Главная страница

актуальность культуралогии. Актуальность культурологии. Актуальность культурологии связана с тем, что с конца прошлого века стало уделяться особое внимание проблемам и процессам, протекающим в мировой и отечественной культуре


Скачать 32.75 Kb.
НазваниеАктуальность культурологии связана с тем, что с конца прошлого века стало уделяться особое внимание проблемам и процессам, протекающим в мировой и отечественной культуре
Анкорактуальность культуралогии
Дата22.10.2019
Размер32.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАктуальность культурологии.docx
ТипДокументы
#91323

Актуальность культурологии связана с тем, что с конца прошлого века стало уделяться особое внимание проблемам и процессам, протекающим в мировой и отечественной культуре. Во многом это связано с падением «железного занавеса». В результате начался активный процесс взаимовлияния разных культур, налаживания межнациональных связей между восточными и западными странами. Россия стала открытой для проникновения иных типов мировоззрений, взглядов, социокультурных моделей цивилизаций. Столкновение с иным типом культуры порождает не только осмысление различий между культурой своей и чуждой, но и вызывает к жизни желание понять природу этих отличий. И здесь приходит на помощь культурология, которая изучает и анализирует сходства и отличия между культурами, описывает особенности различных видов цивилизаций, подчеркивая их уникальные черты и свойства, а, в конечном счете, укрепляет основы национальных традиций и способствует утверждению толерантности по отношению к другим культурам. Трудности становления культурологи, как науки вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью её предмета – «культуры» как «онтологического» феномена. Существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода. Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система знаний о культуре. Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. Третий подход предполагает рассмотрение культурологии как самостоятельной научной дисциплины, что связано с определением предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Культурология как наука все еще переживает период становления, поэтому вокруг самого факта ее существования происходят споры и столкновения. Некоторые ученые не считают ее наукой вообще. Противники научности культурологии акцентируют внимание в первую очередь на отсутствии объективной научной базы, ибо все трактовки культуры являют собой индивидуальные точки зрения авторов. Возможно, в такой ситуации можно говорить о существовании некоего «движения культурологов», то есть интеллектуального течения, объединяющего многих специалистов по культурологии и смежным наукам в стремлении исследования культурных феноменов и для которого равную ценность имеют самые разные и противоречивые концепции культуры. С другой стороны, культурология направлена на поиск объективных закономерностей развития культуры. За последние годы выработался довольно четко очерченный понятийный аппарат, существуют определения и трактовки культурных процессов, единые для сторонников различных школ и направлений. Таким образом, наука о культуре оказывается не менее противоречивым феноменом, нежели сама культура, которую она изучает.   Формирование и развитие культурологии как науки Культурология — относительно молодая область науки, сформировавшаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Однако, несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования хотя бы потому, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ. Первым отчетливо выраженным актом рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений — миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественно-научного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности. В целом, однако, культурология не нашла почвы в античности из-за фундаментальной установки на толкование природы как единственной и всеохватывающей реальности. В этом случае субъективный аспект культурного творчества рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» природным образцам (как бы при этом ни понималась природа). Правда, античность знала понятия, близкие к нашей «культуре»: таковы греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых — воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Было и понятие «мусейа», которое обозначало область духовных достижений образованного человека. Но все эти понятия по сути дела обозначали совокупность общезначимых ценностей. Достаточно было общего учения о природе и бытии, чтобы понять их смысл. Средние века не меняют эту установку. Дело в том, что система средневекового образования в целом была заимствована из античности. Духовный аспект культуры был почти без остатка инкорпорирован религиозным культом. Культура была «внешним», соблазн и опасность которого никогда не забывались. Как ни странно, культурология не возникла и в эпоху гуманизма. Казалось бы, в это время культура выделилась из культа и достигла высокой степени автономии. Возродился античный антропоцентризм. Практически утвердило себя представление о культурном плюрализме. Тем не менее, по-прежнему наука о культуре остается невозможной и неуместной. Может быть это связано с тем, что появился такой самодостаточный предмет для размышлений, как «природа»: в однородном измерении природы можно было разместить весь универсум явлений так же, как размещался он греками в измерении «разума». Культура и в этом случае лишь имитирует природу, и значит — изучать надо не копию, а оригинал. К концу XV в. очевидно некоторое разочарование в идеале природы. Появляется ощущение неполноценности природы и незаменимости человека. Но этот процесс резко затормозился коллизиями Реформации, которая в некотором смысле была «антикультурной» силой, противопоставившей видимость образа невидимому знаку. Протестантизм утвердил в правах неслиянность воли и веры с природой, но второй компонент культуры — выразимость воли в символе — был блокирован строгой цензурой борцов с «идолами». Так же мало склонен к пониманию специфики культуры и XVII в. с его парадигмой универсального Разума, по отношению к которому мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием, легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и естественнонаучным) моделям. Как наука культурология начала формироваться в философии европейского Просвещения XVIII в. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами итальянского историка Дж. Вико (1668—1744) и немецкого философа И. Г. Гердера (1744—1803). Эти ученые заложили научные основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления. И. Г. Гердер в своей работе «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он не только дал определение культуры, но и сформулировал ряд идей о генезисе (происхождении) культуры, о механизмах ее движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и религии в системе культуры. Свой вклад в развитие теоретических представлений о культуре на этом этапе внесли также философы С. Пуфендорф, И. Кант, И. Г. Ф. Гегель. Впоследствии культурология стала объектом пристального внимания многих ученых. К изучению культуры обращались философы, этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социологи Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран. Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурного развития человечества. В XIX веке, исследователи признали, что наряду с пластом философского знания о культуре существует пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, функциях, законах функционирования культуры, об особенностях различных культурных форм и т. д., который получен не с помощью философской рефлексии, а с помощью научных методов познания, широко используемых естествоиспытателями и обществоведами. Начиная с XIX в., культурологическое знание становится все более узким, уходя из сферы философии в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением и пр. На этом этапе развития культурологической мысли культура стала рассматриваться не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях. Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа культуры – первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Э. Тайлор, К. Леви-Брюлль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и др.), либо к характеристике нескольких различных исторических и этнических типов культуры (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби). Происхождение же термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л.Уайта (1900—1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленив её из антропологии. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами (акцентировка меняется в зависимости от того, о какой стране идет речь) в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др. В нашей стране в 1960—1980 гг. наряду с застойными явлениями в советской социально-экономической жизни наметился и идейно-методологический кризис в гуманитарных и общественных науках, жестко ограниченных рамками исторического материализма. В это время параллельно с «генеральным направлением» обществознания в отечественной науке стало формироваться и новое исследовательское направление — культурология, объясняющее социально-исторические и культурные процессы развития общества и становления человеческой личности с более широких мировоззренческих позиций, нежели это допускалось догматическим марксизмом. Таким образом, сформировалась самостоятельная гуманитарная наука – культурология, имеющая свой специфический предмет изучения и методы познания.    Предмет и методы культурологии Специфика любой науки определяется её предметом изучения. Предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры. Предметная область культурологии может быть определена и в зависимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия. В связи с этим можно выделить следующие основные компоненты предмета культурологи: 1) онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; 2) гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; 3) морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; 4) культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования; 5) антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как “производителе” и “потребителе” культуры; 6) социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе “правил игры” и технологий социального взаимодействия; 7) социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; 8) историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации; 9) прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе. Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень — эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы — описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т. п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы,— понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей. На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить «чисто» гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук. В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и принятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в частности, проблема несводимости масштабной и сложно-структурированной культурной информации к недвусмысленным и точным математическим формулам. Возникает риск огрубления, упрощения культурной ситуации и ошибки в принятии решения. Также в исследовании культурных процессов используются такие (традиционные и новейшие) методы, как хронологический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный, семиотический, типологический и т. д. Таким образом, культурология с помощью различных методов изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.   Междисциплинарные связи культурологии Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения культурного наследия и национально-этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания. Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Знание культурологии помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства. Современный мир отличается динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом для достижения согласия, утверждения приоритета общечеловеческих и национальных ценностей. Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развитию чувства ответственности за исторические судьбы мировой культуры. Культура является предметом изучения двух областей знания: культурологии и философии культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований. Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. Еще одной областью знания, с которой соприкасается культурология, является философия истории. Исторические науки изучают человеческое общество в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования. Эти формы и условия не остаются постоянными данными, неизменными и универсальными, т.е. едиными на все времена и для всего человечества. Они претерпевают изменения, что и подразумевается в первую очередь, когда мы говорим об истории. Поэтому исторические науки изучают человеческое общество прежде всего с точки зрения его изменений: исследуют процессы эволюции, развития, преобразования. Подобно тому, как всемирно-исторический процесс обнаруживает себя в конкретных формах исторической жизни народов и государств, находящихся в специфических условиях развития, единство культурной жизни человечества выражается через конкретные культуры. Каждая из них, определяемая по этническому, религиозному, технологическому или историко-хронологическому принципу, представляет собой относительно самостоятельное целое. Все они имеют свою оригинальную историю, обусловленную широким набором своеобразных условий существования культур. Но каждая обладает непреходящей ценностью, не препятствующей вхождению ее во взаимодействие и диалог с другими культурами. Изучение же культуры возможно только на основе сравнительного изучения ее реально существующих исторических форм. Сравнительно-исторический подход в культурологии позволил получить объективные, научно обоснованные выводы о сущности культуры и законах ее функционирования и развития. В XIX столетии возникло научное направление, изучающее человека как субъекта культуры. Оно получило название «культурная антропология». Для представителей культурной антропологии всегда было характерно стремление обращать внимание на так называемые «традиционные культуры». Особенностью последних является то, что они, как правило, представляют собой весьма слабо эволюционирующие, малодинамичные, следовательно, стагнированные культурные системы. В них слабо развиты не только внутренние динамические процессы, но и межкультурные взаимодействия. Это позволяет довольно четко определить их границы, провести кодификацию свойственных им артефактов, функциональных отношений и семиотических систем. Поэтому данные и выводы культурной антропологии, весьма ценные относительно вышеуказанных культурных систем, имеют ограниченное значение применительно к современным, динамичным, сложноорганизованным взаимодействиям культур. Таким образом, неправомерно отождествлять культурную антропологию с культурологией в целом. Последняя значительно шире в предметном и теоретическом отношениях. Она использует новые современные методы исследования культур, возникшие не только в недрах собственно культуроведения, но и в целом в обществоведении и гуманистике. Перечень областей знания, которые изучают культуру, довольно широк. Часть их включена в культурологию, часть имеет к ней отношение своими выводами или некоторыми данными и результатами. В последнем случае они существуют как отдельные науки, применяя свойственные им методы к изучению предметов, непосредственно не составляющих сферу их познания. Такова социология — наука, исследующая общество. Социологический подход к культуре можно было бы обозначить как социологию культуры. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий, разработанных в социологии, к явлениям, хотя и возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику, например к политике, правовой сфере, искусству, экономике и др., привел к возникновению отдельных научных областей: социологии политики, социологии права, социологии искусства и т.д. В их ряду находится и социология культуры. Культура тесно связана с обществом. Она является порождением общественной жизни человека и вне нее невозможна. Не случайно на протяжении длительного времени культуру не могли выделить из массы других элементов общественной жизни и изучали в ряде других социальных явлений. Даже после осознания культуры как автономной сферы жизни и выделения ее в особую сферу познания она долго не рассматривалась как нечто самостоятельное, живущее и развивающееся по своим собственным, отличным от социальных законам. Утвердилось, в частности в марксистском обществоведении, представление о «вторичном» характере культуры, порождаемой «первичными», т.е. базовыми, более важными, сферами общества. К последним причислялись экономика, социальные отношения, политика. Культура же расценивалась как обрамление, дающее им духовные и идеологические выражения, обслуживающее их. Такое понимание статуса культуры сказывалось и на отношении к ней как к явлению второстепенному. Эта точка зрения нашла выражение в известном принципе «остаточного» финансирования культуры и ее учреждений, свидетельствующем о недооценке ее и в массовом, и в профессиональном сознании. В последние десятилетия прошлого века у нас и за рубежом произошел своего рода культурологический переворот. Проблемы культуры не только приобрели статус самодостаточности и в научном отношении стали предметом изучения вполне самостоятельной науки — культурологии, но постепенно вышли на первое место. Получил признание тот факт, что проблемы культуры, политика в области культурных отношений имеют не менее важное значение. Таким образом, социология культуры изучает культуру в контексте социальных процессов, при котором последние, как в общем, так и в конкретно-историческом смысле, рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только формальные, количественные параметры культуры, но и само ее содержание. Конечно, очень важно учитывать меру, за пределами которой наступает социологическое упрощенчество, так называемый социологический редуктивизм, когда специфически культурные процессы жизнедеятельности рассматриваются только как следствия социальных закономерностей и полностью поглощаются социальными отношениями. Культурология в собственном смысле изучает культуру как самодовлеющую, самоценную сущность, живущую и развивающуюся по собственным законам в присущих только ей формах. Но без учета социологических факторов и она не обеспечивает полноты знания о культуре. Таким образом, культурология – это не единственная наука, занимающаяся изучением культуры. Однако такие науки, как история, археология, этнография, антропология, социология, психология, философия и т. д., в конечном итоге, изучают лишь отдельные аспекты феномена культуры, используя свои методы исследования культуры. Так, для археолога культура – это совокупность материальных предметов, которые извлекаются из земли и характеризуют образ жизни народа в определенную эпоху. Для этнографа, который может наблюдать образ жизни определенного народа, культура вырисовывается не столько в предметном, сколько в процессуальном плане, как живые формы деятельности людей. Социолог изучает процесс функционирования культуры в обществе, современные тенденции культурного развития общества, уровень культуры социальных групп (молодежи, пожилых людей и т. п.), а также занимается прогнозированием культурных процессов. История мировой культуры рассматривает развитие культуры от возникновения человеческого общества до современности, она изучает все богатство и разнообразие несхожих культур разных эпох, народов и т.п. В отличие от них культурология стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене.   Заключение Культурология — относительно молодая область науки, сформировавшаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Однако, несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. Происхождение же термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л.Уайта (1900—1975). Трудности становления культурологи, как науки вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью её предмета – «культуры» как «онтологического» феномена. Предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры. В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Культурология с помощью различных методов изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Культурология – это не единственная наука, занимающаяся изучением культуры. Однако такие науки, как история, археология, этнография, антропология, социология, психология, философия и т. д., в конечном итоге, изучают лишь отдельные аспекты феномена культуры, используя свои методы исследования культуры. В отличие от них культурология стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене. Культурологи стремятся воссоздать образ культурных эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение. Для этого недостаточно только перечисления фактов культуры и их описания в хронологической последовательности. Для того, чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания (философию, социологию, психологию и пр.), который является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии. Культурологи при изучении культуры часто обращаются к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики (науке о знаках и знаковых системах), историческим методам. Однако культурология – это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, о культуре, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культурология не сводима к философии культуры, к искусствоведению, к этнографии и др.; это – самостоятельная дисциплина, изучающая культуру. 

Источник: http://kursak.net/aktualnost-kulturologii-referat/
© kursak.net


написать администратору сайта