1 История медицины как наука и предмет преподавания. Цель и задачи предмета. Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы развития медицины.
Скачать 0.67 Mb.
|
№1 История медицины как наука и предмет преподавания. Цель и задачи предмета. Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы развития медицины. Источники изучения истории медицины – краткая характеристика историко-медицинских источников. Музеи истории медицины в России, странах СНГ и за рубежом. Музей истории СГМУ. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - это наука, которая изучает достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до наших дней). Как предмет преподавания делится на общую и частную. Общая история медицины занимается выявлением главных закономерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем медицины. Частная история медицины содержит сведения о развитии отдельных медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий в области медицины. Периодизация и хронология истории медицины основана на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных периодов: * первобытное общество * древний мир * средние века * новое время * новейшая (современная) история Источники изучения истории медицины делятся на несколько основных групп:
(черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)
ют через слово родство целых групп и народов
скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, во- енных и государственных деятелей, архивные материалы
Кстати. Есть такой Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, есть также в Берлине, Филадельфии, Тамбове :D №2 Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Киевская Русь IX – XIV веков. Во второй половине IX. в. на обширных землях Восточной Европы образовалось Древнерусское государство с главным городом Киевом под управлением Рюрика Варяжского /862-879/, известное под названием "Киевская Русь". Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь. В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы. Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа. №3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. князем Владимиром. Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы. Была Ну скажите, что от Византии была перенята баня, и лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе. 4. Медицина в Древнерусском государстве Киевская Русь. Представления о причинах болезней у русичей. Древнейшие виды медицинской деятельности. Радикальные и нерадикальные методы лечения. Стр. 201 учебника Сохранялось 1) Народное врачевание- язычество и знахарство. 2) после принятия христанства развивалась монастырская медицина. 3) Со временм княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина 1)Народных врачевателей начали называть лечцами, которые передавали свой опыт из поколения в поколение. Опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках. Лечили лекарствами из растений и минералов, а также использовали целебные свойства нарзана. 2) Про монастырскую скажите про то, что в религиозном сознании болезнь считалась как наказание или «вселение» бесов. Большой популярностью пользовалась больница при первом созданном монастыре- Киево- Печерской лавре (прославились монахи- подвижники Антоний, Агапит, Алимпий) 3) Светская… Ну она предполагала возмездное лечение, платную то есть… Лечец- армянин практиковал так. 5. Народная медицина в Древнерусском государстве, методы лечения профилактики болезней. Лечцы – народные врачеватели. На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах». Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода». Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. 6. Монастырская медицина, ее особенности. Знаменитые монахи - лечцы – основоположники монастырской медицины и первые древнерусскиеврачеватели Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; также преподобный Алимпий и Агапит В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания. 7. Иноземная медицина, ее влияние на становление врачевания в Древнерусском госсударстве Помимо русских медиков в Киеве и других крупных городах практиковали и иноземные врачи - греки, сирийцы, армяне, имевшие свои дома с лекарственными «погребами» (аптеками). И естественно, как русские, так и иноземные врачи привлекались для медицинского обслуживания князей, бояр, а также княжеских дружинников, составлявших основу государственной власти в древнерусских княжествах. Так, при дворе Владимира Мономаха служил лечец-армянин (умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного), Петр Сирянин… 8. Зарождение гигиенических навыков на Руси. Русская баня, ее значение для лечения различных заболеваний. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. На территории древнего Новгорода открыты и изучены водопроводы и водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. 9. Санитарное дело и профилактика болезней. Борьба с эпидемиями на Руси. В средние века торговые ворота государства открывали путь эпидемиям. К концу ХVI в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна, поэтому стала упорядочиваться противоэпидемическая охрана государственных границ. Вошла в традицию эпидемиологическая информация центра с рубежей. Москва стала всё чаще практиковать "обыски" (обследования) эпидемических очагов. В конце ХV в. по указанию Ивана III была осуществлена и "санитарно-эпидемиологическая разведка" западной границы по поводу слухов о появлении венерических болезней. Стали обычными известные еще в древности различные способы карантинизации городов, улиц, дворов и домов. Против распространения инфекции и для обеззараживания предметов широко применялись костры, засеки, караульные посты. Трупы умерших от инфекционных болезней быстро хоронили, гробы заливали смолой, дегтем, известью. Все заражение предметы сжигались на кострах. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к голоду, который всегда шел за эпидемиями. Появлялись цинга и другие болезни. В то время знали уже многие противоцинготные средства: солод, пиво, винный уксус, сбитень, сосновые шишки. Эти средства раздавались населению. Медицина ХVI - ХVII вв. была бессильна перед эпидемиями, и тем большое значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Только с 1654 по 1665 г. царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) было издано более 10 государственных указов «о предосторожности от морового поветрия». 10. Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Московское многонациональное государство 15 – 17 вв. Куликовская битва явилась первым крупным поражением Золотой Орды и создала предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство. Его создание было завершено при Иване III Васильевиче (1462-1505), великом князем «всея Руси», после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Рycи монголо-татарского ига. Во второй половине ХVI в. происходило дальнейшее накопление теоретических знаний в самых разнообразных отраслях науки и техники, возрос интерес и к естествознанию и медицине. С конца ХV в. в Московском государстве стали создаваться приказы (от слова приказывать, т.е. поручать) - органы центрального управления, ведавшие государственными делами или отдельными областями страны. Уже при Иване III (1462-1505) существовали следующие приказы: разрядный, холопий, житный, конюшенный. Особенно много приказов создал Иван IV Васильевич "Грозный"(1533- 1584) – Поместный, стрелецкий, иноземный, пушкарский, разбойный, посольский и др. 11. Медицина в Московском многонациональном государстве. Появление первых государственных медицинских органов. Аптекарский приказ, его штаты и функции. В 1581 г. в Москву по просьбе Ивана IV прибыли на русскую службу присланные английской королевой Елизаветой доктора Роберт Якоби и аптекарь Джемс Френч; они основали царскую аптеку и организовали аптекарский приказ. В приказе первоначально служили исключительно иностранцы (англичане, немцы, голландцы), россияне появились в нем позднее. Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных бояр, в порядке исключения аптека обслуживала служивых лиц. Уже к концу ХVI в. Аптекарский приказ, по свидетельствам очевидцев, занимал достойное место в структуре управления. Так, француз Яков Маржерет, который служил в армии и был близок к царскому двору, писал: «Важнейшее в России достоинство есть сан Конюшего Боярина, за ним следует Аптечный Боярин, главный начальник Медиков и Аптекарей; потом Дворецкий и наконец Крайний; сии четыре сановника занимают первые места в Думе. Аптекарский приказ возглавляли, как правило, ближние бояре. Как орган государственного управления, Аптекарский приказ ведал всеми медиками. Это были доктора, лекари, окулисты, аптекари, алхимисты, костоправы, рудометы, травники, лекарственного и костоправного дела ученики и др. В медицинской иерархии первенствующее положение занимали доктора, лечившие внутренние болезни; за ними лекари, занимавшиеся главным образом хирургией и лечением наружных болезней. Далее шли аптекари и др. специалисты. 12. Первые государственные лекарские школы, контингенты учащихся. Система подготовки национальных кадров в лекарской школе 17 века. Со временем потребность в медиках возрастала, иноземных докторов не хватало. Возникла мысль о подготовке собственных лекарей. Русские лекари появились еще в середине ХVI в., готовили их методами ремесленного ученичества: они поступали учениками к практиковавшим тогда врачам-иноземцам и осваивали медицину, затем они натравлялись на практику в войска. После нескольких лет практики ученик становился лекарем. Наконец, в 1654 г. была открыта первая государственная лекарская школа при Аптекарском приказе на средства государственной казны. В это время государством управлял царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676). Появление лекарской школы было вызвано большим количеством раненых, больных, калек в результате войн и эпидемий. Иноземных врачей не хватало. Основной контингент учащихся школы составляли дети стрельцов числом 30-35 человек. Обучение в школе включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. Специально для школы обновлялись и пополнялись лечебники типа вертоградов. К книгам составлялись указатели, как легче найти болезнь и ее лечение, словари для объяснения малопонятных иностранных слов. |