Главная страница

социальная психология. Теоретические основы этнической идентичности 5 1 Понятие и содержание этнической идентичности 5


Скачать 473.5 Kb.
НазваниеТеоретические основы этнической идентичности 5 1 Понятие и содержание этнической идентичности 5
Дата16.01.2019
Размер473.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласоциальная психология.doc
ТипРеферат
#63996
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Заключение



Таким образом, этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Ее становление на протяжении жизни является динамическим процессом. Этническая идентичность трансформируется под воздействием различных социально-психологических факторов.

Существенное увеличение этнического компонента в структуре идентичности, ориентированность личности на собственную этническую принадлежность может привести к гиперболизации этничности или к ее размыванию, этнической индифферентности.

Необходимо отметить, что наше исследование подтвердило важность задачи этнического развития - создание специальных программ именно по информационному развитию представителей групп молодежи, благодаря которым у них есть возможность знакомиться с особенностями своего и других этносов. Это поможет, в свою очередь, и семье полноценно и разнообразно выполнять свои этнически ориентированные функции, поскольку именно семья в первую очередь задает определенные нормы и правила восприятия этнического окружения.

Список литературы





  1. Авагимян А.А. Этническая и культурная психология [Электронный ресурс] \\Особенности формирования идентичности в монокультурной и поликультурной среде(03.09.2012) - Режим доступа: http://www.sudexp.org/publ/23-1-0-1058

  2. Алексашенкова И.В. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение // Педагогика открытости и диалога культур. М., 2013. С. 102.

  3. Багдасарова А. Б., Симонова Н. А. Формирование этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности в многонациональном регионе //Этнические проблемы современности: Выпуск 14. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - 34с.

  4. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2. С. 361.

  5. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-412.

  6. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2000.

  7. Бочарова Ю.Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России [Электронный ресурс] // Образование: исследовано в мире / Рос. академия образования, ГНПБ. Электрон. журн.2013. Режим доступа: http://www.oim.ru. 25.05.2013

  8. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности// Вопросы психологии. - 2009. - №4. С.75.

  9. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с. - ISBN 5-7695-2876-1 3, с. 163

  10. Курлянд, З.Н. Педагогіка вищої школи / З.Н. Курлянд, Р. I. Хмелюк, А.В. Семенова. - К.: Знання, 2005. - 400 с. - ISBN: 966-346-270-1, с. 134

  11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998- с. 106

  12. Манойлова М.А. Межэтническая толерантность в образовании // Issues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System. Нарва, 2013. С. 34-35.

  13. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008

  14. Обычай и закон: исследования по юридической антропологии. (Санкт-Петербург - Пушкин, 20-26 августа 2001 года). Отв. редакторы Н. И. Новикова, В. А. Тишков - М., Издательский дом «Стратегия», 2011

  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М., 2010 г. - Режим доступа: http://www.ozhegov.com/cgi-bin/db/search.cgi

  16. Палаткина Г.В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Волгоград, 2015. С. 22-26.

  17. Практикум по этнологии: Учебно-практическое пособие /Т.А.Титова, В.Е.Козлов. - Казань, 2014. - 65 с.

  18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С. 173-190.

  19. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. М., 2004.

  20. Российское законодательство об образовании. Приказ от 3 августа 2006 года "О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации". Приложение № 1. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации.\\Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 201

  21. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. ФГОС, 2014 г.

  22. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982, № 1.-с.23.

  23. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация под ред. Л.М. Дробижевой и др. М.: Мысль, 2004. С.296-367.

  24. Стефаненко Т. Этнопсихология - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»- М., 1999.- с.210, с. 218 , 119-130

  25. Стефаненко Т.Г. "Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности", - М.: 2005. С.55-71.

  26. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности, Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 97-104.

  27. Трасберг К. Мультикультурное образование: развитие идей и поиски путей их реализации в современном мире // Мультикультурное образование: ключевые вопросы современности и поиск решений / Под ред. Л. Васильченко. Тарту, 2014. С. 7-26.

  28. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2010. - 240 с.

  29. Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов : Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 271 с.

  30. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., исправл. и дополн. М., 2010.


Приложения



Приложение 1
Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности).

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

. Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

. Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

. Этноэгоизм - данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

. Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я - человек, который…

) предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам.

) считает, что межнациональные браки разрушают народ .

) часто ощущает превосходство людей другой национальности.

) считает, что права нации всегда выше прав человека .

) считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения.

) предпочитает образ жизни только своего народа .

) обычно не скрывает своей национальности .

) считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности .

) часто испытывает стыд за людей своей национальности .

) считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа .

) не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную .

) нередко чувствует превосходство своего народа над другими .

) любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов .

) считает строго необходимым сохранять чистоту нации .

) трудно уживается с людьми своей национальности .

) считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей.

) безразлично относится к своей национальной принадлежности .

) испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь .

) готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия .

) считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов .

) часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности.

) считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами.

) считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории.

) раздражается при близком общении с людьми других национальностей.

) всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре.

) считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур .

) не уважает свой народ.

) считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу.

) никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам.

) считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" - 4 балла;

"скорее согласен" - 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" - 2 балла;

"скорее не согласен" - 1 балл;

"не согласен" - 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Приложение 2
Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности
Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение:

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как_______________________________________________________________

А теперь прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте крестиком тот ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением:


Утверждения

Совершенно согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Совершенно не согласен

1.Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях









2.Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы









3.Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня









4.Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь









5.Я рад, что принадлежу к своей этнической группе









6.Я четко чувствую связь со своей этнической группой









7.Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность









8.Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми









9.Я горжусь своей этнической группой









10.Я соблюдаю традиции своей этнической группы









11.Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе









12.Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению











Я родился и вырос (укажите название страны)

Моя этническая группа_________________________________________

Этническая группа моего отца___________________________________

Этническая группа моей матери__________________________________

Мой пол____________

Мой возраст________________

Если бы продолжал я жить на Родине, я ответил бы на эти вопросы:

) также;

) иначе

Обработка данных

Совершенно согласен - 3 балла

Скорее согласен, чем не согласен - 2 балла

Скорее не согласен, чем согласен - 1 балл

Совершенно не согласен - 0 баллов

. Средний балл по всем вопросам является общим показателем этнической идентичности.

. Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения среднеарифметического от полученной суммы баллов:

шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 1,2,4,8,10);

шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 3,5,6,7,9,11,12).




1   2   3   4   5


написать администратору сайта