Главная страница
Навигация по странице:

  • Житие

  • Поучение

  • 6.Возрождение зодчества Руси в XIV - XVI вв. Русские монастыри. Шатровый стиль.

  • 7.Ансамбль Московского Кремля в XV - XVII вв. Оружейная палата Кремля.

  • 8.Русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

  • 9.Новые веяния в русской культуре XVII в

  • История культуры. Ответы для зачёта. Ответы на зачёт по истории культуры. 5. Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения


    Скачать 60.02 Kb.
    Название5. Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения
    АнкорИстория культуры. Ответы для зачёта
    Дата21.12.2021
    Размер60.02 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаОтветы на зачёт по истории культуры.odt
    ТипЛитература
    #312547
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    5.Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения.

    Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

    Житие - литературное описание людей, причисленных к лику святых. (Сказание о Борисе и Глебе, Жития княгини Ольги).

    Хождения (на древнерусском - Хожение) - своеобразные путевые заметки, рассказывающие о путешествии к святым местам. (Хожение за три моря Афанасия Никитина)

    Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. (Поучение Владимира Мономаха)

    Летопись-запись происходивших событий, составленная по «летам», т.е. по годам (Повесть временных лет Нестора)

    Слово - торжественное и поучающее обращение (Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона, Слово о полку Игореве)

    Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

    Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше.

    «Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа. Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий.

    6.Возрождение зодчества Руси в XIV-XVI вв. Русские монастыри. Шатровый стиль.

    Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по развитию русской культуры (1237-1242).

    Уничтожены:

    - памятники русского зодчества;

    - письменности;

    - прекратилось каменное строительство;

    - исчезли некоторые виды ремесел.

    Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Тогда продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского ига. Там возводятся каменные городские укрепления. С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений. При строительстве использовалась неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения.

    В этот период (13-14 века) так же строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

    В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, АлевИз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник с традиционными для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484 — 1489). Чуть позже Алевиз Новый завершает Архангельский собор, усыпальницу великих князей (1505—1509). В 1555—1560 гг. в честь взятия Казани Барма и Постник возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.)

    Монастыри

    Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром.

    В 14 веке на русской земле возникали все новые и новые обители, благодаря расселению учеников Сергия Радонежского. Сергий Радонежский оставил огромный вклад в истории России, помогал Дмитрию Донскому собирать русские земли, и делал все для духовного и нравственного возрождения Руси и русского народа. Преподобный Сергий Радонежский активно помогал основывать монахам новые монастыри во всех уголках Руси. ЖелезнобОровский монастырь основан в 1390 году преподобным Иаковом на левом берегу реки Тёбзы в Костромской области. Своё название монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, раньше был огромный бор с залежами железной руды. В прежние годы здесь было ссыльное место, где преступники занимались разработкой руды. Ферапонтов монастырь был основан монахом Ферапонтом в конце 14 века в Вологодской области. После кончины, его мощи были погребены в Благовещенской церкви этого монастыря. Макариев монастырь был основан в конце 14 века преподобным Макарием, получившим постриг в обители Сергия Радонежского. На берегу реки Письмы в Нижегородской области он и поставил келью и небольшую часовню. К нему стали приходить и селиться ученики. Они поднялись вверх по течению реки и на возвышенности над изгибом реки воздвигли небольшую церковь. А рядом братские кельи и хоз. постройки. Так на Письме возник монастырь.

    Новоспасский монастырь – один из самых старинных мужских монастырей Москвы. Основан монастырь был при правлении Великого князя Ивана III в 1490 году с именем Спаса Нового. Сюда же была перемещена и братия древнего кремлевского монастыря - Спаса на Бору, основанного около 1330 года знаменитым Иваном Калитой. Долгое время Новоспасский монастырь имел совершенно иной вид, нежели на сегодняшний день – это была довольно простая деревянная постройка, но обитель храма была каменной. Башни и стены монастыря были воздвигнуты только в период с 1640-1642 годов, при правлении Михаила Федоровича – первого из русских царей династии Романовых.

    Псково-Печерский монастырь – один из самых больших действующих мужских монастырей в нашей стране. Псково-Печерский монастырь был основан в 1473 году. Обитель представляет собой мощное оборонительное сооружение. Монастырь окружат крепкие стены с бойнИцами и башнями. Причиной этому является граница Пскова с Эстонией и Литвой.

    В 1363 году в Ростов Великий прибыл Сергий Радонежский. Там он поддержал идею строительства новой обители, которую позже основали Федор и Павел Ростовские. В итоге там был построен Борисоглебский монастырь.

    В поисках уединения монахи «забирались» в самые отдаленные и глухие места русского государства. Особенно отличились в поисках уединения Савватий и Герман, два монаха основавших СоловЕцкий монастырь (15 век). Не менее знаменита и Валаамская обитель, основанная в 1407 году, иноками Сергием и Германом. Валаамский монастырь стоит на Валаамском архипелаге, в Ладожском озере, что в особенности отделяет его от мирской жизни.

    Новодевичий монастырь (16 век). В 1524 году копия чудотворной иконы Смоленской Божией Матери перенесли в пятиглавый храм Новодевичьего монастыря. С того самого дня, пятиглавый собор именуют собором Смоленской Богоматери, или просто Смоленским собором. Смоленский собор, своей архитектурой, напоминает знаменитый Успенский Собор.

    Троице-Сергиева Лавра (Свято-Троицкая пУстынь) была основана в 1337 году в посёлке Стрельна возле Санкт-Петербурга.

    Шатровый стиль

    Шатровый стиль появился в 16 веке и является архитектурной формой в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльца. Их делают каменными и деревянными. Как правило храмы в этом стиле имеют вытянутые пропорции, тем самым, придавая силуэту сооружений устремленность вверх и резкую динамичность. Снаружи шатры украшаются декором, к примеру, кокошниками, узорами. Шедеврами этого стиля являлись церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

    Свойства дерева как строительного материала обусловили своеобразие и особенности этого стиля. Конструкция шатра в русской архитектуре заменили купола в деревянном строительстве. В деревянных постройках в отличие от каменных передавать форму купола крайне сложно, проще конструкция шатра. У деревянного шатра имеется каркас из восьми вертикальных бревен, которые сходятся к центру верхними концами. Именно шатры предавали строениям великолепный столпообразный силуэт.

    Шедеврами шатрового стиля являлись церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. Также храм Василия Блаженного (Покровский собор) относится к архитектуре многочастности. Этот стиль подразумевает то , что храм имеет большое по площади пристроенное помещение для увеличения внутреннего объёма.

    В середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных церквей и свидетельствовали о торжестве царства над священством.

    7.Ансамбль Московского Кремля в XV-XVII вв. Оружейная палата Кремля.

    Основные сооружения Московского Кремля, дошедшие до наших дней, возводились примерно в одно время (с 1475 но 1505 г.). Они составляют единый ансамбль, имеющий огромное социальное, практическое и эстетическое значение.

    Ее составляют

    1. Успенский собор (Аристотелем Фиораванти)

    2. Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризоположения на митрополичьем дворе.

    3. Архангельский собор возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Старый

    4. Церковь Ризоположения возведена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.

    5. Ансамбль колокольни Ивана Великого (Бон Фрязин)

    6. Царь-пушка является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

    7. Оружейная палата

    8. Грановитая палата (Руффо, Солари)

    9. Теремной дворец (Огурцов, Константинов и др.)

    Также имеются 20 башен Московского Кремля:

    · Беклемишевская

    · Тайницкая

    · Водовзводная

    · Благовещеская

    · Петровская

    · 1 и 2 Безымянные

    · Боровицкая

    · Константино-Еленинская

    · Спасская

    · Никольская

    · Угловая арсенальная

    · Сенатская

    · Набатная

    · Средняя Арсенальная

    · Комендантская

    · Троицкая

    · Кутафья

    · Царская (уже 17 век)

    Оружейная палата впервые была выделена как особое хранилище оружия из остальной Государевой Казны в 1508 году.

    С момента своего создания в XV—XVI веках Оружейная палата функционировала как хранилище царского оружия: сабель, бердышей, кольчуг, лат, шлемов. Кроме того, в палате изготавливали холодное и огнестрельное оружие, а также оборонительные доспехи для вооружения государственной армии. Рядом с мастерами работали живописцы, в том числе Симон Ушаков, Фёдор Зубов и др.

    Главой Оружейной палаты назначали оружничих, а с конца XVII века — бояр и окольничьих.

    Расцвет Оружейной палаты пришёлся на начало и середину XVII века, когда в результате централизации русского государства в Москву было привезено множество мастеров из Новгорода, Владимира, Суздаля, Мурома, Казани, Великого Устюга. Более того, благодаря политике Алексея Романова, войско было перестроено на европейский лад, что позволило улучшить производство оружия. Работники Оружейной палаты также занимались вопросами обеспечения вооружённых сил и заключением сделок на поставку в Россию.

    С начала XVII века Оружейная палата руководила приказами, впоследствии вошедшими в её состав: Бронным, Иконным, Соборного дела, Ствольным, Мушкетного дела, Серебряной и Золотой палатами. В 1700 году кремлёвские мастерские стали сокращаться, а с началом Русско-шведской войны деятельность Оружейной палаты была переформирована на военный лад: мастера массово изготавливали амуниции для армии, а также ручное огнестрельное и холодное оружие.

    8.Русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

    Русская иконопись стала зарождаться после принятия Русью христианской православной веры. Искусство иконописи пришло на Русь с Византии.

    Многие христиане верили, что рукой иконописца движет сам Господь. Быть иконописцем было непросто, человеку нужно было пройти довольно трудный путь. Именно русские иконописцы смогли придать совершенство образам святых, открыть их глубину содержания и духовность.

    Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

    Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения. Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

    Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

    Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе ФавОр.

    Андрей Рублев. Этот иконописец остался в русской истории наиболее известным и почитаемым. Он создал большое количество произведений, был знаменит своим индивидуальным стилем, прекрасно владел несколькими художественными традициями. Известно, что он воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском.

    Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

    Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. В основе иконы лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

    Дионисий, выдающийся иконописец, один из самых почитаемых художников Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля и Ботичелли. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его последователем традиций Андрея Рублева.

    Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

    В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре.

    Около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-Каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере, которые остались до наших дней максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме, так как никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации

    Дополнительная информация для покорения его сердечка, (только для самых лучших):

    Насчитывается всего 27 основных пигментов, из которых 16 представляли собой природные земляные и 10 – природные минеральные краски. В отдельных случаях применяли искусственные пигменты Использовали : свинцовые белила, сурик свинцовый, желть обыкновенная, ярь медная, лазурь медная, голубая медная, древесная чернь, смальта. Кисти – беличьи, из щетины хороши для масляной живописи ( щетина козы)

    9.Новые веяния в русской культуре XVII в

    Во второй трети XVII в. в России начинается развитие новой культуры.

    1.2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения («мирской»-светский). Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться.

    1.3. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства.

    1.4. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.

    1.5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

    2. ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

    2.1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило рост системы образования, хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения.

    2.1.1. Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование.

    2.1.2. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.

    2.1.3. Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг. В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближается к практическим нуждам, более широкое распространение получают светские дисциплины.

    2.2. Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны Грамматика Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.

    2.3. Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравнению с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было по разным данным от 75% до 96%, а среди посадских людей - 23%-52%.

    2.4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усиливается прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли грекофилы, ориентирующиеся на приглашение в Москву образованных греков.

    3.НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

    3.1. В XVII веке, как и ранее, шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле: умели измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики.

    3.2. XVII век - эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов - Камчатку и Курильские острова.

    3.3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

    3.4. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым Устав ратных, пушечных и других дел заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии. Устав формулирует понятия и взгляды, являющиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в.

    3.5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

    4. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    4.1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

    4.2. Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол.

    4.3. Жанр жития приобретает элементы автобиографического жанра. Первым в русской литературе таким произведением стало Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.

    4.4. Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывают о событиях смутного времени: Сказание Авраамия Палицына, Новая повесть о преславном Российском государстве и др.

    4.5. Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

    4.5.1. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке - О Навуходоносоре царе и Притча о блудном сыне. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника, воспевающих Российское государство и его правителей.

    4.5.2. В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок (Сказание о куре и лисице).

    4.5.3. К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе-Злосчастии воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.

    4.5.4. В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд Оглавление книг, кто их сложил, автором которого считают С.Медведева.

    4.5.5. Монах К.Истомин написал книгу энциклопедического содержания Полис.

    4.6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражающая развитие общественно-политической мысли.

    4.6.1. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова.

    4.6.2. Под влиянием бурных социальных процессов смутного времени зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении Думы, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении равноправного суда монарха над всеми подданными.

    4.7. Все большую популярность приобретает переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках Великое зерцало и Римские деяния. Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили Повесть о БовЕ КоролЕвиче (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), Повесть об Оттоне цЕсаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде (переведена с польского), Повесть о Еруслане Лазаревиче (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.

    4.8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика - события смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках и о Степане Разине (Смерть Разина). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

    5. АРХИТЕКТУРА

    5.1. В архитектуре XVII в. также отражается противоречивый переходный характер эпохи.

    5.1.1. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы.

    5.1.2. Гражданское строительство приобретает невиданный ранее размах. Появляется большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова,складские помещения и т. д.

    5.1.3. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождающийся в то же

    время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводит к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

    5.2. Активное каменное строительство начинается в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл Приказ каменных дел, который объединял лучших отечественных мастеров.

    5.2.1. В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы - в Ярославле, Костроме и других городах.

    5.2.2. Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили солнечные плитки - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли каменным узорочьем (или дивным узорочьем). Этот стиль распространяется как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.

    5.2.3. В 40-70-х годах усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют нарышкинским барокко). Характерные черты московского барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина.

    Наличие в названии итальянского слова барокко иногда приводит к ошибочному утверждению, что нарышкинский стиль является одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI-сер. XVIII вв. архитектурного стиля барокко.

    Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. Нарышкинский стиль - это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.

    5.3. В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. Великолепным образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками восьмым чудом света. Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова дворец представляет собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.

    8. ЖИВОПИСЬ

    8.1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

    8.2. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).

    8.2.1. Годуновский стиль характеризуется ориентацией на монументальные традиции рублевско-дионисиевской эпохи.

    8.2.2. Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, изощренный рисунок, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, использование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.

    8.2.3. В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усиливаются элементы своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наиболее известная работа Ушакова - иконаТроица (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов.

    8.3. После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).

    8.4. Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona - личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной - писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились

    первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова и другие).

    9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

    В XVII в. продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д.

    Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

    10. ТЕАТР

    10.1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

    10.2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления ставили по праздникам

    10.3. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы масленицы и др.), выступления скоморохов.

    May be от провала нас спасет информация о том, что в этот период закончился процесс формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора).
    1   2   3   4


    написать администратору сайта