Главная страница
Навигация по странице:

  • Режим диктатуры, ее организация И Учреждения. Якобинцы

  • 35. Сформулируйте сущностные характеристики феодальноабсолютистского строя в европейских странах


    Скачать 341.66 Kb.
    Название35. Сформулируйте сущностные характеристики феодальноабсолютистского строя в европейских странах
    Дата19.05.2021
    Размер341.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEvropa_otvety_docx (1).docx
    ТипДокументы
    #207014
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Конституционное законодательство данного периода подразделя­ется на две обособленные разновидности — текущее законодательст­во конституционно-правового характера и собственно конституции, причем последние оформлялись в виде единого законодательного установления об основах государственного устройства. К первой ка­тегории законов относились, в частности, акты, принятие которых началось от имени Национального собрания страны с 1789 г. Тако­выми стали акты об отмене сословного деления, отмене крепостной зависимости крестьян, об упразднении сеньоральных судов с обеща­нием сделать правосудие бесплатным. Особое значение имел Акт о запрете на собрания рабочих и ремесленников одного и того же со­стояния под предлогом того, что «уничтожение всякого рода корпо­раций граждан одного и того же состояния и той же профессии яв­ляется основой французской конституции» (Закон Ле Шапелье, 1790 г.).
    Упразднение сословного деления и феодальных привилегий. Неко­торые из самых радикальных целей и задач в области упразднения феодальных институтов и правовых привилегий потребовали созда­ния ряда текущих законов. Вначале вступили в силу несколько актов Учредительного и законодательных собраний, отменивших только так называемые личные права феодалов — исключительное право на охоту, содержание голубятен. Здесь же обозначилось наступление на права церкви — отмена церковной десятины и др.
    Упразднение сословного деления и привилегий провозглашалось законами от 11 августа 1789 г. (Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий), от 24 ноября 1789 г. (Декрет, передающий в распоряжение нации земли духовенства), от 15 марта 1790 г. (Закон о феодальных правах) и др. В последнем из этих законов провозгла­шалось :
    «Крепостная зависимость личная, имущественная или смешан­ная, крепостное состояние, связанное с происхождением, личное крепостное состояние владельца участка, право выполнения личной барщины и дорожной повинности, право на наследство после не имеющего наследников вассала, право запрещать отчуждение и рас­поряжение имуществом путем его продажи, дара между живыми и передачи по завещанию, а равно и все прочие последствия крепост­ной зависимости, земельной, личной или смешанной, простираю­щиеся на лиц или имущество, отменяются без выкупа». Однако этот же закон признавал сохранность земельной собственности за поме­щиками и поземельных повинностей и платежей (земельных нало­гов) за крестьянами.

    Режим диктатуры, ее организация И Учреждения. Якобинцы Получи­ли свое название от бывшего доминиканского монастыря св. Жакоба в Париже, где собирались в самом начале революции различные те­чения, партии и движения, действовавшие на тех или иных этапах революции под разными названиями. В числе его председателей бы­ли граф Мирабо И журналист Марат. Члены политического клуба, собиравшиеся с октября 1789 г. в библиотеке монастыря, именова­лись Обществом друзей конституции. Им противостоял клуб защит­ников королевских привилегий, именовавших себя Обществом дру­зей монархической конституции. От Якобинского клуба вначале отде­лилась группа Фельянов (по месту встреч в монастыре фельянов), которые ограничили свои цели принятием конституции. Затем в клубе стали заправлять жирондисты, защитники идеи верховенства власти народа по отношению к королевской власти. В оппозиции к ним пребывали монтаньяры (радикальные республиканцы) во главе с Максимилианом Робеспьером, и Эбертисты, Сторонники Жака Эбера, Выступавшие за еще более радикальную экономическую по­литику и дехристианизацию.

    В Конституции разделение властей трактовалось как разделение труда в деле осуществления властных полномочий с четкими грани­цами и ответственностью. «Общественная гарантия (прав человека) не может существовать, если пределы публичных функций не будут четко определены законом и если ответственность каждого функ­ционера не будет обеспечена» (ст. 24 Декларации прав человека и гражданина 1793 г.).
    В противоположность федералистским намерениям жирондистов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закрепление единства страны, зафиксировав в первой статье положение о том, что «французская республика едина и неделима». Конституция уп­разднила деление граждан на активных и пассивных, предоставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава насе­ления в возрасте 21 года. Законы должно принимать Законодатель­ное собрание, но в особом порядке, сочетая представительную власть с непосредственной демократией: собрание предлагало проек­ты законов, затем они обсуждались в департаментах (в половине их числа плюс один) и одобрялись в течение 40 дней. Законопроект считался непринятым, если он отвергался хотя бы 1 / 1 0 народных первичных собраний в департаментах. Якобинский клуб после девятого термидора был закрыт, и вернулись в конвент абсолютно все уцелевшие жирондисты. Также отметили термидорианцы якобинские меры государственного вмешательства в экономику, в декабре 1975 года ликвидировали «максимум». Результат – огромнейший рост цен, инфляции, и также срыв непродовольственного снабжения. Всем бедствиям низов и также среднего класса противостояло именно богатство нуворишей, они просто лихорадочно наживались, наиболее жадно пользовались всем богатством, афишируя бесцеремонно его.
    Фактический глава правительства в дальнейшем уже – Баррас – дворянин, который неслыханно разбогател в революционную эпоху на всех спекуляциях и также на финансовых махинациях. В 1795 году все те, кто остались в живых, все сторонники якобинцев, поднимали дважды население Парижа - 1 прериаля и 12 жерминаля, что требовало «конституции и хлеба 1793 года», но вот Конвент оба восстания усмирили при помощи военной силы и приказал просто казнить нескольких «последних монтаньяров».
    Конвент летом того самого года составил и новую конституцию, которая известна под названием «Конституция третьего года». Вся законодательная власть уже поручалась не одной, а сразу двум палатам – Совету старейшин и также Совету пятисот, причем был введен значительный очень избирательный ценз. Исполнительная вся власть была отдана в руки Директории – пяти директоров, которые избирались Советником старейшин из всех кандидатов, которые были представлены именно Советом пятисот. Боясь того, что все выборы в новые законодательные советы дадут определенное большинство противникам республики, решил конвент, что две трети всех «пятисот» и «старейшин» просто будут на первый взяты обязательно из членов конвента.
    Когда вся указанная мера была объявлена, роялисты в самом Париже организовали восстание, в котором самое главное участие принадлежало именно центральным секциям города, где проживали наиболее состоятельные слои буржуазии, которые полагали, что нарушил Конвент «суверенитет города». Произошел мятеж тринадцатого вандемьера – 5 октября 1795 года. Конвент спасен был только лишь благодаря распорядительности Бонапарта, которого привлек Баррас для подавления восстания, который всех инсургентов встретил картечью. Поможем выбрать Конвент 26 октября 1795 года самораспустился, тем самым уступив свое место советам старейшин и советам пятисот, и также Директории Купить волосы натуральные на заколках по доступной цене

    48) Объясните содержание термина Якобинская диктатура.

    Якобинская диктатура

    Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий коми­тет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления яко­бинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Госу­дарственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - неболь­шой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.

    За якобинцами стоял широкий блок революционно-де­мократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, де­ревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспь­ер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отра­жали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.

    На якобинском этапе революции участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Благодаря этому во Франции в это время были выкорчеваны остатки феодальной системы, проведены ра­дикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и рес­таврации монархии. Революционно-демократический режим, сложившийся при якобинцах, обеспечил окончательную по­беду во Франции нового общественного и государственного строя.

    Историческая особенность данного периода в истории французской революции и государства состояла также и в том, что якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими против­никами и не останавливались перед использованием насиль­ственных методов расправы со сторонниками "старого режима", а заодно и со своими "врагами".

    Наиболее показательным примером революционной напористости якобинцев может служить их аграрное зако­нодательство. Уже 3 июня 1793 г. Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции. 10 июня 1793 г. был принят декрет, возвращавший кресть­янским общинам захваченные дворянством земельные уго­дья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась собственностью крестьян.

    Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793 г. "Об окончательном упразднении феодальных прав", где безого­ворочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, "отменяются без всякого вознаграждения". Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы, выступающие в прин­ципе за сохранение существующих отношений собственности, не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента для своего времени отличалось большой смелостью и ради­кализмом. Оно имело далеко идущие социально-политиче­ские последствия, стало правовой основой для превраще­ния крестьянства в массу мелких собственников, свободных от пут феодализма. Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент Декретом от 7 сентября 1793 г. постановил, что "ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства".

    Характерно, что тесная связь якобинцев с городскими низами, когда этого требовали чрезвычайные обстоятельст­ва (продовольственные трудности, рост дороговизны и т. п.), неоднократно вынуждала их отступать от принципа свобо­ды торговли и неприкосновенности частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на про­довольствие.

    Принятые в конце февраля - начале марта 1794 г. так называемые вантозские декреты Конвента предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов соб­ственности, конфискованной у врагов революции. Однако вантозские декреты, с энтузиазмом встреченные плебей­скими низами города и деревни, не были проведены в жизнь из-за противодействия со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства не должна осуществ­ляться столь радикальными мерами. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено раб­ство в колониях и т. д.

    49) Сравните американский и прусский пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

    Характеризуя формы перехода от докапиталистического строя к капиталистическому в сфере аграрных отношений, В.И. Ленин писал: «...формы этого развития могут быть двояки. Остатки крепостничества могут отпадать и путем преобразования помещичьих хозяйств, и путем уничтожения помещичьих латифундий, т. е. путем реформы и путем революции. Буржуазное развитие может идти, имея во главе крупные помещичьи хозяйства, постепенно становящиеся все более буржуазными, постепенно заменяющие крепостнические приемы эксплуатации буржуазными; оно может идти также, имея во главе мелкие крестьянские хозяйства, которые революционным путем удаляют из общественного организма «нарост» крепостнических латифундий и свободно развиваются затем без них по пути капиталистического фермерства. Эти два пути объективно-возможного буржуазного развития мы назвали бы путем прусского и путем американского типа. В первом случае крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы при выделении небольшого меньшинства «гроссбауэров» («крупных крестьян»). Во втором случае помещичьего хозяйства нет или оно разбивается революцией, которая конфискует и раздробляет феодальные поместья».

    Не так давно Украина стала независимой. Вместе с этим пришлось полностью обновлять правовую базу государства, в течение нескольких лет был полностью переписан уголовный, семейный и другие кодексы, но аграрный кодекс не принят и по сегодняшний день. Благодаря изучению путей развития капитализма в сельском хозяйстве, Украина может принять правильное и выгодное аграрное законодательство.

    Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве

    Добившись независимости от британской короны в конце XVIII в., янки усилили экспансию на запад. Они не только захватывали земли индейцев, оттесняя и истребляя их, но также завоевывали или покупали имевшиеся там владения Испании, Франции и России.

    Как осваивались эти новые земли?

    Сначала от имени государства земля продавалась большими участками, по 250 га. Поскольку такой большой участок мог купить не каждый, предполагалось, что подобная продажа ослабит поток колонистов на запад. Дело в том, что сильный отлив людей на запад грозил оставить уже экономически развитые восточные штаты без рабочих рук. Но из этого намерения ничего не получилось.

    Во-первых, развернулась спекуляция землей. Покупались крупные участки, делились на мелкие, перепродавались по повышенной цене.

    Во-вторых, на запад хлынула волна колонистов, которые не собирались покупать землю. Они становились "скваттерами" — захватчиками земли. Они двигались на запад караванами фургонов, добирались до хорошего места, строили поселок, начинали осваивать земли. Они бойкотировали государственную продажу земель, и если кто-нибудь покупал землю, которую они уже заняли, скваттеры в лучшем случае его выгоняли. Колонисты представляли там, на западе, главную силу.

    Правительство было вынуждено идти на уступки: стало продавать землю небольшими участками за невысокую плату. Однако скваттеры заявляли, что земля — "божья", что правительство прав на нее не имеет.

    Тогда правительство капитулировало полностью. По закону 1862 г. каждый гражданин США мог получить практически бесплатно участок земли в 70 га при условии, что он будет ее использовать для ведения хозяйства. Такие участки были названы гомстедами.

    Это и положило начало американскому пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Американский путь — это путь развития фермерских хозяйств, но, в отличие от Англии, — без крупного землевладения бывших феодалов, без пережитков феодализма. Американский фермер имел существенное преимущество перед английским: часть доходов второго уходила в виде арендной платы землевладельцу, первый же мог тратить эту часть на повышение технического уровня своего хозяйства.

    Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве в разных странах происходило не одинаково. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве имеет место обычно в результате революционного разрешения аграрно-крестьянского вопроса.

    Фермерские хозяйства, базировавшиеся на труде фермеров и наемных рабочих, олицетворяли американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. В противоположность прусскому пути, он означает полную свободу деревни от внеэкономических отношений, от помещичьих латифундий.

    Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве - развитие хозяйства фермеров, получивших землю от государства и свободных от уплаты абсолютной земельной ренты.

    Фермерский, или американский, путь капиталистической эволюции сельского хозяйства обеспечивал «наиболее быстрое развитие производительных сил при условиях, наиболее благоприятных для массы народа из всех возможных при капитализме».
    Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве
    В 70-е гг. XVIII в. Германия оставалась феодальной страной. Если в Голландии и Англии под влиянием внутренних факторов и европейского рынка развивался капитализм, то в Германии наблюдалось господство барщинной системы. Торговля крепостными была обычным явлением. Феодальная экспроприация земли приобрела крупные размеры. Обезземеленные крестьяне переводились в разряд дворовых, получали господские харчи, обязывались даром работать на господском поле.

    Причиной возрождения крепостничества послужило общее замедление экономического развития Германии в этот период. После великих географических открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический океан, начался упадок северо-итальянских городов, с которыми были тесно связаны города Южной Германии. Оставаясь политически раздробленной, Германия не могла принимать участия в географических открытиях, мировой торговле, ограблении колоний. Не смогла она использовать внешние источники первоначального накопления капитала, что сильно ослабляло разложение феодализма и развитие капитализма.

    В силу этих причин Германия до середины XIX в. была ярко выраженной аграрной страной. Сельское хозяйство являлось решающей отраслью экономики.

    Тем не менее, в последней трети XVIII в. в Германии ускорился процесс обезземеливания крестьянства. Снос крестьянских дворов в Пруссии, т.е. захват земель мелких землевладельцев крупными юнкерскими имениями, стал массовым явлением. Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель особенно усилилось в конце XVIII в. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усилилась крепостная зависимость. Крестьяне были лишены всяких гражданских прав и не могли без разрешения помещика уходить в другое место.

    Развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путем превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путем превращения помещиков в сельских капиталистов, а крестьян — в наемных рабочих. При этом и эксплуататоры, и эксплуатируемые оставались на своих местах, менялась лишь форма эксплуатации. В. И. Ленин назвал это прусским путем развития капитализма в сельском хозяйстве.

    Почему прусским, а не германским? Потому что единого германского государства пока не было, а крупнейшим из германских государств была Пруссия. Кроме того, в западных землях Германии, как уже говорилось, крестьяне были освобождены с землей и без выкупа, и капитализм в сельском хозяйстве там развивался не прусским путем.

    Конечно, прусский путь был наиболее мучительным и социально несправедливым для крестьян. Небольшие участки земли, которые не обеспечивали жизнь крестьянина, привязывали его к прежнему господину, позволяли эксплуатировать труд крестьянина полуфеодальными методами.

    Но для развития сельского хозяйства этот путь оказался вполне благоприятным, потому что еще в период "второго издания крепостничества" юнкера переходили к крупному товарному производству.

    Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве сохранял господство юнкеров, реакционной группы населения, уже в силу того, что они были заинтересованы в сохранении определенных пережитков феодализма. Кроме того, юнкера были военной кастой: именно в их руках была армия. В Германии профессия военного, офицера считалась особенно престижной. Юнкерство стало реакционной силой, наложившей отпечаток на политику Германии в последующее время.
    Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве Украины в последней трети ХІХ в.
    1) Развитие капитализма в сельском хозяйстве Украины шло прусским путем, при котором помещичье землевладение осталось господствующим в деревне. Шел медленный перевод этих хозяйств на капиталистические рельсы. Почти отсутствовала экономическая конкуренция в деревне, т. к. малоземельные крестьянские хозяйства были не в силах конкурировать с крупными помещичьими имениями.

    2) Наличие двух систем хозяйствования в сельском хозяйстве:

    - капиталистической системы, при которой вместо принудительного труда крестьян применялся вольнонаемный труд по договору с использованием сельхозтехники, удобрений и пр. (применялась в основном при выращивании технических культур на рынках льна, табака, конопли и т.д.);

    - отработочной системы, которая почти полностью напоминала прежние феодальные повинности (например, барщину), но отличалась от них тем, что крестьянин был лично свободным и обрабатывал своим инвентарем поле помещика.

    Лишь с 80-х годов XIХ в. более прогрессивная капиталистическая система стала преобладать над отработочной.

    3) Начался подъем сельского хозяйства, проявившийся в постепенном росте урожайности, увеличении площади засеваемых земель (за счет распашки степных районов), в изменении структуры выращиваемых культур (увеличение удельного веса экспортных культур — пшеницы, ячменя, табака и др.; уменьшение — ржи), в увеличении ассортимента используемых сельхозмашин, применении удобрений и т. п..

    4) Развитие капитализма привело к относительному аграрному перенаселению на Украине, и из-за малоземелья началось переселение крестьян в Крым, на Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток и др. районы. В 80—90-е годы XIX в. из Украины переселялись сотни тысяч человек ежегодно.

    5) Сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, сдерживавших развитие капитализма: помещичьего землевладения, отрезков и малоземелья крестьян, неполной собственности временнообязанных крестьян на землю (они могли передать землю по наследству, сдать в аренду, но не могли продать), сословной неравноправности населения и т.п..

    В итоге: массовые выступления крестьян, анализ которых показывает, что крестьянство боролось за американское (фермерское) развитие сельского хозяйства, а большинство помещиков стояло за прусский путь. Наиболее быстро стали развиваться районы, где было незначительное помещичье землевладение и где преобладал американский (фермерский) путь развития (южные и степные районы Украины и Западная Украина).

    Определенным выходом из трудного экономического положения для многих украинских крестьян было участие в сельскохозяйственных формах кооперации (артелях и др.), которые пытались ввести в этот период передовые общественные деятели России и Украины.
    Итак, из всего вышесказанного мы видим, что пути развития капитализма в сельском хозяйстве – «американский» и «прусский» – имеют кардинальные различия как в процессе становления, так и по своим последствиям. «Американский» путь является революционным, но более демократичным, «прусский» же путь развития по сути не меняет зависимости крестьян, просто переводит ее в иную плоскость – теперь она не крепостная, а буржуазная.

    В первом случае хозяин малого земельного надела становится реальным собственником и хозяйственником, во втором – хозяин такого надела превращается всего лишь из крепостного работника в наемного.

    Таким образом, поскольку Украина в конце XIX в. пошла по прусскому пути развития капитализма в сельском хозяйстве, мы можем констатировать, что отмена крепостного права фактически не (или не намного) изменила положение бедных слоев сельского населения.

    С течением времени малоземельные крестьянские хозяйства все-таки набирали силу, но не могли конкурировать с крупными имениями помещиков. Однако положительным последствием стал подъем сельского хозяйства, выражавшийся в первую очередь ростом урожайности и распашкой новых земель, что объясняется внедрением передовых технологий, а также увеличившейся личной заинтересованностью малоимущих слоев.

    В таких условиях неминуемыми были массовые выступления украинских крестьян, ратовавших за «американское» развитие сельского хозяйства. Поскольку самыми быстрыми темпами стали развиваться районы с незначительным помещичьим землевладением и преобладанием «американского» пути, можно сделать красноречивый вывод о том, что именно такой путь развития сельского хозяйства и является наиболее эффективным и правильным.

    50) Объясните причины создания двуединой монархии. Поясните значение термина неоабсолютизм.

    В 1804 году Франц II из династии Габсбургов на наследственных владениях своего рода провозгласил Австрийскую империю как противовес империи Наполеона. Спустя несколько десятилетий в 1848 году в Австрийской империи началась революция, также называемая «весной народов» . Активизировались национально-освободительные движения. В 1849 году восстания удалось подавить с помощью российской армии, хотя империя сильно ослабла. Установившаяся в стране реакция упразднила все проведённые в ходе революций реформы, установив в империи абсолютную монархию, опиравшуюся на мощный бюрократический аппарат. Ситуация усугублялась внешнеполитической изоляцией империи и центробежными тенденциями на её окраинах. В стране действовали организации, требовавшие как федерализации государства, так и отделения от Габсбургской монархии её отдельных частей.

    В таких условиях власти Австрийской империи искали уже не сближения с враждебно настроенным Германским союзом во главе с Пруссией, а компромисса с Венгрией, в которой к тому времени существовало мощное национальное движение. Таким образом, в марте 1867 года обеими сторонами было согласовано Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в Австро-Венгрию. Новое государство представляло из себя конституционную дуалистическую монархию, разделённую на Транслейтанию и Цислейтанию. Обе части возглавил бывший император Австрийской империи Франц-Иосиф I, который правил Австро-Венгрией вплоть до 1916 года.

    Австро-венгерское сближение ускорили международные события середины 1860-х годов. В 1866 году вспыхнула австро-прусская война и австрийские войска были наголову разбиты в битве при Садове. Поражение в войне означало исключение Австрийской империи из Германской конфедерации и начало процесса объединения Германии под эгидой Пруссии. Резкое ослабление в результате войны Австрийской империи при одновременном усилении угрозы со стороны России и росте панславянских симпатий внутри национальных движений славянских народов империи, прежде всего чехов, обеспокоили венгерских лидеров. Тактика «пассивного сопротивления» уже не приносила результатов, а, наоборот, лишала венгерскую элиту возможности участвовать в управлении страной. В то же время усилились национальные движения других наций Австрийской империи: чехов, хорватов, румын, поляков и словаков, которые выступали с идеями преобразования государства в федерацию равноправных народов. Всё это привело к тому, что Деак и его сторонники решили отказаться от национальной идеологии времён революции и радикально снизили объём своих требований на переговорах с правительством.
    В то же время австрийские либералы также осознали необходимость союза с венграми для того, чтобы немцы остались преобладающей нацией в западной половине империи. Франц Иосиф, рассматривавший несколько вариантов трансформации государства, включая возврат к неоабсолютизму и создание федерации народов, к концу 1866 года убедился в преимуществах австро-венгерского дуализма, который давал надежду на возможный австрийский реванш в Германии. Определённую роль в смягчении позиции императора по отношению к венгерскому национальному движению, видимо, сыграла его жена, императрица Елизавета, симпатизировавшая венграм. Позднее её роль в достижении австро-венгерского компромисса была сильно преувеличена общественным мнением Венгрии, романтизировавшим образ императрицы.
    В таких условиях власти Австрийской империи искали уже не сближения с враждебно настроенным Германским союзом во главе с Пруссией, а компромисса с Венгрией, в которой к тому времени существовало мощное национальное движение. В марте 1867 года было заключено Австро-венгерское соглашение, превратившее Австрийскую империю в Австро-Венгрию. Новое государство представляло собой конституционную дуалистическую монархию, разделённую на Транслейтанию и Цислейтанию. Обе части возглавил бывший император Австрийской империи Франц Иосиф I, который и правил Австро-Венгрией вплоть до 1916 года.

    Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма"
    Происходившие в 60 - 70-х годах государственные реформы отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем, стремились сохранить гос-подствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

    Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: "повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за со-весть сам Бог повелевает".

    Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по коди-фикационной работе.

    При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказ-ский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.

    Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства, выпол-нявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции, накануне реформ был учрежден высший государственный орган - Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправ-ляющие. Председательствовал в Совете министров император.

    Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план та-кие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государствен-ных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов.

    Министерство Финансов образовало на местах казенные палаты, выдавшие прямыми налогами; акцизные управления, ведавшие косвенными налогами; фабричные инспекции. Для проведения выкупной операции потребовалось создание Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть част-ных коммерческих банков. Финансовая реформа повела к перестройке системы государствен-ного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, соглас-но которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов.

    Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обя-занность контролировать осуществление бюджета по первичным документам.

    Старые дореформенные подати, такие как подушная и винные откупа, были заменены поземельным и акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были:

    Министерство двора, Военное министерство, Министерство флота и Министерство внутренних дел.

    Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и др.

    Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возник-ших в ходе реформы: присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и пр. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника.

    Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение.

    В 60 - 70-е годы в ходе реформ неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор М.Т. Ло-рис-Меликов выдвинул в конце 70-х годов идею привлечения "наиболее благонадежных эле-ментов" из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел, император одобрил идею, но не успел подписать "первую русскую конституцию". Он был убит 1 марта 1881 г.

    14 августа 1881 г. принимается "Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в со-стояние усиленной охраны". Репрессивным органам фактически предоставлялись неограничен-ные полномочия, расширялось толкование политического преступления.

    В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре, значительно усили-вающий систему этих мероприятий.

    Либеральный период в развитии российской государственности заканчивался, начина-лась эпоха контрреформ.


    51) Опишите основные принципы либеральной идеологии.

    Принципы либерализма
    Сущностные черты либерализма определяются этимологией самого слова (лат. Liberaly - свободный). Главнейшими принципами либерализма являются в политической сфере:

    свобода личности, приоритет индивида по отношению к государству, признание права всех людей на самореализацию. Следует отметить, что в идеологии либерализма индивидуальная свобода совпадает с политической свободой и "естественными правами" человека, главнейшие из которых – право на жизнь, свободу и частную собственность;

    ограничение сферы деятельности государства защищенность частной жизни – прежде от произвола государства; «обуздание государства с помощью конституции, которая гарантирует свободу действий личности в рамках закона;

    принцип политического плюрализма, свобода мысли, слова, убеждений.

    разграничение сферы деятельности государства и гражданского общества, невмешательство первого в дела последнего;

    в экономической сфере – свобода индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности, саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка невмешательство государства в экономическую сферу, неприкосновенность частной собственности;
    в духовной сфере – свобода совести, т.е. право граждан исповедовать (или не исповедовать) любую религию, право формулировать свои нравственные обязанности и пр.

    В своей завершенной классической форме либерализм утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских государств во второй половине XIX в. Но уже в конце XIX – началеXX в.в. обнаруживается спад влияния либеральной идеологии, переросший в кризис, продолжавшийся до 30-х годовXX в., что было связано с новыми общественно-политическими реалиями этого периода.

    С одной стороны, оставленная без государственного контроля свободная конкуренция вела к самоликвидации рыночной экономики в результате концентрации производства и образования монополий, разоренных мелких и средних предприятий с другой, неограниченное право собственности вызывало мощное рабочее движение, экономические и политические потрясения, особенно проявившихся в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. Все это и заставило пересмотреть ряд либеральных установок и ценностных ориентиров.

    Так в рамках классического либерализма формируется неолиберализм, зарождение которого многие ученые связывают с деятельностью американскогопрезидента Ф. Д. Рузвельта (1933-1945). Переосмысление коснулось прежде всего экономической и социальной роли государства. В основе новой формы либерализма – идеи английского экономиста Д. Кейнса.

    принципы либерализма

    Вместе с тем, уже в конце ХVII столетия либерализм как идеология оформился в довольно цельную идейно-теоретическую систему, включавшую свои оценки и свои принципы относительно всех областей жизни общества.
    1) В политической области. Центральной идеей либерализма является положение о свободе человека и обеспечении этой свободы. В «Декларации прав человека и гражданина», принятой во время Великой французской революции в 1789 году, в первой статье говорится: «люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми», что «свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим». В этом выдающемся документе, ставшем мощным глашатаем сущности либерализма, провозглашались свобода слова, печати, совести, собраний и демонстраций.
    Либеральная идеология предъявила жесткие требования к закону, который должен запрещать только то, что вредно для общества и ни в коей мере не регламентировать поведение людей. Обязанностью государства является строгое соблюдение презумпции невиновности. С целью ограничения исполнительной власти, стала проводится в жизнь идея о разделении властей на три равноправные ветви.
    2) В экономической области утверждалось как неотъемлемое право граждан на частную собственность. Либеральный философ В.Ф. Гегель считал, что «императив собственности» является высшей формой демократического общества. Собственность – это свобода.
    Еще одним важнейшим положением либерализма является свобода конкуренции и рыночных отношений, а также создание благоприятных условий для предпринимательства.
    3) В социальной области либеральная идеология утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, признание прав человека на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость прежде всего создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость.


    52) Опишите основные идеи консерватизма.

    КОНСЕРВАТИЗМ

    (фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. К. является не теорией (даже в ослабленном смысле этого слова), а особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко остро полемизирующие друг с другом конкретные социальные теории.

    К. зародился в Англии как непосредственная реакция на Французскую революцию 1789. Основоположником его был Э. Бёрк, существенный вклад в развитие К. внесли в 19 в. С. Колридж, А. Токвиль, А. Мюллер, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Бональд и др. Впервые термин «К.» был употреблен в нач. 19 в. фр. писателем Ф. Шатобрианом, давшим название «Консерватор» периодическому изданию. Слово вошло в широкий обиход в Германии в 1830-е гг., в Англии оно было принято только в 1930-е гг. К. всегда противостоял, с одной стороны, либерализму, с которым он разделял, однако, многие важные общие ценности, а с другой — социализму. В кон. 19 в. социализм решительно потеснил не только либерализм, но и К. В 1930-е гг., когда стала ясной гибельность радикального социализма, на первый план вышел либерализм, настаивавший на государственном регулировании экономики и передаче гос-ву ряда социальных функций. Сторонники К. продолжали выступать за свободу рыночных отношений. В 1970-е гг. появился и приобрел влияние т.н. неоконсерватизм, признающий в принципе необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводящий главную роль рыночным механизмам регулирования. 1980-е гг. стали периодом побед политических партий консервативной ориентации во многих развитых капиталистических странах.

    К. можно охарактеризовать как теоретическое осмысление традиционализма — более или менее универсальной тенденции к сохранению старых образцов, устоявшихся способов жизни. К. предполагает уважение к мудрости предков, сохранение старых моральных традиций, подозрительное отношение к радикальному преобразованию социальных ин-тов и ценностей. К. понимает общество как особую реальность, имеющую свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру. Он убежден, что общество — это живой и сложный организм, и его нельзя перестраивать, как машину.

    Филос. предшественниками К. были англ. «моральные философы» Д. Юм, А. Смит и др., считавшие, что социальные ин-ты представляют собой не реализацию каких-то планов или проектов, а являются, скорее, продуктами стихийной, идущей без предварительного плана деятельности людей и результатами постепенного отбора наиболее эффективных форм. К. отвергает «инженерный» взгляд на общество, согласно которому оно способно сознательно, по заранее составленному проекту контролировать и направлять свою эволюцию. К. подчеркивает, что основные социальные ин-ты, моральные традиции и практика капиталистического общества — суверенитет и автономия индивида, частная собственность и частное предпринимательство, политическая и интеллектуальная свобода, демократия и правление права — спонтанно выработаны в ходе культурной эволюции, без к.-л. предварительного плана. Социальный прогресс представляет собой путь проб и ошибок. «Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленными в течение веков общим банком и капиталом народов» (Э. Бёрк).

    К. как способ мышления тяготеет к конкретному мышлению: консервативный реформизм занимается отдельными деталями, заменой одних единичных факторов др. единичными факторами («улучшением») и не стремится к изменению системы как целого с целью устранения неудобных фактов. Др. ключевым признаком, отличающим консервативное мышление, является трактовка им свободы. Либерализм принимает свободу как право личности поступать по собственной воле, и в первую очередь как возможность пользоваться неотъемлемыми правами человека. Свобода индивида ограничивается при этом лишь аналогичной свободой др. людей. К. не нападает на саму идею свободы, но подвергает сомнению лежащую глубже идею равенства. Утверждается, что люди принципиально неравны, неравны талантом и способностями, неравны в самом своем существе. «Свобода состоит не в способности действовать так или иначе согласно арбитральным решениям, свобода состоит в способности сохранить себя и жить в соответствии с глубочайшим существом собственной личности» (Ф. Шталь). Еще одним моментом, разделяющим сторонников ускоренного прогресса и консерваторов, является то, что прогрессистская мысль характеризует действительность не только в категории возможного, но также в категории нормы; консервативная мысль, напротив, пытается понять действительность как результат влияния реальных факторов и осмыслить норму в категории действительности. «Особый характер консервативного переживания явлений в более широком контексте основан на подходе сзади, со стороны их прошлого. Для прогрессивной мысли все в конечной инстанции обретает свое значение из-за чего-то вне или над собой, из утопии будущего либо от соотнесения с трансцендентной формой. В свою очередь, консерватор видит всякое значение явления в том, что за ним стоит, или в прошлом как зародыше эволюции. Там, где сторонник прогресса будет мыслить в категориях норм, консерватор — в категориях зародышей» (К. Манхейм).

    Методологически консервативная критика мышления, основанного на идее естественного права, включала следующие основные моменты: консерваторы заменили разум, на который постоянно ссылались их оппоненты, такими понятиями, как «история», «жизнь», «нация»; дедуктивным наклонностям оппонентов консерваторы противопоставили идею иррационального характера действительности; в ответ на либеральный постулат сущностного сходства индивидов консерваторы выдвинули проблему их радикального различия; либеральному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение, консерваторы противопоставили понятие общественного организма. «Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал — категорией «Я». Либерал анализирует и изолирует различные культурные области: Закон, Правительство, Экономику; консерватор стремится к обобщающему и синтетическому взгляду» (Манхейм).

    Современный К. пытается соединить две тенденции: характерное для классического либерализма уважение к свободе отдельного индивида и традиционную для К. защиту таких ценностей, как мораль, семья, религия, закон и порядок и т.д. Сейчас практически нет самостоятельной чистой консервативной или либеральной традиции. Направление мысли, называемое в широком смысле либеральным, органически впитало в себя главные элементы К.

    Противостояние социализму, выдвигающему план радикального коллективистического (в частности коммунистического) переустройства общества, привело в конечном счете к сближению и даже слиянию либерализма и К., всегда остававшихся на позициях защиты основных ценностей современного капиталистического общества.

    53) Сравните основные принципы социалистической и либеральной идеологии.


    написать администратору сайта