социальная психология. Теоретические основы этнической идентичности 5 1 Понятие и содержание этнической идентичности 5
Скачать 473.5 Kb.
|
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы этнической идентичности 5 1.1 Понятие и содержание этнической идентичности 5 1.2 Психологические особенности современной полиэтнической образовательной среды 11 Глава 2. Исследование влияния условий студенческой среды на характер этнической идентичности студентов 16 1.1 Организация, методы и методики, материал исследования 16 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования этнической идентичности 19 Заключение 26 Список литературы 27 Приложения 30 ВведениеВ современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры. Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. В ситуациях глобальных социокультурных преобразований актуализируются проблемы идентичности, обусловленные стремлением человека понять, узнать себя и определить свое место в социуме. Особую актуальность в этой связи приобретают проблемы формирования этнической идентичности в поликультурной среде. В зависимости от того, насколько человек приобщен к своей этнической культуре, нормам и ценностям, его этническая идентичность может принимать разные формы: от этнического фанатизма, крайней формы агрессивности, до этнонигилизма, представляющего собой отрицание этничности, этнокультурных ценностей. Тема работы: «Изучение этностереотипов студенческой молодёжи». Объект исследования: этническая идентичность как социально-психологический феномен Предмет исследования: этнические стереотипы в студенческой среде. Цель исследования - изучить этностереотипы студенческой молодёжи . Задачи исследования: - дать понятие и содержание этнической идентичности ; - рассмотреть психологические особенности современной полиэтнической образовательной среды ; - описать организацию, методы и методики, материал исследования; - провести анализ результатов эмпирического исследования этнической идентичности. Гипотеза исследования - образовательная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, математико-статистические методы. Теоретическая значимость: определяется теми фактами, что в исследовании систематизированы представления отечественных исследователей о психологических особенностях этнической идентичности, которыми занимались Н. М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, И.В. Алексашенкова, Г.В. Палаткина, а также зарубежные исследователи. Практическая значимость: определяется тем, что результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при решении задач, связанных с исследованием психологических особенностей этнической идентичности молодежи. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы этнической идентичности1.1 Понятие и содержание этнической идентичностиВ наши дни, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется культурной «мозаичностью». Проблема понимания, функционирования, развития этнического самосознания становится одной из наиактуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире. В основе формирования идентичности в поликультурном обществе лежит признание сложно структурированного множества культур, их дополнительности и взаимного уважения, их важности в формировании идентичности личности. Исследование этнической идентичности в российской психологии всегда было так или иначе связано с изучением культурной среды нашей страны. Многие современные исследования посвящены проблеме кризиса и смены идентичности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), а также формированию идентичности в условиях поликультурной. Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [25]. Этническая идентичность - это многомерный конструкт, который включает в себя этнические чувства, знания, установки и поведенческие реакции. Принадлежность к этнической группе - это особый случай социальной идентичности. Исходя из теории социальной идентичности, можно предположить, что если доминирующая в обществе группа низко оценивает черты или характеристики этнической группы, члены этой этнической группы оказываются перед угрозой негативной социальной идентичности. Идентификация с низко-статусной группой может привести к низкому самоуважению. Этническая идентичность становится значимой только в ситуациях, когда две и более этнических групп находятся в контакте в течение какого-либо периода времени. Для этнически гомогенного общества это бессмысленное понятие. Этническую идентичность можно понимать в качестве одного из аспектов аккультурации, в котором главный акцент делается на человеке и на том, как он взаимодействует со своей этнической группой, являющейся составной частью общества в целом [30]. В отечественной науке данный подход к проблеме этнической идентичности представлен, в частности, в работах Н.М.Лебедевой [11], посвященных психологическому изучению проблем этнических миграций. Признаком «успешной» адаптации к иноэтническому окружению автор считает межэтническую интеграцию, при которой у каждой группы сохраняется собственные этнокультурные особенности, но в то же время формируется общее самосознание, ощущение общего «мы» (реального или условного). Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии. Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с этапами развития личности. Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже [18]. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года. Поскольку «развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях». Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:
Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. [18]. Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности, происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением. Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа [18]. Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Необходимо иметь в виду, что идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон. Действительно, вовлеченность в социальную и культурную практику этнической группы (использование языка, поддержание культурных традиций, участие в социальных и политических организациях) достаточно часто рассматривается в качестве показателя сформированной этнической идентичности [22]. Однако до сих пор под вопросом остается наличие однозначной связи между тем, кем себя индивиды считают, и тем, как они действуют в реальной жизни, т.е. между этнической идентичностью и этнической вовлеченностью. Во всяком случае, результаты многих исследований показали независимость этих двух измерений. Так, у многих людей установки на этническую культуру, на ее элементы как образцы, достойные подражания, не коррелируют с реальной в нее вовлеченностью. Особенно наглядно рассогласованность между этнической идентичностью и включенностью в этническую культуру видна на примере рассмотрения языка как этнодифференцирующего признака. Хотя язык действительно представляет собой одно из наиболее значимых измерений этнической идентичности, известны примеры, когда этнические группы, живущие в иноэтническом окружении и перешедшие на другой язык, стойко сохраняют свою этническую идентичность (например, армяне в Грузии и на Северном Кавказе, айны в Японии и др.). Возрождение языка предков подчас становится центральной проблемой, вокруг которой происходит мобилизация членов группы, утверждающих свою идентичность. Наиболее успешный пример - возрождение иврита, который еще шестьдесят лет назад считался мертвым языком. [8]. Характер этнической идентичности зависит от множества факторов - влияния среды, условий и характера межкультурного взаимодействия [14]. Например, развитие этнической идентичности, характеризующееся точностью когнитивных представлений и степенью положительности эмоционального отношения, во многом зависит от того, принадлежит ли респондент к группе большинства или меньшинства. Несмотря на наблюдаемые общие закономерности, установлено, что особенности развития этнической идентификации носят индивидуальный характер [26] и обусловлены в значительной степени социальным контекстом, такими как статусом этнической группы, к которой принадлежит индивид, этнической принадлежностью других членов семьи и их авторитетом для индивида, характеристиками значимого социального окружения индивида, а также другими факторами. Вообще, все факторы, оказывающие влияние на формирование этнической идентичности, можно условно разделить на макро- и микрофакторы [15]. К макрофакторам относятся территориальный фактор, язык, культура, общность происхождения, религия, наличие или отсутствие экономической автономии этнической группы, наличие или отсутствие эксплуатации, притеснения со стороны других этнических групп. К микрофакторам относятся факторы, влияющие не на общность, а непосредственно на этническую идентичность конкретного индивида. Это статус этнической группы, семья, непосредственное этническое окружение, статус языка этнической группы и другие. На этническую идентичность оказывают влияние также внешние факторы, такие, как смена научных парадигм и популяризация какого-либо этноса средствами массовой информации [29]. Согласно Дж. Финни, психологический смысл этнической идентичности проявляется при её сопоставлении с такими родственными категориями, как национальная идентичность (отожествление не с этносом, а с нацией), этническое самосознание (результат самоопределения личности в этническом контексте жизнедеятельности), чувство этнической принадлежности (эмоциональное восприятие своей причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и самоопределение личности в этнически значимом мире), этническая идентификация (процесс обретения этнической идентичности), этническая самоидентификация (осознанное причисление себя к этнической общности). Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, историческая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характерная внешность [22] В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента [26]:
Л.М. Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях". [29] Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонентов ведутся дискуссии. В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. [27]. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются: 1) этническая осведомленность, и 2) этническое самоназвание. Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В исследовании О.Л. Романовой пяти-шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки, у которых сформировалась система представлений об этнических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков [19]. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности поликультурной образовательной среды и влияние ее условий на становление этнической идентичности молодежи. |