Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.8. Становление военно-медицинского дела.

  • 5. 9. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).

  • 5.10. Гален и его учение.

  • 5.11.. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

  • 5.1. Общая характеристика состояния медицины Средневековья

  • 4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины


    Скачать 0.69 Mb.
    Название4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины
    Дата23.10.2022
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаUP_po_istorii_meditsiny2014_1-1.docx
    ТипЗакон
    #749155
    страница5 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

    5.7. Санитарно-технические сооружения.

    В области медицины период республики (конец VI в. до н.э.—31 г. до н.э.) характеризуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

    До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов. К 6—5 вв. до н.э. относят создание системы санитарных сооружений в Древнем Риме — подземных водосточных труб (клоак). Главная из них cloaca maxima вошла в систему канализации современного Рима, сохранились также остатки водопровода. Римский водопровод, снабжавший город доброкачественной питьевой водой с Сабинских гор, относится наряду с египетскими пирамидами к крупнейшим из сохранившихся памятников материальной культуры древнего мира.

    В этот период получило развитие санитарное дело и строительство акведуков. К началу нашей эры в Риме действовало 11 акведуков. Идею построения акведуков римляне заимствовали во время завоевательных походов на Востоке. Подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым. Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походах. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов).

    В 3 в до н.э. в Риме были построены первые термы (горячие бани) Для их содержания Марк Агриппа выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

    Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

    Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным даром императоров населению.

    В конце 3 – нач. 2 в до н.э. в Риме появились свободные врачи греческого происхождения. В связи с этим появились элементы государственной регламентации медицинского дела. В период империи в связи с наличием армейских легионов стали появляться военные хирурги.     В армии Древнего Рима существовала военно-медицинская организация с военными врачами-профессионалами (лагерными врачами, врачами легионов, трирем), которых совершенно не знала Греция, и системой военных лечебных заведений — валетудинариев - учреждения для раненых и больных. Несколько позже, чем валетудинарии в провинциях Рима возникают больницы для лечения чиновников членов их семей. В конце 1 в н.э. появляются больницы для бедных, финансировавшиеся органами городского управления. В ряде городов частные больницы начинают получать субсидии от правительства, т.о. приобретая черты общественных мед. учреждений.

    Появляются первые оплачиваемые врачи – архиатры, имеющие право заниматься частной практикой. Они объединялись в коллегии и занимались подготовкой врачей. Т.о. выделяется профессиональная медицина. Наряду с государственными Врачебными школами появляются частные. Положение врача в др. Риме существенно отличалось от положения врача в др. Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством.

    Есть данные, что древнеримские врачи выступали в роли судебных медиков. В последний период существования Римской империи в центральных провинциях было определенное число так называемых утвержденных государством врачей, имеющих право практиковать. В некоторых случаях для получения этого звания врачи подвергались специальному испытанию у архиатров провинций. Наличие подобных ограничений может расцениваться как свидетельство того, что в последние века Римская империя располагала достаточным количеством врачей.

        К 5 в. до н.э. относят наиболее ранние из дошедших до нашего времени законодательных документов Древнего Рима — так называемые Законы двенадцати таблиц. В них содержатся и установления санитарного характера: о благоустройстве кладбищ, запрещение захоронений внутри города, предписание пользоваться для питья не водой из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а горной ключевой водой и др. Контроль за соблюдением этих постановлений входил в обязанности специальных чиновников — эдилов или попечителей — кураторов (не врачей). Имелись также специальные попечители для наблюдения за рынками, за постройкой зданий и пр.

    5.8. Становление военно-медицинского дела.

    Начиная с первого диктатора Суллы, власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление римской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации в армии медицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи во время военных действии изображено на колонне Траяна в Риме: младшие медики - капсарии (от лат. саrsa -круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал ) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямо на поле боя. В конце I - начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы - medici (в наиболее ранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения - о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона - относятся к I в.). В каждом легионе был легионнный врач - mеdicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей - medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

    После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, гл. обр. Из числа рабов, использовался для ухода за больными.

    Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

    5. 9. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).

    Римская медицина представляет собой дальнейшее развитие медицины эллинизма. Учениками эллинистических школ были Асклепиад, Гален, Соран Эфесский.

    Асклепиад. Он воспринял материалистическое воззрение и на его основе создал оригинальное представление о сущности здоровья и болезни. Его принцип – лечить безопасно, быстро, приятно. Рекомендовал соблюдать диету, очищать кожу, применять водолечение, массаж. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения» (видимо, крупа), выступал против периодических очищений организма с помощью рвотных и слабительных средств (которыми широко пользовались древнеегипетские и древнегреческие врачи) и вообще осуждал использование лекарственных средств, нарушающих деятельность кишечника.

    Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором, кроме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. Он собрал сведения по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения, дал описание некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения «Диететика». Некоторые описания и определения вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы.

    Пли́ний Старший— римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории», представляющую собой энциклопедию всевозможных знаний, накопленных древним миром о природе и её произведениях. В ней развертывается все мироздание, как его понимали греческие и римские ученые. Это сведения астрономические и физические (2-я кн.), затем сведения о земле, её географическом разделении и устройстве её поверхности с указанием народов, её населяющих, городов и гаваней (3—6 кн.). Далее следует собственно естественная история, начинающаяся с животного царства и прежде всего с человека (8—11 кн.); в отделе о растительном царстве (12—32 кн.) говорится не только об уходе за деревьями, но и об употреблении растений с лечебною целью, а затем и о лечебных средствах, извлекаемых из царства животных. В остальных книгах (33—37) речь идет о неорганической природе и её приспособлении к потребностям человека — о камнях и металлах, об извлечении лечебных средств из металлов, о красках для живописи и о самой живописи, о пользовании земляными породами для пластических произведений, кстати о художниках и их произведениях, об употреблении камней в искусстве и медицине и, наконец, о драгоценных камнях и о том, где их находят и как их обделывают.

    Значение труда Плиния в римской литературе огромно. Он долго служил источником, из которого черпались сведения о мире и делались извлечения для составления руководств по разным предметам (географии, медицине и др.). Как много оно читалось не только в древности, но и в средние века, видно из того, что оно дошло до нас почти в двухстах рукописях. Особенная важность его для нашего времени вытекает из того, что огромная масса сочинений, которыми пользовался автор, теперь потеряна. Плиний делает ссылки на 327 греческих и 146 римских писателей. Поэтому в числе источников изучения древнего мира «Естественная история» Плиний Старший играет для нас роль, нередко ничем не заменимую.

    Педа́ний Диоскори́д — древнеримский (древнегреческий) военный врач, фармаколог и натуралист, реформатор античной медицины. Считается «отцом фармакогнозии». Один из основателей ботаники. Основная работа Диоскорида — «О лекарственных веществах» содержит описание 1000 различных медицинских препаратов и около 600 растений разбитых на 4 группы: благовонные растения, пищевые, медицинские и винодельные. Диоскорид снабдил описания рисунками, сгруппировал по морфологическим признакам, для многих растений указал распространение и привёл синонимы на разных языках, изложил способы добывания и приготовления лекарственных средств, привёл сведения о ряде химических процессов (возгонка, перегонка и др.). В Средние века этот труд считалась основным источником по ботанике и фармакологии. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом. Только в XVI столетии, когда знания о природе стали более обширными, ботаники начали делать свои собственные описания растений, без оглядки на Диоскорида.

    5.10. Гален и его учение.

    Клавдий Гален (ок.130 - ок.200)- знаменитый римский врач и естествоиспытатель - был родом из Пергама. Кроме практической врачебной деятельности, Гален занимался философией и естествознанием, главным образом анатомией и физиологией.

    Автор более 350 медицинских работ, главные из которых - «О назначении частей человеческого тела», « Об анатомии» и «Об анатомии мышц». Он расширил представления о процессах, происходящих в организме, описал мышцы шеи, установил наличие в мышцах соединительных волокон. Труд Галена «О назначении частей человеческого тела» содержит практические советы, основанные на собственном опыте, которые облегчают врачу как постановку диагноза, так и прогноз при осложнениях, когда появляется необходимость разреза органа или удаления части его при гнилостном поражении.

    Основным источником познания, Гален считал природу. Он не раз писал: « Все, что создано природой, превосходно». Он, как и Гиппократ, был сторонником гуморальной теории (учение о соках и косм. взаимодействиях) и учения о пневме – составной части воздуха. Наряду с большим количеством морфологических наблюдений, исследований и открытий Галену принадлежит и одно из первых мест в применении экспериментального метода для изучения анатомии. Так, на основе анатомических изысканий, он разделил ткани тела на однородные простые (связки, кости, хрящи, нервы, мышцы, сосуды) и разнородные сложные – органы (печень, сердце, легкие и т.д.). Гален учил, что мозг, сердце и печень являются «жизненным треугольником». Гален довольно подробно описал аппарат дыхания, к которому относил гортань, жесткую артерию (трахею), бронхи, легкие и их сосудистый аппарат, сердце, его левый желудочек и систему сосудов, легочные артерии и вены.

    В своем труде «О видах пульса» Гален показал соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевязки сосудов. Создал систему строения и функций организма. Одним из первых применил экспериментальный метод изучения анатомии. Весомый вклад в развитие остеологии, миологии, ангиологии, артрологии, неврологии и др. Заслуги Галена особенно велики в области исследования нервной системы. Он утверждал, что центром мышления, чувствования, источником двигательной способности организма является мозг (до этого считалось сердце). Он детально описал все отделы мозга Гален дал описание семи пар черепно-мозговых нервов.

    Разработал практические и теоретические советы врачам по постановке диагноза и лечению болезней. Дал классификацию и регламентацию лекарственных веществ, способ их приготовления - Галеновы препараты. Ориентирование развития биологической и медицинской науки на многие века вперед.

    Цитаты

    • «Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке

    • Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасти их от публичного позора».

    • «Без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

    • «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений.

    По-мнению Галена, природа сама охраняет и бережет здоровье организма, роль врача сводится только к тому, чтобы помогать природе. Здоровье в представлении и толковании Галена - такое состояние организма, когда все отправления тела совершаются безболезненно и беспрепятственно. Поэтому большое внимание уделял физиотерапии (диете, гимнастике, ваннам, массажу), как и другие римские врачи. Труды Галена явились для его времени и последующих веков огромным стимулом развития биологической и медицинской науки, а также в течение 14 веков были единственным источником анатомических знаний

    5.11.. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

    Соран Эфесский является представителем методической школы, основанной Асклепиадом. Он внёс фундаментальный вклад в развитие акушерства и гинекологии, предпринял первые попытки дифференциального диагноза. Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женских болезнях» (Gynekaia), которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии.

    Он был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, питание далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний.

    Соран Эфесский и Гален (2 в. н. э.) разработали и осуществили поворот плода на ножку, применяемый с незначит. изменениями в совр. акушерской практике. Основной труд Сорана – трактат «О женских болезнях», подробно описывающий достижения того времени в гинекологии, акушерстве и педиатрии. В частности, Соран описал способы, по которым можно узнать, здоров ли новорожденный – прототип современной шкалы Апгар.

    Соран Эфесский является основоположником акушерства и гинекологии.
    5.1. Общая характеристика состояния медицины Средневековья

    Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5— 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им «система» как окончательная «научная» основа медицины, а «ученые» врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

    В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: - раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

    - классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов;

    - позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

    Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

    Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

    Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объему и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы.

    Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.

    Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространенному мнению, школы лишь отчасти реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику предков.

    Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

    Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

    Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

    Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

    Если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений. «Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс). При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже подвергшаяся в 5—7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину. И далее следует говорить уже не о греко-латинской, но о романо-германской культурной общности и византийской культуре, которые шли своими особыми путями.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта