Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогические взгляды М. Монтессори

  • портфолио педагогика. рабочая тетрадь, портфолио. 4 История зарубежной педагогики


    Скачать 67.06 Kb.
    Название4 История зарубежной педагогики
    Анкорпортфолио педагогика
    Дата17.12.2021
    Размер67.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларабочая тетрадь, портфолио.docx
    ТипДокументы
    #306845
    страница1 из 3
      1   2   3

    Типовые задания по теме 4.1. История зарубежной педагогики

    1. Педагогические взгляды ...(педагог-на выбор).

    Педагогические взгляды М. Монтессори

    М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. В 1894 г. окончила Римский университет. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-1908 проф.).

    Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899-1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "дома ребенка" (первый был открыт в 1907 г. в римском квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей Монтессори обобщила в книге "Метод научной педагогики" (1909; рус. пер. 1920) и последующих работах. После установления фашистского режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание "оружием в борьбе за мир". После Второй мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

    Система М. Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Монтессори утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребенка подчиняется особым законам. Основываясь на теории "спонтанного развития ребенка", Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.

    Стремясь поставить воспитание и обучение на научную основу, Монтессори применила в педагогике фундаментальные принципы экспериментальных наук. Дошкольное учреждение (начальную школу) она рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог - наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, - в рамках, предусмотренных еще при создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т.п.). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается упражнение "активности", задача приобретения знаний является попутной.

    Основой обучения в дошкольном и в младшем школьном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа - "выключать" остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Монтессори связывала с выделением особых ("сензитивных") периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды (например, сензитивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.д.).

    Главная форма воспитания и обучения, по системе М. Монтессори - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).

    Заслугой М. Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещении детского сада, оснастив их специальной детской мебелью. Педагогическим задачам подчинена и архитектура школ Монтессори: помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации общественного дошкольного воспитания, М. Монтессори подчеркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематическая работа с детьми в дошкольных учреждениях.

    Слабые стороны системы М. Монтессори (отрицание активной роли педагога, недооценка игры как основного вида деятельности дошкольников, преимущественное использование искусственно созданного учебного материала и т.д.) неоднократно подвергались критике со стороны прогрессивных педагогов. Некоторые педагоги обвиняли М. Монтессори в том, что, предоставляя детям свободу передвижений, она разрушает установленную в воспитательном учреждении дисциплину.

    Наряду с вопросами дошкольной педагогики (общие педагогические требования к обучению, режим дня, питание, физическое воспитание, научный труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счету и арифметическим действиям) Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. наук. Она занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система Монтессори завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.

    2. Определить критерии и выполнить сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем воспитания.

    Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев.

    В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, (агеллы), где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном.

    Содержание воспитания: Особое внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Нравственное и пол. вос-ие давалось во время специальных бесед гос.руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).Юноши 18—20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела цель выработать из каждого спартанца война.

    Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы.

    Процесс воспитания проходил в три этапа.

    На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным.

    На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу.

    В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

    В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Первоначально дети (с 7 до 13—14 л) обучались в школах грамматиста и кифариста. Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско»—я учу, позже: «дидактика» — теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» — ребенок, «агогейн»—вести).В школе грамматиста обучали читать, писать и считать.В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое вос-ие.В 13—14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий( пятиборье). С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам. Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже — гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое вос-ие.

    В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.




    Спарта

    Афины

    Идеал воспитания

    Физически развитый, сильный духом человек, разбирающийся в воен­ном деле

    Всесторонне развитый, прекрас­ный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отно­шении человек

    Воспитательные приоритеты

    Нравственное и физиче­ское воспитание

    Сочетание физического, нравствен­ного, умственного воспитания

    Цели воспитания

    Полное подчинение лич­ности интересам социаль­ной группы

    Формирование «совокупности доб­родетелей»

    Отличительные

    черты 

    Авторитарный характер воспитания

    Жесткая государственная

    регламентация воспитания

    Гипертрофированная военная подготовка

    Скудный объем общеоб­разовательных знаний Принцип состязательно­сти в сфере воспитания

    Применение телесных наказаний

    Демократический характер воспи­тания

    Наличие как государственных, так и частных школ   Упор на физическое и литератур­но-музыкальное образование

    Физическое воспитание как разви­тие культуры тела Наличие школ повышенного типа, где давался значительный объем знаний 

    3. Определите методы воспитания в памятнике педагогической мысли Ж-Ж Руссо «Эмиль, или о воспитании».

    Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо. Оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание: разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства, В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

    В современном автору педагогического романа обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию воздействие на личность ребенка посредством природы, педагогическое воздействие с учетом собственных естественных интересов воспитанника, его природных способностей. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек — это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

    «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».

    Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.

    Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывал к другому: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».

    Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, те черты, которые нужны любому хорошему человеку.

    Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди.

    Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

    Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека Природа в данном контексте — это данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе.

    От вещей, то есть от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

    Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов и предстоит воспитателю.

    Идеалом Ж.-Ж. Руссо представляется человек в его естественном, не испорченном обществом и воспитанием состоянии. «Если вы хотите, чтобы он сохранил свой оригинальный вид, берегите этот вид с той самой минуты, как ребенок является в мир... без этого вы никогда не добьетесь успеха». Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужно естественное воспитание.

    Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», — утверждал Руссо.

    Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Воспитанник делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет услышать от него воспитатель.

    Руссо считал, что воспитанник может считать себя господином, а на деле господин — воспитатель. Пусть ребенок думает, что он действует по своему желанию, на самом же деле – это желание воспитателя: «Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите». «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», — утверждал Руссо. Воспитание детей начинается с их рождения.

    По мнению французского педагога, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

    - младенчество — от рождения до 2 лет;

    - детство — от 2 до 12 лет;

    - отрочество — от 12 до 15 лет;

    - юношество — от 15 до вступления в брак.

    В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Жан-Жак Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

    Первые годы жизни — это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить — всему свое время. «Подготавливайте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».

    В детском, возрасте (от 2 – до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые ребенок может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии.

    «...Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении; пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму». Тогда он вынужден наблюдать, набираться опытности. Так Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами — значит научить пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств.

    Руссо писал, что в его время в моде обучение, которое рекомендует рассуждать с детьми; так получаются «юные ученые и старые дети». Но дети должны оставаться детьми, прежде чем стать взрослыми. Стремясь сделать ребенка разумным, начинают его воспитывать с помощью разума, а это значит, что начинают с конца: «Говоря с детьми с самого начала непонятным для них языком, мы приучаем их отделываться пустыми словами». У детей своя манера видеть, думать, чувствовать, поэтому бессмысленно требовать от десятилетнего ребенка взрослого рассуждения.

    Но учить ребенка чтению и письму все же необходимо, а для этого, советовал Руссо, прежде всего необходимо возбудить желание учиться: «Внушите ребенку это желание – и всякая метода будет хороша», «Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».

    Руссо описывал пример того, как Эмиль научился читать. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых, а затем дело идет быстро и легко, то же — с письмом.

    Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием. Живя в деревне, ребенок получает из своих наблюдений понятия о полевых работах; этому возрасту свойственно желание создавать, действовать, подражать. И у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды: «...О, зрелище! О, горе! Бобы все вырваны, почва вся взрыта — не узнать даже места. УВЫ! „Молодое сердце возмущено., слезы текут ручьями». Выясняется, что натворил беду огородник — он еще раньше засеял этот участок семенами дынь. «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен», — наставляет он Эмиля. Так идея собственности также осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

    Также из опыта ребенок получает уроки поведения, нравственных отношений. Он не хочет считаться с окружающими, доставляет им жизненные неудобства — пусть из своего опыта поймет невозможность такого поведения: «Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».

    «Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», — указывал Руссо. Не надо наказывать детей прямо за то, что они солгали, но на них должны отразиться все дурные последствия их поступка.

    Педагог был глубоко убежден, что физическому развитию, начинающемуся с самого рождения ребенка, нужно по-прежнему уделять особое внимание. Одежда ребенка должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений; поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к холоду, он никогда не вредит, если с ранних лет детей не кутать; нужно приучать их к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, нужна жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело. Пища должна быть простой».

    В отроческом возрасте (12-15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения.

    Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узнавать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспитатель — поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним, заранее предугадывая его чувства, также незаметно направлять их, подмечать те выводы, которые делает ребенок.

    Ручной труд больше всего приближает человека к его естественному состоянию, ремесленник зависит только от своего труда. Земледелие – первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось трудовое воспитание Эмиля. А дальше он сам выберет, чем ему заняться; ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой, нужно лишь приобрести быстроту и легкость в их употреблении.

    Мужчине не подойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремесло), торговля. Эмилю пришлось бы по вкусу ремесло столяра; тем же юношам, которые имеют другие наклонности, полезно делать математические инструменты, телескопы и т.п. Лучше всего заниматься несколькими ремеслами, ведь эти занятия нужны не для того, чтобы стать специалистом, а для того, чтобы стать человеком. К юношескому возрасту Эмиль трудолюбив, воздержен, терпелив.

    Необычна и своеобразна роль воспитателя: он ничему не учит ребенка, он пробуждает желание учиться; он незаметно направляет его деятельность, создавая нужные условия; он организовывает ситуации, которые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали. Таким образом, воспитатель ничего не навязывает своему воспитаннику, а способствует получению знания из собственного жизненного опыта своего подопечного.

    Юношеский возраст (от 15 лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца.

    В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство — любовь к себе, а второе — к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

    Любовь к себе должна быть в это время направлена к добру, а основой всей жизни становятся эмоции. Воспитание и в этом возрасте происходит не наставлениями, а общением с людьми, примером, изучением истории: «..Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта». Но в тех случаях, когда опыт опасен, вместо того, чтобы переживать его самому, можно остановиться на извлечении урока из истории. Так Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты в нем симпатия к бедным и угнетенным и желание помочь им.

    Таким же образом протекает религиозное воспитание — Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

    Так закончился и этот этап жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга. Ей посвящена последняя, пятая книга романа.

    Женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. Софи имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Софи не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин. Софи любит наряды и знает в них толк. У Софи есть природные таланты: она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать. Она может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. Софи религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю. Ее воспитание как женщины, естественно, довольно значительно отличается от того, которое получил ее жених.

    Эмиль вступает в пору любви и счастья; когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности: там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они с женой смогут совершить много благодеяний для поселян.

    Так заканчивается роман, вызвавший такую бурную реакцию общества. В нем автор, изобличая пороки современного общества, показал тот путь, который способен преобразить жизнь целых государств, — это воспитание нового Человека. Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так как он никогда и ни в чем не был подражателем, то всегда оставался оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении.

    Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо (идеи свободного воспитания):

    - Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

    - Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

    - Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

    - Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

    - Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

    - Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдалбливать их в готовом виде — этой задачей следует руководствоваться в учении.

    - Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

    Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения,

    «Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

    4. Заполните таблицу «Взгляды зарубежных мыслителей и педагогов в эпоху Возрождения».

    Педагог

    Взгляды педагога




    Особенности мировоззрения педагога

    Природа ребенка и его развитие

    Цели и принципы обучения и воспитания

    Организационные формы обучения

    Основные направления и аспекты воспитания

    Роль учителя и требования к нему

    Роль семьи в воспитании

    Что нового внес в педагогическую теорию и практику

    Мишель Монтень

    Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.
    Скептицизм как течение в философии является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами.

    Считал, что природа каждого ребенка уникальна и каждого необходимо воспитывать исходя из его задатков и склонностей.
    Из «Опытов»: «…люди же, быстро усваивающие привычки, чужие мнения и законы, легко подвержены переменам и к тому же скрывают свой подлинный облик.
    Трудно поэтому преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, чего те как следует усвоить не в состоянии. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах следует неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души…»
    Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по своему объему, и по своему характеру, го нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.

    Основной целью обучения было развивающее образовании, способствующее выработке самостоятельного мышления. Из «Опытов»: «…Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца…»

    Преподавать должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.
    Преподаватель должен наставлять ученика, помогать ему, но не делать все за ученика.
    Из «Опытов»: «…Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни…»

    Направления воспитания: гуманитарные и естественнонаучные дисциплины такие, как: логика, физика, геометрия, риторика, философия, история. Также де Монтень считал необходимым в воспитании игры и физические упражнения.
    Из «Опытов»: «...Даже игры и упражнения - и они станут неотъемлемой и довольно значительной частью обучения: я имею в виду бег, борьбу, музыку, танцы, охоту, верховую езду, фехтование. Я хочу, чтобы благовоспитанность, светскость, внешность ученика совершенствовались вместе с его душою. Ведь воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое...»

    Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Автор выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения.
    Из «Опытов»: «…столь безграничная власть учителя чревата опаснейшими последствиями, особенно если учесть характер принятых у нас наказаний…»

    Семья должна воспитать человека, которые руководствуется в жизни основными человеческими ценностями, физически здоров, интеллектуально развит. Он сможет создать хорошую семью, работать на благо общества, сможет достойно и счастливо жить в этом мире.

    Педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались. Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

    Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

    Томас Мор

    Томас Мор явился первым критиком общественного строя, основанного на частной собственности, и первым провозвестником нового, социалистического общественного устройства. Изображению этого строя он посвятил свою "Золотую книжку, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516).

    Человек, по Мору, "рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию". В этих суждениях заключен протест против педагогического религиозного аскетизма.

    Т. Мор строил нравственное воспитание на началах религии (священники должны "наставлять в нравах"). Правоверный католик, он, однако, был далек от религиозного фанатизма. В придуманном им государстве царит свобода вероисповедания.

    Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: "Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке".

    Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании "К моим возлюбленным детям" он писал: "Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало".

    Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей его жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. "Способности у утопийцев, – писал он, – изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни".

    Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в труде. Труд не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они умеют прогнозировать погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке.

    Человек, по Мору, «рожден для счастья”. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах Мор - правоверный католик. В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали. Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием. Только образованный ч-к способен добиться счастья. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, (ведущий вид-земледелие), самообразование. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

    работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности.

    Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В ч-ке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта

    Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.
    Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте.
    Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные от физического труда. В свободное время «утопийцы», как взрослые, так и дети, должны заниматься своим самообразованием, посещая музеи и библиотеки. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число ученых.

    В своем произведении Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Английский мыслитель полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения, необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являлись: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны широко применяться наглядные пособия.

    Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

    Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта

    Система образования в «Утопии» имела гуманистическую направленность: граждане обоего пола проходили обязательное обучение в школе, которое сочеталось с практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упражнений. У всех мужчин и женщин без исключения, - пишет Мор, - есть единое дело - сельское хозяйство. Ему обучают всех с детства, - отчасти в школе, где делают наставления, отчасти - на полях, поблизости от города, куда выводят детей как бы для игры, однако они не только наблюдают, но, пользуясь удобной возможностью упражнять тело, также и трудятся» (там же, с. 183). Эта мысль Мора приводит к созданию системы обучения, при которой учащиеся школы теоретически и практически знакомятся с основными видами производства, т.е. теоретические знания опираются на практический опыт.
    Что касается нравственного воспитания людей, то им, по мнению Мора, должны заниматься священники («наставлять в нравах»). Ибо первостепенная социальная задача для Мора - это воспитание высокой нравственности.

    Ребенка надо правильно воспитывать с самого рожднения.Если родители сами не могут воспитывать,то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.Ребенку надо дать религиозное ,умственное и нравственное воспитание.Внутренний мир ребенка это божественный мир и к нему нельзя относиться жестоко.

    Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

    Главным творением Томаса Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В переводе с греческого «топос» - «место», «у» отрицание «нет». То есть место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию.

    В этом романе описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные.

    Мужчины и женщины Утопии равны в образовании, ибо "природа одинаково благоволит ко всем". Томас Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. В Утопии такое образование осуществляется в форме ученичества и посредством государственных школ. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания.

    1. Список литературы по теме (автор, название, издание, год): не менее 5 (с указанием локализации – библиотека университета, ЭБС, внешний сайт).

    1. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 448 c.

    2. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.

    3. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 260 c.

    4. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.

    5. Пискунов, А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А.И. Пискунов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.

    6. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.
    2. Заполните таблицу

    Ф.И.О. педагога,

    годы жизни

    Основные

    педагогические идеи

    Значение педагогических идей для

    педагогической науки

    Макаренко А.С.

    (13 марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская Империя — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область, РСФСР)

    Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.

    Ведущей идеей для педагогических взглядов А.С. Макаренко было воспитательный коллектив. В результате педагогического процесса у обучающихся формируются определенные нормы и взаимоотношения, присущие человеческому коллективу. Дети связаны общими целями в воспитательном коллективе. Педагог подчеркивал, что коллектив – это социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей». Взаимодействие членов коллектива служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью.

    Сам коллектив не может останавливаться на достигнутом, он должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — осознавать свой вклад в общий процесс. Такое воспитание подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где ему понадобится заслужить свой статус. В итоге ребенок морально готовится принимать решения, осознавать свои силы и не бояться их применять. Дети, ориентированные не только на получение, но и на отдачу, будут испытывать чувство социальной ответственности. Кроме того, опасность остановки в развитии заключается в саморазрушении коллектива. (Закон развития коллектива).

    Еще одна из идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», идея о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения, совершенствования коллектива и отдельных личностей, из которых он состоит.

    Важен и принцип педагогической целесообразности, который основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачам воспитания.

    Принцип целостности процесса воспитания подразумевает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически».

    Принцип ответственной зависимости означает, что коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия и жизнедеятельность всего коллектива.

    По мнению А.С.Макаренко, воспитательное влияние на учеников должно быть не прямым, а опосредованным параллельным действием, то есть должно осуществляться через коллектив.

    Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». В коммуне старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно, каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Жизнь, досуг и труд коллектива определялись голосованием детей, и никакой педагог не мог отменить решения собрания. Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

    Система воспитания Макаренко самая демократичная. Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности, чувство радости.

    Макаренко был противником идеи того, что школа – это лишь подготовительный этап, и считал воспитанников полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему.

    Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

    Участие в производственном труде меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

    Дисциплина, характерная для коллектива, не была основана на бездумном подчинении и тем более на насилии.

    Итак, А.С.Макаренко были сформулированы следующие признаки коллектива: 1. общая цель; 2. общая деятельность; 3. тесная связь с обществом; 4. строгая дисциплина.

    Колония имени Горького была смесью кадетского корпуса и помещичьего хозяйства.

    Идеи Макаренко наиболее востребованы в военной педагогике. Также известен положительный опыт применения педагогической теории Макаренко в системе ФСИН одним из воспитанников Макаренко Алексеем Григорьевичем Явлинским, отцом известного политического деятеля Г.А.Явлинского.

    А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о том, что родители – это пример, который может вызывать как уважение, так и критику. В системе семейного воспитания можно выделить следующие основные направления: нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков), трудовое (воспитание в труде), экономическое (семейное хозяйство), половое. В трудовом воспитании в семье важно перед ребенком поставить определенную задачу, которую он может решить. Трудовое участие детей в жизни начинать рано, еще в игре, с возрастом трудовые поручения следует усложнять.

    Важно сейчас поддерживать отношения равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллективов существенную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, к семейной, свободной от авторитаризма и формализма. Влияние школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности.

    Сегодня педагогическое наследие Александра Сергеевича Макаренко требует нового осмысления. Долгое время на личностное восприятие его произведений налагались штампы из учебников: «интересы коллектива», «воспитание дисциплины», «самоуправление», «трудовое воспитание» и др. Теперь многое из того, что повсеместно внедряли, незаслуженно осуждается. Между тем идеи А. С. Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами, подростками из так называемой «группы риска».

    Учение о коллективе актуально в современном обществе, так как огромную роль в педагогике современных стандартов играет развитие коммуникативных умений и способов организации сотрудничества в ученическом коллективе.

    Сейчас наиболее близко к существу макаренковской педагогической теории и практики подходят те школы, которые решают вопросы актива коллектива, роли традиций в формировании коллектива. Отдельные педагогические коллективы ставят задачу создания общешкольного коллектива, не ограничиваясь «детским коллективом» в классе, кружковой работой. В соответствии с положением о том, что первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, устанавливаются формы взаимосвязи классных коллективов в школе: информация классов о важнейших событиях в жизни школы, поручения общешкольного характера, шефство старших над младшими, совместные мероприятия. Основные органы «школьного ученического коллектива» - это ученические комитеты, стенная газета, школьное радио, ученический лекторий, временные уполномоченные (дежурные).

    Концептуальные позиции современных педагогических коллективов перекликаются со следующими принципами А.С.Макаренко: 1. соединение обучении с производительным трудом; 2. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 3. успешность детского труда; 4. творческий характер труда; 5. равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; 6. четкая организация труда.

    Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

    В настоящее время, организуя образовательно-воспитательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А.С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности. В современных системах воспитания существует та же проблема, на решение которой направил свои силы А.С. Макаренко. Перед педагогами стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как следствие, подавление личности, либо чрезмерное ее уважение и излишняя индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе и нивелируемой проблеме общественного и социального развития.

    Ушинский К.Д.

    (1824-1871)

    Теория должна подкрепляться практикой

    Педагог был уверен: в основе педагогической теории лежат законы психологии, философии, физиологии и анатомии. Он настаивал на том, что педагогика не может основываться на личном опыте, пусть он  даже удачный. Теория всегда должна подкрепляться практикой. В другом случае такая теория является бесполезной вещью, так как из нее нельзя сделать выводы.

    Народность воспитания и демократизация народного образования

    Образование и воспитание должно учитывать исторические особенности и традиции народа. Народность – это лучший метод воспитания, который выражается через уважение и изучение истории и родного языка. Такое воспитание у детей развивает чувство долга перед Отечеством,  патриотизм, чувство национальной гордости, уважение к другим народам.

    Воспитание нравственности

    Воспитание (как определил его К. Д. Ушинский) – это сознательный процесс, способствующий созданию гармоничной личности. В педагогике важная роль принадлежит воспитанию нравственности: это главная задача воспитания, которая важнее за развитие ума и получение знаний. Воспитание нравственности в человеке развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Ушинский выделил средства такого воспитания — личный пример учителя, обучение, педагогический такт, убеждение, меры взыскания, поощрения и предупреждения.

    Гуманность как основа воспитания

    По мнению Ушинского в школе нет места слепому повиновению учеников педагога и физическим наказаниям.  Данные пережитки старой школы следует заменить гуманностью в процессе воспитания.

    Основные идеи Ушинского Константина Дмитриевича изложены в его трудах: «Три элемента школы», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

    Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память. Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах. В современности На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным. Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным. Реформирование школы Константин Дмитриевич ратовал за то, чтобы народное образование проводилось обществом, а в основу школ должен быть положен «общественный почин». Труд он считал основой воспитательного процесса, важнейшим фактором жизни. С его точки зрения, задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а вовсе не внушение им множества знаний. Сама способность к интеллектуальному труду оценивалась им выше, нежели передача сухих знаний предмета. Воспитание Ушинский называет частью искусства. Он отмечает, что здесь соединяются теория с практикой. Женское образование Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога. Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность. Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности. Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций

    3. Педагогическая деятельность (педагог -на выбор).

      1   2   3


    написать администратору сайта