Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние религий на развитие медицины

  • Первобытная медицина

  • Палеонтология, Золотой Век Руссо и опровержение.

  • Опровержение палеонтологией

  • Развитие медицины в средние века

  • Про Руссо и «золотой век»

  • Палеопатология

  • Ответы история медицины. Как люди объясняли причины болезни


    Скачать 25.65 Kb.
    НазваниеКак люди объясняли причины болезни
    АнкорОтветы история медицины
    Дата22.02.2022
    Размер25.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла22_02.docx
    ТипДокументы
    #370398

    Как люди объясняли причины болезни?

    Человек очень рано понял, что предотвратить болезнь гораздо лучше, чем ее лечить. Он по всей видимости стал искать причины заболеваний. Но он ничего не знал об анатомии, физиологии, бактериологии и естественно он искал причину болезней в сверхъестественных силах, точно также как объяснение всех непонятных явлений окружающего мира. Древний человек приспособил этот сверхъестественный мир для своих практических целей. Обращаясь к тем богам, которые могли влиять на все, что происходило с человеком и миром. Многие исследователи считают, что 6 первобытный человек связывал болезни и несчастья с действиями злых богов, а выздоровление – с богами добрыми, и человек стремился изгнать злых богов из себя и задобрить богов хороших. Другие считают, что древние люди воспринимали болезнь как наказание за грехи и стремились выпросить прощение у богов через различные обряды и жертвоприношения

    Влияние религий на развитие медицины

    В древности болезненные состояния людей приписывались действию демонов, злых духов. Жрецы, шаманы, жрецы и гуру начали объяснять эту таинственную область человеческой жизни. Ничто так не укрепляет веру человека, как чудо, и особенно чудо исцеления. Мало кого убедило объяснение "наказания", тем более что, когда оно осуществилось, родилась надежда на исцеление, и эту надежду нужно было осуществить. И если где-то религиозный обряд не давал результата раз или два, то нужны были материальные средства. Наркотик был нужен, и поиски его начались не за горами. Методом проб и ошибок были выявлены травы, используемые в языческих ритуалах, содержащие галлюциногены и алкалоиды, обладающие наркотическим, седативным, обезболивающим и антисептическим действием. Однако впервые возникло желание скрыть силы природы, объясняя целебный эффект не столько эмпирическими знаниями, сколько магией и астрологией. Наделяя зелье магической силой, такой как дар богов, шаман оставлял за собой право распоряжаться врачебной практикой как надежным средством силы. Шаман, исцеляющий больного человека, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, в частности, чтобы унять боль в животе, он катался по полу, корчился и гримасничал, делая вид, что у него болит живот, а потом встал, как выздоровевший пациент. Большинство болезней по - прежнему приписывалось демонам. Жрец-целитель, выступавший посредником между демонами и людьми, перед совершением обряда исцеления, облаченный в особые устрашающие одежды, иногда брал в руки оружие, с помощью которого должен был победить демона болезни, пугая его своим внешним видом. Хирургическая практика также была привилегией шамана. И если (по очевидной причине) раны, полученные в бою или на охоте, лечили соплеменники, то причиной, например, для трепанации черепа могло быть желание "выпустить дух болезни" при сильной головной боли. Существует также мнение о возможном преследовании других ритуальных целей во время трепанаций. Магические идеи древней медицины заключались в том, что растение использовалось в качестве лекарства, которое имело цвет или структуру, сходную с внешними проявлениями болезни или с той частью человеческого тела, которую это растение способно вылечить. Красный ассоциировался с кровью, дырки-с ранами, желтый-с желтухой. Подобные вещи лечили подобными вещами: кровотечение-красной глиной, растения-красными цветами; желтуху-желтым соком чистотела, желтыми птичьими перьями и даже желтым брюхом щуки; с помощью травы, растущей на камнях, камни из желчного пузыря изгоняли; с помощью растений, внешний вид которых напоминал строение челюсти и зубов, лечили зубные болезни. Магические техники, основанные только на психотерапевтической восприимчивости, эффекте плацебо, не способствовали развитию медицины как науки.

    Медицина и религия в Древней Греции

    Медицинские знания существовали на высоком уровне в Древней Греции. Она была неразрывно связана с религией и философией. Греки знали большое количество болезней и способов их лечения, и храмовая медицина также процветала. Многие из предложенных тогда терминов активно используются и по сей день. Покровителем медицины в Древней Греции был бог-целитель Асклепий, культ которого сформировался примерно в VII веке до нашей эры. Считается, что его прототипом был легендарный врач времен Троянской войны. Греки верили, что он сын бога Аполлона, который сам помог младенцу родиться, сделав первое кесарево сечение. Некоторые другие боги Олимпа также занимались медициной. Сыновья Асклепия также почитались как легендарные целители. Гиппократ считался их самым знаменитым потомком. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Это был символ мудрости, обновления и силы природных сил. Позже был изображен посох или чаша, вплетенная в змею, которые и по сей день являются эмблемами медицины. Первые святилища, посвященные Аскепию, были возведены в VI-V веках до нашей эры. на Пелопоннесе, в Фессалии и на Косе. Их называли Асклепионами. В их центре находились храмы и алтари. Место для их строительства было выбрано рядом с минеральным источником с целебной водой и кипарисовой рощей. Хотя роженицам и тяжелобольным было невозможно оставаться там, они оказывали некоторые медицинские услуги. В основном это были водные процедуры и лекарства. Таким образом, Асклепионы были прототипом первых больниц. Он практиковал "искусственный сон" - состояние, которое достигалось с помощью гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За услуги, оказанные храмам, приносились дары - мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцеленную часть тела. Целительство в храмах было очень популярно, но не могло конкурировать с настоящими целителями. Поэтому в Асклепион часто приглашали врачей для ухода за тяжелобольными. Медицина была неразрывно связана с философией. Самыми известными врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит. Они были не только философами, их труды включали дискуссии о жизни и смерти, развитии эмбрионов, болезнях, лихорадке, медицине и диете. Долгое время исцеление было семейной традицией. Только в V-IV веках до н. э. в семьи целителей стали принимать учеников извне и обучать их.  Так появились первые медицинские школы и новые направления: книдианская, кротонская, сицилийская и Кос.

    Медицина и религия в Древнем Китае и Индии

    Специфика взаимоотношений медицины и религии в Индии классического периода (V в. до н. э. - X в. н. э. ) определяется тем, что в этой философии сфера материальных потребностей человека и, в частности, его здоровья, почти никогда не выступает как самоцель. Такой целью в буддизме, например, является достижение состояния нирваны. С другой стороны, целенаправленно приобретенное физическое совершенство в религиозно-философских учениях Древней Индии часто рассматривается как одна из важных предпосылок достижения высших состояний ума. Этот взгляд стал основой для разработки достаточно обширного арсенала средств "исправления" и совершенствования телесной природы человека. Теория и практика совершенствования и созерцания у индийцев называлась йогой ("напряжение", "тренировка"). Существует большое количество разновидностей йоги, в основе которых лежат различные философские учения, и в подавляющем большинстве случаев главным ориентиром в них является достижение духовного совершенства, мистическое слияние души с Богом, приобретение сверхчеловеческих знаний. Хатха-йога представляет особый интерес для ряда различных направлений йоги в медицинском аспекте. Хатха-йога уделяет наибольшее внимание вопросу совершенствования физической, телесной природы человека как условия успешной духовной практики.

    Связь между философскими воззрениями и медициной в Древнем Китае выражена наиболее ярко. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных особенностей китайской традиционной медицины. Человек здесь рассматривается как микрокосм, который служит основой для наиболее детального, скрупулезного выявления аналогий в его строении и функционировании с макрокосмом. Специфическим воздействием на формирование этого медико-философского знания стал запрет вскрытия тел умерших-под влиянием конфуцианской идеологии уже во II веке до н.  В результате представление о внутреннем строении человека оставалось доступным китайским врачам только на основе догадок, главным образом внешних наблюдений. В то же время недостаток анатомо-физиологических знаний компенсировался весьма глубокими обобщениями о функциях организма как целостной системы, а также разработанными методами диагностики, основанными на анализе преимущественно внешних признаков (пульса, состояния кожи, радужки и др.). Основой мировоззрения и большинства философских учений Древнего Китая была космогоническая концепция существования двух противоположных сил, инь и ян, возникших из изначально единой энергии ци. Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы) задает цикл всех процессов в природе: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и жара, бодрствование и сон, вдох и выдох и т. д.

    Взаимодействие инь и ян, согласно древнекитайским представлениям, дает начало всему движению в мире и пяти первоэлементам: воде, огню, дереву, земле и металлу. В то же время болезнь рассматривалась как нарушение баланса инь и ян и проявление диспропорции в циклических взаимодействиях пяти первоэлементов. Задача исцеления состояла, соответственно, в том, чтобы восстановить утраченное равновесие различными способами.

    Первобытная медицина

    Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания.

    1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда проис¬ходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о прие¬мах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

    2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда¬лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль¬ной практике;

    3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

    Лечение ран, ушибов, переломов было той практической необходимостью, из которой рождалась хирургия. Мази, перевязки из природных материалов вылечивали открытые раны и останавливали кровотечения. Естественно, нередко раны инфицировались. Впрочем, небольшие гнойные образования высасывались. Нередко применялось кровопускание, для чего на коже делались насечки и надрезы. В Южной Африке для кровопускания использовались рога животных, у которых обрезалось остриё на конце. Рог прикладывался к сделанным на больном месте (шея, виски, спина, грудь) царапинам, затем отсасывался воздух, и отверстие закрывалось плотным материалом (чаще воском).

    Уже в эту эпоху раны ушивались иглами, изготовленными из костей животных, а в качестве шовного материала использовались сухожилия животных. Удаление копий и стрел из человеческого организма, по свидетельствам археологов, иногда выполнялась с большим искусством. Племена охотников и собирателей заложили и основы лечения переломов, стали применять шины. Правда, в те времена в качестве шин использовались как твердые шкуры, так и куски древесины. При этом удавалось справляться со сложными переломами, меняя шины, или делая в них отверстия. Вправление вывихов, как и ампутация конечностей также были широко распространены, хотя исследователи считают, что подобные манипуляции являлись частями ритуалов, и не всегда вызывались болезнью.

    Во время хирургических операций использовались наркотические средства для притупления ощущений больного или же для ослабления тяжелых болевых ощущений, причиняемых раной. В Центральной Африке использовались особые напитки, которые, скорее всего, представляли собой алкогольные настойки, для притупления сознания больного (Кастанеда). Перед началом религиозных церемоний, некоторые из их участников намазывали свою кожу растительными маслами, которые вызывали онемение кожи, позволяя тем самым переносить высокие температуры и болевые ощущения. В кочевых племенах зародились и специфические приемы акушерства.

    Палеонтология, Золотой Век Руссо и опровержение.

    Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Как наука она сформировалась в конце XIX в., после 1892 г., когда во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач и анатом Юджин Дюбуа (Dubois, Eugene) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тысяч лет тому назад, под головкой которой имелись значительные костные выросты — экзостоз.

    До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации(концепция золотого века). Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (и порой неразумной его деятельностью). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний.

    Опровержение палеонтологией:

    В 1892 году во время археологических раскопок на острове Ява близ селения Триниль голландский врач и анатом Эмиль Дюбуа обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа, который жил около 700 тысяч лет тому назад; под головкой кости имелись значительные костные выросты. Диагноз — экзостоз.

    Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека — неандертальца, шейные позвонки которого срослись. Эта находка — свидетельство артрита, от которого несколько десятков тысяч лет назад страдал каждый четвертый взрослый человек.

    Последствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.

    Палеопатология ясно показала, что первобытный человек болел, и кости его несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, и других.

    Причем следы заболеваний встречаются на костях первобытного человека гораздо реже, чем травматические дефекты. Прежде всего это относится к повреждениям черепа.

    Одни из них — травмы, полученные во время охоты. Другие находки рассказывают о пережитых и непережитых трепанациях черепов. Их начали производить примерно в XII—X тысячелетиях до н. э. преимущественно в ритуальных целях.

    Палеопатология дает некоторые косвенные данные и о поражении мягких тканей. В мумиях древних аборигенов Америки найдены атеросклеротические бляшки — свидетельство атеросклероза, так широко распространенного сегодня.

    В. И. Ленин, опираясь на законы исторического развития, еще до начала палеопатологических исследований убедительно опроверг концепцию «золотого века»: «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка...

    Никакого золотого века позади нас не было и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».

    Определения

    Тотемизм — первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом

    Фетиши́зм — религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён.

    Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

    Ма́гия — действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов.

    Эндога́мия — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории.

    Экзога́мия — за­клю­че­ние бра­ка за пре­де­ла­ми оп­ре­де­лён­ной со­ци­аль­ной груп­пы, ча­ще все­го род­ст­вен­ной.

    Развитие медицины в средние века

    С одной стороны: 1. Доминирующим было представление о болезни как наказании Божием за греховность человека и человечества. Человек считался греховным изначально (первородный грех), поэтому всё земное, телесное, чувственное было греховным, проявлением изначальной греховности. Главное предназначение земной жизни человека – искупление первородного греха через молитву, пост, аскезу, т.е. умерщвление всего плотского, телесного, чувственного («Бичуй тело, лечи душу»). 2. Строгие религиозные догматы диктовали строгую иерархичность и традиционность в жизни всего общества. Всё, что не укладывалось в рамки религиозных догматов, считалось происками антихриста, преследовалось церковью и порицалось обществом. Для соблюдения чистоты церковных правил и контроля за нравственностью населения был создан орден иезуитов («Общество Иесуса»), главным орудием римско-католической церкви стала Святая инквизиция. Она преследовала всё, что не укладывалось в рамки средневековых христианских традиций, всё неординарное по внешнему виду (сжигали рыжих), по образу мысли (дисседенты, еретики), по образу действия (знахари, врачеватели, колдуны). Особенно преследовались женщины, которые обвинялись во всех смертных грехах, и считались изначально греховными и даже нечистыми существами. С другой стороны: 1. Церковь и монастыри в средние века являются вплоть до XIII-XIV веков главной организующей силой в жизни общества. Именно здесь хранились произведения античных авторов, в том числе основные медицинские труды Аристотеля, Гиппократа, Галена, Диоскорида, Теофраста. Они переписывались, переводились на латынь. Правда, долгое время эти знания считались запретными, доступными только для узкого круга монахов. Доступ к ним всячески пресекался. 2. В монастырях создавались первые химические лаборатории. Особе место в жизни средневекового монашества занимала алхимия, цель которой найти «философский камень», необходимый для создания эликсира вечной жизни. Поскольку цель медицины в средние века – вечная жизнь. Монахи-алхимики пытались через взаимодействие различных химических веществ получить золото, которое считалось идеальной субстанцией, совершенным металлом. Это конечно утопия. Однако впервые стала исследоваться природа химических реакций. Были открыты кислоты и техника дистилляции. То есть открыт химический процесс преобразования веществ. К слову сказать, не такие уж они были утописты. В 1972 г. в СССР в атомном реакторе свинец был превращён в золото. Алхимия стала матерью современной химии, недаром ею увлекались многие учёные даже в новое время, например И.Ньютон

    Про Руссо и «золотой век»

    Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Опровержению концепции «золотого века» в значительной степени способствовала молодая наука палеопатология, которая около ста лет тому назад занялась изучением измененных в результате болезни останков ископаемого человека, а точнее, его скелета. В 1892 году во время археологических раскопок на острове Ява, близ селения Триниль, голландский врач и анатом Эмиль Дюбуа обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека – питекантропа, который жил около 700 тысяч лет тому назад; под головкой кости имелись значительные костные выросты. Во Франции, в пещере Ла Шапель-о-Сен, найден скелет древнего человека, неандертальца, шейные позвонки которого срослись. Эта находка – свидетельство артрита, которым несколько десятков тысяч лет назад страдал каждый четвертый взрослый человек… Палеопатология ясно показала, что первобытный человек болел, и кости его несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и других. Причем, следы заболеваний встречаются на костях первобытного человека гораздо реже, чем травматические дефекты. Прежде всего, это относится к по- 24 Èñòîðèÿ ìåäèöèíû вреждениям черепа. Одни из них – травмы, полученные во время охоты. Другие находки рассказывают о пережитых и не пережитых трепанациях черепов. Их начали производить примерно в XII–X тысячелетиях до н. э. преимущественно в ритуальных целях. Палеопатология дает некоторые косвенные данные и о поражении мягких тканей. В мумиях древних аборигенов Америки найдены атеросклеротические бляшки – свидетельство атеросклероза, так широко распространенного сегодня.

    Палеопатология, также называемая палеопатологией, - это изучение древних болезней и травм организмов путем изучения окаменелостей, мумифицированных тканей, останков скелета и анализа копролитов.


    написать администратору сайта