Главная страница

Взаимосвязь логики и интуиции. 4. Взаимосвязь логики и интуиции Заключение


Скачать 73 Kb.
Название4. Взаимосвязь логики и интуиции Заключение
Дата10.06.2020
Размер73 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВзаимосвязь логики и интуиции.doc
ТипРеферат
#129373

СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение

2.Логика

3.Интуиция

4.Взаимосвязь логики и интуиции

5.Заключение

6.Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Логика и интуиция — две стороны мышления, функционирующие на всем протяжении решения задачи. Ориентиры поиска решения не могут быть строго разделены на две группы — логические и интуитивные, но они могут использоваться двояким образом, двумя разными механизмами. В актах интуиции используется разноплановая информация, в том числе и формальные условия, но они выступают в комплексе с неформальными, не поддающимися логической обработке признаками

"Логика - великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика". Д.-С.Милль

В данном реферате изложена суть одной из главных проблем теории познания - взаимосвязь интуиции и логики в психологии и в науке. Важность этой проблемы, ее исключительная значимость может быть объяснена тем, что конечные формы научного знания (научные открытия, теории, законы специальных наук, т.д.) и методы их достижения часто находятся в весьма противоречивых взаимодействиях между собой.

Можно встретиться с мнением, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Ведь встречаются музыканты, которые играют на каком-либо музыкальном инструменте, не зная музыкальной (в частности, нотной) грамоты. Но такие музыканты ограничены в своем творчестве: они не могут, ни исполнить произведение, записанное с помощью нот, ни написать сочиненную ими мелодию. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. А ведь заблуждение, приведшее, например, к простой ошибке в расчетах при проектировании космического корабля, приведет к аварии. Дорого обходятся людям их заблуждения [4].
ЛОГИКА
Термин "логика" берет свое начало от слова logos, которое можно перевести как "мысль", "слово" или "разум", и может использоваться как для определения набора правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

С точки зрения современности и опираясь на абстрактное мышление логику можно представить как науку о законах, формах и приемах познания мира, а также о языке как средстве такого познания. Логика объясняет нам всякий процесс мышления как оперирование сложившимися понятиями и суждениями. Она фактически постулирует некий общий мир, мир значений, в котором нет перегородок между умами отдельных индивидов.

Формально-логический аппарат познания состоит из определений, обобщений, ограничения и деления понятий, способности человеческого мышления к преобразованию суждений из одних форм в другие, логическому выведению одних суждений из других, обоснованию или опровержению одних суждений посредством других.

Логика как отдельная наука имеет длительную историю своего развития. Как дисциплина он она берет начало в Древней Греции и Древней Индии. Там были очень популярны публичные состязания ораторов при большом стечении зрителей. Из слов известного востоковеда В. Васильева в Древней Индии были даже соревнования в логистике. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда. Напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей, при споре присутствовали цари, вельможи и народ. Определяли заранее, независимо от царской награды, каким должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни - бросаться в реку или со скалы либо сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Однако чаще всего спор не ограничивался столкновениями отдельных лиц. В нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор.

В конце XIX - начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Смысл ее состоял в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Таким образом использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Свой незаменимый вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. Таким образом в XX веке математическая логика сформировалась как самостоятельная дисциплина в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

Развитие современной вычислительной техники (в середине XX века) привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

Затем, ближе е 80-х годам XX века последовали все новые исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В образовательной системе также были свои изменения. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний [3].

Все исторические и региональные формы логики можно разделить на следующие типы:

- Древнекитайская логика;

- Индийская логика;

- Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле);

- Античная и раннесредневековая логика: диалектика;

- Средневековая логика;

- Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика;

- Современная логика: математическая логика, символическая

логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

- порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях);

- введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика);

- научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

Логические законы.

Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формальнологическими законами обычно считаются:

1) закон тождества;

2) закон непротиворечия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиво-речивость, доказательность мышления. Логические принципы действуют независимо от воли людей, не созданы по их воле и желанию. Они являются отражением связей и отношений вещей материального мира.

Общечеловеческий характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи люди всех классов, всех наций мыслят по одним и тем же логическим принципам. Кроме формальнологических принципов правильное мышление подчиняется основным законам матери-алистической диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перевода количественных и качественных изменений, закону отрицания.
ИНТУИЦИЯ
Среди видов знания, различающихся философией, имеется так называемое непосредственное знание, именуемое некоторыми философами интуитивным знанием, или интуицией. Непосредственным знанием эти философы называют знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство.

Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, во-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо. Во-вторых, во всех подобных случаях непосредственное усмотрение истины достигается при помощи чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Непосредственное в отношении доказательства, это знание есть знание чувственное в отношении источника познания.

Так как из всех внешних чувств наиболее важным для познания является зрение, то всякое прямое, или непосредственное, усмотрение истины получило название "интуиции" — от латинского слова intuitus, буквально означающего "созерцание", "усмотрение", "видение", то есть усмотрение с помощью зрения. Поскольку же интуиция, о которой здесь идет речь, получается при помощи чувственных органов познания, она стала называться "чувственной интуицией", или "чувственным созерцанием" (sinnliche Anschau-ung).

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля.

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.

Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Согласно ещё одному трактованию, интуиция - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

В когнитивной психологии интуитивные процессы изучаются в рамках исследований имплицитного учения (способность человека непреднамеренно и неосознанно обрабатывать комплексную информацию), имплицитной памяти и прайминга. Результатом имплицитного учения является формирование имплицитного знания, которое косвенно обнаруживается при выполнении заданий без всякого осознания самого факта его применения и почти всегда проявляется без участия внимания

Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, то есть являются "размышлениями" авторов на тему. Один из аспектов интуиции основан на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить её - накопление опыта в определенной области знаний. "Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность." - один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров [2].

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ИНТУИЦИИ
Первый логист, который обобщил взаимосвязь логики и интуиции был Пуанкаре. В совей книге "Ценность науки" Пуанкаре пишет, что он не отрицает огромную роль логических выводов в математическом творчестве либо в восприятии действительности. Но одной только логикой, как сущность, так и математика не исчерпывается. Необходим еще один род творчества, который столь безапелляционно отвергли логисты: интуиция. Кому же еще это знать, как не ему, интуитивному математику! Логика может только разворачивать, раскрывать то знание, которое изначально заложено в исходных посылках. "Чистая логика всегда приводила бы нас только к тавтологии; она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начало никакой науке", — совершенно справедливо замечает Пуанкаре. психология убедительность аргументация познание

Аргентинский философ М.Булге пишет даже, что "интуиция - это коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их проанализировать, или даже как их точно назвать, либо такие, анализ или наименование которых нас не интересует".

Интуиция, конечно, существует и играет заметную роль в познании. Далеко не всегда процесс научного и тем более художественного творчества и постижения мира осуществляется в развернутом, расчлененном на этапы виде. Нередко человек охватывает мыслью сложную ситуацию, не отдавая отчета во всех ее деталях, да и просто не обращая внимания на них. Особенно наглядно это проявляется в военных сражениях, при постановке диагноза, при установлении виновности и невиновности и т. п.

Но интуиция как "прямое видение истины" не является, очевидно, чем-то неразумным или сверхразумным. Она не идет в обход чувств и мышления и не составляет особого способа познания. Ее своеобразие состоит в том, что отдельные звенья процесса мышления проносятся более или менее бессознательно и запечатлевается только итог мысли — внезапно открывшаяся истина.

Существует давняя традиция противопоставлять интуицию логике. Нередко интуиция ставится выше логики даже в математике, где роль строгих доказательств особенно велика. "Чтобы усовершенствовать метод в математике, — писал немецкий философ А.Шопенгауэр, — необходимо, прежде всего решительно, отказаться от предрассудка — веры в то, будто доказанная истина превыше интуитивного знания". Б.Паскаль проводил различие между "духом геометрии" и "духом проницательности". Первый выражает силу и прямоту ума, проявляющиеся в железной логике рассуждений, второй — широту ума, способность видеть глубже и прозревать истину как бы в озарении. Для Паскаля даже в науке "дух проницательности" независим от логики и стоит неизмеримо выше ее. Еще раньше некоторые математики утверждали, что интуитивное убеждение превосходит логику, подобно тому, как ослепительный блеск Солнца затмевает бледное сияние Луны.

Вряд ли такое неумеренное возвеличение интуиции в ущерб строгому доказательству оправдано. Ближе к истине был, скорее, А.Пуанкаре, писавший, что "логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретательства".

Логика и интуиция не исключают и не подменяют друг друга. В реальном процессе познания они, как правило, тесно переплетаются, поддерживая и дополняя друг друга.

Доказательство санкционирует и узаконивает завоевания интуиции, оно сводит к минимуму риск противоречия и субъективности, которыми всегда чревато интуитивное озарение. Логика, по выражению Г.Вейля,-это своего рода гигиена, позволяющая сохранять идеи здоровыми и сильными. "Если интуиция - господин, а логика - всего лишь слуга, - пишет американский математик М. Клайн, - то это тот случай, когда слуга обладает определенной властью над своим господином. Логика сдерживает необузданную интуицию. Хотя интуиция играет в математике главную роль, все же сама по себе она может приводить к чрезмерно общим утверждениям. Надлежащие ограничения устанавливает логика. Интуиция отбрасывает всякую осторожность - логика учит сдержанности. Правда, приверженность логике приводит к длинным утверждениям со множеством оговорок и допущений и обычно требует множества теорем и доказательств, мелкими шажками преодолевая то расстояние, которое мощная интуиция перемахивает одним прыжком. Но на помощь интуиции, отважно захватившей расположенное перед мостом укрепление, необходимо выслать боевое охранение, иначе неприятель может окружить захваченную территорию, заставив нас отступить на исходные позиции".

Логика, уточняя и закрепляя завоевания интуиции, вместе с тем сама обращается к ней в поисках поддержки и помощи. Логические принципы не являются чем-то заданным раз и навсегда. Они формируются в многовековой практике познания и преобразования мира и представляют собой очищение и систематизацию стихийно складывающихся "мыслительных привычек". Вырастая из аморфной и изменчивой пралогической интуиции, из непосредственного, хотя и неясного "видения логического", эти принципы всегда остаются интимно связанными с изначальным, интуитивным "чувством логического". Не случайно строгое доказательство ничего не значит даже для математика, если результат остается непонятным ему интуитивно. Как заметил А.Лебег, "логика может заставить нас отвергнуть некоторые доказательства, но она не в силах заставить нас поверить, ни в одно доказательство".

Логику и интуицию не стоит, таким образом, направлять друг против друга. Каждая из них необходима на своем месте и в свое время.

Внезапное интуитивное озарение способно открыть истины, вряд ли доступные строгому логическому рассуждению.

Однако ссылка на интуицию не может служить сколько-нибудь твердым основанием для принятия каких-то утверждений. Интуиция приводит к интересным новым идеям, но она нередко порождает также ошибки, вводя в заблуждение. Интуитивные догадки субъективны и неустойчивы, они нуждаются в логическом обосновании. Чтобы убедить в интуитивно схваченной истине - как других, так и самого себя, требуется развернутое рассуждение, доказательство [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире нет таких людей, которым была бы не знакома интуиция. Хотя бы раз в жизни есть воспользовался каждый человек. Она является моментальным прозрением, мгновенным потоком знаний и озарений, который предоставляет нам однозначные решения той или иной проблемы.

Люди с развитой интуицией с лёгкостью находят решения новых сложных проблем, проводя их через своё внутреннее видение реальности. Каждый человек имеет два способа восприятия реальности - интуитивное и логическое. Зачастую они противоречат друг другу. Логика не принимает интуицию, а интуиция доминирует над логикой. Однако при желании можно организовать их совместную работу.

Как правило, логика не доверяет интуиции. Это связано с тем, что большая часть людей испытывает страх перед знаниями, происхождение которых неизвестно. Однако стоит только поверить, и моментально возникают новые возможности и оригинальные решения, которые помогают достигнуть поставленной цели. Для того, чтобы ликвидировать конфронтацию интуиции и логики, нужно выделить для них поле деятельности, на которое будет полностью в их распоряжении.

Суть работы интуиции заключается в обобщении информации, которую мы собираем любыми способами. Она проводит работу одновременно со всей информацией, которую мы получаем из внешнего и из внутреннего мира. Интуиция может моментально обработать и обобщить большое количество информации и выдать нам решения, которые не нуждаются в доказательной базе. Это проявляется в нашей внутренней вере. Мы вдруг получаем знание о том, что и как надо делать, причём верим в его правильность.

И тут включается логика. Она отвечает за проверку решение интуиции. И если у нас нет осознанного опыта получения конечного результата, то логика, если она не тренирована, как правило, не принимает решение, которое предложила интуиция.

Таким образом, интуиция задаёт генеральную линию, а логика принимает решение о том, как это делать и когда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивин А.А Искусство правильно мыслить. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М. Соцэгиз, 1963. – 312 с.

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-е изд. — М.: "ВЛАДОС", 1995. — 303 с.

4. Философская энциклопедия. Тт. 1 - 5. М., "Советская энциклопедия". М., 1960-1970

5. Эрн В.Ф.. От Канта к Круппу. В журн. "Вопросы философии". 1989, № 9. С. 96-108.






написать администратору сайта