44. Факторы, препятствующие формированию адекватного представления о профессии психолога
Скачать 27.78 Kb.
|
. 44. Факторы, препятствующие формированию адекватного представления о профессии психолога. Среди качеств, препятствующих эффективности профессионального становления и деятельности психологов (анти-ПВК) называются, прежде всего, психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; замкнутость; нерешительность; отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; ригидность мышления; низкий интеллектуальный уровень. 43. Профессиональные психологические сообщества Профессиональное сообщество составляют люди, профессионально выполняющие психологическую работу. Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности. Наиболее важными аспектами жизни психологического сообщества являются: состав психологического сообщества; система подготовки профессиональных психологов; обмен информацией и опытом деятельности; профессиональные встречи психологов; профессиональные общественные организации. Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. К основным целям таких организаций можно отнести: обмен научной информацией и опытом практической деятельности; регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности; повышение квалификации профессиональных психологов; 42. Психологическая периодика Аналогичным образом складывалась ситуация и в области психологических периодических изданий. В конце XIX - начале XX в. психологическая проблематика в научной периодике получила самое широкое освещение. Помимо собственно психологических изданий, публиковавших работы по психологии, таких как журнал "Вопросы философии и психологии", "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии" (под ред. В.М. Бехтерева) и других близких к ним медицинских изданий ("Вопросы нерво-психической медицины" (ред. И.А. Сикорский), "Вопросы психиатрии и неврологии" (ред. М.Ю. Лахтин), "Психотерапия" (ред. Н.А. Вырубов) и т.д.), педагогических журналов ("Вестник воспитания", "Педагогическое образование" и др.), к вопросам психологии обращались и издания по другим смежным дисциплинам (правоведение, криминалистика, социология, этнография и др.). О высоком престиже психологической науки в жизни российского общества начала ХХ столетия, о ее значительном влиянии на научную жизнь и духовную атмосферу того времени свидетельствует анализ содержания одного из ведущих научных психологических изданий - журнала "Вопросы философии и психологии". На страницах журнала обсуждался широкий круг собственно психологических проблем. Кроме того, предметом рассмотрения были также психологические аспекты вопросов искусства, литературы, проблемы нравственно-этического характера. Журнал, организуя активную полемику по наиболее важным, волнующим общество проблемам и темам, привлекал к своей деятельности представителей разных сфер и течений духовной жизни России, становился своеобразным рупором, глашатаем психологических идей, важным условием популяризации психологической культуры общества. Смысл деятельности и общественное предназначение журнала, учитывающие "объективные и тщательно проверенные побуждения", согласно программному заявлению его редактора, отражаются в концентрации усилий на решении основной глобальной задачи: познании и раскрытии "источников добра и разумения жизни". Причем главное внимание предполагалось направить на познание внутреннего психического мира человека путем обращения к его "внутреннему чувству" и опыту, через которые, как отмечает Н.Я. Грот, "может быть, и открывается нам жизнь в её истинном корне, в её внутреннем содержании и значении" (Грот Н.Я., 1889. С. 6-7). Эта ориентация на раскрытие проблем самосознания общественного субъекта как способа понимания и самих общественных процессов, жизни в целом, оценивается как чрезвычайно важная, отвечающая интересам человечества, прежде всего задачам его нравственного совершенствования. Но, рассматривая эту стратегию в качестве центральной, "руководящей задачи", журнал не отказывался от обсуждения других подходов, часто альтернативных. Так, Н.Я. Грот говорит о стремлении объединить разные направления мысли в некоем "высшем, синтетическом мировоззрении", превратить журнал в орган "мыслителей различных направлений" (Грот Н.Я., 1890). Аргументируя свой план, он пишет: "Я задумал журнал, чтобы отрезвить общество, направить его к высшим духовным идеалам, отвлечь его от пустой политической борьбы и повседневных дрязг, помочь примирению интеллигенции с национальными началами жизни, возвратить его к родной религии и здравым государственным идеалам, насколько такое примирение и возвращение вытекает из утверждения философской веры в личного бога, бессмертия души, свободы воли, в абсолютную красоту, добро и истину" (Грот Н.Я., 1890). Поэтому на страницах журнала материалы философского характера (В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, В. Розанов, Н.Я. Грот) соседствовали с психологическими исследованиями (Н.И. Шишкин, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Г.И. Челпанов) и с публикациями естественно-научного содержания (С.С. Корсаков, А.А. Токарский, А.Н. Бернштейн). 41. Этические проблемы профессионального самоопределения психолога Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни: 1. Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны, и построены скорее по принципу «избегания нежелательного», то есть оставляют открытым вопрос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное… 2. Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспоримый приоритет интересов клиента» и т. п. Опыт показывает, что многие из этих принципов все–таки нуждаются в уточнении и комментариях (см. например, Пряжников, 1996), иначе часть психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям. Поэтому в последующих разделах данной главы этические принципы психолога будут рассмотрены более подробно (см. ниже). 3. Наконец, нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать — выстраданное) ценностно–нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе. Рассмотрение этических проблем на нравственном, мировоззренческом уровне нередко связывают с общечеловеческими ценностями. Но поскольку и здесь часто возникают недоразумение и путаница, мы также рассмотрим это более подробно в отдельном разделе (см. ниже). 40. Построение универсальной типологии психологической деятельности Заметим, что для кого–то ориентация на уже существующие типы и стереотипы профессионального поведения, наоборот, поможет скорее стать «настоящим психологом», таким как «положено» и каким «хотят видеть» психолога многие коллеги, клиенты и пациенты, то есть ориентация на существующие стереотипы кому–то поможет поскорее найти свой имидж «эффективного специалиста» и поскорее вписаться в те или иные профессиональные психологические «тусовки». Самая простая типология основана на формальном выделении существующих направлений и специальностей. Здесь можно выделить: психолога общего профиля, социального психолога, клинического психолога, психолога–педагога, патопсихолога, нейропсихолога, психофизиолога, психолога труда (организационного психолога), инженерного психолога и т. п. В рамках каждой специальности можно выделить специализации. Например, в рамках социальной психологии можно выделить специалистов по межнациональным отношениям, по психологии общения, по психологии трудового коллектива, по политической психологии и т. п. В рамках возрастной психологии — специалистов по дошкольной психологии, по подростковой психологии, по развитию субъектов профессиональной деятельности (это уже на стыке возрастной и психологии труда), специалиста по отклоняющемуся (девиантному и делинквентному) поведению подростков (на стыке возрастной, педагогичекой, социальной и медицинской психологии) и т. п. К формальным типологиям можно отнести и такую, когда выделяются психологические «учителя» (педагоги, научные руководители и т. п.), «начальники» и «администраторы» разного уровня, с одной стороны, а также выделяются психологи–подчиненные или психологи–ученики (последователи), с другой стороны. Естественно, можно выделить при этом и так называемых «свободных художников», которые сумели формально обеспечить себе возможность заниматься своим любимым делом (выделять и рассматривать только те проблемы, которые считают важными и нужными), не очень–то завися в своей работе от различных «начальников» и общепризнанных научных «лидеров». Это, пожалуй, одно из высших проявлений «состоявшейся карьеры» психолога, но реализовать такой вариант очень и очень не просто, но еще сложнее сохранить для себя надолго такую счастливую возможность работать по–своему… А самая страшная здесь опасность — предложение самому стать официальным «начальником» (или даже «начальничком») или соблазн превратиться в какого–нибудь общепризнанного «лидера» по какому–то направлению (или направленьицу) психологии, когда у тебя появляются враги и завистники, когда ты постоянно «на виду» и когда теряется реальная непосредственность и свобода, так важные для настоящего творчества. Но у каждого психолога всегда есть право на свой выбор, чем и прекрасна трудовая жизнь в психологии… 39. Типы и уровни профессионального самоопределения как возможные ориентиры саморазвития психолога Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и, соответственно, психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы проникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте». Основными отличительными (специфическими) признаками этих типов самоопределения могут быть следующие: для профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.); для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы; для личностного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является… Личностью»); 2) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения): 1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей. При жизненном самоопределении это может быть, например, неиспользование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусственных трудностей для реализации каких–то благородных общественных дел. 2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу. Например, психолог ищет на работе любую возможность, чтобы не выполнять свои профессиональные обязанности. В житейской жизни это проявляется в банальной лени и жизненной пассивности. 3. Реализация стереотипных способов деятельности. Например, психолог работает только «по инструкции», сам существенно обедняя свою профессиональную жизнь и не реализуя в полной мере даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В жизни это проявляется в банальных, стереотипизированных и потому неизбежно «пошлых» способах проведения досуга (пьянстве, сидении перед телевизором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымышленный мир и т. п.). Опасность данного уровня в том, что формально человек делает все, что «положено» и никаких придирок к нему быть не может (вреда от такого человека нет, а для общества он даже «полезен»… как какая–то «нужная» вещь или домашнее животное), но при этом жизнь такого человека проходит обычно впустую и иногда под конец жизни человек это даже может осознать… 4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, то есть фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. Например, психолог не просто делает, что «положено», но стремится сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, берется за новые, более сложные задачи или ищет неординарные способы и методы работы. В жизни это проявляется в существенном изменении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске новых возможностей для решения имеющихся жизненных проблем и т. п. 5. Наконец, высший уровень — стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом. Например, психолог в своей работе кардинально меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели своего труда; это часто предполагает непонимание со стороны окружающих и даже конфликты с ними, что, естественно, не каждому по плечу, не каждому дано… В жизни это может выражаться в существенном изменении всего образа жизни, поиске принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем и т. п. |