоисту» или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».

    Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная «разминка» - подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?» или «Всегда ли надо солить пищу?», или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? в какое время года? Какова мера? и т. д. – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.

    Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.

    Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного учебного класса либо параллели двух учебных групп.

    Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли – главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозг ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость – одиночество» и другие.
    Дерево, посаженное тобою…

    Ученик не остается для школы явлением нейтральным, его присутствие в школе изменяет облик школьного коллектива, определенным образом насыщает психологический климат дополнительной тональностью, и, в итоге, его годы ученичества не проходят бесследно для истории школы. Разумеется, влияние это индивидуально по содержанию, еще более – по силе отпечатка, оставленного каждым ребенком в его общении с другими.

    Влияние это настолько неуловимо, не подвластно жесткой фиксации, что в школе зачастую полагают, будто целые группы детей тихо и незаметно проходят через годы, не сыграв никакой роли на сцене школьной жизни. Между тем, как психологический климат школы в своем постоянном движении, впитывая в себя все краски слов, действий, поступков, портретов, талантов каждого ребенка, так же, как и каждого учителя, зависит от любого из членов школьного коллектива. История каждого ученика впечатана в историю развития школы.

    Осознание такой связи уже само по себе является сильным фактором развития личности школьника. Материализация этой связи, так, чтобы для детей она предстала наглядно и осязаемо, служит традиция посадки деревьев выпускниками школы. Этот акт носит символическое значение: расставаясь, школьник последующим поколениям дарит прекрасное; уходя из школы, школьник навечно оставляет частицу своего «я» в кроне растущего дерева; это дерево – своеобразная благодарность школе за годы ученичества и своеобразная забота о детстве, взрослеющем под крышей школы.

    Молодое деревце нуждается в уходе, поэтому его посадка организуется осенью, так, чтобы в течение последнего учебного года юноши и девушки имели возможность наблюдать за ним и помогать его росту и привитию на новой почве. В день «последнего звонка» они придут попрощаться с деревцем и скажут какие-то добрые слова как обещание или клятва, как мечта или зарок, как раздумье или волнение юноши перед выбором жизненного пути.

    Лучше, если посадка саженца производится без зрителей – без шумных любопытных младшеклассников. Тогда не придется выпускнику играть на зрителя, скрывая сентиментальные чувства, охватывающие его в этот момент. Но о том, что деревце посажено, должна знать школа – способ извещения избирается удобный для конкретных условий.

    Разумеется, традиционность такого акта заранее планируется, определяется площадка, составляется план аллеи «Дерево выпускников», биологи должны подготовить почву, а завхоз обеспечить детей орудиями труда. Ведется и психологическая подготовка: формируется установка, обсуждается разновидность растения, намечаются сроки, определяются роли, содержание деятельности, время и место торжественного акта, а также задолго до него – способ ухаживания за деревцем.

    У выпускников появляется свое особое место на школьном дворе – «у дерева». Теперь многие минуты коллективной работы могут протекать «у дерева», а работа эта приобретает для них новый социально-психологический оттенок.

    Отметим и следующее. «Дерево выпускников» вносит в духовный мир школьника ценность школы, подчеркивает личностный смысл для каждого школьника этой духовной ценности, помогает ребенку уже в первом классе проецировать свое будущее, планируя свое взросление и связывая его со школой.

    «Дерево выпускников» имеет и свой скрытый философский смысл: личность человека не ограничивается пространством, очерченным телесным контуром, она простирается и вне этого контура, оставляя свое «я» в людях, вещах, явлениях и тем самым расширяя пространство этого «я»; в посаженном дереве школьник воплотил свое «я», войдя тем самым в существующий мир вполне реальной частью его.


    Корзина грецких орехов

    К фразеологическому сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без затруднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными.

    «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьником. Иногда он надеется на помощь чью-либо, часто уверен, что сам справится со своими духовными препятствиями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

    «Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание.

    У каждого класса (возраста, социальной принадлежности, характера, коллектива, истории) своя «корзина грецких орехов». Дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешаемые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.

    Бесспорна решающая роль психологического климата этого группового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется поочередность детей в их высказываниях, как будет обставлен момент «опускания» в «корзину» «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный «грецкий орех» или он будет единственным, передаваемым из рук в руки.

    Конечно, «корзина грецких орехов» - это доверительный разговор старшеклассников. Но и старший подросток мог бы вести подобный тонкий разговор при условии добрых взаимоотношений в группе. Вероятно, не исключено использование данной формы и в группе детей 10-12 лет.

    «Корзина грецких орехов» может стать отдельным приемом воздействия в контексте какой-то другой групповой деятельности. Например, в случае затруднений по ходу организации дела. Постановка вопроса «Какие сложности мы видим в этом деле?» может быть обыграна как «сбор в корзину грецких орехов». Игровая деталь создает детям психологическую опору, снимает психологическую зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

    Заметим попутно, что конкретный реальный грецкий орех, который в первый раз педагог предложил детям в качестве наглядной опоры предстоящей духовной деятельности, следовало бы сохранять, каждый раз обращаясь именно к этому («нашему!») ореху. Вероятно, ему и место в классной комнате должно быть найдено соответствующее: в любой момент можно взять и в любой момент каждый ребенок (подросток, юноша) может подойти, подержать в руках, разглядеть и подумать о своей трудной, крепкой, как орех, проблеме.
    Театр-экспромт

    Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, - это, разумеется, представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предлагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.

    Совсем иначе относятся к драматической театральной деятельности, когда спектакль играется на правах драматургического произведения – здесь высокий спрос и суровый отбор детей, которым предстоит многодневный напряженный труд во имя создания единого целостного художественного творения, здесь непростительны ошибки, огорчают огрехи, досаду вызывает недоработанность.

    Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, в то время как школьный театр (этический театр, драматическая студия и прочее), занятый театрализованными постановками литературных произведений, создается во имя эстетической и нравственной задачи. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

    Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».

    Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.

    Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успешно и многократно в разных школах (с помощью прописной буквы обозначаем персонажи этого представления).

    «…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывая то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пес отчаянно залаял… Цыган уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин… Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!»

    Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожи, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий.

    На спектакль театра-экспромт приглашаются все желающие. Играть же может только группа одного класса. Делается это для того, чтобы на сцене побывал в роли актера каждый ребенок, а для группы одного класса всегда найдется достаточное количество ролей. Поочередно, класс за классом, представляют свои спектакли. Рождается негласное состязание, дети невольно сравнивают успехи групп. Оформлять возникшее состязание ни в коем случае не следует, ибо любое представление индивидуально. Но не исключена «Панорама экспромт-спектаклей», когда в один день, в течение полутора-двух часов на сцене проходит серия таких представлений, актерами которых выступают поочередно группы всех классов.

    Педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о возрастных границах данной формы работы с детьми. Не возбраняются подобные занятия и в первом классе, но без широкой публики в большом актовом зале. Камерный театр-экспромт, видимо, не имеет вообще никаких ограничений и может быть использован как психотерапевтическое средство. Вынесенный же на сцену театр-экспромт для зрителя реализует и функцию художественную, так как на сцене действительно совершается перевоплощение – и порой очень яркое! – доставляющее зрителям эстетическое наслаждение.

    Добавим следующее. Ведущий спектакль («Голос за кадром») по окончании представления должен сделать все возможное, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой, а у всех зрителей – желание выйти на сцену.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта