Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.Архитектура России второй половины XVIII в. Выдающиеся зодчие.

  • История культуры. Ответы для зачёта. Ответы на зачёт по истории культуры. 5. Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения


    Скачать 60.02 Kb.
    Название5. Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения
    АнкорИстория культуры. Ответы для зачёта
    Дата21.12.2021
    Размер60.02 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаОтветы на зачёт по истории культуры.odt
    ТипЛитература
    #312547
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    10.Архитектура России первой половины XVIII в. Выдающиеся зодчие.

    В первой половине XVIII века в архитектуре преобладало «русское барокко». Этот стиль состоял из разных видов барокко. Два из них:

    - петровское барокко (направление 1703–1730 годов) – это архитектурное направление, которому свойственны простота объёмных построений, плоские фасады зданий, сочетание отдельных ордерных элементов, присущих классицизму, с барочными деталями, сдержанность декора и убранства;

    - елизаветинское барокко (монументальное рококо) – это архитектурное направление, которому свойственны масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота, а так же наличие элементов русских храмов (крестово-купольная схема, лу́ковичные или грушевидные пятиглавия). Орнаменты в стиле рококо украшали не только интерьеры, но и стены фасадов. (Елизавета Петровна – императрица с 1741 по 1761 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I).

    Характерные черты архитектуры первой половины XVIII века:

    – бурное развитие градостроительства (формирование рационально спланированного единого архитектурного ансамбля); отказ от радиальнокольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке, образующих трезубец).

    – появление новых типов зданий (административного, промышленного, учебного, научного назначения); – введение государством «образцовых» проектов для массового строительства, отличавшихся простотой планировки (типовые здания проектировались как для государственных учреждений, так и для жилья). Для дворян, военных, ремесленников и т.д. «Именитых», «зажиточных» и низших сословий;

    – создание зодчими высоких зданий увенчанных шпилями (Петропавловский собор, здание Адмиралтейства (1732; арх. Коробов)), (*здание Адмиралтейства перестроено в 1806-1823 гг. арх. Захаровым). * Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования, как столицы, так и других городов. * С 1710 года стали строить дома из кирпича. Настоящий бум каменного строительства в Петербурге начался с известного петровского указа 1714 года о запрещении на время во всей остальной империи строить дома из камня.

    Архитекторы:

    Жан-Батист Лебло́н (1679-1719) Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, автор Генерального плана С-Петербурга 1717 года и «образцовых» домов. На основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции в 1718 году в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона и Выборгская сторона. Леблон создавал проекты прекрасных домов и парковых зон. Его заказчиками были в основном богатые люди того времени.

    Доме́нико Трези́ни (1670-1734) Итальянский архитектор, заложил основы европейской школы в русской архитектуре, один из основоположников петровского барокко. С 1703 года работал в России, первый архитектор Санкт-Петербурга. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

    -Летний дворец Петра I (1710-1714 гг.);- Это один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга и самое старое каменное здание города. Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны. Фасад дворца украшают 29 барельефов, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.

    -Петропавловский собор (1712-1732 гг.);- Одним из первых выдающихся сооружений в камне стал Петропавловский собор, заложенный на месте разобранной деревянной церкви. Это православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.

    -Здание Двенадцати коллегий (1722-1744 гг.)- Здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное для размещения петровских коллегий. В настоящее время здесь размещается Санкт-Петербургский государственный университет.

    Джова́нни Фонта́на, Ио́ганн Ше́дель

    -Дворец Александра Даниловича Меншикова, (1710-1720-е гг.), петровское барокко

    Георг Маттарнови: Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (1718-1734 гг.)- (Кунсткамера – «комната редкостей», первый русский музей). Сегодня это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.

    Франческо Растрелли (1700-1771) Русский архитектор итальянского происхождения, яркий представитель елизаветинского барокко.

    -Большой Петергофский дворец (1747-1752 гг.), г. Петергоф. Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, является центром Петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк.

    -Ансамбль Смольного монастыря (1748-1757 гг.), С-Петербург .

    -Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1756 гг.);

    -Зимний дворец (Эрмитаж)- Зимний дворец является архитектурным совершенством зодчего Растрелли. Зимний - это центральная часть столицы, которая задумана как символ величия империи. Здание решено в виде большого прямоугольного блока, который имеет обширный крестообразный внутренний двор и крупные угловые выступы. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений.

    Великий Растрелли не смог закончить задуманное, отделка дворца завершалась без него. Вступившая в правление страной Екатерина II дала талантливому зодчему полную отставку. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города. Во второй половине XVIII века мода на роскошь проходит. На смену елизаветинскому барокко приходит классицизм.

    Слово «Эрмитаж» переводится с французского как «место уединения», «келья». Такое название музей получил неслучайно. Начало собранию было положено в 1764 году императрицей Екатериной II.

    11.Архитектура России второй половины XVIII в. Выдающиеся зодчие.

    Во второй половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм, для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурные творения классицизма отличает простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций.

    Ярким архитектором раннего классицизма, работавшим в России, был Ринальди Антонио (1709-1794гг.). Антонио Ринальди родился в 1709 году в Италии. В 1751 году архитектор был приглашён на службу в Россию. В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», и входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Антонио Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом, завоёвывая доверие будущей императрицы Екатерины II. В 1768 году А. Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине. После восшествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории. В 1763-1783 годах на Невском проспекте был построен костёл Святой Екатерины, Антонио Ринальди работал над этим храмом вместе с Ж. Б. Валлен-Деламотом.

    Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из них сохранились до наших дней. На всех зданиях, спроектированных Антонио Ринальди, можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Архитектор при строительстве Мраморного дворца использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик. Антонио Ринальди работал в России более 30 лет. В своих ранних постройках он ещё находился под влиянием стиля барокко, однако можно сказать, что знаменитый архитектор является представителем раннего классицизма. Активную деятельность А. Ринальди прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. В 1784 году он вернулся в Италию, поселился в Риме. Архитектору была назначена пожизненная пенсия, которую ему регулярно выплачивали через русское посольство. Антонио Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме.

    В стиле русского классицизма творил в Москве архитектор В.И.Баженов.

    Баженов Василий Иванович (1737-1799гг.) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма.

    В.И. Баженоа родился в феврале 1737 года в Калужской губернии в семье священнослужителя. Когда мальчику было три месяца, его отца перевели в Москву, куда переехала и вся семья. Отец отдал сына в певчие в Страстной монастырь. Однако В.И. Баженов проявлял немалые способности к рисованию. В 1753 году он добился своего, поступив в архитектурную школу зодчего Д. В. Ухтомского. Ухтомский высоко оценил талант В.И.Баженова и записал его в гимназию при Московском университете. В 1755 году В.И. Баженов поступил в Московский университет. При переводе Академии художеств из Москвы в Санкт-Петербург В.И. Баженов оказался одним из студентов, зачисленных в петербургскую академию. Одним из учителей юноши был Савва Иванович Чевакинский, который привёл его на строительство Никольского собора.

    После окончания Академии художеств В.И. Баженов был отправлен в поездку во Францию и Италию. В Париже он обучался у профессора Дюваля, архитектора Шарля де Вайи. В Италии В.И. Баженов был удостоен дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться. В Санкт-Петербург молодой архитектор вернулся 2 мая 1765 года. Академия художеств присвоила ему звание академика. Но обещанную профессорскую должность и соответствующее денежное содержание дали не сразу. Таким решением президента Академии И.И.Бецкого В.И.Баженов был недоволен и подал прошение об увольнении от академической службы. По поручению Екатерины II В.И. Баженов разрабатывал проект здания Института благородных девиц (Смольного института). Эта работа удовлетворила многих специалистов, но реализовывать проект В.И. Баженова не стали. Возможно, такому решению императрицы способствовало членство архитектора в масонской ложе и сотрудничество с её сыном Павлом Петровичем. Здание института позже было спроектировано Джакомо Кваренги.

    Графом Орловым В.И. Баженов был принят на службу в артиллерийское ведомство, где получил звание капитана артиллерии. Для данного ведомства зодчий построил здания арсеналов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1767 году вместе с графом Орловым архитектор вернулся в Москву. Там по заданию графа он разработал проект реконструкции Кремлёвского дворца. После его принятия были начаты строительные работы, вырыт котлован под фундамент. Однако дальше работы не пошли, Екатерина II приказала котлован засыпать. Незавершённым оказался и проект В.И.Баженова усадьбы в Царицыно. В 1792 году Василий Баженов был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегии, вернулся в Санкт-Петербург. Архитектор строил для великого князя Павла дворец на Каменном острове, возводил постройки в Гатчине и Павловске. После смерти Екатерины II, Павел I приблизил В.И. Баженова к императорскому двору. Архитектор получил звание статского советника, должность вице-президента Академии художеств и имение Глазово с тысячей крепостных крестьян. Василий Иванович Баженов начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал Бренна Винченцо (Виктор Францевич), русский художник-декоратор и архитектор. В России работал в 1783 – 1802гг., участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине, Михайловского замка в Петербурге. Василий Иванович Баженов умер 2 августа 1799 года, был похоронен в своём имении Глазово.

    Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора И.К. Коробова (1700/1-1747гг.) – А.Ф. Кокоринов. К известным творениям архитектора, где проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788гг.)

    Кокоринов Александр Филиппович (1726–1772гг.) - даровитый архитектор. А.Ф. Кокоринов был принят в 1742 году на службу в московское дворцовое ведомство «архитектурии» учеником. В 1754 году произведен в «унтер-архитекторы» и поступил в помощники к графу Растрелли. В этот период происходит сближение А.Ф. Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петербурге. И.И. Шувалов, после учреждения Академии Художеств, сделал А.Ф.Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году А.Ф.Кокоринов был назначен инспектором, затем директором академии с почти неограниченной властью. Пользуясь доверием преемника И.И. Шувалова и И.И.Бецкого, А.Ф. Кокоринов установил порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства, снабдил пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к академии не только в высших кругах, но и в средних слоях русского общества. В 1764 году он приступил к сооружению здания академии. С 1769 года А.Ф. Кокоринов становится ректором академии. Под влиянием поднявшихся против А.Ф.Кокоринова интриг И.И.Бецкой перестал относиться к нему с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Ревизоры не нашли в распоряжениях А.Ф. Кокоринова ничего предосудительного или неправильного, кроме некоторой небрежности с формальной стороны, в ведении счетов.

    Однако после этих проверок и проявленного к нему недоверия Александр Филиппович Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома.

    В Москве в стиле классицизма создаётся общественное здание М.Ф. Казаковым – дом Благородного Собрания. М.Ф. Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788гг.), также Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница.

    Казаков Матвей Федорович (1738-1812гг.), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787гг.), университет (1786-1793гг.), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801гг.), дома-усадьбы Демидова (1779-1791гг.), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). М.Ф. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

    Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751году после смерти отца, мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 году он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа М.Ф. Казакова была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 года. Архитектор участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-1767гг.).

    В 1768 году произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу М.Ф. Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» .С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

    Работа с В.И. Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. В 1775 году, став полноправным архитектором, М.Ф. Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-1787гг.) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве М.Ф. Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-1793гг.), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города По поручению Екатерины II М.Ф. Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

    Одновременно со строительством университета М.Ф. Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов. В работах М.Ф. Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома московского главнокомандующего Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), повлияли на масштаб и характер её дальнейшей застройки.

    Расцвет творчества М.Ф. Казакова приходится на 1780-1790 годы, когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790г.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802гг.), Голицынская (ныне 1-я городская) (1796-1801гг.) и Павловская больницы (1802-1807гг.).

    Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. По распоряжению императрицы Екатерины II М.Ф. Казаков сменил В.И.Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786г.), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

    В 1800-1804гг. архитектор работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103-х «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

    Матвей Фёдорович Казаков организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.).

    Выдающийся архитектор является автором многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-1775гг.) тушь, перо, «Строительство Петровского дворца» (1778г.) тушь, перо, виды Коломенского дворца (1778г.) тушь, перо.

    С началом Отечественной войны 1812 года 74-летний зодчий Матвей Фёдорович Казаков был эвакуирован в Рязань, где и скончался.

    В Санкт-Петербурге в стиле классицизма творил архитектор Старов И.Е., который создал
    1   2   3   4


    написать администратору сайта