Главная страница
Навигация по странице:

  • При работе режиссера над созданием литературно-драматургической основы поэтического представления и воплощении режиссерского замысла возможны следующие технологические приемы

  • Гармонизирующий фактор

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • контрольная работа. контрольная работа ртпип. 4) решение спектакля во времени (в ритмах и темпах)


    Скачать 47.7 Kb.
    Название4) решение спектакля во времени (в ритмах и темпах)
    Анкорконтрольная работа
    Дата09.11.2021
    Размер47.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа ртпип.docx
    ТипРеферат
    #266907

    СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Театр поэтического представления и его специфические особенности.

    2. Выразительные средства поэтического представления.

    3. Роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления.

    4. Этапы работы над поэтическим представлением.

    5. Роль и значение речевого хора в поэтическом представлении.

    6. Роль трансформации предмета в поэтическом представлении.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это, разумеется, относится и к режиссуре.

    Театр – искусство сложное, синтетическое, и режиссерский замысел (так называемы «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства театра, каким является спектакль.

    В состав режиссерского замысла входит:

    1) идейное толкование пьесы (ее творческая интерпретация);

    2) характеристика отдельных персонажей;

    3) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле;

    4) решение спектакля во времени (в ритмах и темпах);

    5) решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок);

    6) характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

    Очень важно, чтобы, в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить Владимир Иванович Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля.

    Вдумываясь в проблему связи между содержанием и формой спектакля, нельзя не прийти к заключению, что есть только один по-настоящему надежный способ искать наилучшую, неповторимую, единственную форму сценического воплощения, которая с предельной полнотой и точностью выражала бы содержание. Этот способ состоит в том, чтобы идею всего представления, а также мысль, вложенную в каждый эпизод, доводить в своем сознании и в своем сердце до степени ослепительной ясности и абсолютной точности.
    1. Театр поэтического представления и его специфические особенности.

    Театр поэтического представления - это самостоятельный, глубоко специфический театральный жанр. Поскольку это самостоятельный жанр - ему должны быть свойственны только ему присущие самостоятельные законы: своя мера правды и мера условности, свои выразительные средства и собственная сценография. И, конечно же, в этом случае не смогут остаться без изменений формы общения актеров-исполнителей, как между собой - между партнерами, так и со зрителем. Театр поэтического представления можно охарактеризовать как «театр в театре». Поэтическое представление живет по законам «театрализации, поэтизации, символического отражения действительности, ухода от быта и реальных вещей в сторону образности и метафоричности».
    При работе режиссера над созданием литературно-драматургической основы поэтического представления и воплощении режиссерского замысла возможны следующие технологические приемы:

    1. Перенос текста из одного места поэтического произведения в другое при создании инсценировки.

    2. Нарушение хронологической последовательности, перестановка реальных событий.

    3. Передача слов одних персонажей другим, а так же передача текста автора конкретному действующему лицу. В инсценировке всякий описательный текст автора, будь то природа или личные чувства, становится текстом того или иного героя. Перевод описательного текста в текст диалогов и монологов, косвенной речи в прямую.

    4. Замена описательных фрагментов текста их эквивалентами, выполненных в других жанрах. (Введение песен, пластических номеров, пантомимы, кино, цирка, театра кукол и др.).

    5. Введение в инсценировку новых отсутствующих в литературной первооснове героев, создание совершенно новых сцен, не существующих у автора поэтического произведения.

    6. Использование фрагментов или текстов из других близких по духу произведений того же автора.

    7. Использование музыки для построения темпо-ритмической основы композиции поэтического представления, для формирования жанровых особенностей сценического действия. Соединение музыки и поэтического текста в единую сценическую структуру.

    Гармонизирующий фактор – точная ритмично-пространственная партитура, приемы отстранения, духовность актерского существования – приобретает особую важность в таких коллективных формах литературного театра, которые получили название «театр поэтического представления».

    В них большую роль играет театральное начало, больший удельный вес непосредственного драматического действия. Активнее используются такие компоненты театра, как сценография, костюм, реквизит, свет. Лирика, повествования не уходят со сцены. Но ведущее место отводится именно действию как субстанции драмы, существующему во времени, пространстве и движении, действию, как присущей именно драме форме развертывания идей.

    Чем больше театра в поэтическом представлении, тем острее потребность в гармонизирующем начале, способном нейтрализовать избыток описательности, натурализма, бытовых эмоций.

    О важности гармонизации действия для театрального зрелища (и тем более поэтического) писал в своей записной тетради Е. Вахтангов: «… я и сам, за год до того, как Станиславский стал говорить о ритмичности и пластичности, дошел до чувства ритма, познал, что такое выразительная пластика… что такое сценизм, скульптурность, статурность, динамика, жест, театральность, сценическая площадка и пр.»

    Жизнестойким, долговременным, художественно-полноценным и убедительным оказывается зрелище, обладающее смысловой многомерностью, идейным богатством, духовностью и вместе с тем зримой поэтической образностью, законченностью и выверенностью сценических форм.

    Р. Гринберг, режиссер Театра поэтического представления, пишет: «В Театре поэтического представления… притвориться, прикрыться ролью – невозможно. Наоборот. Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Он перед зрителем как на рентгене. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой и он сам – актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо – героя спектакля поэтического представления. Лирический или публицистический монолог этого героя всегда исповедь и одновременно проповедь».

    В основу поэтического представления может лечь и прозаический литературный материал, способный к поэтическому преобразованию – драматическому и сценическому. Имеется в виду возможность лиризации, обнажение духовной пульсации личности; выстраивание поэтических ассоциативных связей; симфонизации сценических действий. Все это способствуют повышению степени художественной обобщенности, типичной для поэтического мышления.

    Театр поэтического представления обладает универсальностью содержания, огромной силой поэтического и нравственно-философского обобщения. Такой театр дает возможность будущим режиссерам профессионально использовать и умело трансформировать световые, музыкальные, звуковые, декоративные детали представления, придавая им иное содержание, тренировать чувства творческого коллективизма, ответственности всех участников за конечный результат – большое поэтическое представление.
    1. Выразительные средства поэтического представления.


    Поэзия - сложный род литературного творчества. Ее характеризует интенсивный образно-ассоциативный строй мыслей и чувств. Ритмика стиха, чередование рифм, музыкальность придают ей особую прелесть, обаяние. Картины жизни, отраженные в поэтических произведениях, больше, чем в другом виде литературы, окрашены сильным, взволнованным чувством самого автора, его мыслью, субъективным переживанием; все это — повышенная эмоциональность, образность, лирическая интонация — особенно приближает поэзию к человеку.

    Театр поэзии не удел одного актера. Инсценированные композиции стихов читают и двое, и трое, и группы актеров побольше. Актеры читают стихи, ритмически двигаются, поют и танцуют, и вся эта зрелищная образная композиция, передает смысл, настроение.

    Главным инструментом в поэтическом представлении является символ. В искусстве символ имел всегда особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. Понятие Символа имеет большое значение в эстетике.

    Свойство Символа вызывать простым знаком целый ряд представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует в высшей степени возбуждающе на наше чувство, следовательно, эстетически. Поэтому богатые символы жизни не только приняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще более расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не только заменяет одно представление - другим, однородным ему представлением, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

    Символика учит узнавать нас за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное невидимое и невыразимое. Символ, несмотря на свою выразительность или невзрачность, всегда берет на себя ведущую роль. Умелое использование символов, выражающих общественные ценности, способствует повышению эмоционального воздействия на зрителя.

    Символ очень тесно связан с метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

    Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение.

    Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. Прежде всего, тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

    Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.

    Метафора — это переносное значение слова, перенос значения с одного явления или предмета на другой. Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

    Цель метафоры - создание образного строя, поэтическое углубление мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обращения.

    Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля.

    Классификация метафоры в языке театрализации:

    1. Метафоры оформления. Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, детали, свет, через их соотношение и сочетание. «Внешнее оформление спектакля должно быть построено на поэтическом начале, - говорил В.И. Немирович-Данченко, надо дать провинциальный дом не натуралистически, а наполнить его поэтическим настроением. Солнечная гамма света, заливающая все, - и минимальное количество предметов».

    2. Метафора пантомимы. «Пантомима соткана из знаков. Они представляют самый материал ее выразительного языка. Когда на первых порах неопытные мимы лихорадочно мечутся по сцене, нагромождая движение на движение, а зрители при этом ничего из происходящего не понимают, в таком случае движения ничего не означают, зритель не в состоянии расшифровать внутренней сущности жеста. В тех же случаях, когда мы оказываемся захваченными содержанием действия, весь классический «текст» являет собой непрерывную цепь логически выстроенных, почти по форме, емких и ясных по содержанию знаков».

    3. Метафора мизансцены. Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.

    4. Метафора в актерской игре. Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра необходимо создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии. Только в этом случае метафора может быть понятна и способна оказать эмоциональное воздействие на массы.

    В «Поэтическом словаре» А. Квятковского сказано: «аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.).

    Главное значение аллегории в том, что она всегда предполагает двух плановость. Первый план - художественный образ, второй план - иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью. Это одно из сильнейших средств выразительности. Сила аллегории в том, что выраженные через нее образы и понятия остаются неизменными на протяжении многих веков.

    Также в поэтическом представлении широко используется прием гиперболизации и литоты.

    Гиперболизация (с греч. - «преувеличение») представляет собой такой способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особенностей предмета, явления или процесса.

    Литота - художественное преуменьшение, прием, внешне противоположный гиперболе, но, по сути, являющийся ее закономерной разновидностью. Литота также берет начало в обыденной речи.

    Таким образом, есть много разных выразительных средств, через которые можно ярко и гармонично подчеркнуть свое поэтическое представление, при этом не только не потеряв смысл, а более углубленно его рассказать.
    1. Роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления.


    Художественное слово в театре главенствовало изначально, являлось основным средством выразительности, единственным источником смысла и способствовало возникновению эмоциональной связи актера (режиссера, драматурга) и зрителя, достижению катарсиса, что является основой театрального искусства. Слово, внимание к нему – одна из значимых сторон русской театральной эстетики.

    Поэтический театр объединяет лирику и театр. Одним из источников поэтического театра является звучащее художественное слово, где соединяется искусство чтеца и искусство актера, включающее пластику, движение, сценическое пространство. Эта традиция поэтического театра восходят к античному театру, к жанру«художественного чтения», где были сформированы жесткие, не допускающие отступлений, декламационные правила (мелодика стиха и особые условные жесты), которые сохранялись на протяжении нескольких веков. Только в начале XIX века великий французский трагик Тальма разрушил лишённые жизни правила декламации и внес в художественное чтение эмоциональность, страстность и разнообразную жизненную интонацию.

    Следующим этапом в развитии поэтического театра стал жанр
    «театр одного актёра», который сложился в начале XX в. в творчестве
    В.Н. Яхонтова. В.Н. Яхонтов создал свою уникальную концепцию
    сценического слова. Слово для Яхонтова является первоэлементом
    поэтической речи. Смысл слова складывается в связи с его звучанием, с
    его формой и функцией. Определяя действенную природу слова,
    В. Яхонтов пишет: «В слове, которое я произношу, есть действие <…>.
    Слово выразительно и динамично, если не скользить по его поверхности,
    но взорвать изнутри. Слово подсказывает актерское состояние,
    трактовку. Не нужно надумывать поверх слова: все лежит готовым, в
    глубине слова, в его природной, присущей ему мелодике, в его фонетике».
    Монотеатр Яхонтова обращен к поэтическому тексту и заставляет
    слушателя не просто следить за развитием сюжета, а мыслить, входить в
    пространство слова, вдумываться в смысл сказанного, оценивать слово.
    Монотеатр В. Яхонтова объединяет в себе черты художественного
    чтения и законы драматического театра, стремится выстроить
    сценическую жизнь и действительность по законам поэзии, что и
    определяет специфику поэтического театра. При этом поэтический театр
    использует все выразительные средства, свойственные обычному театру:
    слово, пластику, музыку, свет и сценографию.

    К традициям поэтического театра обращались К. Станиславский,
    В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров. В 60-е гг. XX в. традиции
    поэтического театра продолжил Ю. Любимов. В 1966 году Любимов
    говорил: «…наша драматургия отстает от поэзии в умении ставить и
    разрешать насущные проблемы времени» [7]. Он предложил зрителям не
    просто поэтические вечера, чтение стихов со сцены, а настоящий театр с
    драматургией и сюжетом. Первым поэтическим представлением в
    постановке Любимова стали «Антимиры» по стихам А. Вознесенского. В
    дальнейшем последовали «Товарищ, верь!» (по лирике А. Пушкина),
    «Павшие и живые», «Послушайте!» (по произведениям В. Маяковского)
    и «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне).
    Дж. Катышева, давая характеристику поэтического театра как
    одного из видов театра литературного, выделяет следующие истоки
    поэтического театра: поэтическая драма, которая получила свое
    воплощение на сцене драматического театра (например, поэмы
    С. Есенина «Емельян Пугачев», М. Цветаевой «Каменный Ангел» и др.) и
    театр поэтического представления, который появился «в сфере
    любительского искусства свыше двух десятилетий тому назад, на основе
    синтеза выразительных средств разных искусств – драматического,
    художественного слова, музыки, пантомимы, хореографии. Это
    порождает сценическое многообразие его работ.
    Звучащее живое слово способно вызывать сочувствие и
    сопереживание у слушателей, пережить и принять авторские мысли и
    чувства как свои личные. Лирика диктует поэтическому представлению
    особое сценическое воплощение, которое сообразуется с главным
    принципом искусства: в художественных образах отражать реальную
    действительность, способствовать духовному освоению мира. Кроме
    того, стихи становятся той духовной доминантой, что эмоционально
    соединяет всех сидящих в зале узами сопереживания, сострадания и
    общности.
    Следовательно, художественное слово в поэтическом
    представлении выступает и как мысль, чувство, и как художественный
    образ, и как ритм и действие.

    В разговоре о выразительных средствах в поэтическом представлении невозможно не упомянуть о музыке. Музыка – одно из самых мощных средств эмоционального воздействия. Уникальность ее в том, что она при умелом использовании способна превращаться из сопутствующего, сопровождающего, декорирующего элемента в полнокровного, самостоятельного героя поэтического театрализованного представления, способного влиять на развитие действия, подчинять его себе. Музыкальный материал, создаваемый для поэтического представления, менее всего должен быть иллюстративным; он должен не сопровождать тот или иной эпизод, а дополнять, раскрывать его смысл. Музыка – это действие. Услышать в музыке действие, перевести его в действие сценическое – задача режиссера.

    Таким образом, поэтический театр синтезирует элементы театра:
    драматическое действие, которое разыгрывается в лицах и выражается в
    монологах, диалогах, сценах, а также компоненты, сопровождающие
    действие: декорации, музыка, костюмы, реквизит и др. И специфику
    лирики (образность, возможность ассоциаций, ритмика стиха,
    чередование рифм, музыкальность)

    Поэтическое представление выступает таким образом как синтетический, многожанровый вид звучащего слова. Причем, живое слово не подавляет остальные жанры, но определяет содержание представления.
    1. Этапы работы над поэтическим представлением.


    Поэтический театр обладает большими, чем драма возможностями
    в преломлении общечеловеческих, тем через личность художника, во
    внесении элементов исповедальности, открытости и обнаженности личности.

    Основу поэтического спектакля составляет, прежде всего,
    поэзия, где ярко выражено исповедальное начало, обнажающее личность
    поэта и отношение к нему современников. Лирика в этом отношении
    вовсе не чужда сценичности, как это принято считать, она обладает
    особой природой действия. В лирике более, чем в драме и эпосе
    воплощается образ автора, его чувства и переживания.

    Поэтический театр направлен на воплощение образа автора, на поиски сценического эквивалента его стиля. Образ поэта (автора) становится для поэтического театра значимой категорией в отличие от современного драматического театра.

    Доминантой поэтического представления является главенствующая
    роль живого художественного слова, именно поэтический текст
    обуславливает форму и содержание представления, формирует его
    пространство, определяет действие и расставляет смысловые и
    эмоциональные акценты. Ведущая роль в этом случае принадлежит не
    зрелищу, а мысли, идее, духовному проявлению личности.

    Действие в поэтическом театре предельно сконцентрировано и способно выразить многозначность смысла.

    Слово представляет собой мощное коммуникативное средство,
    которое имеет способность передавать разнообразные оттенки мысли и
    чувства, сцена же усиливает эти возможности слова многократно.

    - Прежде чем начать работать над поэтическим представлением, необходимо определить тему данного представления.

    - Следующим этапом подготовки станет сценарий поэтического вечера. При написании сценария необходимо подобрать те поэтические произведения, музыку, которая поможет более полно представить образы, созданные в стихотворении, и понять, что хотел донести автор до слушателя. Здесь необходимо прописать все до мелочей: кто, и с каким произведением выступает, под какой музыкальный аккомпанемент и будет ли при этом демонстрироваться какой-нибудь видеоролик.

    - Далее необходимо продумать и подготовить костюмы и весь необходимый инвентарь, декорации.

    - Свет играет очень важную роль в поэтическом представление. Поэтому заранее нужно посмотреть свет в помещение, где будет проходить представление. Поработать с осветительными приборами, так как с помощью игры света можно усилить передачу тех чувств и эмоций, которые запланированы в сценарии.

    - Музыка и литература редко обходятся без танца и песни, поэтому к музыке, которая будет звучать при чтение стихотворения, можно добавить танец или просто пластические движения.

    Ставя перед собой задачу по инсценизации недраматургического поэтического произведения, т.е., собственно поэтического произведения, такого как, например, «Сказка о Пете – толстом ребенке и о Симе, который тонкий» В.В. Маяковского, а не пьесы в стихах, как, например, уже упоминавшийся ранее «Пир во время чумы» А.С. Пушкина, студент- режиссер вынужден начинать свою постановочную работу с поисков присутствия в этом произведении изначальных элементов драматического устройства: конфликта, сюжетных коллизий, а так же таких составляющих и определяющих драматическое произведение, его неотъемлемых частей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал. Не стоит даже подробно останавливаться на том, что в поэтическом, стихотворном произведении не всегда присутствуют вышеперечисленные элементы – они и не обязаны там присутствовать, ибо поэзия представляет собой (если это не драма в стихах) совершенно самостоятельный, существующий по своим собственным канонам род литературы. Это либо лирика, либо эпос. И в прямом переносе поэтического материала с книжных страниц на поэтические подмостки кроется роковая ошибка, которая впоследствии непременно приведет незадачливого (не утруждающего себя анализом материала) постановщика к провалу. Его представление будет разваливаться на отдельные более-менее удачные, или не удачные (что уже зависит от таланта постановщика) фрагменты, которые никогда и ни при каких обстоятельствах и условиях не составят единое, органичное целое.

    При отсутствии всех, или хотя бы одного из элементов, перечисленных выше и свойственных настоящему драматическому действу, режиссер обязан сочинять и создавать их самостоятельно, иначе полнокровного, самостоятельного спектакля не получится.

    Создавая собственный сценарий на основе какого-либо литературного произведения и работая над сценической его реализацией, важно не только придумать недостающие части «скелета» драматургического произведения, но и после из полученной фабулы сюжета вычленить и образно персонифицировать конфликт.

    В принципе в любом настоящем произведении искусства (и в данном случае мы не имеем в виду лишь театр) обязательно присутствует конфликт, но он не лежит на поверхности. Задача студента-режиссера обнаружить его, разложить на составляющие и сделать зримым.

    Одной из самых важных задач режиссера-постановщика, наряду с определением и персонификацией конфликта, а также выявлением – созданием событийного ряда (определением драматургической структуры произведения), является открытие, вычленение из структуры поэтического произведения героя или героев. Вопрос этот не праздный: фактически удачный, оправданный выбор героя определяет развитие самого спектакля-представления, его решение, постановку.

    И лирика, и эпос в театральной обработке представляют трудности, в первом случае – в обнаружении персонажа вообще (зачастую в лирике его вообще нет, а есть лишь авторские переживания), а во втором случае возникает обратная проблема – персонажей может быть слишком много – целые народы, армии, племена и пр. Но и в том и в другом случае у режиссера одна задача – конкретизировать, персонифицировать образ героев и персонажей в контексте пространства поэтического представления (будь то группа актеров, или даже один актер, символизирующий собой целую армию, или, опять-таки, группа актеров, материализовавшихся на сцене, как образ, возникший из лирики автора: стихи, воспоминания и др.).

    Участие коллективного героя, массы, действующей, как один организм, очень важно для решения поэтического представления. Как этого, так и любого другого поэтического представления. Ведь хор – это не собрание личностей, не толпа (во всяком случае, это так в поэтическом представлении), это обобщенный, собирательный образ некой стихии, социальной группы, философской нравственной идеи и обычно той идеи, которую отстаивает в своем решении режиссер. А именно уход от конкретики и бытовизма к обобщениям и является основой театра поэтического представления.

    Освоив работу с хором в процессе создания поэтического представления, режиссер получает в собственную творческую палитру новое выразительное средство, которое способно бесконечно обогащать зрелищность театрализованного представления и усиливать его эмоциональное воздействие.

    После того, как были определены герои представления, определена основная коллизия (конфликт, предлагаемые обстоятельства), драматургическая структура (событийный ряд), необходимо определить сюжет спектакля или то, за развитием чего, в конце концов, и должен следить зритель.

    Сюжет, по определению Большой Советской Энциклопедии – способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. То есть, в конечном итоге – сюжет – то, за чем и следит зритель в театре поэтического представления.

    Определив основные составляющие элементы поэтического представления, следует перейти непосредственно к постановке, путь к которой лежит через выбор выразительных средств.
    1. Роль и значение речевого хора поэтического представления.


    Речевой хор – важная составляющая театра поэтического представления

    Создав хор, как равнозначный персонаж на территории поэтического представления, режиссер обретает мощнейший инструмент эмоционального воздействия. Все лирические колебания героев, их страсти, переживания, все то, что съедает их изнутри, режиссер может и должен показать зрителю. И сила этих чувств и переживаний многократно умножится за счет выразительных возможностей речевого хора.

    Хор (греч. chorós), обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий.

    Значение хора в древнегреческом театре связано с общенародным характером театра: хор выражал отношение зрителей к событиям пьесы, служил своеобразным «гласом народа» (хор в «Персах» и «Агамемноне» Эсхила, «Антигоне» Софокла) и одновременно выступал также как действующее лицо («Молящие» и «Эвмениды» Эсхила, ранние комедии Аристофана).

    Хор, как и любой другой персонаж, обязан действовать, искать, принимать ту или другую сторону конфликта, стремиться раскрыть жизненные позиции главных героев, подчеркнуть, акцентировать внимание зрителя на той или иной составляющей действия, конфликта спектакля. Часто коллективный герой, хор, создается не только для придания смыслового усиления тому или иному герою, - зачастую хор целиком олицетворяет собой ту или другую сторону конфликта, чаще всего ту, за которую идет борьба в поэтическом представлении, ту, которую режиссер утверждает.

    Хор помогает передать то, что одному актеру сделать сложно, а порой и просто не под силу. Хор создает определенный настрой у зрителей, усиливает эмоциональную передачу поэтического представления.
    1. Роль трансформации предмета в поэтическом представлении.


    Являясь специфическим жанром, театр поэтического представления требует специфического преломления выразительных средств, традиционных для обычного театра. Здесь совершенно необходимо соблюсти ту меру условности, о которой уже неоднократно говорилось выше. Использование несвойственных поэтическому театру выразительных средств может разрушить общую поэтическую образную картину условности и обобщенности. Так, категорически противопоказано в театрализованном поэтическом представлении использовать подробные, достоверные, близкие к бытовым декорации, костюмы, реквизит. Гораздо необходимей образный подход: только детали, только намеки на предметы, их функции и т. д. Важную роль при постановке поэтического спектакля играет работа с трансформирующейся деталью, которая помогла бы протянуть образное решение через весь спектакль.

    В комплексе выразительных средств, создающих образность в театре поэтического представления особенно важную роль, играет трансформация детали.

    Трансформация (от позднелатинского transformation – превращение) – художественный прием, заключающийся в перемене костюма, маски, изменении образа персонажа.

    В дизайне и декоративно-прикладном искусстве трансформацию определяют как изменение, преобразование, переработку природных форм. Это один из приемов визуальной организации образного выражения, абстрагирования, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета, а несущественные детали мысленно отбрасываются. При трансформировании формы используют гиперболизацию, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости и т.д.

    Декоративная переработка может заключаться в изменении абриса предмета, превращении объемной формы в плоскостную, добавлении деталей, насыщении формы орнаментом, упрощение либо усложнение конструкции, выделении силуэта, представлении формы в необычном контексте, изменении реального цвета и т.п. В результате изобразительный мотив может приобрести символичность, орнаментальность.

    Художественная трансформация не должна сводиться к простому украшательству, форма должна быть связана со средой, подчеркиваться, выявляя назначение предмета, отвечать принципу тектоничности, выстраивания системы связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

    Следует учитывать закономерности визуального восприятия формы, пропорций, плоскостности или объемности, контрастности, фона и др. Более простая по силуэту форма, к примеру, читается быстрее; более характерным является изображение головы в профиль, а руки – в таком ракурсе, чтобы были видны все пальцы.

    Обычно при работе над формой одновременно применяют и трансформацию и стилизацию, поскольку один прием дополняет другой и работает на развитие основной пластической идеи, темы. Иногда эти два понятия отождествляют. Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование.

    Следует сказать, что термин «стилизация» также применяют, определяя подражание какому-либо стилю, направлению, использование его черт. В этом случае стилизацию можно назвать внешней, поверхностной, не имеющей индивидуального характера.

    Стилизовать, преобразовывать форму можно по собственному признаку (длинношеий жираф) и по привнесенному свойству (мудрая сова). В первом случае используется, как правило, «изобразительный» путь обобщения, а во втором – «неизобразительный»: ассоциативный, основанный на наблюдении и жизненном опыте.









































    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Театр поэтического представления — это уникальный по своему роду жанр. Через художественное слово, музыку, пластику - режиссер и актеры могут ярко, интересно передать смысл стихотворений. Это уникальное сочетание разных, но в тоже время взаимодополняющих составляющих, которые усиливают эмоциональный фон поэтического представления.

    Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу.

    Перед режиссерами и актерами в данном жанре театра стоит серьезная задача. Так как от правильно подобранных актеров, стихотворений , музыки, пластических движений, зависит полный успех всего представления.

    Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременно эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

    Поэтические представления являются не только красивой картинкой, они заставляют человека задуматься над многими вопросами, переживая вместе с героями постановки острые моменты. И какое бы произведение ни было выбрано для постановки, игра профессиональных актеров наполнит его живой, настоящей атмосферой.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


    1. Андроников И. Л. «И что же такое искусство» / Избранные произведения в 2 т. -М., 1977. – Т. 2.

    2. Блок, А.А. О назначении поэта / Собр. соч. в 8 т. - М.; Л., 1962. – Т. 6.
    3. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1971.

    4. Катышева, Дж. Литературный театр. – М., 1982..

    5. Марков, П.А. О театре: в т. – М., 1974. – Т. 1. Из истории русского и советского театра.

    6. Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие: в 2 т. – М., 1952. – Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма.

    7. Паламишев А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы. М.,1982 г.

    8. Рутберг И.Г. Движение и образ. М.: "Советская Россия", 1981.

    9. Яхонтов, В.Н. Театр одного актера. – М., 1958.


    написать администратору сайта