Главная страница

35. Сформулируйте сущностные характеристики феодальноабсолютистского строя в европейских странах


Скачать 341.66 Kb.
Название35. Сформулируйте сущностные характеристики феодальноабсолютистского строя в европейских странах
Дата19.05.2021
Размер341.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEvropa_otvety_docx (1).docx
ТипДокументы
#207014
страница9 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14




  • декабрь 1917 г. — образование независимой Финляндии




  • февраль 1918 г. — образование независимой Эстонии




  • октябрь 1918 г. — образование Чехословакии




  • ноябрь 1918 г. — образование независимого польского государства




  • ноябрь 1918 г.— создание Австрийской республики




  • ноябрь 1918 г. — создание Венгерской Народной республики




  • ноябрь 1918 г. — образование независимой Латвии




  • декабрь 1918 г. — создание Королевства СХС (сербов, хорватов, словенцев




  • июнь 1919 г. — создание Веймарской республики в Германии

35)Объясните, почему Англию называли «мастерской мира».

Англию называли "мастерской мира", потому что она была одной из первых стран, которые прошли через процесс модернизации и стремительно развивались в промышленном плане. В 19 веке почти все работоспособное население Англии было задействовано в промышленности. В этот период в Англии было изобретено большое количество станков и машин, что способствовало развитию ее экномики и позволило стать монополистом на мировом рынке. Этот период был одним из лучших периодов в истории Англии. 

1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая всемирная выставка. Десятки стран прислали на выставку экспонаты: Фран­ция — шелк, ковры и фарфор, Испания — вина и шерсть, Россия — дорогие меха.
Но главным участником выставки была Англия . Ее часть выставки была самой большой, а показывала она в основном ма­шины. Многие экспонаты действовали: че­канили медали, штамповали булавки и гвоз­ди, точили дерево и металл, пряли и ткали.
Все эти машины приводились в движе­ние с помощью парового двигателя.
Причем все эти экспонаты были не про­сто выставочными экземплярами — множе­ство машин уже работало на английских за­водах и фабриках, и Англию стали называть «мастерской мира» .
С чего жи все это начиналось? В 1765 го­ду английский рабочий-механик Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку. Он назвал ее именем своей дочери Дженни. Изобретение это было очень кстати — в пряже очень нуждались ткацкие мануфак­туры. Прялки «Дженни» быстро распростра­нились по всей Англии, и теперь уже ткачи не успевали перерабатывать пряжу. Понадобился механический ткацкий станок — и он был изобретен. Для того чтобы приводить в движение все эти механизмы, нужен был двигатель. Водяной и ветряной двигатели уже давно использовали в Англии, но их мощность была невелика. Джеймс Уатт изо­брел новый двигатель — паровой.
Далее была очередь за паровозом и паро­ходом — и они тоже были изобретены в Ан­глии.
На самых разных предприятиях Англии стали появляться машины и механизмы. Они облегчали труд людей, а кое-где и со­всем вытеснили его.
Так Англия стала «мастерской мира».



36)Охарактеризуйте причины, задачи, пути проведения и итоги реформ первого десятилетия ХХ в. в России.

Смысл преобразования в России в начале ХХв.

Столыпин пришёл к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого термином “царизм”, курс этот представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией.
Расчет царизма на крестьянство – спекуляция на крестьянском царизме - означал ставку на всё крестьянство, а от сюда следовало, что правительство должно было предложить ему такой аграрный законопроект, который выглядел бы как крестьянский созданный в интересах всех крестьян.
Выборы в первую Думу пошли более или менее свободно, а в результате дума оказалась на половину левой, а её центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения – аграрного курса, отвергнутого царём. Это было первое противоречие. Второе оказалось ещё более серьёзным: трудовики, крестьяне, в свою очередь, отвергли кадетский законопроект и выдвинули свой собственный (проект 104). Содержание, которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.
В этой ситуации на политическую авансцену вышел П. А. Столыпин .

Аграрная реформа.
Богатое крестьянство… Если бы правительству удалось проведением в жизнь своих земельных мероприятий достигнуть этой цели, то мечтам о государственном и социалистическом перевороте в России раз и навсегда был положен конец.
Столыпинская аграрная программа настолько совпадала с аграрной программой Совета объединенного дворянства, что тогдашние политические наблюдатели, от кадетов до большевиков, прежде всего, поддерживали это родство.
Все классы и партии русского общества отчетливо понимали: новый правительственный аграрный курс имеет жизненно важное значение для исторических судеб страны и, следовательно, для них самих. Успех его означал бы окончательную победу прусского пути развития капитализма и привел бы к глубокому изменению в соответствии классовых сил в стране, прежде всего, к изменению позиции крестьянства.
На обсуждении указа докладчиком аграрной комиссии по праву стал октябрист С.И. Шидловский. С первых же слов он был вынужден признать, что еще совсем недавно идея конфискации помещичьей земли находилась в плоскости практического решения, а в настоящий момент продолжает оставаться заветной крестьянской мечтой. Отвергая такой подход в принципе, докладчик противопоставил идею личной крестьянской собственности на землю. Только такая собственность выведет крестьянина из беды, сделает из него свободную личность.
Националисты В.А. Бобринский также энергично нападал на общину и защищал столыпинский указ.
Устами Морозова помещичья контрреволюция ясно дала понять, что для сохранения своих земель она не остановится ни перед каким насилием по отношению к миллионам крестьян.
Позиция октябристов была абсолютно идентична позиции правых.
Столыпин выступил в Думе по указу 9 ноября не в начале обсуждения, как можно было ожидать, а только 5 декабря, когда уже шло постатейное обсуждение. Нельзя “ставить преграду” крестьянину решительно заявил он, “необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью… Надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя”. Правительство, издав указ 9 ноября, пояснял он, “ставило ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Позиция кадетов обуславливалась двумя главными мотивами:
Пониманием, что с каждым годом действия указа 9 ноября и собственная программа “принудительного отчуждения” становится анархизмом.

Весьма обоснованным опасением, что в случае краха столыпинского аграрного курса в стране разразится новая революция. Поэтому в их выступлениях основным мотивом был призыв к осторожности, к разъяснению, что принудительное отчуждение лучше, чем указ 9 ноября, насильственная полицейская сущность которого вы лазит из каждого параграфа.

Крестьяне – трудовики высказались за национализацию всей земли.
Реализация и итоги.

Суть закона раскрывалась в его первой статье, устанавливавшей, что каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, мог требовать укрепления причитавшейся ему земли. Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит аванс, но не по существовавшей на данный день цене, а по выкупной цене 1961 г., когда эти цены были значительно ниже.

Существенным дополнением к закону 14 июля 1910 г. был принят отдельными палатами закон о землеустройстве, называвшийся законом 29 мая 1911 г. В соответствии с ним для введения землеустройства им не потребовалось предварительного укрепления земли за дворохозяйствами.

Землеустроительные комиссии были наделены широкими правами, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную тесноту, прежде всего в центральных губерниях в России, где малоземелье и безземелье крестьян было особенно остро.

Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним – приноровленным к кабале и отработкам, о чем разглагольствовали сторонники указа 9 ноября.
Переселенческая политика особенно наглядно демонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной реформы. В 1908 – 1909 гг. за Урал двинулась огромная масса крестьян – 1,3 млн. Большинство их там ожидали полное разорение, смерти, болезни, неслыханные мучения и издевательства чиновников. Главным итогом стало массовое возвращение на родину, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.

Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами осталась такой же низко производительной и нищей, как и до Столыпина.

Но прежде всего, и это было главное, столыпинский аграрный курс, проводился политически.
Вывод помещика гласил: “Что делалось в революцию, то делается и теперь, только с умом.”


37)Составьте иерархию причин гражданской войны в США.

Главной причиной гражданской войны в США не было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних.

Поводом для полномасштабной войны стало сражение за форт Самтер и последовавшее за ним отделение семи южных штатов от США, что противоречило конституции, не допускающей выход штатов из союза. Большинство историков согласны в том, что "хотя рабство и его многообразные последствия были основными причинами распада государства, война началась с самого акта распада" [1].

Противоречия вокруг рабства были подняты на поверхность общественной жизни в ходе дискуссий о правах штатов и тарифной политике[2]. Дополнительными факторами, обострявшими отношения между Севером и Югом, были противоречия между политическими партиями, аболиционизм, национализм и местный патриотизм, территориальная экспансия, экономический кризис и модернизация экономики в предвоенный период.

Разделение штатов на северные и южные сложилось ещё в колониальную эпоху. Быстро растущая экономика Северо-востока и Среднего Запада США были основаны на свободном фермерстве, индустриализации, развитии транспортной системы и коммерции. Рабство здесь было запрещено законами штатов[3]. Индустриализация и приток иммигрантов из Европы, преимущественно ирландского, британского и германского происхождения, обусловили ускоренный рост населения этих штатов.

На Юге традиционно доминировали плантаторы-рабовладельцы. Хотя здесь население также росло, темпы его роста были существенно меньше, чем на Севере. Южные города были значительно меньше северных, промышленность оставалась неразвитой. Хотя две трети белого населения рабов не имели, они были преимущественно наемными работниками у богатых плантаторов, полностью контролировавших экономику и политическую жизнь южных штатов.

Хотя в начале истории США южные штаты обладали большим политическим весом на федеральном уровне, демографические изменения и всеобщее избирательное право в конце концов привели к тому, что Юг утратил былое влияние. На президентских выборах 1860 г. северные штаты представили больше голосов, чем южные; их кандидат Авраам Линкольн стал президентом несмотря на провал в десяти южных штатах, что вызвало острое недовольство на Юге.

На Севере недовольство зрело ещё дольше. Здесь рабство осуждали не только как социальное зло, но и как аморальное явление, что в религиозной Америке всегда имело под собой контекст межконфессиональных противоречий, в условиях свободы вероисповедания не имеющих возможности для непосредственного выражения. В интересах единства нации политики на федеральном уровне в течение длительного времени находили компромисс между разногласиями Севера и Юга. Так в 1820 г. был принят Миссурийский компромисс, согласно которому новые штаты принимались в союз попарно, один рабовладельческий, второй «свободный» от рабства. Аналогичный политический компромисс был достигнут в 1850 г. Но такие компромиссы лишь откладывали решение проблемы.

В середине XIX в. прежние политические партии сошли со сцены, уступив место новым. Из них Республиканская партия опиралась на избирателей Севера и добивалась запрещения рабства на всей территории США. Хотя в 1854 г. все же был заключен новый компромисс в виде закона Канзас-Небраска, который решение вопроса о рабстве оставлял на усмотрение местных выборных органов, на деле он спровоцировал в Канзасе гражданскую войну, ставшую прелюдией к общей войне между Севером и Югом.

38)Охарактеризуйте систему союзов в Европе кон. Х1Х в.

Международные отношения на рубеже ХIХ-ХХ веков определялись нарастанием разногласий между ведущими государствами завершали раздел мира. Повсеместно усиливались националистические настроения. Формулируя свои интересы, правящие круги каждой из европейских стран стремились представлять их как народные чаяния. Вооруженные столкновения и локальные войны происходили почти непрерывно. Все более опасными становились конфликты между великими державами через гегемонию в Европе, а также передел колоний и сфер влияния. Они стимулировали гонку вооружений и привели к Первой мировой войны.

Создание Тройственного блока

Главной проблемой европейских государств в их силовом противостоянии были поиски союзников для обеспечения политического равновесия в Европе. В первой половине ХIХ века европейская политика сводилась к созданию коалиций, уравновешивали мощь Франции. С этой целью, например, в 1815 г., после разгрома Наполеона, Австрия, Великобритания, Пруссия и Россия попытались обеспечить стабильность путем создания континентальной системы безопасности — Священного союза. Но к середине ХIХ века этот союз распался из-за противоречий между его учредителями.

В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров — Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» — не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

Создание Антанты

В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. — секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное — вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции — Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.

Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.




41)Охарактеризуйте принципы формационного подхода к периодизации истории.

Для российской науки наиболее традиционным является формационный подход к периодизации истории, автором которого был Карл Маркс. За основу развития общества он взял способ производства материальных благ. В основе этого выделения лежит тот простой факт, что люди прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой должны пить, есть, одеваться и т.д. Каждую стадию развития общества Маркс назвал общественно-экономической формацией. Маркс выделяет пять основных общественно-экономических формаций:

Первобытнообщинный строй: первобытное общество характеризовалось примитивными орудиями труда (палка-копалка, каменный топор). Для этого общества было характерно собирательство, охота, рыболовство.

Рабовладельческий строй: главной особенностью рабовладельческого строя было использование в качестве орудий труда живых людей – рабов. В это время развивается земледелие и скотоводство. Однако, рабство было характерно не для всех обществ, а большей частью для древних цивилизаций Греции, Рима, Египта.

Феодальный строй: был характерен для Западной Европы, Китая, Индии, России. Главное занятие земледелие; ручные орудия труда, натуральное хозяйство. Феодализм предполагает два основных социальных класса: феодалы (землевладельцы) и зависимые крестьяне. Уровень технического развития остается примитивным, темпы технического прогресса незначительны. Однако другими по сравнению с рабовладельческим строем становятся производственные отношения – крестьяне не являются личной собственностью землевладельцев, а отношения строятся на основе аренды крестьянами земельных наделов, находящихся в собственности у феодалов. В качестве арендной платы выступает оброк, барщина и т.д.

Капиталистический строй: общество основано на развитой частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде. Зародился в XVI веке в результате промышленной революции. На этом этапе начинает развиваться промышленность, растут города, развивается техника (появляются первые машины и предприятия – мануфактуры и фабрики). Складываются два социальных класса – буржуазия (собственники средств производства) и наемные рабочие. Рабочий обладает квалификацией и способностью трудиться. Владелец предприятия (работодатель) «покупает» эту способность, а у рабочего появляется возможность получить источник средств для существования. Маркс и его последователи полагали, что основной продукт создается руками рабочих, однако они получают за свой труд лишь ничтожно малую часть дохода от продажи произведенного продукта. Большая часть прибыли остается у капиталиста в качестве предпринимательского дохода. Из этого сторонники марксизма делали вывод, что буржуазия эксплуатирует труд рабочих, наживаясь на этом.

Коммунистический строй (и переходная стадия – социализм): Маркс считал, что противоречия капитализма можно устранить, если в качестве собственника средств производства будут выступать сами производители (рабочие). А полученный доход будет распределяться поровну среди всех членов общества. Уроки истории свидетельствуют о том, что общество основанное на всеобщем равенстве является утопией (фантазией). В социалистическом обществе, как показала практика, в качестве собственника средств производства выступает государство, трудящиеся получают за свой труд фиксированную заработную плату. Это приводит к тому, что рабочий не заинтересован в результатах своего труда, качество товаров начинает падать, для поддержания уровня производства приходится использовать дополнительные государственные средства, так как предприятия становятся убыточными, появляется дефицит (нехватка) товаров, люди начинают искать дополнительные (не всегда законные) источники дохода. Поэтому дальнейшее развитие общества, согласно современным научным концепциям, выходит за рамки формационного подхода.

Теория Маркса имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, Маркс первым представил историю человечества как единый, глобальный процесс. С другой стороны, формационная теория не может объяснить почему разные общества развиваются с разной скоростью, перескакивают через отдельные стадии. Например, в России никогда не было рабовладельческого общества, а некоторые народы Азии и Африки до сих пор находятся на феодальной стадии развития. В логику формационного подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт и т.д. Поэтому в современной науке за основу принят цивилизационный подход.

42)Сравните цивилизационный и формационный подходы к периодизации истории. 

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.
Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).
Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.
2. Цивилизационный подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

43)Охарактеризуйте основные тенденции политического развития стран Европы и Америки в кон. XVI – перв. пол. XVII вв.
При всем разнообразии национальных вариантов абсолютизма его наиболее характерной чертой было сосредоточение в руках монарха новых рычагов управления, В первую очередь к ним относят появление мощного и разветвленного бюрократического аппарата. К концу XVI в. в большинстве стран Западной Европы окончательно складывается стройная система органов центрального и местного управления» позволяющая государям эффективно осуществлять свою политику. Ее проводником становится многочисленное чиновничество, состоящее на жаловании у короны и преданное ей. Важную роль в административной системе абсолютизма по-прежнему играет дворянство, занимавшее в ней ключевые посты. Независимо от их социального происхождения людей, занятых в управлении, отличали высокий уровень образованности и профессионализм.
Опираясь на бюрократические структуры, государство ставит перед собой новые масштабные задачи. Оно последовательно ограничивает сеньориальную и церковную юрисдикцию, ведет наступление на местные вольности и привилегии отдельных городов и провинций. Относительной унификации подвергаются судебная, административная и фискальная системы. Абсолютистское государст-шо отличает высокая законодательная активность, оно распространяет свой контроль на все сферы жизни общества. Королевская власть не только определяет внутреннюю и внешнюю политику, но и регламентирует социальные и экономические отношения, беря на ссбя функции, принадлежавшие некогда городским корпорациям, цехам, вторгается в сферу вероисповедания и частной жизни.
В XVI — первой половине XVII в. возрастает количество бюрократических ведомств усиливается их специализация. В дополнение к казначействам, государственным канцеляриям и судебным палатам» составлявшим ядро средневековых королевских курий, иозникают адмиралтейства, торговые палаты, управления по делам колоний, а также армии и флота. На их основе в XVII в. формируются первые министерства. Все более обособляются и профессионализируются дипломатическая служба и разведка.
Реальная власть повсеместно сосредоточивается в руках узкого круга высших государственных чиновников, входивших в так называемые "тайные"» или "узкие1*, советы при королях. На них ложится груз огромной повседневной работы по управлению всеми сферами жизни» что постепенно приводит к специализации внутри сове-то» и выделению направлений, курируемых отдельными их членами — внешняя политика, внутренняя политика, флот, армия, Финансы и т.д. Государственные советы эпохи абсолютизма стали прообразом современных кабинетов министров, Вновь создаваемые бюрократические структуры соседствовали с унаследованными от средневековья сословно-представительными органами. Значение последних в законотворчестве и реальном управлении упало, однако соотношение старых и новых институтов власти имело свои особенности в каждой стране: в некоторых (к примеру, во Франции) представительные учреждения игнорировались монархами и подолгу не созывались, в других (в Англии, Швеции) они успешно включались в систему абсолютизма и эффективно работали рука об руку с королевской администрацией.
Если средневековые теория и практика предполагали управление страной как королевской вотчиной, осуществлявшееся ключевыми фигурами двора, то административная система раннего нового времени и методы ее работы все в большей степени приобретали публично-правовой и общенациональный характер. Это нашло отражение в политических теориях XVI—-XVII вв., которые оперировали такими понятиями, как "благо нации" и "государственный интерес".
Одним из важнейших институтов государства является армия, характер которой существенно изменился в XV — первой половине XVII в. Широкое распространение к концу XV в. огнестрельного оружия повлекло за собой важные технические и социальные последствия, вызвав подлинный переворот в военном деле. Применение артиллерии сделало неэффективными прежние каменные укрепления средневековых крепостей, а стрелковое оружие — рыцарские доспехи. В фортификационном деле стали шире применяться вынесенные за линию крепостных стен мощные земляные укрепления, менее уязвимые для ядер и пуль, с редутами, на которых устанавливались артиллерийские батареи. Крупные сражения разворачивались на открытых пространствах, что влекло за собой изменения в военной стратегии и тактике. В армии XVI—XVII вв. широко применялось личное стрелковое оружие — аркебузы, мушкеты, пистоли, но оно было еще ненадежно и сложно в обслуживании, поэтому аркебузиров и мушкетеров прикрывали отряды пики-неров или копейщиков, формировавшиеся из простонародья.
В этих условиях значение тяжеловооруженной рыцарской конницы падает. И хотя дворянство по-прежнему сохраняет за собой командные посты в армии и из него формируются элитные гвардейские полки и отряды легкой кавалерии, зависимость государей от него как сословия профессиональных воинов ослабевает. На смену отрядам прямых королевских вассалов приходят многотысячные армии профессиональных солдат-наемников, получающих казенное жалование. Наряду с наемничеством распространяется и принудительный рекрутский набор в королевские полки, куда отправляют обедневших крестьян, "праздношатающихся" пауперов, а порой и преступников, чтобы освободить от них тюрьмы.
Укреплению абсолютизма способствовало и совершенствование государственных финансов. По традиции доходы европейских монархов складывались в основном за счет поступлений от домениаль-ыых земель, фонд которых увеличился благодаря конфискациям владений мятежных магнатов (в ряде случаев и благодаря секуляризации церковных земель в ходе Реформации), а также за счет налогов. Система налогообложения населения, унаследованная от средневековья, усложняется. Помимо прямых налогов, собираемых с согласия сословно-представительных органов, государи прибегают к принудительным займам у населения, вводят дополнительные косвенные налоги, военные и корабельные сборы, используют новые приемы, чтобы повысить собираемость налогов (откупы). Постоянный нажим на налогоплательщиков и отсутствие реального контроля со стороны представительных учреждений увеличивают доходы короны. Монархи активно прибегают к банковским операциям, международным займам, вкладывают деньги в торговые и колониальные предприятия. Государственные финансы пополняются также за счет таможенных сборов и поступлений из колоний. Новым источником обогащения казны становится продажа лицензий на монопольную торговлю и патентов на производство, то есть изъятие части прибыли предпринимателей в пользу фиска, а также торговля дворянскими званиями и т.п. Эти статьи доходов обеспечивают европейским монархам большую свободу распоряжения государственными финансами.
В период абсолютизма разрешается многовековой конфликт между светской и духовной властями, соперничавшими за верховенство в рамках средневековых государственных образований, В большинстве случаев светские правители ограничивают вмешательство главы римско-католической церкви в дела их стран и добиваются широких привилегий для национальных церквей, а в странах победившей Реформации полностью подчиняют себе церковь, которая интегрируется в систему государственных институтов.
Складывание абсолютизма стало, таким образом, важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении суверенного государства.
Именно в такой форме — в рамках крупного централизованного национального государства — сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании. По тому же пути развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло медленно и неоднократно прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Однако Европа XVI—XVII вв. знала и иную модель развития — так называемый црегиональный", или ''княжеский", абсолютизм. Она характерна для Италии и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государственных образований шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и усиления контроля светской власти иад церковными институтами. Однако объективно упрочение абсолютистских режимов в многочисленных мелких государствах не только не способствовало, но и препятствовало национальному объединению Италии и Германии.

Возникновение наций. Характерной чертой раннего нового времени был процесс формирования современных наций. В его основе лежало интенсивное экономическое развитие, складывание внутренних рынков и централизаторская политика абсолютизма. В европейских странах шло стирание различий между населявшими их народностями, унификация диалектов и складывание единых национальных языков, становление самобытных культур и формирование национального самосознания. Государствами по преимуществу одной доминирующей нации стали Франция, Англия, Италия, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Шотландия.

Процесс оформления наций в Европе осложняло существование универсалистской, объединявшей множество народов державы Габсбургов, а также ряда политических уний между странами, тяготевшими к обособлению (Данией и Швецией, Швецией и Польшей, Испанией и Португалией и др.), Тем не менее формирование наций шло и в полиэтнических государствах. В пределах Империи началось выделение немецкой и австрийской наций, а на основе отложившихся от Габсбургов Северных Нидерландов сформировалась голландская нация.

В Центральной и Юго-Восточной Европе становлению национальных государств препятствовали рутинное состояние экономики (ее преимущественно аграрный характер), а также ряд политических факторов, и в первую очередь — османское завоевание. Тем не менее подчиненное положение в составе многонациональных держав (для чехов, венгров, словаков, хорватов и других), господство иноземных завоевателей (для балканских народов и венгров), религиозные преследования стимулировали рост национального самосознания у народов, не получивших еще своей государственности или утративших ее.
Наряду с формированием наций одним из феноменов раннего нового времени было осознание европейцами своей культурно-политической общности. Понятие "Европа" стало актуальным на фоне открытия новых континентов и знакомства с иными цивилизациями, религиями и культурами. При всех этнических и конфессиональных различиях европейские народы объединяла общность исторического происхождения, территории, христианской веры, культурных и политических традиций.
Новые формы политической культуры. XVI—XVII века стали важным этапом в становлении политической культуры нового времени. Огромную роль в пробуждении политической активности общества сыграло книгопечатание, возникновение которого было по существу революцией, создавшей новое средство распространения информации. Уже к концу XVI в. появляются периодические издания, в начале XVII в. зарождается пресса — первые газеты и журналы. Печатные книги и памфлеты систематически использовались в официальной государственной пропаганде, в политической и конфессиональной борьбе. В то же время стремление светских и церковных властей контролировать доступную обществу информацию породило такое явление, как цензура печати.
Большой шаг был сделан в разработке теории общества и государства. Центральными проблемами политико-правовой мысли, которая все больше секуляризировалась, были природа монархии и представительной власти, понятие "суверенитет", место права и религии в обществе, проблема тирании и сопротивления ей.

Повседневная практика представительных учреждений XVI — первой половины XVII в, легла в основу современного парламентаризма. В это время окончательно сложились приемы законотворчества: порядок оформления законопроектов, их внесения и обсуждения. В парламентах, как и в бюрократических органах, сформировались собственная дисциплина, корпоративная этика, ритуал и делопроизводство. В XVI в. в английском парламенте были впервые выдвинуты требования свободы слова, доступа депутатов к монарху и их неприкосновенности. Трактовавшиеся в то время весьма ограниченно, они тем не менее стали фундаментом современного понимания политических свобод. В начале XVII в. здесь же возник институт легальной парламентской оппозиции, критически настроенной к властям, но лояльной и работающей в союзе с ними.

Новые формы сложились и в культуре международных отношений. В раннее новое время активно разрабатывалась теория права народов, войны и мира, начала оформляться новая система европейского международного права. Развитию межгосударственных контактов способствовало становление дипломатической службы, системы постоянных посольств при иностранных дворах, разработка теории дипломатического искусства и протокола.

Проблема социальных революций XVI в. В современной историографии нет однозначного употребления термина "революция". Применительно к раннему новому времени речь может идти о "революции цен" в экономике, "духовной революции", которая была осуществлена Реформацией, "научной революции" XVII в.» "соцнальных революциях" в период перехода от феодализма к капитализму и т.д. В последнем случае термин "революция" связан с важной дискуссионной проблемой — трактовкой Реформации и Крестьянской войны в Германии как явления, представляющего первую в истории человечества (хотя и потерпевшую поражение) раннебуржуазную революцию.
Эта концепция сложилась в марксистской историограф™, опиравшейся на идеи Ф. Энгельса. Она справедливо отвергла одну из распространенных тенденций изучения Реформации — попытку объяснить ее историю чисто религиозными или религиозно-полити-ческими факторами, оставляя в стороне роль многообразных социальных интересов, значение массовых движений в историческом процессе.
В свою очередь в концепции раннебуржуазной революции в Германии религиозный аспект рассматривается лишь как "оболочка", "идеологическая маскировка" социальных чаяний различных общественных слоев, что модернизирует историю и не отвечает действительности XVI столетия. Недостатками такого подхода являются преувеличение степени зрелости раннекапиталистических отношений и зарождающихся буржуазных элементов, недооценка того, что буржуазия, в интересах которой должна была бы свершаться революция > едва начала формироваться как особый слой общества* Отдельные частные кризисы, наличие которых характеризуется как предпосылка Реформации и показатель назревшей "революционной ситуации", даже в совокупности не имели ни общенационального, ни универсального, системного характера. Реформация развивалась как во время, так и после Крестьянской войны в Германии, охватывая обширные регионы, вовсе не затронутые этим социальным конфликтом. Она разрезала общественные слои не по классовому, а по вероисповедному признаку. Осознание чрезмерной жесткости и других недостатков концепции раннебуржуазной революции привело к значительным расхождениям даже среди сторонников этого направления при определении хронологических рамок революции в Германии, ее этапов, места в "цикле раннебуржуазных революций".

44) Охарактеризуйте основные тенденции экономического развития стран Европы и Америки в кон. XVI – перв. пол. XVII вв.).

Развитие торговли.

В XVI — XVII веках продолжалось расширение городов, являвшихся центрами торговли и предпринимательства. Это привело к увеличению рыночной торговли в городе. Традиционно в городе рын-ки действовали раз или два в неделю. С развитием же городов рынки стали работать ежедневно. Начиная с XVII века в городах появились крытые рынки. Самые крупные из них были построены в Лондоне и Париже.

В период непрерывного роста городов, проводимые изредка ярмарки, уже не удовлетворяли спрос его жителей. Выходило, что средневековые ярмарки и потеряли актуальность. Спрос горожан начал удовлетворять ежедневно действующий рынок. Между тем, жизни и торговому имуществу продавцов стала угрожать опасность, что вынуждало их объединяться. Это явилось причиной увеличения числа торговых компаний. Члены торговой компании отвечали за ее деятельность всем своим имуществом. Так, появились первые акционерные общества.

В результате развития торговли и роста могущества компаний стали возникать торговые монополии. Этот процесс также являлся одним из важных примет нового времени.

Мировая торговля.

Центрами мировой торговли являлись Голландия и Англия. Заморская торговля заставила английских купцов объединиться в компании. Правом ввозить в Англию перец обладала только Ост-Индская компания. За короткий срок компания нажила чрезвычайно большой капитал. В 1607 году компания выплатила своим акционерам дивиденд составляющий 500 %. Правом ввозить в Англию хлопок была наделена компания «Леванти», имевшая также право торговать со странами Средиземного моря. Торговать с Россией имела право компания «Москва».

Банкиры, посредники, мясники, пивовары и даже самые именитые дворяне — все являлись акционерами какой-либо компании. Не были исключением даже короли. Они не противились созданию торговых компаний, поскольку выдаваемый ими патент на организацию компании приносил казне огромную прибыль. Кроме того, компании брали на себя обязательство защищать интересы Англии в дальних странах. В начале XVII века английские торговые компании имели влияние на обширной территории — от Ирана до Северной Америки, от Швеции до Индии. Они все глубже проникали в Индию и Америку.
Мануфактурное производство.

Развитие морской торговли, рост населения Нового Света, доставка оттуда в Европу в большом количестве золота и серебра повысили спрос на ремесленные изделия. Увеличение спроса диктовало создание крупных производственных предприятий нового типа — мануфактуры, основанной на разделении труда. Мануфактура — это первое производственное предприятие. Началось строительство специальных зданий для мануфактур, где трудились наемные рабочие разных специальностей. Каждый из них выполнял только один вид работы, что обеспечивало быстрое и качественное его выполнение. Мануфактурное производство привело к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.

В XVII веке мануфактурное производство в Англии и Голландии стало основной формой хозяйствования. А во Франции наступил только первый этап его развития.
Акционерное общество — форма крупных предприятий, капитал которых составляется из взносов пайщиков (акционеров).

Буржуазия (франц. «горожане») — слой населения, получающий доход от промышленно-торговой, банковской и другого рода предпринимательской деятельности, а также путем использования наемной рабочей силы.

Дивиденд (лат. «подлежащий разделению») — доход, получаемый владельцем акций, часть прибыли акционерного общества.

Торговая монополия — организации, владеющие исключительным правом торговли.

Негоциант (лат. «торговец») — оптовый купец, ведущий крупные торговые дела с чужими странами.

Патент (лат. «открытый, явный») — 1) свидетельство, выдаваемое правительством изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением; 2) документ на право занятия торговлей или промыслом.

45) Объясните содержание термина первоначальное накопление капитала.

Первоначальное накопление капитала – это исторический процесс превращения общественных средств производства и жизненных средств в капитал, а производителей – в наемных рабочих. Само понятие «первоначальное накопление капитала» было развито Марксом в виде теории первоначального накопления.

Сущность первоначального накопления капитала состоит в следующем. Для осуществления капиталистического производства необходимы: 1) наличие массы неимущих людей, юридически свободных, вынужденных работать на капиталистов; 2) накопление богатств, необходимых для создания капиталистических предприятий. Эти условия и были созданы в процессе первоначального накопления капитала, протекавшего в Западной Европе с конца XV в. по XVIII в., а в других странах – до конца XIX века.


Первоначальное накопление капитала


1.Процесс отделения производителей от средств производства

2.Сосредоточение денежного богатства и средств производства населения в руках меньшинства населения











Появление рынка рабочей силы




Появление первых капиталистов




Государство





Главным отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала было развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики. На уровне же общественного сознания шло формирование идеи свободы и прав личности. Со временем эпоха первоначального накопления шла к свободе предпринимательства в торговле и других отраслях хозяйства.

Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока (пряности, благовония, украшения и т.д.). Стремление обладать этими товарами в свою очередь стимулировало развитие производства и внутренней торговли Европы. Объем внешней торговли нарастал в Европе в течение всего периода средневековья, а в конце XV в. произошел качественный скачок - в результате Великих географических открытий средиземноморская торговля Европы превратилась в Мировую, произошел переход от средневековья к эпохе первоначального накопления капитала.

Развитие внешней торговли привело к созданию в этот период новых форм организации торгового капитала. Это различные торговые компании, в том числе и акционерные.

Параллельно с торговым капиталом в этот период развивается ссудный, или банковский, капитал, пришедший на смену средневековому ростовщичеству. Таким образом в эпоху первоначального накопления зарождались многие формы современной банковской деятельности. Примером взаимосвязи развития торгового капитала и развития кредитной деятельности является то, что чаще всего страны, лидировавшие в европейской торговле в эту эпоху, уступив свое лидерство другим, становились европейскими банкирами.

Другим следствием развития торговли были изменения в сфере производства, как сельскохозяйственного так и промышленного. Рост торговли требовал большого объема товаров, который не могли обеспечить ремесленные цехи и крепостное сельское хозяйство феодальных имений. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры, организаторами которых были в первую очередь купцы.

К концу эпохи первоначального накопления капитала формируется первая экономическая концепция, получившая название меркантилизм (от итал. Mercante - купец). Она выражала мировоззрение торговой и ссудной буржуазии. Меркантилисты утверждали, что богатством нации являются деньги, а источником этого богатства - внешняя торговля, которую они ставили выше всех отраслей хозяйства. Меркантилисты говорили о богатстве нации, а не отдельного человека.


Характер источников и методов

Источники

Методы


Внешний

Колониальная система

неэквивалентная торговля, колониальные войны, работорговля, морские перевозки


Внутренний

Налоговая система

Система государственных займов

Система протекционизма

Аграрный сектор

экономики


налоги, откупа, подряды; кредиты и займы; таможенные пошлины и торговые барьеры; изгнание крестьян с земли и др.


В сельском хозяйстве развитие товарно-денежных отношений приводило к постепенному переходу на денежную ренту крепостных крестьян, а затем к их освобождению. Крепостные превращались в свободных крестьян-арендаторов или шли на заработки в город. Нередко помещики и некоторые богатые крестьяне становились сельскохозяйственными предпринимателями, производящими товары для рынка и использующими наемный труд. Таким образом, в это время начался процесс зарождения капиталистического фермерства. Производство - как промышленное, так и сельскохозяйственное - становилось все более специализированным, производящим какую-либо монокультуру для широкого рынка.

В эпоху первоначального накопления капитала стала меняться и политическая структура общества: сократилась феодальная раздробленность, сформировались централизованные государства, которые имели экономическую основу для объединения в лице формирующегося внутреннего рынка, связывавшего воедино отдельные районы страны торговыми связями.





47) Сравните конституции периода Французской революции кон. XVIII в.

Конституционная история Франции XVIII в.
Французская революция 1789 г.: основные периоды и документы. — Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. — Конституционное законодательство периода революции (1789—, 1799 гг.). — Якобинский Конвент и Конституция 1793 г. — Тер мидорианский Конвент. Правление Директории.
Французская революция 1789 г.: основные периоды и документы
Французская революция 1789—1799 гг. привела к падению абсолютной монархии и установлению республики. Все граждане был уравнены в защите карающих или покровительствующих законов, Феодальные, повинности были отменены, верховной властью при знана нация. От введения республиканского представительное правления взамен монархического ожидали самых чудесных и га зитивных перемен. Однако внутренняя социальная напряженность! (финансовые трудности, нищета угнетенного поборами и повинно­стями крестьянства), внешняя военная опасность и политические размежевания сословий привели сначала к насильственному захвату власти максималистским крылом революционеров, а затем, после контрреволюционного переворота, к плутократической олигархии.| Вслед за рядом не вполне удавшихся стабилизационных акций это­го режима наступил черед режима личной власти с опорой на силу штыков (переворот Наполеона Бонапарта 9 ноября 1799 г.).

Период с июля 1789 по август 1792 г. можно считать периодом конституционного течения конфликта между королем и наци­ональными избранниками. Самым памятным событием конституци­онной истории этого времени стало принятие Декларации прав человека и гражданина, примером которой во многом послужила Декларация независимости США.
Из всех революционных лет самым насыщенным оказался 1789 год:
• 14 июля стало символом политической революции (штурм Бастилии явился началом крушения власти и режима абсолютной монархии, впоследствии ключи от Бастилии были подарены Дж. Вашингтону);
• в ночь на 4 августа провозглашается упразднение сословных привилегий и Франция всесословного равенства сменяет собой Францию аристократическую;
• 26 августа принимается Декларация прав и тем самым ут­верждаются новые конституционные принципы регулирования и гарантирования гражданской свободы;
• 22 декабря происходит революция административная, ког­да вместо провинций вводится деление страны на 83 департамента.
Впоследствии наряду с новыми, современными администра­тивными структурами были выработаны и внедрены учреждения и структуры финансовые, налоговые, судебные, военные, образо­вательные и земледельческие.
деклараиия прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.
По замыслу авторов Декларация представляет собой свод об­щепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной фор­ме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства. По своему содержа­нию Декларация есть торжественное провозглашение некоего пе­речня естественных прав человека, принадлежащих ему по при­роде в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (бе­зусловно почитаемых). Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).
(Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья). Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны. В подготовке Декларации принимали участие маркиз Лафайет, граф Мирабо, Мунье и др. Ж.П. Марат представил проект под названием "Декларация прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и сво­бодной конституции".
Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними. О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:
• она напоминает согражданам, что "лишь невежество, заб­вение прав человека и пренебрежение к ним являются единствен­ными причинами общественных бедствий";
• отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взо­рами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
• действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть "ежеминутно сравниваемы с целью всякого поли­тического установления" и благодаря такой процедуре станут "бо­лее уважаемы";
• требования граждан будут теперь основываться "на простых и бесспорных принципах" и всегда будут обращены к "поддержанию конституции и к общему благу".
Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма акту­альный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей от­дельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Вели­кой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции.
Права и свободы разделены на права человека и права граж­данина. Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.
Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" (ст. 1). "Целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угне­тению" (ст. 2). Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является "священным и неприкосновенным". Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется "не­исчислимое множество людей без собственности". Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу "Сво­бода должна быть похожа на дневное светило, которое сияет для всех. Но я думаю, господа, что в большом государстве необходи­мо, чтобы люди, находящиеся в зависимом положении, видели не столько расширение естественной свободы, сколько справедливые ее границы".


написать администратору сайта