Главная страница

Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова1 1


Скачать 55.78 Kb.
НазваниеСлово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова1 1
Дата30.04.2022
Размер55.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаRenata_Yusupova_-_Fayl__1_Slovo_o_pokhode_Igorevom_Kommentariy_V.docx
ТипДокументы
#505897

Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова1

1 ...Игоря, сына Святославова внука Олегова. - Игорь Святославич (1151- 1202) с 1179 г. князь Новгорода-Северского, небольшого городка на окраине Черниговской земли. Был сыном черниговского князя Святослава Ольговича.

«Слово о полку Игореве» - одно из лучших произведений древнерусской литературы. Написано в конце XII в. Главная тема - поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича в 1185 г. Рассказы об этом походе содержатся в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

Автор „Слова“ отказывается начать свое повествование в старых выражениях и хочет вести его ближе к действительным событиям своего времени; он характеризует старую поэтическую манеру Бояна.

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Пусть начнется же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна!

Боян2 же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, говорят, первых времен усобицы. Тогда пускал десять соколов на стадо лебедей, и какую лебедь настигали - та первой и пела песнь старому Ярославу3, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими4, прекрасному Роману Святославичу5. Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали.

Автор определяет хронологические границы своего повествования.

Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря6, который скрепил ум волею своею и поострил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

2 Боян - княжеский певец-песнетворец, живший, по-видимому, во второй половине XI в.
3 ...старому Ярославу... - киевский князь Ярослав Мудрый (ум. в 1054 г. ).
4 ...храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими... - Мстислав Владимирович Великий (ум. 1036 г.), князь черниговский и тмутороканский, брат Ярослава Мудрого. В единоборстве с касожским (черкесским) князем Редедей зарезал его.
5 ...прекрасному Роману Святославичу... - Роман Святославич (ум. 1076 г. ), тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого.
6 ...от старого Владимира до нынешнего Игоря... - Автор «Слова...» хочет показать события от времен Владимира Святославича (ум. 1015 г.) до конца XII в. - периода княжения новго- род-северского князя Игоря Святославича.

Печальное и тревожное начало похода Игоря.

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло7. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование. «Хочу, сказал, копье преломить8 на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

7 Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло. - Здесь речь идет о солнечном затмении 1 мая 1185 г.
8 ...копье преломить... - означает «начать битву», «вступить в единоборство».

Предположение о том, в каких высокопарных выражениях воспел бы Боян поход Игоря.

О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы эти воспел, скача, соловей, по мысленному древу, летая умом под облаками, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна9 через поля на горы.

9 ...рыща о тропе Трояна... - по-видимому, Троян - божество славян.

Так бы пелась тогда песнь Игорю, того внуку10: «Не буря соколов занесла через поля широкие - стаи галок несутся к Дону Великому». Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса11: «Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Нове-городе, стоят стяги в Путивле».

Ободрение Игоря его братом Всеволодом выступить в поход.


Игорь ждет милого брата Всеволода12. И сказал ему Буй Тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, уже оседланы у Курска. А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены: сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы».

10 ...того внука... - внука Олега.
11 ...внук Велеса... - Велес (Волос) - славянское божество, покровитель скота и искусств.
12 Игорь ждет милого брата Всеволода. - Игорь со своими войсками ожидал брата Всеволода, князя курского (ум. 1196 г.), два дня у реки Оскол.

Выступление Игоря в поход и грозные предзнаменования. Безнадежность похода.

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див13, кличет па вершине дерева, велит послушать земле неведомой, Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол14. А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону Великому. Кричат телеги в полуночи, словно лебеди вспугнутые.

13 Див - мифическое существо восточных народов, предупреждающее половцев о походе русских.
14 ...Тмутороканский идол. - Тмуторокань - город на Таманском полуострове, входивший в состав Черниговского княжества, а затем захваченный половцами; там стояли две большие статуи божеств Санерга и Астарты.

А Игорь к Дону войско ведет. Уже беду его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по оврагам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты.

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Ночлег войска Игоря в степи и построение в боевой порядок утром.

Долго ночь меркнет. Заря свет зажгла, туман поля покрыл, щекот соловьиный уснул, говор галочий пробудился. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы.

Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Богатая добыча досталась войску Игоря; сам же Игорь берет себе только боевые знаки врагов.

Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и топям, и дорогими нарядами половецкими. Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко - храброму Святославичу!

Снова ночует в поле храбрый выводок князей Ольговичей. Лирическое размышление автора о его судьбе. Движение главных сил половцев к Дону, навстречу Игорю.

Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, пи кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! Гзак бежит серым волком, Кончак15 ему след указывает к Дону Великому.

15 Гзак, Кончак - половецкие ханы.

Войска половцев надвигаются. Сетования автора.

На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца16, а в них трепещут синии молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке Каяле, у Дона Великого.

16 ...черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца... - Черные тучи - символ половецких войск; четыре солнца - четыре князя, участвовавших в походе (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский - племянник Игоря и Всеволода - и Владимир, сын Игоря).

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Постепенное развертывание битвы, слитое с изображением надвигающейся грозы.

Вот ветры, внуки Стрибога17, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят; половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами.

17 Вот ветры, внуки Стрибога... - славянский бог ветра.

Подвиги в битве буй-тура Всеволода. В пылу битвы Всеволод не только не чувствует на себе ран, — он забыл и феодальную честь, княжеские обязанности, любовь к жене.

Яр Тур Всеволод! Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие. Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калеными, Яр Тур Всеволод! Что тому раны, дорогие братья, кто забыл честь и богатство, и города Чернигова отчий золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, свычаи и обычаи!

Лирическое отвлечение автора. Автор вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича. Олег своими походами положил начало междоусобиям в Русской земле. Страшные последствия междоусобий Олега Святославича для мирного трудового населения Руси.

Были века Трояновы, минули годы Ярославовы, были и воины Олеговы, Олега Святославича18. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани, а звон тот же слышал давний великий Ярослав, а сын Всеволода Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове. А Бориса Вячеславича похвальба на смерть привела19 на Канине зеленый саван постлала за обиду Олега, храброго и молодого князя. С той же Каялы и Святополк полелеял отца своего между венгерскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче20 засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждь-Божьего внука21, в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили. Хотят полететь на поживу!

Сравнение тех ратей Олега Святославича с ратью нынешней — его потомков. Ожесточенность битвы Игорева войска

То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!

18 Были века Трояновы, минули годы Ярославовы, были войны Олеговы, Олега Святославича. - Автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: «века Трояновы» - века язычества (до конца X в.), «годы Ярославовы» - период расцвета Киевской Руси, связанный с именем Ярослава Мудрого (середина XI в.); «войны Олеговы» - начало раздробленности и упадка, связанных с черниговским князем Олегом Святославичем.
19 ...Бориса Вячеславича похвальба на смерть привела... - Борис Вячеславич - внук Ярослава Мудрого и союзник Олега Святославича - погиб в междоусобной битве на Нежатиной Ниве в 1078 г.
20 ...при Олеге Гориславиче... - Имеется в виду Олег Святославич, прозванный за причиненное русскому народу горе «Горе- славичем».
21 Даждь-Божъего внука... - языческий бог Солнца. Под внуком Даждь-Бога подразумевается русский народ.

Поражение войск Игоря. Природа сочувствует несчастью русских.

Что мне шумит, что мне звенит издалека рано до зари? Игорь полки заворачивает22; жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы! Тут разлучились братья23 на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили24, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а древо с тоскою к земле приклонилось.

22 Игорь полки заворачивает... - здесь намек на обстоятельства пленения Игоря. В битве с половцами первыми дрогнули ковуи - черниговские воины, состоявшие из оседлых тюркских народностей. Игорь погнался за побежавшими ковуями, надеясь повернуть их: он даже снял с себя шлем, чтобы его узнали. На обратном пути к своему полку Игорь был взят в плен.
23 Тут разлучились братья... - Игорь был уведен в плен Кончаком, а Всеволод - Гзой.
24 ...сватов напоили... - Еще до похода Игорь и Кончак были сватами. Дочь Кончака была просватана за сына Игоря - Владимира.

Печальные размышления автора по поводу тяжелого положения Русской земли.

Уже ведь, братья, невеселое время настало; уже пустыня войско прикрыла. Встала обида в войсках Даждь-Божьего внука, вступила девою на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская, растревожила времена обилия. Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.

Оплакивание погибших в бою ратников Игоря.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая, - к морю! А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя25 поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!»

Последствия поражения Игоря

И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами на себя крамолу ковали, а поганые сами, с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора.

25 ...Карна и Желя... - поэтическое олицетворение скорби, печали, плача.

Объяснение причин, по которым поражение Игоря оказалось столь тяжелым для всей Русской земли: Игорь своим неудачным походом уничтожил плоды предшествующего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

Так и те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже зло пробудили, которое перед тем усыпил было отец их, Святослав26 грозный великий киевский, грозою своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами; пришел на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем, исторг, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав. Тут Игорь князь пересел из золотого седла в седло рабское. Приуныли у городов забралы27, и веселье поникло.

26 ...отец их Святослав... - Святослав Всеволодович, двоюродный брат Игоря и Всеволода, киевский князь. Отцом он назван как феодальный правитель Киевского государства. В 1184 г. Святослав организовал успешный коалиционный поход на половцев. Было взято семь тысяч пленных вместе с ханом Кобяком.
27 Приуныли у городов забрали... - Забрало - верхняя часть городской стены, где располагались защитники во время осады города. На забралах жители встречали или оплакивали погибших.

Автор переносит повествование в Киев к Святославу Киевскому: Святослав в Киеве видит тяжелый и неясный для него по своему значению сон.

А Святослав смутный сон видел28 в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня, говорил, черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесньска на лугу, были в дебри Кисаней и понеслись к синему морю».

28 А Святослав смутный сон видел... - Сон Святослава построен на символике похоронного обряда: синее вино, жемчуг - олицетворение слез и печали; доски (помост) разбирали для того, чтобы вынести покойника. В толковании сна бояре называют Игоря и Всеволода соколами, сравнивают их с солнцем, а Олега и Святослава - с молодым месяцем.

Бояре Святослава объясняют ему значение его сна, рассказывая о поражении Игоря.

И сказали бояре князю: «Уже, князь, горе ум полонило. Вот слетели два сокола с отчего золотого престола добыть города Тмутороканя либо испить шлемом Дона. Уже соколам крылья подсекли саблями поганых, а самих опутали в путы железные.

С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси к Святославу в Киев, автор „Слова“ оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего, международного положения Руси.

Темно ведь было в третий день: два солнца померкли, оба багряные столпа погасли и в море погрузились, и с ними оба молодых месяца, Олег и Святослав, тьмою заволоклись. На реке на Каяле тьма свет прикрыла: по Русской земле рассыпались половцы, точно выводок пардусов, и великое ликование пробудили в хиновах. Уже пала хула на хвалу; уже ударило насилие по свободе; уже бросился Див на землю. Вот уже готские красные девы29 запели на берегу синего моря, звеня русским золотом, воспевают время Бусово30, лелеют месть за Шарукана31. А мы уже, дружина, невеселы».

29 ...готские... девы... - Поселения готов находились в Крыму.
30 ...воспевая время Бусово... - по-видимому, князь антов (предков славян) Бос или Бооз. В 376 г. был разбит готским королем Винитаром и казнен (распят на кресте). Готские девы воспевают это время.
31 ...лелеют месть за Шарукана. - Половецкий хан Шарукан, дед Кончака, был разбит в 1106 г. Владимиром Мономахом. В битве с Игорем внук Шарукана впервые смог отомстить русским за бесславие своего деда.

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое „золотое слово“, в котором упрекает Игоря и Всеволода в нарушении феодального послушания, сетует на „непособие“ ему русских князей и указывает на первое последствие поражения Игоря: нападение половцев на Переяславль Русский.

Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод!32 Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине!

32 ...О племянники мои, Игорь и Всеволод! - Святослав Киевский называет Игоря и Всеволода племянниками в соответствии с системой феодально-иерархического подчинения.

А уже не вижу сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава33, с черниговскими боярами, с могутами, и с татранами, и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами. Они ведь без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звоня в прадедовскую славу. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим». А разве дивно, братья, старому помолодеть? Если сокол в мытех бывает34, то высоко птиц взбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но вот зло - князья мне не подмога: худо времена обернулись. Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир под ранами35. Горе и тоска сыну Глебову!»

33 ...брата моего Ярослава... - Ярослав Всеволодович Черниговский, брат Святослава Киевского.
34 Если сокол в мытех бывает... - в период линьки (в мытех) сокол никого не подпускает к своему гнезду.
35 Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир под ранами. - После поражения Игоря половцы устремились на Русь и осадили Переяславль Южный, во время защиты которого был ранен князь Владимир Глебович Переяславский. Дружины Рюрика и Святослава прогнали половцев, которые на обратном пути разорили город Римов.

На этом заканчивается „золотое слово“ Святослава и вступает в силу голос самого автора, призывающего князей на защиту Руси. Автор обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому с призывом выступить за Русскую землю.

Великий князь Всеволод!36 Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногате, а раб по резане37. Ты ведь можешь посуху живыми шереширами стрелять, удалыми сынами Глебовыми.

36 Великий князь Всеволод! - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, владимиро-суздальский князь (ум. 1212 г.). Прославляя могущество Всеволода, автор «Слова...» подчеркивает, что если бы он пришел на помощь южнорусским князьям, то победа над половцами была бы обеспечена.
37 Ногата и резана - мелкие монеты Древней Руси.

Автор обращается к Рюрику и Давиду Ростиславичам с призывом выступить за Русскую землю.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!38 Не ваши ли воины злачеными шлемами в крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры, раненные саблями калеными, на поле незнаемом? Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

38 Ты, буйный Рюрик и Давыд! - Рюрик Ростиславич (ум. в 1215 г.) - киевский князь, соправитель Святослава Всеволодовича, помог осажденному половцами Переяславлю Южному. Давыд Ростиславич Смоленский (ум. в 1198 г.), брат Рюрика, отказался выступить с ним в поход против половцев в 1185 г.

Автор обращается к Ярославу Владимировичу Галицкому с призывом выступить за Русскую землю.

Галицкий Осмомысл Ярослав!39 Высоко сидишь на своем златокованном престоле, подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями40. Стреляй же, господин, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!

39 Галицкий Осмомысл Ярослав! - Ярослав Владимирович Галицкий (ум. в 1187 г.) - тесть Игоря Святославича.
40 ...меча бремена через облаки... стреляешь... салтанов за землями. - Автор гиперболизирует могущество и силу Ярослава Галицкого, чьи войска участвовали в крестовом походе против египетского султана Саладина.

Автор обращается к Роману Мстиславичу Волынскому и к Мстиславу (Пересопницкому или Городенскому) с призывом выступить за Русскую землю.

А ты, буйный Роман, и Мстислав!41 Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг. Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря, стремясь птицу в смелости одолеть. Ведь у ваших воинов железные паворзи под шлемами латинскими. От них дрогнула земля, и многие страны - Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и половцы копья свои повергли и головы свои склонили под те мечи булатные.

Обращение к волынским князьям остается незаконченным. Под влиянием воспоминаний о победах Романа вновь возникает тема поражения Игоря. Павших воинов не воскресить!

Но уже, князь, Игорю померк солнца свет, а дерево не к добру листву сронило: по Роси и по Суле города поделили. А Игорева храброго полка не воскресить! Дон тебя, князь, кличет и зовет князей на победу. Ольговичи, храбрые князья, уже поспели на брань...

41 А ты, буйный Роман, и Мстислав! - Роман Мстиславович Волынский (ум. 1205 г.) - деятельный и отважный князь. Относительно Мстислава существуют два предположения: либо это Мстислав Ярославич Пересопницкий, либо Мстислав Всеволодович Городенский.

Возобновляя свое обращение к волынским князьям, автор перечисляет Ингваря и Всеволода Ярославичей и Мстиславичей: Романа, Святослава и Всеволода. Он призывает их выступить за Русскую землю.

Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича42 - не худого гнезда соколы! Не по праву побед добыли себе владения! Где же ваши золотые шлемы и копья польские и щиты? Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!

42 Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича... - Ингварь и Всеволод - сыновья Ярослава Изяславича Луцкого. Три Мстислава - по-видимому, Роман, Святослав и Всеволод - сыновья Мстислава Изяславича Волынского.

Обращаясь к полоцким князьям, автор прежде всего указывает на общую беззащитность от „поганых“ южных (по Суле) и западных (по Двине — у Полоцка) границ Руси. Он вспоминает безнадежную попытку Изяслава Васильковича Полоцкого одному защитить свои границы от врагов Руси и его одинокую кончину на поле битвы.

Уже Сула не течет серебряными струями к городу Переяславлю, и Двина болотом течет для тех грозных полочан под кликом поганых. Один только Изяслав, сын Васильков43, позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, прибил славу деда своего Всеслава, а сам под червлеными щитами на кровавой траве литовскими мечами прибит со своим любимцем, а тот сказал: «Дружину твою, князь, крылья птиц приодели, а звери кровь полизали». Не было тут брата Брячислава, ни другого - Всеволода. Так в одиночестве изронил жемчужную душу из храброго тела через золотое ожерелье. Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городенские.

43 ...Изяслав, сын Васильков... - Речь идет об Изяславе Васильевиче, представляющем ветвь половецких князей.

Описав слабость полоцких князей в защите своих собственных границ, автор обращается с призывом ко всем князьям полоцким (потомкам Всеслава) и ко всем остальным русским князьям (потомкам Ярослава Мудрого) прекратить взаимную вражду, признать, что обе стороны потерпели в этом междоусобии поражение и погубили славу, перешедшую к ним от дедов.

Ярослав и все внуки Всеслава!44 Уже склоните стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!

44 Ярослав и все внуки Всеслава! - Предполагают, что в первое издание вкралась ошибка. Видимо, следует читать не «Ярослав», а «Ярославовы», то есть «Ярославовы внуки и все внуки Всеславовы», тогда это звучит как призыв прекратить вековые раздоры между князьями - потомками Всеслава Брячиславича Полоцкого.

Безнадежность усобиц автор показывает на примере судьбы родоначальника полоцких „всеславичей“ — Всеслава Брячиславича Полоцкого.

На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий о девице ему милой45. Хитростью оперся на коней и скакнул к городу Киеву, и коснулся древком золотого престола киевского. Отскочил от них лютым зверем в полночь из Белгорода, объятый синей мглой, урвал удачу в три попытки: отворил ворота Новгороду, расшиб славу Ярославу, скакнул волком до Немиги с Дудуток.

45 ...кинул Всеслав жребий о девице ему милой. - Всеслав Брячеславич Полоцкий, правнук полоцкой княжны Рогнеды и Владимира I Святославича. «Девица» здесь символ Киева. В 1068 г. Всеслав решил воспользоваться восстанием киевлян, чтобы захватить великокняжеский престол, который сумел удержать всего несколько недель.

На Немиге снопы стелют из голов46, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны, засеяны костьми русских сынов.

46 На Немиге снопы стелют из голов... - Немига - небольшая река, на которой стоял Минск. На Немиге Всеслав потерпел поражение от трех Ярославичей: Изяслава, Всеволода, Святослава.

Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева до петухов дорыскивал Тмуторокани, великому Хорсу47 волком путь перерыскивал. Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал. Хоть и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян еще давно припевку, разумный, сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать!»

47 ...великому Хорсу... - Хоре - славянский бог Солнца.

Лирически отвлекаясь, автор вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет им современные ему несогласия между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев.

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира48 нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне встали стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы, но врозь их знамена развеваются49. Копья поют!

48 Того старого Владимира... - Имеется в виду Владимир I Святославич.
49 ...но врозь их знамена развеваются. - Автор подчеркивает несогласие между братьями Рюриком и Давыдом Ростиславичами. См. примеч. 48.

Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор передает плач жены Игоря — Ярославны.

На Дунае Ярославнин голос50 слышится, кукушкой безвестной рано кукует. «Полечу, говорит, кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле».

50 ...Ярославнин голос... - Ефросинья Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла Галицкого, была второй женой Игоря Святославича.

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады? Разве мало тебе было под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»

Ярославна рано плачет на забрале Путивля-города, приговаривая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы ладьи до стана Кобякова51. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано».

51 Ты лелеял на себе Святославовы ладьи до стана Кобякова. - Ярославна вспоминает удачный поход русских князей на половцев в 1184 г. под предводительством Святослава Всеволодовича.

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждой им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло».

Как бы в ответ на мольбу Ярославны, бог указывает путь Игорю к бегству в Русскую землю

Прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами. Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу.

Описание бегства Игоря

Погасли вечером зори. Игорь спит и не спит. Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца. В полночь свиснул Овлур52 коня за рекой - велит князю разуметь: не быть князю Игорю! Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие. А Игорь-князь скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И помчался к излучине Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Коли Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, отряхивая студеную росу: загнали они своих борзых коней.

52 Овлур - половец, бежавший на Русь вместе с Игорем.

Разговор Игоря с рекой Донцом.

Донец сказал: «Князь Игорь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия!» Игорь сказал: «О Донец! Не мало тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевавшему его теплыми туманами под сенью зеленого дерева. Ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах». Не такая, сказал, река Стугна: скудную струю имея, поглотив чужие ручьи и потоки, расширилась к устью и юношу князя Ростислава заключила. На темном берету Днепра плачет мать Ростислава по юноше князе Ростиславе. Уныли цветы от жалости, и дерево с тоскою к земле приклонилось.

Погоня за Игорем. Разговор Гзака и Кончака о том, как удержать Игоря в плену.

То не сороки застрекотали - по следу Игоря едут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают. Говорит Гзак Кончаку: «Если сокол к гнезду летит, расстреляем соколенка своими злачеными стрелами». Говорит Кончак Гзе: «Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколенка красной девицей». И сказал Гзак Кончаку: «Если опутаем его красной девицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы, и станут нас птицы бить в поле Половецком»53.

53 ...опутаем мы соколенка красной девицей... - Сын Игоря Владимир, находясь в плену, женился на дочери Кончака. С женой и ребенком вернулся из плена в 1187 г.

То все „стрекотали“ Гзак с Кончаком, а вот что сказали Боян с Ходыной о Русской земле, когда в ней нет князя.

Сказали Бонн и Ходына54, Святославовы песнотворцы, старого времени Ярославова, Олега-князя любимцы: «Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы», - так и Русской земле без Игоря.

54 Сказали Боян и Ходына... - испорченное место в «Слове...».

Исполнилось все не так, как „стрекотали“ Гзак с Кончаком. Ликование в Киеве и во всей Русской земле по поводу возвращения Игоря.

Солнце светит на небе - Игорь-князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае - вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей55. Страны рады, города веселы.

55 ...ко святой Богородице Пирогощей. - Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) построена в Киеве в 1132- 1136 гг., названа по иконе Богоматери, привезенной из Константинополя.

Заключительная слава князьям — участникам похода — и дружине.

Спев песнь старым князьям, потом молодым петь! Слава Игорю Святославичу, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!

Аминь.



написать администратору сайта