45) Социальная-WPS Office. 45 Социальная философия и ее основные проблемы. Предмет и функции социальной философии
Скачать 36.5 Kb.
|
45) Социальная философия и ее основные проблемы. Предмет и функции социальной философии. Социальная философия имеет своим объектом познания общество. Общество изучают разные науки – социология, история, политология, правоведение, этнография, экономическая теория и т.д. Но если каждая из наук исследует свой аспект общественного бытия, то социальная философия изучает наиболее общие закономерности развития общественной жизни людей, рассматривая общество как единое целое. Цель философии: не поиск причинконкретных событий, асоздание методологии для конкретных наук (философия отвечает на вопрос –как надо подходить к поиску причин). Философия разрабатывает категориальный аппарат для общественных наук. При этом каждый крупный философ, как правило, руководствуется собственными мировоззренческими установками, по-своему объясняя не только мир в целом, но и общество. Поэтому существует множество концепций, и школ в философии. Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом. . Рассматривая общество, социальная философия исследует четыреосновных аспекта общественной жизни: Исследует само содержание понятия «общество».Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества. Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы. Историю творят люди, тогда как в природе действуют стихийные силы и объективные закономерности. Соотношение материальных и идеальных факторовв жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание. Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности. Поскольку общество созидается людьми. В истории человечества роль субъективного фактора непрерывно возрастает. Субъективный фактор проявляется в деятельности личности. Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли; Со времен античности социальная проблематика составляла важную часть любой зрелой философской системы. Разумеется, каждая теория, каждый трактат несли на себе печать собственной эпохи и были в определенной степени исторически ограничены. Ограничены, но не наивны, как зачастую оценивали их мыслители последующих эпох (например, марксизм). Не считаться с наработками прошлого невозможно. И.Ньютон скромно говорил о себе как о «пигмее, стоящим на плечах гигантов», тоже можно сказать и об изучении общества современной социальной философией. Поэтому, приступая к изучению настоящего параграфа, следует помнить, что независимо от того, является исследователь сторонником или противником той или иной социальной концепции, важно придерживаться золотого правила – принципа историзма и научной объективности. Социальные идеи высказывались философами с древнейших времен (например, идеи Пифагора и Сократа), однако рассмотрение социально-философской проблематики обычно начинают с изучения Платона, который взгляды на общество и государство превратил в последовательную и всеобъемлющую систему. В своем учении об идеальном государстве, Платон опирается на своё учение о вечных идеях. Мудрецы - правители этим государством управляют, войны его защищают, а землевладельцы, ремесленники и торговцы - содержат. В каждом государстве, указывал Платон, существуют враждующие между собой стороны – это богатые и бедные, но в его идеальном государстве это противоречие должно исчезнуть. Интереса заслуживают рассуждения Платона о разновидностях форм правления полисом. Мыслитель выстраивает следующую последовательность: А. Аристократия (власть мудрецов) – вершина социально-экономической организации общества, форма, стоящая строго отдельно от остальных четырех (предложенных Платоном); Б. Тимократия – власть честолюбцев, еще сохраняет черты совершенного строя; В. Олигархия – богатый класс управляет бедными, результатом её является опасность перерождения в демократию; Г. Демократия – рост антагонизма между богатыми и бедными, что может привести к наихудшей общественной системе – тирании; Д. Тирания – избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, не имеющего свободы вообще, живущего по прихоти одного человека. Вершиной социальной философии античности является система Аристотеля. Общественно-научные взгляды классика охватывают право, политику, в целом социальные и экономические институты общества. В отличие от Платона, воззрения Аристотеля отличаются большей гибкостью, реалистичностью и ориентируются на исторически сложившихся формы античного бытия. Исходной позицией для Аристотеля являлась его теория “естественного” происхождения государства (наподобие живых организмов). Для него очевидно, что полис принадлежит к естественным образованием, и что человек от природы есть «политическое животное». Исходя из этого тезиса, государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам. Поэтому проект Платона об упразднение семьи и частой собственности противоречит человеческой природе. Средневековая философия практически не занималась вопросами общественного обустройства, за исключением, пожалуй, Фомы Аквинского. Вслед за Аристотелем Аквинат утверждает, что человек это животное общественное и политическое. Он считает, что государство необходимо в жизни общества и является бытием, генетически более ранним, чем организующие его граждане. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Однако всякое сообщество выполняет определённые функции, ставит перед собой определённые цели, при реализации которых не может обойтись без вождя. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил обществом и вёл его к цели. Таким руководителем и является государство. Аквинат сравнивал государство с рулевым, а человеческое сообщество с кораблём. Сущность государства состоит в том, чтобы вести сооб Понятие общества, его признаки и особенности Определение категории «общество» Одной из основных категорий социологической науки является категория «общество». На современном этапе развития социологической науки выделяют два подхода к пониманию категории «общества» Определение 1 Если рассматривать ее в широком понимании, то общество является совокупностью исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова категория «общество» - это конкретный, определенный вид общественного, государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако даже эти две интерпретации понятия «общества» не могут считаться полными и полностью достоверными, так как проблема развития и становления общества занимала и занимает по сей день умы множества ученых и мыслителей, что в свою очередь обуславливает постоянное формирование различных подходов к его определению. Общество представляет собой достаточно сложную категорию, которая характеризуется совокупностью множества различных признаков. Все приведенные выше определения отражают определенные характерные для конкретного признака черты. Однако только учет всех этих признаков может позволить сформулировать наиболее полное и точное определения понятия общества. Признаки, которые характерны для общества Существуют определенные признаки, характеризующие общество и его особенности: общество не является составной частью какой-либо более крупной системы; в брак вступают представители данной, конкретной общности; общество постоянно пополняется за счет рождения детей у членов данного общества; любое общество имеет свою территорию; каждое общество имеет свое самоназвание и свою историю развития и становления; общество обладает своей собственной системой управления; срок его существования всегда дольше средней продолжительности жизни отдельного его члена; основной силой, сплачивающей его членов, является существующая общая система ценностей, норм, законов и правил. Определение 2 Принимая во внимание все перечисленные признаки, понятие «общества» можно определить следующим образом: общество – это исторически сложившаяся и воспроизводящая своих членов общность людей, основанная на общих целях и интересах. В социологии изучение общества ведется в рамках системного подхода. Именно соблюдение подобного характера исследований позволяет более полно раскрыть характерные признаки общества, его социальную систему, как сложного системного образования способного к саморазвитию и имеющего источник этого развития внутри самого себя. Общество представляет собой сложную, упорядоченную систему, которая характеризуется как целостное образование, основными элементами которого являются люди, существующие между ними взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводящиеся в ходе исторического процесса. Основные элементы общества Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные элементы общества: люди; возникающие между людьми социальные связи и взаимодействия; необходимые для развития личности социальные институты; выполняющие регуляционную функцию социальные нормы и ценности. Замечание 1 Для общества, как для любой системы, характерно постоянное тесное взаимодействие его основных элементов. Отталкиваясь от данной особенности можно дать еще одно определение понятия «общества» - это совокупность осуществляемых в общественной жизни социальных процессов и явлений, которые связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом и образуют единое социальное целое. |