Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания

  • 5. Философия - трансцендирующее постижение объекта

  • философия. 4. Философия наука


    Скачать 27.9 Kb.
    Название4. Философия наука
    Дата15.02.2021
    Размер27.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #176515

    4. Философия - наука
    Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте,

    достигнув своей классической формы в Древней Греции.
    Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим

    мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения

    не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление

    принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в

    структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост

    естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных

    идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем

    основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к

    миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел

    научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно

    самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного

    мировоззрения.
    История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего

    и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о

    неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по

    крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась

    путем, аналогичным пути естественных наук.
    Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на

    протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно

    переплетенным с естественнонаучным знанием.
    Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом.

    Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных

    областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к

    ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной

    и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная

    картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о

    пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о

    всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания

    входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук ("атом", "вещество" и

    т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример -

    "закон сохранения и превращения энергии"). Кстати, наличие целого слоя таких

    естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать

    ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее

    значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее

    составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из

    признаков ее научности.
    В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств

    познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и

    вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

    Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?
    Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью.

    Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации

    осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности

    (несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению,

    переработке и систематизации информации об объектах). Знание же - это результат

    познания.
    Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки,

    если она отвечает определенным критериям.
    Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное,

    сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.
    Критерии научности следующие:
    1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием

    природных объектов, взятых "самих по себе", как "вещи в себе" (не в кантовском

    понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит

    отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу

    требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной;

    предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без

    всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо

    субъективного или сверхприродного.
    2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как

    отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего,

    ссылочный характер, опирается на "мнения", "авторитет"; в научном же знании не

    просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это

    содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип

    достаточного основания гласит: "Ни одно явление не может оказаться истинным или

    действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания,

    почему именно дело обстоит так, а не иначе" (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М.,

    1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее

    достижения - критичность и рациональные принципы познания.
    3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение

    сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных

    свойств объекта тоже подчинено этой цели).
    4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как

    в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в

    форме теории и развернутого теоретического понятия.
    5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и

    испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания,

    которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

    Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им

    свойство общезначимости (и в этом смысле "интерсубъективности").
    Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или

    иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение,

    вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не

    вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и

    обеспечивает ее.
    Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского

    знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и

    методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех

    философских системах, имеющих соответствующую проблематику.
    Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в

    состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом

    отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как

    вида научного знания - в предельной обобщенности информации с точки зрения

    основного вопроса мировоззрения.
    Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с

    естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что

    философия в отмеченных отношениях - естественная наука, она входит (частью

    своей) в комплекс природоведческих дисциплин.
    Вместе с тем, она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и

    общество, а в нем - соотношение коллективного (общественного) сознания и

    общественного бытия, специфику социального познания и т.п. Философия тесно

    связана с частными общественными науками - правоведением, экономической наукой,

    политологией и др., обобшая под определенным углом зрения данные этих наук.

    Предметно-содержательное взаимопроникновение философии и обществоведческих наук

    позволяет считать философию также и обществоведческим знанием.
    Из этого не следует, однако, положение, будто философию надо относить, в целом,

    к обществоведческому циклу научных дисциплин. Не следует, тем более, ссылаться

    на "традицию", сложившуюся в недавнем прошлом, когда философия зачислялась в

    штат кафедр общественных наук в вузах; на то были свои политические соображения,

    а складывавшаяся ситуация вела к деформации преподавания философии,

    выхолащиванию из нее собственно философской проблематики.
    Но философия, между прочим, такая же общественная, как и естественная наука.

    Более того, она несводима ни к первому, ни ко второму видам научного знания.
    5. Философия - трансцендирующее постижение объекта
    Еще одна сторона, или ипостась, философского познания - его трансцендирующий

    характер.
    "Трансцендентный" (от латинского transcendere - переступать) - понимается как

    выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время)

    опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого

    сознания. Этому понятию противоположно "имманентное". В "Философском

    энциклопедическом словаре" данное слово поясняется так: "Трансцендентный -

    термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что

    выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет

    религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и

    трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые

    - находятся за пределами их наличного бытия... Кант пытался закрепить различие

    между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним

    также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа,

    бессмертие)" (М., 1989. С. 665). Как видно из этого объяснения трансцендентного,

    оно входит в религиозное познание и в философию ("метафизика" ** "философия").

    Здесь признается то обстоятельство, что философия есть род трансцендируюшего

    познания.
    Для лучшего уяснения того, что такое "трансцендентное", обратимся к его

    трактовке русским философом С. Л. Франком. Он выделяет в трансцендировании два

    момента: трансцендирование "во-вне" и транс-цендирование "во-внутрь", которые

    оказываются взаимодополняемыми. Пример тому - любовь в человеческой жизни.

    Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее

    бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь

    самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим

    собой - средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый -

    в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный

    привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого

    становится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое "ты"

    представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобытие исчезает из моего

    взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в "ты"

    все же остается вместе с тем бытием в форме "я есмь", бытием "я" и даже

    представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием "я" - именно

    бытием, обогащенным через обладание "ты". Я "обогащаюсь", "углубляюсь", впервые

    начинаю вообще подлинно "быть" в смысле опытно осознанного внутреннего бытия. В

    этом и заключается чудо ли таинство любви, которое, при всей его непостижимости

    для "разума" (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному

    живому опыту. При разрыве отношений с любимым или смерти близкого человека, мы

    сознаем радикальное изменение нашего собственного внутреннего бытия

    ("Непостижимое" // Франк С. Л. "Сочинения". М., 1990).
    Обратим внимание на важные моменты, связанные с трансценди-рованием как методом

    постижения чего-то: выход "за пределы" связан с самоуглублением, с наличием

    определенного "таинства", "непостижимости для разума", и в этом смысле,

    сверхчеловечности, постигае-мости трансрационально. Заметим: в литературе часто

    пишут об "иррациональном" в негативном смысле, как о чем-то недозревшем до

    рациональности, как противостоящем ему и его исключающем. Но на поверку

    оказывается, что у того или иного философа-"иррационалиста" "иррациональность"

    есть нечто, учитывающее и рациональное, осно-вываюшееся на нем, но его

    превосходящее и составляющее более мощное средство познания -

    "трансрациональное" (чувственная и интеллектуальная интуиция, постижение в

    целостном переживании и т.п.).
    Б. Паскаль говорил: "Все попытки разума оканчиваются тем, что он сознает, что

    есть бесконечное число вещей, превышающих его понимание. Если он не доходит до

    этого сознания, то это означает только, что он слаб" ("Мысли". М., 1888. С.

    139). В этом утверждении заключена констатация определенной ограниченности

    разума, что вовсе не отрицает признания его большого значения ни в жизни

    индивида, ни в развитии науки. Между тем, в данном и подобных положениях

    некоторые историки философии видели выступление против науки и рационального

    познания, подчеркивание "беспомощности человеческого разума" (см.: "История

    философии. Т. II. Философия XV - XVIII вв.". М., 1941. С. 142).
    Как убедительно показал С.Л. Франк, человек, как бы ни развивался его интеллект

    и основанная на нем рационализированная наука, всегда будет окружен

    непостижимым; мы постигаем лишь некоторую частицу окружающего нас мира и

    собственного, внутреннего мира; как внешний, так и внутренний мир до конца

    непознаваемы, и в этом, кстати, признание их бесконечного многообразия. Но там,

    где разум обнаруживает свою ограниченность, способно помочь трансрациональное.

    Посредством него мы, в частности, доходим до первоосновы мира, до первоосновы

    нашей души. Как трансцендирование в человеческой любви выявляет нам ее ценность,

    так и трансцендирование в отношении окружающего нас мира подводит к убеждению,

    что имеется единство бытия и ценности, и оно составляет, по С.Л. Франку,

    Божество. Оно постижимо и непостижимо. Божество есть творческая любовь, это

    некий поток, постоянно переливающийся через края "самого себя", - реальность,

    которая всегда есть нечто большее, чем только "она сама", - именно объемлющая,

    за пределами себя самой, и меня, ею творимого. Поэтому и моя любовь к Богу есть

    лишь рефлекс его любви ко мне и обнаружение Его самого как любви. Связь между

    Богом и миром не есть ни причинно-временная связь, ни связь вневременно-

    логическая (как между обычным "основанием" и "следствием"). Она есть нечто

    сущностно-иное, существо чего стоит под знаком трансрациональности,

    непостижимости и что может быть постигнуто только по способу ведающего неведения

    ("Непостижимое" // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 518 - 519).
    Иначе говоря, трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания,

    как научная рациональность, тем не менее оно способно уловить некоторые

    глубинные свойства постигаемого бытия (отсюда оно как "ведающее неведение").

    "Правда науки и трезвого, рационального восприятия и постижения мира, - отмечает

    С. Л. Франк, - оказывается производной, частичной и лишь в этом смысле

    неадекватной правдой. Подлинную Правду нам открывает лишь философия - установка,

    в которой рациональность, направляясь на самое себя, тем самым трансцендирует

    через саму себя и опирается на общее и вечное откровение реальности как

    Трансрационального, Непостижимого" (там же. С. 558).
    Постижение богатства первоосновы мира, как это отмечают многие крупные философы,

    происходит также благодаря медитации. Углубляясь в себя, человек через себя

    постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек

    постигает все более самого себя. "Медитация, - указывается в "Философском

    энциклопедическом словаре", - умственное действие, направленное на приведение

    психики человека в состояние углубленной сосредоточенности". Далее отмечается:

    "В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних

    эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое

    состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его

    умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешенностью (от внешних объектов и

    отдельных внутренних переживаний)... Методики медитации различаются наборами

    технических приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности

    ума и нереактивности психики" (М., 1989. С. 351). Медитация, по-видимому, входит

    составным элементом в общий философский метод трансцендирования.
    Трансцендирование тесно связано и с мистикой, если под ней (в соответствии с

    переводом слова mystikos - таинственный) понимать "нечто загадочное, непонятное,

    необъяснимое", "веру в сверхъестественное, божественное, таинственное" ("Словарь

    иностранных слов". М., 1984. С. 316). Между тем, в "Философском словаре" 1991

    г., как и ранее, заявляется, что "мистика - это религиозно-идеалистический

    взгляд на действительность". Сама по себе мистика или, иначе, мистическое

    знание, не есть еще идеализм, хотя, надо заметить, и идеализм, подобно религии,

    не должен быть никаким пугалом. Мистическое знание в том смысле, в каком оно

    только что обозначено, может быть связано и с материализмом. Но главное не в

    этом, а в том, что любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и

    до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может, с нашей точки

    зрения, не касаться областей "сверхъестественных" (т.е. сверхфизиче-ско-

    природных), "таинственных" и "загадочных". Не спорим: в русле отдельных

    философских направлений имеются самые разные трактовки мистики. С. Н. Булгаков

    пишет: "Мистикой называется внутренний (мистический) опыт, который дает нам

    соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не

    внешнее только) постижение нашего природного мира. Возможность мистики

    предполагает для себя наличие у человека особой способности непосредственного,

    сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения... Мистический опыт

    имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание

    или встречу... Православное богослужение обращается, прежде всего, к

    мистическому чувству, ему говорит и его воспитывает" ("Мистика в православии" //

    "Православие. Очерки учения православной церкви". М., 1991. С. 308 - 309).
    На сложную, неоднозначную связь мистики с религией указывает Н. А. Бердяев. Он

    выделяет два типа мистики: один есть духовный опыт, второй - умозрение,

    познание. Если в первом типе описывается драма между душой и Богом и восхождение

    индивидуальной души к Богу, то во втором типе мистики описывается космическая

    драма; человеческая драма превращается в космическую драму. "Мистика, - отмечает

    он, - проблематична в христианстве, и она постоянно оспаривалась, подвергались

    сомнению ее права. Официальные представители христианства, как, впрочем, и всех

    религий, всегда относились подозрительно к мистике как к сфере внутренней

    свободы духа" ("Дух и реальность" // "Философия свободного духа". М., 1994. С.

    427). Мистиков постоянно обвиняли в имманентизме, т. е. в признании

    имманентности Бога и божественного в душе. И действительно, мистика преодолевает

    трансцендентную бездну между Богом и человеком. Официальная теология почитала

    себя объективной и противопоставляла свою объективность субъективности мистики.

    В мистическом опыте трансцендентное становится имманентным. Столкновения между

    мистикой и теологией неизбежны и вечны. "Подлинная мистика, - отмечает Н.А.

    Бердяев, - и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне

    существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с

    символами, как бы "откровение откровения", раскрытие реальностей за символами.

    Настоящие мистики были реалистами* (там же. С. 428).
    Результатом философского трансцендирования с включенными в него элементами -

    медитацией и мистикой - является философская вера. Это вообще уже не наука, а

    психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное должным

    образом за реально существующее. Специфика этой веры - в ее предмете, каковым

    оказываются первоосновы мира и бытия человека.
    Существо философской веры проанализировано и ярко представлено К.Ясперсом в его

    книге "Философская вера" (впервые опубликована в 1948 году). К. Ясперс пишет

    следующее. Путь мыслящего человека - это жизнь в философствовании. В наличном

    бытии человека открывается бытие. Человек не может выразить себя в наличном

    бытии как таковом. Он прорывает всю как будто завершенную в мире

    действительность наличного бытия. Он действительно знает себя как человека

    только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в

    присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво

    стремится к бытию. Он переступает пределы своего наличного бытия и мира,

    достигая их основ. "В философствовании не следует пользоваться незнанием, чтобы

    уклониться от ответа. Я не знаю, верую ли я. Но меня охватывает такая вера, что

    я осмеливаюсь жить перед лицом этой веры" ("Смысл и назначение истории". М.,

    1991. С. 438). Повсюду незамкнутость мира и разрушение каждой замкнутой картины

    мира, неудача планирования в мире, человеческих проектов и их осуществлений,

    незавершенность самого человеческого бытия ведут к границе: у края бездны

    познается ничто или Бог. Однако здесь никогда не может быть доказательства в

    смысле неопровержимого научного доказательства. Доказанный Бог уже не Бог.

    Поэтому, только тот, кто походит на Бога, может его искать. "В философствовании

    человек совершает прорыв своего естества, но посредством .собственной сущности.

    То, что он в этом прорыве схватывает как бытие и как самого себя, и есть его

    вера" (там же. С. 431). По К.Ясперсу, философская вера не противоположна знанию,

    но включает его в себя; она не противоположна мышлению, но являет себя в нем.

    Вера есть в науке, но в философии она специфична. Верой (в философии) называется

    сознание экзистенции в соотнесении с транс -ценденцией (там же. С. 433). По

    К.Ясперсу, подлинное отличие философии от предметно познающего мышления,

    применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще

    трансцендирующее мышление (см.: Там же. С. 434).
    Отмеченные признаки философского знания, объединяемые понятием "трансцендирующее

    мышление" (медитирующий характер, элементы мистики, философская вера), близко

    подводят философское знание к религии и мистицизму и позволяют утверждать, что

    отдельными своими сторонами, как и отдельными философскими концепциями,

    философия подобна этим видам познания.


    написать администратору сайта