Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Место государства в политической системе и его взаимодействие с другими ее элементами.

  • 45. Эволюционные и революционные изменения в форме государства.

  • ЛЕКЦИЯ ПО ТГП. ТГП. 43. Понятие, структура и функции политической системы общества


    Скачать 18.81 Kb.
    Название43. Понятие, структура и функции политической системы общества
    АнкорЛЕКЦИЯ ПО ТГП
    Дата30.05.2022
    Размер18.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТГП.docx
    ТипДокументы
    #556224

    43. Понятие, структура и функции политической системы общества.

    Политическая система является внешней формой выражения политических связей между людьми и в силу этого рассматривается в качестве важнейшей характеристики политического бытия данного общества.

    Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), принципов их взаимодействия, ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

    Любая социальная система, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее отдельным системным элементам. Категория «политическая система» позволяет дать комплексную обобщенную оценку политическим интересам социальных групп, в совокупности образующих общество и государство, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

    Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней и борьбы за нее.

    Структуру политической системы образуют:

    1) политико-правовые институты: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

    2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

    3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

    4) политические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия (коммуникации) между элементами политической системы;

    5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Политическая власть является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Можно выделить следующие функции политической системы:

    1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества. Политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.;

    2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Действие политической системы предполагает постановку целей и задач, а также определение путей развития общества, разработку и практическое воплощение конкретных программ деятельности отдельных политических институтов и политической системы в целом;

    3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и решения обусловленных этими целями задач;

    4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

    5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными социально-политическими идеалами;

    6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры. Объединение разных политических сил направлено на сглаживание неизбежно возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизий;

    7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида и его включение в деятельность конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения новых членов общества к политической деятельности;

    8) легитимация политической власти — достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам, а также формирование на индивидуальном, групповом, общесоциальном уровнях позитивного восприятия как самой публичной политической власти, так и принимаемых от ее имени решений.

    44. Место государства в политической системе и его взаимодействие с другими ее элементами.

    Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

    Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы -- партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

    Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

    Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

    Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, полиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно властными полномочиями.

    45. Эволюционные и революционные изменения в форме государства.

    Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

    Исследовать государство с точки зрения его сущностиозначает выявить, волю и интересы какихслоев общества, групп, классов оно, в первую очередь, выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержанияозначает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы- это значит, в первую очередь, изучать его строение. его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

    Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

    Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

    Один из величайших мыслителей античности Платонисходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

    Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм.

    Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

    Аристократия,приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию.Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию.Олигархия же как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию.Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность - тиранию.Это самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и как «ставленник народа".

    О многообразии форм государства говорил и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им

    «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Ари­стотеля, лишь в личных целях.

    Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг.до н.э.),например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов -аристократию, а также народную власть -демократию) и смешанную форму.

    огда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую форму государства «царской властью». Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что «эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».

    Для того чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от искажения и вырождения. великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех вышеназванных простых форм.

    Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.

    Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе.

    Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

    Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой - государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

    Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

    Форма государства- сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

    В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.


    написать администратору сайта