Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФОРМА́ЛЬНЫЙ МЕ́ТОД»

  • 50 вопрос. Проблема отражения реальности в искусстве. Художественный образ. Его типология. Проблема отражения реальности в искусстве.

  • Типология художественных образов.

  • 51 вопрос. Типическое и характерное в литературе.

  • 52 вопрос. Литературное произведение как целое.

  • 53 вопрос. Стадии развития литературы.

  • 54 вопрос. Литературный(художественный ) метод. Художественный метод

  • 55 вопрос. Литературное направление, течение, школа. К литературным направлениям

  • ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ)

  • вопросы дет.лит. 49-56. 49 вопрос. Социологический и формальный методы изучения литературы Социологический метод изучения литературы


    Скачать 38.97 Kb.
    Название49 вопрос. Социологический и формальный методы изучения литературы Социологический метод изучения литературы
    Дата01.02.2020
    Размер38.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы дет.лит. 49-56.docx
    ТипДокументы
    #106691

    49 вопрос. Социологический и формальный методы изучения литературы

    Социологический метод изучения литературы – это метод, который подразумевает изучение связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох.
    Социологический метод, прежде всего, акцентирует связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох. История возникновения этого подхода восходит к культурно-исторической школе литературоведения. В 19 веке наиболее важной философской основой социологического метода был позитивизм. Социологический метод сближают с культурно-исторической школой следующие факторы:

    -Историзм Внимание к процессам, а не к индивидуальностям

    - Стремление рассматривать литературу в качестве выражения закономерностей материальной культуры того или иного народа

    -Готовность объяснять художественное творчество при помощи законов других наук, в частности, социологии, экономики и т.д.

    - Интерес к влиянию литературы на политическую ситуацию и общественную жизнь.

    Социологический подход к изучению литературы может быть применен и для анализа самого художественного произведения на фоне общественной жизни, и для изучения его воздействия на публику. В этом случае социологический метод соприкасается с психологическими подходами к изучению литературы и с рецептивной эстетикой. В первом случае в художественном произведении в первую очередь выделяют исторические тенденции, изображение действия политических и экономических законов, социально обусловленные моменты, характеры, которые тесно связаны с общественной атмосферой. Во втором случае рассматривается проблема рецепции произведения разными группами читателей.
    Социологическое мышление особенно интересно в динамическом состоянии. В России социологический метод начал складываться в 40-60 годы 19 века. Н. А. Добролюбов обозначал свою критику как «реальную» и представленную каким-либо автором картину соотносил с действительностью.

    Важным принципом социологического метода является то, что в литературе интересно в первую очередь социально-типическое, а не индивидуальное.

    Вульгарный социологизм – это обозначение прямолинейного упрощенного истолкования форм общественного сознания (искусства, философии, литературы) исключительно как выражения интересов отдельного класса, как непосредственного результата воздействия на них техники или экономики.

    Со второй половины 1920-х годов в России большую значимость приобрел тезис о так называемом «классовом» понимании литературы. Искусство слова рассматривается как «зеркало жизни», которое призвано отражать жизнь и воспитывать ее в соответствии с идеологией пролетариата. Писателей стали называть «инженерами человеческих душ»
    Социологизм в работах В. М. Фриче, А. В. Луначарского, П. С. Когана не был однородным или одинаковым. Разные авторы имели разный уровень масштабности и одаренности. Но именно концепции «вульгарного социологизма» стал основой деятельности многих творческих объединений и обусловили принципы большого количества изданий и исследований. Например, в первой «Литературной энциклопедии» проведена установка на принципиальность классового генезиса поэзии. Также подчеркивалось, что противоречия в идеологии авторов пронизывают и форму их произведений.
    Наиболее последовательные сторонники вульгарного социологизма прямолинейно и жестко связывали художественное мышление автора, включая детали стиля, с его классовой принадлежностью, отношением к политическому противостоянию. Последователи вульгарного социологизма считали перечисленные параметры определяющими для всего творчества в целом. Но социологический подход глубоко связан с классическими традициям отечественной литературы и культуры и не сводится к крайним и вульгарным формам.


    В 1930 годы В. Н. Волошинов предложил новое изложение принципов социологической поэтики, далекое от вульгарного социологизма. 
    Волошинов выдвигает тезис о имманентной социологичности идеологических образований. Он понимает эстетические явления в качестве разновидности социальных. По мнению Волошинова, слово всегда выступает в высказывании и при этом захватывает определенную несловесную ситуацию. Таким образом, автор, герой и слушатель объединяются единым смысловым и пространственным кругозором. Этот кругозор Волошинов определяет как «подразумеваемое», данное абсолютно всем участникам этого общения. Кругозор определяет и общность опенок, которые подразумеваются теми, кто творчески рассматривает художественное произведение. По мнению Волошинова, идеологическая оценка в литературно-художественном произведении не должна выражаться в виде сентенций или поучений, так как это снижает поэтический смысл целого. Он подчеркивает, что смысл, значение формы относится не к материалу, как считают формалисты, а к содержанию.
    По концепции Волошинова, задача социальной поэтики заключается в объяснении каждого момента формы как активного выражения оценки в двух направления: к слушателю и к предмету высказывания – персонажу.
    «ФОРМА́ЛЬНЫЙ МЕ́ТОД» в литературоведении — метод, утверждающий взгляд на худож. форму как на категорию, определяющую специфику лит-ры и способную к имманентному саморазвитию или подчиненную отвлеченным логико-математич. законам.

    Отдаленные истоки его восходят к разл. течениям эстетики 17—18 вв., в т. ч. к нек-рым кантианским идеям, но как особое направление он сложился на рубеже 19—20 вв. прежде всего как реакция на методы предшествующего, позитивистски окрашенного лит-ведения (искусствознания), а также на импрессионистич. лит. критику. Начиная с эпохи Просвещения решительно преобладало внимание к духовному содержанию иск-ва; влиятельнейшие направления науки и критики 19 в. рассматривали форму преим. как средство объективации этого содержания. Поворот произошел сначала в русле музыковедения (Э. Ганслик) и особенно в искусствоведении (Г. Вёльфлин), откуда шло наибольшее влияние на становление «Ф. м.» в зап.-европ. лит-ведении. В дальнейшем его развитию содействовало перенесение в лит. теорию (без достаточного учета ее специфики) идей новой, структурной лингвистики (начиная с трудов И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра), а также широкое распространение разл. видов формализма в лит-ре и иск-ве. 

    Формально-типологич. метод был применен в теории лит-ры О. Вальцелем при сравнит. изучении произв. живописи, музыки и лит-ры. Взамен выяснения биографич. и общественно-лит. обусловленности творчества, столь характерного для культурно-историч. и психологич. школ, Вальцель обосновывает принцип имманентного изучения внутр. закономерностей худож. произв. При этом методика традиц. «описательного

    формализма» уступает место «высшей математике формы», констатирующей законы оформления словесного иск-ва (в духе Вёльфлииа).

    «Ф. м.» в лит-ведении был представлен в 20-е гг. изучением «морфологии романа» (В. Дибелиус), описанием формальных приемов лит. школ (О. Флешенберг и нем. «реторики»), а также исследованием языковой стилистики (Л. Шпитцер), где стилистич. вкусы и предпочтение понимаются только как выражение личности писателя.

    Существенно иное по генезису и методологии представляет собой т. н. формальная школа в России (сер. 1910-х — сер. 1920-х гг.).

    Очевидно «Ф. м.» объединяет существенно разные явления; поэтому нередко разграничивают «Ф. м.» как таковой (обостренное внимание к литературной форме, напр., у Вальцеля, Шпитцера, Штайгера, переходящее подчас в попытки изолированного постижения ее), и последоват., а иногда и воинствующую формалистическую методологию (напр., ранний ОПОЯЗ, отд. структуралисты из журн. «Тель Кель» и др.), к-рая по сути дела полностью сводит художественность лит-ры к форме, а в качестве решающей основы лит-ры выдвигает принцип отвлеченно-психологич. обновления формы как самоцель. Формализм в лит-ведении обычно возникает и оживляется в связи с активизацией авангардистских и неоавангардистских течений, к-рые поставляют ему адекватный объект исследования; авангардистские произв. созданы по методу, теоретич. слепком к-рого является формалистич. методология.


    50 вопрос. Проблема отражения реальности в искусстве. Художественный образ. Его типология.

    Проблема отражения реальности в искусстве.

    Что должно отражать искусство? Реальность, называемую иначе " правдой жизни "или вымысел, выраженный в идеале или фантастическом образе.
    Если преобладает реальность, то возникает натурализм, копирование реальности; если вымысел, то нарушается правдоподобие и художественный образ разрушается.
    Чтобы быть интересным, искусство должно отражать явления действительности, т. е. быть актуальным, но изображаемая реальность может быть условна, т. е. привычные формы предметов и явлений могут быть изменены по воле (представлениям) художника.
    Искусство само по себе является способом отражения действительности. Существует два основных способа отражения действительности в искусстве - реалистический и условный. В искусстве эти способы отображения действительности присутствуют всегда. Могут существовать либо параллельно, либо один из них будет считаться ведущим. Реалистическое искусство не просто обыкновенный слепок с действительности. Художественные образы реалистического способа представляют жизнь будто в концентрированном виде, фокусируя значительные для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы.


    Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов. Такое искусство может быть символическим.

    В европейской культуре искусство средневековья было в большей степени условным, символичным: живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеством духа над телесностью. Благодаря этому скульптуры готических соборов так условны, фигуры обычно спрятаны за складками одежды.

    Реалистичное искусство хорошо читается в наскальной живописи первобытного человека, оно как бы передает реальность современного мира, в котором существует человек. Раскрывает его настоящее, не приукрашивая, и не додумывая.

    Художественный образ .

    Художественный образ – это одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природных явлений, абстрактных понятий и явлений, которые формируют в произведении картину мира.
    Понятие «художественный образ» - условное.
    Художественный образ – это результат поэтических обобщений, в котором присутствует авторское воображение, вымысел, фантазия.
    Художественный образ создается автором произведения в соответствии с его эстетическими принципами и мировоззрением. Относительного этого вопроса в литературоведении нет единой точки зрения. В некоторых случаях в качестве художественного образа рассматривается одно сочинение либо все творчество автора. Однако чаще всего произведение изучается как система образом, в которой каждый элемент связан с другими единой идейно-художественной концепцией.
    В системе образов особое место принадлежит автору, рассказчику и повествователю. Эти понятия не являются тождественными.
    Образ автора – это форма существования в художественном тексте сочинителя. Он напрямую обращается к читателю и объединяет систему персонажей произведения (ярким примером является образ автора в романе «Евгений Онегин»). Образ повествователя в литературном произведении является обобщенно-абстрактным. Как правило, этот человек лишен каких-либо портретных черт, в произведении он проявляет себя только в речи, в отношении к сообщаемому. В некоторых случаях повествователь может существовать в пределах литературного цикла («Записки охотника» И. Тургенева). в данном случае в художественном тексте автор воспроизводит не собственную манеру восприятия действительности, а повествователя. Повествователь является посредником между автором и читателем в передаче событий.
    Образ рассказчика – это тот персонаж, от лица которого ведется речь. Рассказчик, в отличие от повествователя, имеет некоторые индивидуальные черты, например, факты из биографии, портретные детали. Иногда в произведениях автор ведет повествование наравне с рассказчиком (например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – Максим Максимыч, в повести «После бала» Л. Н. Толстого – Иван Васильевич и т.д.).


    Типология художественных образов. 
    Все многообразие образов можно сгруппировать по определенным прин-ципам: 1)предметное содержание об-раза; предполагает следующие типы образов: а)образы – люди, которые создают систему персонажей; б)образы природы (пейзаж); в)образы – вещи (предметные), которые формируют интерьер; г)архитипные образы. В рам-   
    ках пейзажа выделяют городской пей-заж – образы второй природы, создан-ные человеком. Эти предметные груп-пы могут быть источником различных деталей; переносясь из одной группы в другую формируют образную метафо-ристику;      
    2)по принципу формы выразительно-сти: а)зрительные образы; б)музыкальные (эмоциональные) обра-зы;  в)образы мысли. Особая группа в типологии образов связана с системой тропов, которые формируют различные типы словесных образов.     
    Проблема образности связана с различ-ными специфическими чертами образ-ного мышления. Эти специфические черты выражают проблему взаимоот-ношения художника и действительно-сти; проблему восприятия художест-венного образа и проблему взаимодей-ствия образов внутри эстетического целого.   

    51 вопрос. Типическое и характерное в литературе.

    Типическое, или общее, — это такое свойство, которое образуется путем отбора характерных существенных черт ряда людей, предметов, явлений, творческого соединения их и показа в образе одного человека, предмета, явления. Типические, общие, существенные черты редко концентрируются и оказываются выраженными со всей полнотой в одном явлении, одном лице, одном характере. И задачей художника является как раз соединение этих черт как бы в фокусе в одном образе.

    Очень выразительно сказал о сущности типического Л. Н. Толстой: «… если писать прямо с натуры одного какого-нибудь человека, то это выйдет совсем не типично — получится нечто единичное, исключительное и неинтересное… А нужно именно взять у кого-нибудь его главные, характерные черты и дополнить характерными чертами других людей, которых наблюдал… Тогда это будет типично. Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип» (Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе) .

    Вышесказанное о характерном и типическом показывает, что типическое не может появиться и существовать без характерного, оно строится из материала характерного и существует на его базе. Характерное и типическое существуют в образе вместе, неразрывно, в определенных обстоятельствах, которые также типичны для данного явления, людей и т. д. Это классически сформулировал Ф. Энгельс: «… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркс К. , Энгельс) . Эта формулировка объясняет неразрывную связь типического и характерного, указывает на связь обстоятельств, в которых происходит явление или событие, с особенностями конкретного художественного образа.

    52 вопрос. Литературное произведение как целое.

    Каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни (эпические и драматические произведения) или какое-либо целостное переживание (лирические произведения). Поэтому Белинский и называл каждое творение литературы, равно как и других видов искусства, замкнутым в себе миром. Даже величайшие литературные памятники масштаба «Илиады» или «Войны и мира» все же имеют свои определенные границы. Перед нами жизнь тех или иных народов на каком-то конкретном этапе развития, события и люди, характеризующие этот этап. Об «отдельности» каждого произведения говорил Гегель в «Лекциях по эстетике» (применительно к опыту драматической поэзии): «В драматической области, например, содержанием является некое действие; драма должна изобразить, как совершается это действие. Но люди делают много вещей: разговаривают друг с другом, в промежутках - едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т.д. Из этого должно быть исключено все, что не связано непосредственно с определенным действием, составляющим собственное содержание драмы, так что не должно оставаться» ничего, не имеющего значения по отношению к этому действию. Точно также в картину, охватывающую лишь один момент этого действия, можно было бы включить множество обстоятельств, лиц, положений и всяких других событий, которые составляют сложные перипетии внешнего мира, но которые в этот момент никак не связаны с данным определенным действием и не служат его характеристике. Согласно же требованию характерности в произведение искусства должно входить лишь то, что относится к проявлению и выражению именно данного определенного содержания, ибо ничто не должно быть лишним». Здесь имеется в виду то внутреннее целостное единство художественного произведения, которое определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности органически связанных между собой взаимодействующих событий, картин, ситуаций, лиц, переживаний, мыслей. Без проникновения в это единство, без осмысления составляющих его элементов в их взаимосвязях по-настоящему глубоко и серьезно понять художественное творение невозможно.

    Конечно, исчерпать все необъятное содержание того или иного великого творения литературы в процессе его анализа невозможно. Однако передать главное, проникнуть в основной смысл произведения, верно оценить его, а при последующих чтениях все более углублять и уточнять свое понимание может и должен каждый изучающий литературу. Каждое замечательное литературное произведение представляет собой особенный, неповторимый художественный мир со своим специфическим содержанием и со столь же специфической, выражающей это содержание формой. Все, решительно все в подлинно художественном произведении - каждый образ и каждое слово, участвующее в создании образа, - соотнесеные со всеми другими, являются неотъемлемыми частями целого. Нарушение целостности произведения - противоречивость его пафоса, отсутствие чего-либо необходимого или наличие чего-либо лишнего, тот или иной разрыв в «сцеплении мыслей» - снижает, а то и совсем уничтожает ценность произведения.

    53 вопрос. Стадии развития литературы.

    В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

    1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

    2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

    3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

    4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

    5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

    6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

    54 вопрос. Литературный(художественный ) метод.

    Художественный метод в литературе (литературное направление, литературное течение) — совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, изображая художественные образы и явления жизни.

    Художественный метод обычно связывается с 3-мя главными теоретическими концепциями; которые объединяют функции художественного метода: 
    1. Метод как способ познания жизни и ее оценки;     
    2. Метод как способ преображения жизни в определенных формах искусства.         
    3. Метод как способ построения художественного языка.     
         Согласно 1-ой теории, метод является совокупностью художественных приемов и средств. Эта концепция исходит из того, что в рамках литературного направления формируется устойчивое средство образного мышления. Напр., в рамках реализма таким приемам становится типизация; в романтизме – двоемирие; в рамках классицизма формируется нормативная поэтика.    
          В литературном процессе метод изначально формируется как стиль, в том числе, как и индивидуальный стиль, который проявляется через характерные приемы. В европейском литературоведении акцент делается не на общем (методе), а на индивидуальном (стиле). Недостатком концепции является то, что одни и те же приемы могут использоваться разными методами, разными направлениями. Особенно это касается древних, фундаментальных приемов: олицетворение, антитеза, гротеск. Если характеризовать метод как совокупность приемов, то сами эти приемы нуждаются в систематизации.    
         Согласно 2-ой теории метод – это мировоззренческая система, это способ проявления мировоззрения писателя. Конечно, мировоззрение писателя влияет на художественный метод, т.к. любое художественное пространство раскрывает внутренний мир художника: чем оригинальней система идей, тем оригинальней художественный мир. С другой стороны, система идей не тождественна художественному пространству, как художественное творчество не тождественно философии или публицистике. Преобладание тех или иных идей зависит от творческой индивидуальности. Для модернизма, напр., важным становится не развитие идеи, а построение художественного пространства. Обычно экспериментальный художественный мир раскрывает идею  сложности, полифоничности реальности; ее амбивалентность (двойственности). Экспериментальный  художественный мир обычно тяготеет к мифологизации, т.е. обозначает, раскрывает существование некой 20-й реальности. При этом сам текст начинает восприниматься как вариант такой реальности. Слабая сторона этой концепции в том, что в рамках одного и того же метода могут существовать и развиваться разные системы идей: напр., в рамках реализма были материалистическая философия Чернышевского и религиозная философия Достоевского. Чем универсальнее художественный метод, тем многообразнее мир идей, его характеризующих.        
          Согласно 3-ей теории метод воспринимается как способ эстетического отношения искусства к действительности. Эта концепция считается наиболее емкой, наиболее точной, т.к. эстетический принцип соединяет и тип мировоззрения и систему художественных приемов. Эстетический принцип связан с развитием определенной художественной модели, которая формирует относительно устойчивую картину мира. Эстетические категории направляют и творческий процесс, и процесс восприятия (чтения). Проблема художественного метода связана с тем, что при литературоведческом анализе теория метода должна иметь вспомогательную функцию, потому что место обозначает общие особенности художественного мира, а литературноведческий анализ предполагает выделение общих особенностей, уникальность художественного текста. Опасность этой категории применения в том, что общее стирает индивидуальное, упрощая и схематизируя художественный мир. Обычно эта односторонность появляется в критике, когда критик анализируя художественный текст, отстаивает какую-то одну, важную для него концепцию и не замечает других пластов художественного текста, другая точка зрения Добролюбов, напр., расставлял социально-исторические акценты и недостаточно оценивал философский и психологический.




    Литературный метод исследования широко применяется при выполнении теоретическихработ, аналитических обзоров научных тем связанных с историей исследования. Этим методом пользуется каждый исследователь (и опытный профессор и начинающий студент), так как он обязан детально изучить литературу по данной тематике, использовать опыт других исследователей, и не повторяя их, внести свой вклад в разработку научной проблемы.

    Литературный метод представляет собой работу с литературными источниками: поиск источника, ознакомление с ним, составление конспекта прочитанного или краткой аннотации, подготовка реферата по исследуемой теме. Литературные источники делят на две категории: опубликованные и неопубликованные. К опубликованным источником относят директивные документы (Федеральные Законы РФ, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и т. д.), монографии, статистические публикации (справочники, ежегодники, бюллетени и т. д.), энциклопедические издания, сборники научных трудов, учебники, учебные пособия, научные и научно-популярные журналы, научно-популярные книги, газеты, карты, картосхемы, брошюры, реферативные журналы, реферативные сборники «Итоги науки», электронные печатные издания размещенные в сети Internet и т. д. К неопубликованным источником следует отнести архивные материалы и рабочие материалы производственных организаций и ведомств (годовые и квартальные отчеты, справки, кадастры, реестры, плановые материалы и т. д.).

    55 вопрос. Литературное направление, течение, школа.

    К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

    ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

    Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее. 
    литературные направления 1) классицизм (время: XVII – начало ХIХ в. ; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин; стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня) ; 2) сентиментализм (время: 2-я пол. XVIII в. ; типичные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинг, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, молодой В. А. Жуковский; стилеобразующие особенности: приоритет чувства; высшее проявление человека – способность к глубоким переживаниям; значимость понятия «естественного» человека, близкого природе; наиболее распространенные жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники) ; 3) романтизм (время: конец XVIII – 1-я пол. XIX в. ; типичные представители: Э. Т. А. Гофман, П. Б. Шелли, Дж. Байрон, Ф. Шатобриан, В. Гюго, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др. ; стилеобразующие особенности: воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма, мотива «мировой скорби» ; выражение веры в могущество человеческого духа, жажда обновления; историзм, изображение возвышенных страстей и глубины духовной жизни человека; утверждение права художника на преображение мира; стремление к необычному, экзотике; тяготение к фантастике, условности формы; воплощение идеи о взаимопроникновении искусств; расцвет лирики; создание жанра исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы, распространение жанров идиллии, баллады; романтической поэмы) ; 4) реализм (время: 2-я пол. XIX в. – ХХ в. ; типичные представители: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др. ; стилеобразующие особенности: исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика) ; 5) модернистские течения: время – начало ХХ в. : а) символизм: время – конец XIX в. – ХХ в. ; типичные представители: П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Р. М. Рильке, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый и др. ; стилеобразующие особенности: рассмотрение искусства как орудия для постижения ирреальной сущности мира; трактовка символа как средства постижения мирового единства; господство лиро-стихотворного начала; вера в магическую силу поэзии; музыкальная стихия как основа жизни и искусства; обновление жанров лирики; б) акмеизм: время – 10-е годы ХХ в. ; типичные представители: Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Мандельштам, С. М. Городецкий, М. Л. Лозинский; стилеобразующие особенности: выступление против зыбкости символических образов; декларация конкретно-чувственного восприятия мира: борьба за чистый и «простой» поэтический язык; в) футуризм: время – 10-е годы ХХ в. , типичные представители: В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин; стилеобразующие особенности: декларация разрыва с традиционной культурой; пересмотр языка искусства; эксперименты; гротескное смешение стилей и жанров; новообразования в лексике, синтаксисе, звукоподражание.



    56 вопрос. Классицизм как метод и направление.



    Классицизм - литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах.

    Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Романтизм Жуковский Батюшков

    Основные признаки русского классицизма

    Обращение к образам и формам античного искусства.

    Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

    Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

    В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

    Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток) , места, действия.











    написать администратору сайта