Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.)

  • Слово о законе и благодати

  • 2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.)

  • 3) Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.)

  • Наполеоном

  • 27. Основные направления европейской философии 4.1. Сциентистское направление

  • 2. Деятельностное направление

  • 3. Антропологическое направление

  • 4.Философско-теологическое направление

  • 5.Социально-критическое направление

  • 12. Учение Платона об «идеях».

  • В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»

  • 25. Основные идеи и представители Немецкой Классической философии.

  • Эммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) - немецкий философ

  • Георг Гегель

  • Механизм развития (от абстрактного к конкретному - борьба противоположностей)

  • Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Людвиг Фейербах

  • Теорию антропологического материализма

  • Философия. 33. Этапы развития русской философии Длительный период со времен Киевской Руси


    Скачать 31.28 Kb.
    Название33. Этапы развития русской философии Длительный период со времен Киевской Руси
    Дата11.11.2022
    Размер31.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #782648

    33. Этапы развития русской философии..

    Длительный период со времен Киевской Руси до ХVIII в. стал периодом накопления духовного опыта, формирования русской философии как самостоятельного явления. Этот процесс был сложным и противоречивым, что было обусловлено прежде всего особенностями социально-исторического процесса в России: вековой борьбой с иноземными захватчиками, необходимостью освоения огромных пространств, сопротивлением тоталитарному гнету, высокой степенью расслоения общества и т. д.

    Следует добавить, что очень поздно, лишь в конце ХVIII века, в России стала складываться система народного образования. Несмотря на эти крайне неблагоприятные условия, в России неуклонно развивалась духовная жизнь. История отечественной мысли Х – ХVIII веков представляет собой область не только религиозного сознания, но и своеобразной, богатой по своим формам социальной, исторической, этической, художественной направленности. Российская общественная мысль этого периода коснулась всех существенных тем философии, однако не сумела достигнуть уровня философского обобщения в силу своей «обремененности проблемами текущей жизни» (В.В. Зеньковский).

    В любом случае русская философия прошла длительный путь формирования и развития, основные этапы которого совпадают с этапами развития гражданской истории России.

    1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.)

    Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианствав Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви. Православная литература во многом определяла становление и развитие средневековой мысли на Руси, в которой элементы философского содержания выражались преимущественно в религиозной форме. В литературе киевской руси, основными жанрами которой были послания, моления, поучения, сказания, слились воедино религиозные представления, идеи философского содержания, элементы фольклора – народного сознания.
    Первым философским произведением на руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – утверждение исторической миссии руси, определение ее места во всемирной истории. Илларион отверг идею богоизбранности одного народа, он излагает учение о равноправии всех народов и о христианстве как духовной основе движения народов к спасению, к истине.

    Последователем иллариона стал Владимир Мономах – первый образованный правитель руси. Его «Поучение» представляет собой свод нравственных правил. Мономах разрабатывает идею индивидуальной неповторимости каждого человека, считает, что оценивать качества человека надо по его трудовой деятельности, по нравственному значению его поступков. В оценке деятельности правителя государства, по мнению Мономаха, тоже на первый план выходят нравственные характеристики. Вражда между князьями противоречит интересам народа. Единство русских земель – это не только политическая, но и нравственная цель.

    В период Московского государства (ХIV – ХVII вв.), когда перед Русью встали задачи сохранения национальной независимости, образования единого централизованного государства, развитие философской мысли неразрывно связано с социально-политическими событиями. Философские идеи в этот период выражаются преимущественно в религиозной и художественной форме (причем не только литературной: например, Андрей Рублев через иконопись выражает свою концепцию троичности мироздания, взаимоотношений духовного и телесного, вечного и преходящего). К этому же периоду относится и начало формирования светской общественной мысли. Ее представителем стал, прежде всего, Андрей курбский – один из виднейших военных и политических деятелей времен И. Грозного. В его сочинениях были изложены основы логики и диалектики. Курбский разделяет религию и философию как области духовной жизни: религия – это область богосозерцания, а философия – это знание, это учение о мире и человеке.

    2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.)

    ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.

    Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма. Большое место в их творчестве занимают проблемы социальной философии: государства и права, равенства людей, роли науки и образования в общественном развитии.

    М.В. Ломоносоввеличайший представитель русской культуры ХVIII в. У Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления: стремление проникнуть в глубинную сущность всех явлений, проследить их взаимосвязь, рассмотреть каждое конкретное явление в связи со всей природой. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человека, человеческого разума. Человек в произведениях ломоносова – это существо активное, действующее, познающее и преображающее мир и в то же время пораженное величием вселенной, ее гармоничностью.

    3) Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.)

    В середине ХIХ века в России сложились определенные предпосылки формирования философии как самостоятельного явления.

    Первой из них стала необходимость синтеза высказанных в течение веков идей, претворения их в целостную систему.

    Одной из важнейших предпосылок становления философии в России стал подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеономв Отечественной войне 1812 года, трагедией 14 декабря 1825 года, надеждами на коренные социально-политические преобразования, связанными с крестьянской реформой 1861 года.

    4) Русская философия ХХ века

    Этот период можно подразделить на 3 этапа:

    - философия «серебряного века» русской культуры,

    - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

    - философия советского периода.

    Начало ХХ в. в философии связано с именами Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова и других религиозных мыслителей.

    27. Основные направления европейской философии
    4.1. Сциентистское направление
         Сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв.6
         Первую  страницу этого философского направления  вписал позитивизм, как своеобразная форма утверждения «панрационализма» в науке.
         - Основоположник позитивизма О. Конт (1798-1857) полагал, что «позитивное» знание дает только наука. Что касается других форм общественного сознания, то их эффективность познавать мир находится в зависимости от меры рациональности. Философия занимает особое место в системе общественного сознания, но и она как наука несостоятельна, ибо ее предметом являются «метафизические проблемы». Эти проблемы выходят за рамки объективной реальности. Более того, они не решаются известными формами и методами научного познания.

    2. Деятельностное направление
         

    Это направление представляют марксизм и прагматизм.
         - Не игнорируя философию и не перечеркивая значение науки, марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.
         Возник марксизм в 40-е гг. XIX в. как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.
         Основоположниками философии пролетариата явились  К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). 

    3. Антропологическое направление

    Данное направление философии оформилось в трех основных школах: философия жизни, экзистенциализм, философская антропология.
         Будучи  нацелено на экзистенцию человека, его бессознательное начало, это  направление методологии классического  рационализма предпочитает иррационализм. Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т. д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики. Если позитивизм, ориентируясь на науку, превращал философию в теорию познания, оторванную от объективной действительности, то философия жизни стремится сохранить мировоззренческую функцию философии, но ценой отказа от научности.
         

    Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в философии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1839-1911), Г. Зиммель (1858-1918) и А. Бергсон (1859-1941)

    4.Философско-теологическое направление
         Наибольшим  влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм.
         1. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Томмазо (Фома) Аквинский (1224-1275). Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм.
         Согласно  томизму, все догмы католицизма  безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания.
         Основные  его представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фабро (Италия).

    5.Социально-критическое направление
       

      Это направление включает социальную философию франкфуртской школы, философию неофрейдизма и Римский клуб. Все они имеют свою «визитную карточку», но всех их объединяет критическое отношение к социальной действительности, к системе «общество-природа-человек».
      Ее основные представители: М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (1929).
    12.  Учение Платона об «идеях».

    От Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия.

    Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследованию прекрасного. Во всех диалогах, посвященных проблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом прекрасного является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное само по себе, сущность прекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.
    Но Платон не только ставит задачу определения прекрасного, как того что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно великими, безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что эта задача хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому, что предмет исследования – «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности.

    По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерцания прекрасного, тот «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе».

    Эти признаки – объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасное есть «вид» или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия, т.е. истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом; иными словами, прекрасное – сверхчувственная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них возможна.

    В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. Эта непрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей подчеркнута Платоном в «Федоне».

    Напротив «идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно тождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе.

    Учение этого – идеализм, т.к. по Платону реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона – объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общее для всех их.

    Учение Платон об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но так же идеализма телеологического. (Телеология – учение о целесообразности.) Т.к. по Платону над всем главенствует «идея» блага,это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели.

    Т.к. критерий всякого относительного блага – благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии – учение об «идее» блага.

    В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»:

    1. причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений;

    2. образцом, взирая на который творят мир вещей;

    3. целью, к которой, как к верховному благу стремится все существующее.

    «Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влиянием Платона, получило в обычном обиходе у цивилизованных народов. В этом своем значении «идея» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т.п.

    25. Основные идеи и представители Немецкой Классической философии.

    Представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XV111 века и, прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы к духа, утверждая могуществ разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической н духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, т.к. она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

    Эммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) - немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма.

    Основные идеи:

    • Солнечная система возникла из облака разряженных в космосе частиц в результате вращения данного облака.

    • Природа имеет свою историю во времени (начало и конец) и не вечна и неизменна.

    • Природа находится в постоянном изменении и развитии.

    • Движения и покой относительны.

    • Всё живое на Земле, в том числе и человек результат естественной биологической эволюции.

    • Агностицизм - высказывался за невозможность познания окружающей действительности, познавательные способности разума человека ограничены. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь Видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром

    • Признавал Бога как высшую идею.

    • Считал, что человек изначально наделен злой природой. Во всем должна быть целесообразность - живом и не живом.

    • Целесообразность духа - наличие Бога.

    Историческое значение философии Канта.

    - Дал научно обоснованное объяснение возникновение Солнечной системы из туманности вращающихся частиц.

    - Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, вещи в себе)

    - Вывел 12 категорий - предельно общих понятий составляющих каркас мышления.

    - Отрицал войны, предсказал «вечный мир»в будущем основанный на экономической невыгодности войны правовом запрете.

    Георг Гегель - один из самых авторитетных философов своего времени, как в Германии, так и в Европе. Яркий представитель немецкого классического идеализма.

    Основной вклад в философию

    - Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея Мировой дух)

    - разработка Диалектического метода

    Смысл диалектики Гегеля

    - Все - Мировой дух, «конечный дух» человек, предметы и явления содержат в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое,  молодость и старость и т.д.)

    - Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу Одновременно едины по своей сути и взаимодействуют.

    - Единство и борьба противоположностей - основа всеобщего существования и развития

    Механизм развития (от абстрактного к конкретному - борьба противоположностей):

    Бытие - данному тезису находится антитезис (противоположность – небытие)

    В результате взаимодействия двух противоположностей (двух противоположных тезисов) получается новое утверждение, которое в свою очередь становится тезисом. На более высоком уровне развития бытие и небытие дают новый синтез «становление», который является новым тезисом.

    Данный  процесс  происходит снова  и снова и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

    Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

    Людвиг Фейербах - его идеи считаются завершающим этапом немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах) и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

    Выдвигает Теорию антропологического материализма, в которой говорит:

    • Единственно существующими реальностями являются природа и человек;

    • Человек является частью природы;

    • Человек есть единство материального и духовного;

    • Человек должен стать главным интересом философии,

    • Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

    • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует Бог - плод воображения человека;

    • Природа (материя) вечна и бесконечна никем не сотворена и неуничтожима;

    • Все что нас окружает (предметы, явления) различные проявления материи;

    • Бог - идеальный образ человека, созданный Человеком, это то, чем хотел бы видеть человек себя


    написать администратору сайта