Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Описание предметной области системы

  • 1.2 Требования к системе с точки зрения предметной области

  • 2.1 Требования к программному средству

  • 2.2 Функциональное моделирование. Модель бизнес-процесса IDEF0

  • 2.4 Информационная модель системы и её описание

  • 2.5 Обоснование оригинальных решений по использованию технических и программных средств, не включенных в требования

  • 3.1 Описание обобщенного алгоритма

  • 3.2 Описание типового алгоритма

  • 5.1 Технические требования

  • 5.2 Функциональное тестирование

  • 4 Руководство пользователя 21


    Скачать 0.63 Mb.
    Название4 Руководство пользователя 21
    Дата19.12.2021
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursach.docx
    ТипРуководство пользователя
    #309362

    Содержание



    Введение 6

    1 Анализ предметной области 7

    1.1 Описание предметной области системы 7

    1.2 Требования к системе с точки зрения предметной области 8

    2 Проектирование приложения 9

    2.1 Требования к программному средству 9

    2.2 Функциональное моделирование. Модель бизнес-процесса IDEF0 9

    2.4 Информационная модель системы и её описание 13

    2.5 Обоснование оригинальных решений по использованию технических и программных средств, не включенных в требования 14

    3 Описание алгоритмов реализующих бизнес-логику серверной 16

    части проектируемой системы 16

    3.1 Описание обобщенного алгоритма 17

    3.2 Описание типового алгоритма 18

    4 Руководство пользователя 21

    5 Результаты тестирования разработанной системы 24

    5.1 Технические требования 24

    5.2 Функциональное тестирование 24

    Заключение 27

    Список использованных источников 28

    Приложение 1. Листинг скрипта генерации базы данных 29


    Введение


    Темой моей курсовой работы является разработка клиент-серверного приложения с подключением к базе данных посредством сервера с целью реализации процессов системы управления автосервисом с возможностью бронирования.

    Целью данного курсового проекта является создание клиент-серверного приложения для управления автосервисом с возможностью бронирования, обладающая интуитивно-понятным графическим интерфейсом.

    Автомобильный транспорт необходим для обеспечения логистики, для предприятий, в том числе крупнейших мировых рынков, осуществления торговли, реализации предоставления материальных благ, а также для бытовых нужд. В периоды роста безработицы и в экономике негативно сказываются на все большем и большем числе семей, автомобильная отрасль становится одним из главных инструментов появления рабочих мест. Прошли времена, когда даже серьезный ремонт автомобиля мог осуществить сам хозяин при помощи чертежей, смекалки и простейшего инструмента. Современные автомобили имеют определенную специфику в обращении и уходе. Укомплектованный электроникой агрегат с массой прецизионных деталей, узлов и систем - в такой сложный механизм любителю лучше не лезть - такой подход вряд ли приведет к позитивным результатам. Дешевле будет обратиться в специализированные автосервисы, где техническое обслуживание автомобилей производится профессионалами и на профессиональном оборудовании.

    Современные машины слишком сложно устроены, поэтому для квалифицированного технического обслуживания автомобилей им необходимо качественное оборудование. Ремонт автомобиля в гаражных условиях тем опаснее, чем современнее машина. Тогда на помощь приходит автосервис.

    Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Анализ предметной области

    2. Проектирование приложения

    3. Разработка алгоритма

    4. Разработка руководства пользователя

    5. Тестирование разработанного программного средства


    1 Анализ предметной области

    1.1 Описание предметной области системы


    Процесс оказания автосервисных услуг состоит из трех взаимосвязанных элементов:

    1. прием заказов на услуги от населения; 2. выполнение заказов;

    3. реализация услуг.

    Прием заказов от населения – это начальная стадия процесса оказания услуги. Он включает определение состава услуги. При этом на данной стадии выполняется ряд операций технологического характера, которые в значительной степени влияют на весь дальнейший процесс производства.

    Следующая стадия оказания услуг – непосредственное производство, организация которого в значительной степени определяется характером выполняемых услуг.

    Заключительная стадия процесса оказания автосервисных услуг – реализация заказов, т.е. доведение услуг до потребителя. Одной из особенностей, присущих предприятиям сферы обслуживания, является то обстоятельство, что они имеют непосредственный контакт с потребителем при оказании услуг, т.е. в процессе своей деятельности осуществляют не только производственные, но и торговые функции. Основные виды работ в автосервисах:

    1. регламентное ТО;

    2. подготовка и продажа новых и б/у автомобилей;

    3. ремонт автоматических и механических коробок передач;

    4. обслуживание и ремонт двигателей;

    5. кузовной ремонт;

    6. ремонт ходовой части, балансировка, развал-схождения;

    7. ремонт электрики в машинах;

    8. установка и обслуживание газового оборудования в автомобилях;

    9. реставрация авто и запчастей.

    Взаимоотношения предприятий автосервиса, оказывающих платные услуги, и заказчиков в процессе их обслуживания, регулируются правилами предоставления услуг, которые определяют порядок приема и оформления заказов, исполнения заказов, расчетов с заказчиками, а также имущественную ответственность как предприятия, так и заказчика.

    В результате анализа предметной области были изучены основные бизнес-процессы автосервиса и необходимо составить соответствующие требования к проектируемой системе.

    1.2 Требования к системе с точки зрения предметной области


    По итогам анализа предметной области, следует выделить следующие требования к системе:

    − возможность регистрации и авторизации пользователей;

    − возможность просмотра всех введенных пользователем;

    − хранение, добавление и редактирование возможных услуг;

    − возможность графического отображения данных о зарезервированных датах проведения работ;

    − необходимо обеспечить интуитивно понятный пользовательский интерфейс, позволяющий быстро и легко работать с программой.

    2 Проектирование приложения


    Эффективность деятельности хостела определяется по организации персонала автотранспортного предприятия, включающая подбор, подготовку кадров, организацию рабочих мест для работников, повышение квалификации, безопасные условия охраны труда персонала. Трудовой потенциал и кадровая политика – это факторы, которые обеспечивают условия функционирования и устойчивой работы предприятия. Для эффективной работы автосервиса необходимо автоматизировать работу его бизнес-процессов. А именно внедрить в работу программное обеспечение, позволяющее автосервису автоматизировать учет рабочего времени, сократить время работы на технологическую операцию, документооборот, бухгалтерский и складской учет.

    2.1 Требования к программному средству


    Исходя из анализа предметной области и задания на курсовую работ необходимо придерживаться следующих требований к проектируемому программному средству:

    1. Требования исходящие из анализа предметной области (п. 1.2).

    2. Приложение должно быть выполнено в архитектуре клиент-сервер с организацией взаимодействия с использованием языка программирования Java.

    3. Приложение должно иметь графический интерфейс.

    4. СУБД – MySQL. Доступ к данным в СУБД осуществляется через драйвер, предоставляемый производителем СУБД.

    5. База данных будет генерироваться SQL-скриптом (Приложение 1).

    6. Взаимодействие между серверной и клиентскими частями должно осуществляется с использованием сокетов и протокола TCP/IP.

    7. Бизнес–логика системы должна быть реализована на серверной части данного приложения.

    2.2 Функциональное моделирование. Модель бизнес-процесса IDEF0


    Функциональная модель — это структурированное представление функций, действий или процессов в моделируемой системе или объекте.

    IDEF0 — методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов.

    Отличительной особенностью IDEF0 является её акцент на соподчинённость объектов.

    Функциональная модель IDEF0 представляет собой набор блоков, каждый из которых представляет собой «черный ящик» со входами и выходами, управлением и механизмами, которые детализируются (декомпозируются) до необходимого уровня. Наиболее важная функция расположена в верхнем левом углу. А соединяются функции между собой при помощи стрелок и описаний функциональных блоков. При этом каждый вид стрелки или активности имеет собственное значение. Данная модель позволяет описать все основные виды процессов, как административные, так и организационные.


    Рисунок 2.2.1 A0 Диаграмма основного процесса






    Рисунок 2.2.2 Декомпозиция диаграммы процесса A0 «Запись в автосервис»


    Рисунок 2.2.3 Диаграмма процесса A1 «Авторизация»






    Рисунок 2.2.4 Диаграмма процесса A2 «Внесение информации об услуге»


    Рисунок 2.2.5 Диаграмма процесса A3 «Проверка»



    2.4 Информационная модель системы и её описание


    Метод IDEF1, используется для создания информационной модели. Информационная модель представляет собой структуру и семантику информации внутри моделируемой системы или объекта.



    Рисунок 2.4.1 – Информационная модель.

    Каждая сущность информационной модели имеет свой идентифицирующий номер(id).

    Сущность Пользователь имеет следующие атрибуты:

    1. id_User – уникальный номер пользователя в системе. Является первичным ключом;

    2. login – содержит логин пользователя;

    3. password – содержит пароль пользователя;

    4. role – содержит роль пользователя в данной информационной системе.

    Данная сущность используется на этапе авторизации. Когда пользователь регистрируется, его данные добавляются в таблицу. После этого при помощи них он может авторизироваться.

    Сущность Услуга состоит из следующих полей:

    1. id_Service – уникальный номер услуги в системе. Является первичным ключом;

    2. Name – название услуги;

    3. Description – описание услуги;

    4. Cost – цена услуги;

    Сущность Заказ состоит из: id_Orders – уникальный номер услуги в системе. Является первичным ключом;

    UserId – номер пользователя;

    ServiceId – номер услуги;

    Date – забронированная дата проведения работ;

    Данная база данных соответствует требованиям, так как:

    − все атрибуты простые и содержат только скалярные значения, а значит находится в 1НФ;

    − каждый не ключевой атрибут неприводимо зависит от первичного ключа, а значит находится в 2НФ;

    − каждый не ключевой атрибут не транзитивно зависит от первичного ключа, а значит находится в 3НФ.

    2.5 Обоснование оригинальных решений по использованию технических и программных средств, не включенных в требования


    Для реализации пункта №3 требований к программному средству (реализация графического интерфейса) будет использован набор инструментов JavaFX.

    JavaFX — платформа на основе Java для создания приложений с насыщенным графическим интерфейсом. Может использоваться как для создания настольных приложений, запускаемых непосредственно из-под операционных систем, так и для интернет-приложений, работающих в браузерах, и для приложений на мобильных устройствах. JavaFX призвана заменить использовавшуюся ранее библиотеку Swing.

    FXML — JavaFX имеет язык, известный как FXML, который является HTML-языком декларативной разметки. Единственная цель этого языка — определить пользовательский интерфейс.

    Scene Builder — JavaFX предоставляет приложение с именем Scene Builder. При интеграции этого приложения в IDE, такие как Eclipse и NetBeans, пользователи могут получить доступ к интерфейсу перетаскивания, который используется для разработки приложений FXML (так же, как приложения Swing Drag & Drop и DreamWeaver).

    CSS как Styling — JavaFX предоставляет CSS как стиль. Используя это, вы можете улучшить дизайн вашего приложения с простыми знаниями CSS. Богатый набор API — библиотека JavaFX предоставляет богатый набор API для разработки приложений с графическим интерфейсом, 2D и 3D графики и т. Д. Этот набор API также включает в себя возможности платформы Java. Следовательно, используя этот API, вы можете получить доступ к функциям языков Java, таким как Generics, Annotations, Multithreading и Lambda Expressions. Была улучшена традиционная библиотека Java Collections, и в нее были включены такие понятия, как наблюдаемые списки и карты. Используя их, пользователи могут наблюдать за изменениями в моделях данных.

    Интегрированная графическая библиотека — JavaFX предоставляет классы для 2D и 3D графики.

    В процессе проектирования приложения были изложены требования к программному средству, составлены функциональная и информационная модели системы.


    3 Описание алгоритмов реализующих бизнес-логику серверной

    части проектируемой системы


    Бизнес-логика — в разработке информационных систем — совокупность правил, принципов, зависимостей поведения объектов предметной области (области человеческой деятельности, которую система поддерживает). Иначе можно сказать, что бизнес-логика — это реализация правил и ограничений автоматизируемых операций.

    Проще говоря, бизнес-логика — это реализация предметной области в информационной системе. К ней относятся, например, формулы расчёта ежемесячных выплат по ссудам (в финансовой индустрии), автоматизированная отправка сообщений электронной почты руководителю проекта по окончании выполнения частей задания всеми подчиненными (в системах управления проектами), отказ от отеля при отмене рейса авиакомпанией (в туристическом бизнесе) и т. д.

    В фазе бизнес-моделирования и разработки требований бизнес-логика может описываться в виде:

    • текста;

    • концептуальных аналитических моделей предметной области;

    • бизнес-правил;

    • разнообразных алгоритмов;

    • диаграмм деятельности;

    • графов и диаграмм перехода состояний; - моделей бизнес-процессов.

    В фазе анализа и проектирования системы бизнес-логика воплощается в различных диаграммах языка UML или ему подобных. В фазе программирования бизнес-логика воплощается в коде классов и их методов, в случае использования объектно-ориентированных языков программирования, или процедур и функций, в случае применения процедурных языков.

    3.1 Описание обобщенного алгоритма


    1. При запуске программы происходит запуск сервера;

    2. Ожидание сообщения от пользователя;

    3. В зависимости от полученного сообщения (переменная “command”) выбирается одна из функций сервера с определенным набором команд;

    4. Выполнятся выбранная функция, в ходе которой сервер обрабатывает полученную от пользователя информацию и посылает ответ, после этого сервер ожидает следующего сообщения;

    5. При получении сообщения от клиента со строкой “END” сервер отключается, и программа закрывается.


    Рисунок 3.1.1 – Обобщенный алгоритм программы

    3.2 Описание типового алгоритма


    Функции сервера, реализующие обмен данными с клиентом, имеют схожую структуру:

    1. Получение данных от приложения клиента

    2. Подключение к базе данных

    3. Составление соответствующего запроса к базе данных

    4. Отправка данных приложению клиента




    Рисунок 3.2.1 – Алгоритм регистрации пользователя


    Аналогичным образом реализованы и остальные алгоритмы серверной части приложения такие как:

    1. Авторизация

    2. Получение списка услуг

    3. Добавление заказа

    4. Удаление заказа

    5. Получение списка пользователей

    6. Назначение администратора

    7. Получение топ-5 популярных услуг автосервиса для составления диаграммы

    Разработанные алгоритмы соответствуют всем необходимым требованиям согласно бизнес-процессам автосервиса и реализует весь требуемый функционал.


    4 Руководство пользователя


    При запуске программы перед пользователем появляется стартовое окно (рисунок 4.1). Оно состоит из полей для ввода логина, пароля и кнопок «Регистрация», «Вход».


    Рисунок 4.1 – Стартовое окно


    В случае, если была нажата кнопка «Регистрация», заполненные логин и пароль вносятся в базу данных и становятся доступны для авторизации.


    Рисунок 4.2 – Попытка регистрации


    После того, как пользователь ввел корректные данные на стартовом окне (рисунок 4.1) и нажал на кнопку «Вход», открывается либо окно

    «Администрирование» если роль пользователя определена в базе данных как “admin”:



    Рисунок 4.3 – Окно «Администрирование»

    Или окно «Оформление заказа» если роль пользователя определена в базе данных как “user”:



    Рисунок 4.4 – Окно «Оформление заказа»

    При нажатии на вкладку «Топ-5 услуг» открывается вкладка, содержащая диаграмму для более удобного анализа популярности услуг автосервиса (рисунок 4.5).


    Рисунок 4.5 – Окно «Топ-5»




    Таким образом можно сделать вывод что программное средство обладает интуитивно понятным пользовательским интерфейсом соответствующим требованиям к курсовой работе.

    5 Результаты тестирования разработанной системы

    5.1 Технические требования


    Для проведения испытаний программного средства предъявляются определенные требования к техническим средствам. Необходимым условием для испытания программного приложения является соответствие компьютера следующей конфигурации:

    • процессор 2300 MHz или выше;

    • минимальный объем оперативной памяти - 4096 Мбайт, рекомендуемый – 8192 Мбайт или выше;

    • операционная система семейства Microsoft начиная с Windows 7;

    • видеокарта с поддержкой 32 битного цвета;

    • монитор c разрешением 1366х768;

    • клавиатура;

    • мышь; - минимальное дисковое пространство 1024 Мбайт.


    5.2 Функциональное тестирование


    В процессе написания программного средства необходимо производить тестирование на правильность работы приложения. Одной из основных задач тестирования является устранение ошибок, происходящих при вводе данных.

    Функциональное тестирование – это тестирование функций приложения на соответствие требованиям. Оценка производится в соответствии с ожидаемыми и полученными результатами (на основании функциональной спецификации), при условии, что функции отрабатывали на различных значениях.

    Тестирование программы будет производиться последовательно, переходя из одной части программы в другую. Во время теста будут проверяться все действия с программой, навигация пунктам меню, которые может произвести пользователь. После чего, все собранные и найденные ошибки будут исправлены. При загрузке программы будет отображаться стартовая форма, представленная на рисунке 5.1.

    Результаты тестирования программы представлены в таблице 5.1.

    Таблица 5.1



    Тип теста

    Описание

    Шаги воспроизведения

    Результат

    1

    Позитивный



    Регистрация



    1. На стартовой форме, представленной на рисунке 4.1, ввести логин и пароль и нажать на кнопку «Регистрация»



    Ожидаемый результат: Успешная регистрация пользователя

    Фактический результат: Результат соответствует ожидаемому.

    2

    Позитивный

    Авторизация на основе данных указанных при регистрации

    1. На стартовой форме, заполнить поля «Логин» и «Пароль» данными, указанными при регистрации, которые находятся в

    пункте №1



    1. Нажать на кнопку

    вход

    Ожидаемый результат:

    Авторизация в приложении

    Фактический результат: Результат соответствует ожидаемому.

    Все условия соблюдены.

    3

    Позитивный

    Добавление нового заказа

    1. На форме, представленной на рисунке 4.4, заполнить все поля и нажать кнопку

    «Забронировать»

    Ожидаемый результат:

    Успешное добавление

    нового заказа



    Фактический результат:

    Результат соответствует ожидаемому.

    Все условия соблюдены.

    В результате тестирования была произведена проверка соответствия между реальным поведением программы и ожидаемым поведением на конечном наборе тестов.

    Все приведенные в таблице 5.1 тесты дали положительный результат, значит внесение корректировок на данный момент не требуется.


    Заключение


    В ходе работы над курсовым проектом были выполнены следующие задачи:

    1. анализ предметной области (изучение основных бизнес-процессов и составление требования к системе);

    2. проектирование приложения (составление функциональной и информационной моделей системы);

    3. разработка алгоритма (создание блок схем отражающих функционал программы);

    4. разработка руководства пользователя;

    5. тестирование разработанного программного средства (ожидаемый и фактический результаты соответствуют).

    Данный курсовой проект имеет легко расширяемую клиент-серверную архитектуру, поэтому в будущем можно легко добавить новые возможности.

    Также имеется возможность сделать данное приложение веб-

    ориентированным, чтобы пользователь имел возможность забронировать дату проведения услуги в любой удобный для него момент и без установки приложения.

    Список использованных источников


    1. Информационный портал “Язык запросов SQL” [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sql-language.ru – Дата доступа: 11.11.2021.

    2. Электронная библиотека “Студопедия” [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.studopedia.ru – Дата доступа: 12.11.2021.

    3. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.

    4. Агальцов, В. Базы данных: в 2 книгах – М.: Инфра-М, 2014. – Книга 2: Распределенные и удаленные базы данных. – 272 с. 5. Intelij Idea [электронный ресурс]. Среда разработки – Режим доступа:

    https://jetbrains.com/ru-ru/idea – Дата доступа: 14.11.2021.

    6. Java [Электронный ресурс]. Язык разработки – Режим доступа:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Java – Дата доступа: 14.11.2021.


    Приложение 1. Листинг скрипта генерации базы данных




    create table ServiceT

    (

    id_Service int auto_increment primary key,

    Name varchar(40) not null,

    Description TEXT not null,

    Cost int not null

    );

    create table UserT (

    id_User int auto_increment primary key,

    login varchar(20) not null, password varchar(20) not null,

    role varchar(20) not null

    );

    create table OrdersT

    (

    id_Orders int auto_increment primary key,

    UserId int,

    ServiceId int,

    Date DATE not null,

    CONSTRAINT FOREIGN KEY (UserId) REFERENCES UserT (id_User) ON

    DELETE CASCADE,

    CONSTRAINT FOREIGN KEY (ServiceId) REFERENCES ServiceT

    (id_Service) ON DELETE CASCADE

    );



    написать администратору сайта