1. Почему стихи Тютчева и Фета (особенно второго) не были всерьез восприняты современниками – в отличие от поэзии Некрасова?
|
2. Почему «натуральную школу» принято считать своеобразным «антонимом» романтизма?
|
3. Как вы думаете, почему именно такие гости – и именно в таком порядке – приходят в Обломову в I части романа?
|
4. Как вам кажется, почему именно в 1860–1870-е годы в России и в мире стали особенно популярны такие жанры как детектив и научно-фантастические роман?
|
5. Что не так со списком действующих лиц в драме «Гроза» – и с какой целью Островский делает его «странным»?
|
6. Объясните, почему пьеса «Гроза» – это именно драма, а не трагедия
|
7. Почему главное «архитектурное сооружение» города Калинова – это заборы (а ключ от калитки, врученный Катерине Варварой, обретает особое символическое значение)?
|
8. Почему гроза (как атмосферное явление) в итоге прошла мимо города Калинова?
|
9. Какие изменения произошли (или не произошли) с городом Бряхимовым спустя почти 20 лет после драмы в Калинове?
|
10. На примере «Капитанской дочки» и «Войны и мира» объясните разницу между историческим романом и романом-эпопеей (пункт «объем» пропускаем)
|
11. В чем роль Робинзона (и почему он назван именно Робинзоном) в драме Островского «Бесприданница»
|
12. Почему мир города Калинова можно назвать «темной идиллией» (обращаем внимание на оба слова в словосочетании)
|
13. Почему в городе Калинове так и не появляются часы (а единственный герой, который хотя бы планировал их установить, был Кулигин)?
|
14. Что делает Обломова (в отличие от Манилова) романным героем?
|
15. По каким пунктам Достоевский в своем «Преступлении и наказании» спорит с Чернышевским и его «Что делать»?
|
16. И для Раскольникова, и для Болконского Наполеон был идеалом – но что было «идеального» в нем для каждого из героев?
|
17. Почему жизнь Обломова на Выборгской стороне названа жизнью в «золотой раме» (обращаем на оба слова в словосочетании)?
|
18. Что, по Тургеневу, отличает «отцов» от «детей» (кроме возраста)?
|
19. Вспомните последний эпизод в романе «Отцы и дети» – и объясните, почему в последнем предложении этого эпизода появляется цитата из элегии Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».
|
20. Как вы думаете, почему у Аркадия и Николая Петровича скорее «фетовское» ощущение природы и мира, а у Базарова – «тютчевское»?
|
21. Почему рассказы из будущего цикла «Записки охотника» были довольно спокойно восприняты публикой, когда изданы по отдельности, но вызвали скандал, когда были собраны в одну книгу?
|
22. Что делает Сенную площадь в романе «Преступление и наказание» амбивалетным пространством?
|
23. Почему именно после случая на Николаевском мосту Раскольникову снятся одни из самых страшных снов (избиение хозяйки; возвращение на место преступления и «повторное» убийство старухи?)
|
24. Почему именно в каморке, больше похожей на гроб/шкаф/каюту, приходит в голову Раскольникову его идея?
|
25. Почему в день убийства Раскольников идет в старухе не привычной короткой дорогой, а делает порядочный крюк (желательно привести больше одного объяснения)
|
26. Почему с Лужиным и Свидригайловым мы знакомимся сначала «заочно» – и узнаем о них из письма Пульхерии Александровны?
|
27. Где мы видим авторскую иронию в цикле Некрасова «О погоде»?
|
28. Почему Достоевский в окончательном варианте «Преступления и наказания» отказывается от повествования от первого лица?
|
29. Почему в философских стихотворениях Тютчева часто отсутствует лирическое «я»?
|
30. Какую роль, кроме «сюжетной», играет Тарантьев в романе «Обломов»?
|
31. Почему первый рассказ из цикла «Севастопольские рассказы» написан в форме очерка, этакой «экскурсии»?
|
32. Какие отголоски «Севастопольских рассказов» мы встретим в «Войне и мире»?
|
33. Как вам кажется, почему именно Ростовы – самые «музыкальные» герои «Войны и мир» (+ вспомните несколько эпизодов, эту их особую «музыкальность» показывающую и доказывающую)
|
34. Приведите конкретные примеры, которые бы показывали, что одной из главных антитез в романе становится противопоставление «живое» – «мертвое» (и объясните, какой смысл вкладывает автор в эту антитезу)
|
35. Почему путь духовных исканий Пьера не завершается даже в эпилоге (и почему мы понимаем, что он действительно не завершился)?
|
36. Как в стихотворениях Фета реализуется прием «монтажа» – и с какой целью поэт к этому приему прибегает?
|
37. Почему Фета часто называют поэтом-импрессионистом?
|
38. Какие отголоски жанра оды мы можем встретить в философских стихотворениях Тютчева?
|
39. И в «панаевском» цикле Некрасова, и в «денисьевском»/ «любовно-трагедийном» цикле Тютчева мы едва ли встретим описание любви гармоничной и счастливой. Но что эти циклы, на ваш взгляд, принципиально различает?
|
40. В чем принципиальная разница между Катериной Кабановой и Ларисой Огудаловой?
|
41. Когда и зачем Толстой прибегает к приему остранения? Проиллюстрируйте свой ответ 2-3 конкретными примерами
|
42. Что делает Ольгу героиней, внутренне близкой, с одной стороны, Обломову, с другой – Штольцу?
|
43. Можно ли называть дом Штольцев в Крыму воплощением «идиллии» (под «идиллией» подразумевается конкретный литературоведческий термин)
|
44. Почему сына Ильи Ильича Обломова называют Андреем, а сына Аркадия Николаевича Кирсанова – Николаем? Как это вписывается/может вписываться в авторский замысел, с одной стороны «Обломова», с другой – «Отцов и детей»?
|
45. Что нового привнес А. Н. Островский в традицию русского театра (с конкретными сравнениями и примерами)
|
46. Почему, несмотря на ряд внешних признаков (кстати, каких?) устройство мира в салоне Анны Павловны Шерер не подходит под определение «идиллии» (под «идиллией» подразумевается конкретный литературоведческий термин)
|
47. Что общего в устройстве «безглагольных» стихотворений Фета и периодической таблицы элементов Менделеева?
|
48. Почему Кулигина можно называть героем, воплощающим «будущее», «новое» поколение только при ну очень невнимательном прочтении пьесы (напоминаю, что драма была написана в 1859 году)
|
49. Почему Болконский так же разочаровался в Сперанском (и вообще в государственной службе), как в свое время в Наполеоне и службе военной?
|
50. Можно ли называть Обломова романтическим героем (с конкретными примерами и сопоставлениями)?
|
51. Что роднит Андрея Штольца с Андреем Болконским – и что их отличает?
|
52. Что роднит Илью Обломова с Пьером Безуховым – и что их отличает?
|
53. Почему, как вам кажется, брак Андрея Болконского с Наташей Ростовой вряд ли был бы счастливым для каждого из них – но между тем брак Марьи Болконской и Николая Ростова вполне благополучный?
|
54. Как «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» отражают реальность и реалии конца 1850 – начала 1860-х гг.
|