Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2. Храмовая медицина. Асклепейоны.

  • 5.3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы.

  • 5.4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.

  • 5.5. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.

  • 5.6. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.

  • 4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины


    Скачать 0.69 Mb.
    Название4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины
    Дата23.10.2022
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаUP_po_istorii_meditsiny2014_1-1.docx
    ТипЗакон
    #749155
    страница4 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

    5.1. Древняя Греция. Общая характеристика греческой медицины

    Страны средиземноморья в эпоху античности оказали огромное влияние на развитие человечества. Главными среди них были Греция и Рим. Культура народов

    Древней Греции и Рима вобрала в себя легенды, мифы, народную мудрость, а порой и подлинные события тысячелетней истории. Формируются две основные системы античной философии: естественно-научная и учение объективного идеализма. В Древней Греции и Древнем Риме медицина получила значительно больше возможности развития, чем в древневосточных государствах с их более низким уровнем развития производительных сил. Медицина в значительной степени утратила связи с религиозными воззрениями. Храмовая медицина играла незначительную роль. Появились относительные сведения о строении человеческого тела. Во 2 в. до н.э. появляются врачи-профессионалы из числа рабов, вольноотпущеников и свободных граждан.

    До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов. Большое число рабов осуществляло строительство крупных сооружений городского благоустройства: водопроводов, канализации и пр.

    Медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции. В период разложения рабовладельческого общества стали преобладать реакционные философские и

    социально-политические учения. В последний период существования рабовладельческой империи медицина, как и культура, носила черты упадка.

    Врачевание в древней Греции. Источники: литературные памятники «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в 9-ти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник».

    Культура древней Греции занимает особое место в истории человечества. Греки сумели интегрировать культурные приобретения многих народов. Древнегреческая культура, философия, естествознание и медицина представляет собой качественно новый этап культурного развития человека.

    Периодизация:

    1.Эгейский период – 3 –2 тыс. до н.э.

    2.Классический – 1 тыс. до н.э.

    3.Эллинистический – конец 1 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.

    Эгейский период

    Наиболее ранней стадией развития древнегреческой культуры можно считать крито-мекенский или эгейский период(28-12 в. до н.э.). В этот период возникло ранне - классовое государство на о. Крит и материковой части Греции. Врачевание находит отражение в мифологии. Так бог Асклепий почитался как целитель, врачеватель, Панакея – покровительница лекарств, Гигиея – богиня здоровья, Махаон – военный хирург, Подалирий – внутренние болезни. Атрибут Асклепия и его дочери Гигиеи – змея (символ мудрости и обновления природы). Эти данные дошли до нас в памятниках литературы – «Илиаде» и «Одиссее».

    Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. До н.э.) повлекло за собой распад раннеклассовых

    греческих государств. Дорийский период ознаменован постепенным распространением железных орудий труда. В 10-8 в.до н.э. сложилось греческое письмо. Складываются полисы – города-государства (Афины, Спарта, Коринф). Мифология этого периода характеризуется растущей властью человека над природой, интересом к человеку. Формировалась греческая религия. Культовая практика древних греков сводилась главным образом к молитвам и жертвоприношениям. Боги были составной частью природы. По сравнению с древней медициной в других странах медицина в древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. С развитием рабовладельческого строя и религии храмы в Греции как и в других странах древности стали также местами лечения, а жрецы присвоили функции врачей. Но наряду со жреческой медициной существовала народная медицина.

    5.2. Храмовая медицина. Асклепейоны.

    Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

    Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

    Обучение врачебному искусству первоначально проводилось в Асклепийонах- это помещения для лечения в храмах Апполона и Артемиды. В храмах Артемиды обучали главным образом акушерству. Элементы медицины преподавались в школах – палестрах, где афинские подростки получали физическое воспитание. Учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Определенные мед. Знания преподавались в философских школах, на базе которых, в 5-6 в до н.э возникли первые светские мед. школы. Постоянных врачей не было. В случае эпидемий приглашались странствующие врачи-ремесленники. В храмах Асклепия лечение сопровождалось использованием приемов внушения. В ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати.

    Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

    Кроме Асклепийонов продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей и жрецов; имелись ятреи – лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили для амбулаторного приема или после хирургического вмешательства. На севере Греции обнаружены остатки ятрей, рассчитанных на 3-4 больных. Греческая медицина, хотя и являлась непосредственным продолжением традиций древнего Востока, она в незначительной степени восприняла мистическую сторону медицины древних цивилизаций.

    Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к физической культуре, и в связи с этим к личной гигиене. Передовые врачи греческой эпохи дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Историческая роль древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Латинские термины представляют собой в большинстве случаев перевод греческих понятий. Значение древнегреческой медицины не исчерпывается только различными открытиями. От нее берут начало две линии – эмпирическое и философское. Медицина последующих эпох начинает смещаться в 17-18 в, чтобы воплотиться в современный принцип – единства науки и практики.

    5.3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы.

    Вплоть до эпохи эллинизма (4 в до н.э) философия, политические и естественнонаучные воззрения составили единую нерасчлененную систему знания, почти все философы были одновременно естесвоиспытателями, многие из них интересовались вопросами медицины.

    Характерная черта древнегреческого естествознания - обилие общих натурфилософских догадок, в которых естественно-научная мысль предвосхитила многие позднейшие научные открытия при недостаточном объеме фактических знаний о природе и человеке. Идеи древнегреческой философии и естественнонаучной мысли тесно связаны с проблемами медицины. Врачевание рассматривается в русле натурфилософии. В этот период характерно появление философских школ различных направлений.

    Первая греческая философская школа возникла в малоазийской Ионии. Основатель – Фалес. Учения о единстве материи как всего сущего. Другая древняя школа – Пифагора. Начало всего сущего –число.

    Кротонская врачебная школа. Основные учения: организм есть единство противоположностей, здоровый организм – результат равновесия противоположных сил – сухого и влажного, противоположное излечивается противоположным. Положено начало учения о патогенезе болезней: местом возникновения болезней считались головной мозг, спинной мозг и кровь. Сицилийская врачебная школа. Основатель Эмпидокл. Выделяет 4 элемента сущего: огонь, воду, воздух и землю. Положил начало физиологии, интересовался генетикой.

    Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

    Косская школа. Основоположник – Гиппократ. Здоровье связано с окружающим миром. Болезнь не наказание богов, а нарушение правил. Болезни происходят от ословий окружающей среды и от образа жизни. Гиппократики (ученики) поверхностному подходу противопоставляли внимательное наблюдение за больными. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Все люди делятся на 4 типа по своей конституции и поведенческому характеру (темпераменту). Гиппократов сборник – энциклопедия древнегреческой медицины. Описано 250 лекарств растительного происхождения и 50 животного.

    5.4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.

    Гиппокра́т — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.
    «Афоризмы» во все времена пользовались наибольшей известностью. Они состоят из восьми разделов, в которых собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir — рука и ergon — дело, работа; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии. В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию (греч. desmurgia — учение о повязках, от desmos — перевязка и ergon — дело, работа).

    Выделял врачебную этику. В сборнике 5 сочинений: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления». Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Гиппократ знал систему органов движения, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, вывихов. Совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям жизнь организма определяется четырьмя соками (кровь, слизь, 2 желчи). Гуморальная теория чрезвычайно далека от современных представлений. Гиппократ считал, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного систематического и всестороннего наблюдения у постели больного.

    Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

    5.5. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.

    Заключительный период истории древней Греции носит название периода эллинизма. Начинается с момента завоевания А. Македонского (4 в до н.э.) – создание Римской империи (сер. 1 тыс. н.э.). Вместо системы мелких самостоятельных общин – полисов – начало формироваться крупное централизованное государство. Огромная держава включала в себя территорию от Балканского полуострова до Индии и Северной Африки. Естественным результатом образования огромного государства было смешивание культур. Характерен синтез греческого и врачебного искусства и знаний древнего Востока. После смерти А.Македонского государство распалось на несколько крупных, так называемых эллинистических государств. Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия.

    Медицина получила значительное развитие, главным образом анатомия и хирургия. Некоторые врачи наряду с лечебной практикой занимались запрещавшимися прежде вскрытиями трупов. Врачи Александрийской школы своими исследованиям способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Особенно большой след оставили исследования медиков в области изучения нервной и сердечно-сосудистой системы. Слабой отрицательной стороной была идеалистическая направленность в их философских воззрениях.

    Продолжается развитие философских школ и их учений. В столице Александрии основан Мусейон – место сосредоточения видных деятелей науки, искусства. В медицине – бурное развитие анатомии и хирургии. Анатомия выделяется в отдельную самостоятельную отрасль медицины. Бальзамирование, анатомирование тел умерших и приговоренных к казни.

    Значительной ступенью в развитии науки явилась деятельность Аристотеля. Имел мед. образование. Занимался естествознанием, психологией и этикой. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности всего совершающегося Материалистическое понимание различных психологических состояний организма. Интересовали контагиозные (заразные) болезни. Под его влиянием сформировались Гален, Диокл. Основоположник сравнительной анатомии. Герофил. Известен его труд «Анатомия». Был приверженцем гуморальной теории и последователем платона. Он считал, что организмом правит душа посредством сил: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Описал 4 важнейших органа: печень, сердце, кишечник, легкие. Изложил анатомию сосудов. Некоторые анатомические органы до сих пор носят названия, данные Герофилом. Установил 3 стадии работы серца, объяснил причину пульсации артерий, описал различия между венами и артериями. Эразистрат. Производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения. Изучал человеческий мозг и его оболочку. Обнаружил нервные стволы, исходящие из мозга. Определил, что одни из этих стволов выполняет функцию чувствительности, другие – движения, подошел к идее циркуляции крови. Главной причиной болезней считал излишество в пище. Избыточная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы.

    В Александрийской школе господствовала греческая хирургия. Лечили вывихи, переломы, делали перевязку сосудов. В качестве обезболивающего использовали корень мандагоры. Проводили операции на почках, печени, селезенке.

    5.6. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.

    Экономическое и политическое объединение стран и народов средиземноморья, не удавшееся в форме империи А. Македонского завершилось в древнеримском государстве, завоевавшее и поработившее эллинистические государства. Однако культурное влияние эллинизма и особенно Александрии сказывалось во многих странах на протяжении веков.

    В истории развития Древнего Рима различают:

    Царский период 8-6 в. До н.э.)

    Период республики (510-31 г. До н.э.)

    Период империи (31 г. До н.э.- 476 г н.э.)

    Возникновение Рима как города и государства относится к 753 г до н.э. В социальном отношении свободное население делилось на патрицеев и плебеев. К полноправному народу относились патриции. Старейшины патрицианских родов составляли сенат. Плебеи отождествляются с мелкими и средними земледельцами. В Риме установилась республиканская форма правления. К сер. 3 в до н.э. Рим – мировая держава. Происходит оформление антогонических классов: рабовладельцев и рабов.

    Религия. В римский пантеон начали включатся греческие боги. В 3-4 в культ обожествления добродетелей: свободы, согласия, чести, верности, в честь которых сооружались храмы. На рубеже веков возникают элементарные школы. В Риме медицина в значительной степени утратила связи с религиозными учреждениями – храмами.

    Храмовая медицина играла незначительную роль. Как и в Греции происходила борьба линии Платона и линии Демокрита, т.е. прогрессивных тенденций в науке и политике с регрессивными реакционными тенденциями.

    Древнейший памятник относится к периоду Республики – это законы 12 таблиц.

    Согласно этим законам, наблюдение за предписаниями осуществляли эдилы (городские магистраты), которые не были врачами.

    В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большее развитие, чем в древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил.

    Для царского периода характерны врачи-гадатели, которые лечили на дому народными средствами. Первыми врачами были рабы из числа военнопленных. Врачей-профессионалов не существовало. Они выделяются в период республики.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта