Формирование кыргызского народа. 4 Научные гипотезы о происхождении этнонима кыргыз и кыргызского народа
Скачать 24.64 Kb.
|
4.1. Научные гипотезы о происхождении этнонима «кыргыз» и кыргызского народа. Проблема формирования (этногенеза) кыргызской народности сложна из-за крайней скудности письменных источников, слабой изученности археологических, антропологических и этнографических материалов. Cреди ученых нет единства при ответе на вопрос: как и когда образовался кыргызский народ? Множество версий можно свести к 3-м основным гипотезам: 1) Кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения (миграции) кыргызов со своей прародины в верховьях Енисея (Минусийская котловина). Это положение впервые изложил в своем капитальном сочинении «История Сибири» русский академик Г.Ф. Миллер (1705-1783). Гипотезу развили В.В. Радлов, А.Н. Бернштам. 2) Кыргызская народность автохтонна, то есть с древних времен формировалась и обитала на современной территории. Гипотеза независимо друг от друга была сформулирована в середине XIX века казахским ученым Ч.Ч. Валихановым и русским синологом Н.Я. Бичуриным. Наиболее обоснованно ее изложил русский ориенталист Н.А. Аристов. 3) Кыргызская народность сложилась на Тянь-Шане в результате слияния автохтонных и пришлых из Центральной Азии этнических компонентов. Последняя гипотеза получила наибольшее распространение в современной науке. Она выработана на специальной научной сессии, посвященной этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 году в г. Фрунзе: «Кыргызский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского. Один из важнейших «узловых» моментов этногенеза кыргызского народа, ближайший по времени, связан с событиями первой половины II тысячелетия нашей эры». В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с Востока предки современных кыргызов, говоривших уже на сложившемся кыргызском языке. Этноним «кыргыз», возникший еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое распространение от Енисея до Байкала и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань, где дал название сформировавшейся здесь к XVI веку народности. В настоящее время установлено, что известные по китайским источникам этнонимы, а именно: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – «кыргыз». Самим народом этноним связывается по созвучию со словами «кыр» - «степь» и «кырк» - сорок и истолковывается в значении «степной народ», «степняки» или народ, произошедший от сорока дев – «кырк кыз». Этноним «кыргыз» является самым древним из самоназваний современных тюркских народов. Этноним «кыргыз» как обозначение отдельного племени (или группы племен) возник в Центральной Азии далеко от современной территории, занимаемой кыргызским народом в наши дни. 4.2. Этнические истоки и этапы формирования кыргызской народности. Сложение кыргызской народности связано с этническими процессами в древности и средневековье на территории от Саяно-Алтая и Монголии до Восточного Туркестана и Тянь-Шаня, исторически растянулось более чем на полтора тысячелетия и завершилось лишь в XVI столетии. Истоки формирования кыргызского этноса уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю древность и связаны с территорией Центральной Азии. В первой половине I тысячелетия н.э. на Енисее (Минусинская котловина) в результате смешения местных (динлины) и пришлых (кыргызы) племен формируется новая этническая общность – енисейские кыргызы. В эпоху «великодержавия» (IX-X века) енисейские кыргызы расселились на территории, простиравшейся от Байкала и до Иртыша с востока, от зоны тайги до Восточного Туркестана с севера на юг. В результате смешения местного населения и кыргызов образовался ряд (по археологическим данным - 6) новых субэтносов. Значение термина «кыргыз» изменилось: он становится не только этнонимом, но и этнополитонимом, то есть кыргызами стали называть себя и не кыргызские по происхождению племена, находившиеся в зависимости от енисейских кыргызов. Один из таких кыргызских субэтносов в IX-X веках образовался на Алтае, в Прииртышье и Восточном Притяньшане. Здесь енисейские кыргызы в результате взаимосвязей с численно преобладавшими местными народами, входившими в кимако-кипчакское объединение приобрели новое этнокультурное (включая язык), но сохранили этноним - «кыргыз». На рубеже XV-XVI веков алтае-восточнотяньшанские кыргызы, входившие в государство Моголистан, заняли нынешнюю территорию расселения. Они ассимилировали местные тюрко-могольские племена и стали основным ядром нового этнического образования – кыргызской народности на Тянь-Шане. Заключительным этапом формирования кыргызской народности явилось образование в начале XVI века дуальной этнополитической организации правого и левого крыльев с примкнувшей к ним группой ичкилик. 4.3. Завершение процесса образования кыргызского народа в конце XV-начале XVI века. На рубеже XV-XVI веков государственная структура Моголистана пришла в упадок из-за постоянных усобиц. Воспользовавшись этим, кыргызы стали постепенно занимать эти территории. В состав кыргызов влились и местные тюркские племена, этнические наследники некогда могучей державы Караханидов. Подчинение и защита новых территорий требовали этнического единства, что привело к созданию кыргызами унаследованной от древних времен дуальной этнополитической системы «правого и левого крыла». К ним примкнула группа племен «ичкилик». Этот важный акт этнической истории кыргызов произошел в начале XVI века и знаменовал собой заключительный этап сложения кыргызской народности на Тянь-Шане. Согласно сочинению «Маджму ат-таварих», в состав правого крыла («он канат») в XVI веке вошли племена солто, джедыгер, бугу, сарыбагыш, саяк и группа племен, «родоначальником» которых был Карачоро. По кыргызским преданиям, легендарным предком всех перечисленных племен был Тагай. К основным племенам правого крыла примкнули потомки «родственников» Тагая, которыми считаются адигине, монголдор, мунгуш и кара багыш. В это же подразделение вошли племена черик, и, возможно азык. Группу Карачоро по источникам XIX века составляли племена багыш, суумурун, келдике и баарын. Общим прапредком всех кыргызских родоплеменных объединений правого крыла считался Ак-Уул. Левое крыло («сол канат») кыргызского объединения XVI века составили племена басма, мундуз, чонг багыш, соруу, кытай, кушчу (кутчи), джетиген. Общим прапредком объединения левого крыла считался Куу-Уул. В группу племен «ичкилик» в начале XVI века входили бостон, тейит, джоо-кесек, доолос, кыдырша и канды (кангды). Источники XIX века включают сюда племена кесе, ававт, оргу, нойгут и кыпчак. Прапредком всех ичкилигов был Салавасбий Булгачи. 4.4. Роль Мухаммед-кыргыза в консолидации кыргызов. В 1514 году государство Моголистан распалось. В северных его районах властвовали кыргызы, в Восточном Туркестане – могольские ханы. В 1517 году Мухаммед-кыргыз стал властителем кыргызов и остатков могольских и тюркских племен Семиречья, Иссык-Кульской котловины и Кочкорской долины. Мухаммед-кыргыз активно способствовал усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания среди кыргызов, укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кыргызских племен. В условиях противостояния моголов с соседями, Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против могольской экспансии. Кыргызы приняли активное участие в борьбе против Шейбанидов, стремившихся овладеть присырдарьинскими городами. Мухаммед-кыргыз в 1517 году совершил набеги на Сайран, Ташкент, Туркестан и взял в плен правителя Ташкента – царевича Абдуллу, но потом отпустил его с почестями. В 1517 году против Мухаммед-кыргыза выступил могольский правитель Султан Саид-хан. Ставка Мухаммеда-кыргыза находилась в это время на южном берегу Иссык-Куля, в местности Барскоон. В бою Мухаммед-кыргыз был схвачен и привезен в Кашгар, но из политических соображений Саид-хан отпустил его на свободу. Мухаммед-кыргыз вновь стал верховным правителем кыргызских племен. Он вступил в новый союз с правителем Казахского ханства Тахир-ханом. Узнав об этом, Саид-хан в 1524 году снова захватил Мухаммед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где тот и находился до смерти Саид-хана (1533 год). 3.7. Культура кыргызов в древности и в средневековье. Махмуд Кашгари. Жусуп Баласагын. Сущность эпоса «Манас». В VI-ХII веках культура кыргызов достигла высокого уровня развития, венцом которой явилось создание собственной письменности в VII веке. Древнеенисейский рунический алфавит состоял из 39 знаков. Памятники древнетюркского письма были открыты в долине Енисея в 1721-1722 годах Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I и сопровождавшим его пленным офицером Э Таббертом. Из-за внешнего сходства в очертании со скандинавскими рунами, они назвали это письмо руническим. Первые находки рунических памятников в Средней Азии были сделаны в 1896-1898 годах в долине реки Талас. Всего найдено более 40 каменных валунов с надписями. В период господства тюркских каганатов (Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского) государственной религии на территории Кыргызстана не было. Религия тюрок, будучи языческой, включала в себя древнейшие верования и племенные культы. Пантеон божеств согласно древнетюркскому мифу: Тенгри (небо) – бог неба, созидатель вселенной; Умай – божество - женское начало, покровительница плодородия; Идук-Йер-су – божество земли и воды; Эрклиг – бог, разлучающий людей; Бюрт – бог смерти. В древнетюркском обществе имелись служители культа, первоначально жреческие функции исполнял сам каган. Особенным был погребальный обряд. На могиле каганов и высшей знати сооружали храм, где ставилось изваяние умершего. На восток от изваяния тянулась вереница вертикально поставленных камней (балбалы). В X-XII веках в государстве Караханидов получила развитие оседло-земледельческая культура. Одним из ранних очагов земледелия в Семиречье была долина реки Чу, где зарегистрировано около 80 поселений X-XII веков. Другим очагом оседло-земледельческой культуры в XI-XII веках была долина реки Таласа, где земледелие сочеталось со скотоводством. В государстве Караханидов оседло-земледельческая культура была наиболее развита в Фергане и Мавераннахре. Домонгольским временем датированы караван-сараи, расположенные в долине реки Алабуки (Х-ХII века), в долине Сан-Таш (современный Тюпский район), Таш-Рабат в ущелье Кара-Коюн во Внутреннем Тянь-Шане, на берегу озера Чатыр-Куль. С Х века началось повсеместное строительство зданий (минаретов, мечетей), связанных с принятием мусульманской религии. Крупными религиозными центрами были Узгенд и Сафид-Булан. Уже в XIII века в Узгенде действовало крупное медресе. Сохранившиеся Буранинский (конец X - начало XI века) и Узгенский (XII век) минареты впечатляют своей монументальностью. Культура Кыргызстана периода XIII-XV веков изучена слабо. Нашествие монголов задержало культурный прогресс народов Средней Азии. Так, знаменитый город Баласагун был разрушен во время распрей между Чингизидами в XIV веке. В XIII-XV веках на территории Кыргызстана сосуществовали 3 системы письменности: сирийская, арабская и уйгурская. С середины XV века формируется современный общенародный кыргызский язык во всем многообразии его диалектов. Развиваются разнообразные жанры устного народного творчества кыргызов. Самыми популярными в кыргызском народе были акыны, манасчы, сынчы, мелодисты. Средневековый Кыргызстан характеризуется синкретизмом кочевой и осёдлой земледельческой культуры, оформлением тюркских языковых групп. Здесь зафиксированы кроме памятников древнетюркской рунической письменности на валунах, согдийские и буддийские тексты, христианские (несторианские) и мусульманские эпитафии. В VIII-XII веках в Средней Азии научные труды выполнялись на арабском языке. К этому периоду относится творчество крупного ученого Абу Наср ал-Фараби (870-950). Ферганец Ахмед Югнаки создал поэму "Подарок истин" на тюркском языке. Историк Маджд ад-Дин Мухаммад ибн Аднан (ХI век) написал "Тарихи мулки Туркистан" ("История Туркестана"). Шедеврами культуры Кыргызстана являются произведения Жусупа Баласагына "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание", 1069) и Махмуда Кашгари "Диван лугат ат-турк" ("Словарь тюркских наречий", 1072-1074). Эпос “Манас” - это великое духовное наследие кыргызов, своего рода энциклопедия жизни кыргызского народа, его древней истории. Значение и величие героического эпоса «Манас» состоит в том, что в нем показана упорная борьба многих поколений кыргызского народа за свою независимость с иноземными захватчиками, которая увенчалась великой победой. Как и трилогия «Манас», эпос малых форм рассказывает об исторических событиях кыргызского народа, о героических походах богатырей. В таких эпических произведениях, как «Эр-Тештюк», «Жаныл Мырза», «Курманбек», «Эр-Табылды», «Жаныш и Байыш», «Эр-Эшим» показана борьба кыргызского народа с завоевателями, в них звучит призыв к объединению кыргызских племен в борьбе за свою независимость и в них всесторонне отражена многогранная жизнь кыргызов. |