Главная страница
Навигация по странице:

  • УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  • СРС 4 Б. Рассела «10 заповедей критического мышления» (1951 г.) Выполнила: Самат Айдана Преподаватель: : Бухаев А.Н

  • Самат Айдана срс 4 философия. 6В01705 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения 2 курс (рко202) срс 4 Б. Рассела 10 заповедей критического мышления (1951 г.)


    Скачать 51.56 Kb.
    Название6В01705 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения 2 курс (рко202) срс 4 Б. Рассела 10 заповедей критического мышления (1951 г.)
    Дата04.04.2022
    Размер51.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамат Айдана срс 4 философия.docx
    ТипЛитература
    #441259

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК

    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

    ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    6В01705 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком

    обучения 2 курс (РКО-202)

    СРС 4

    Б. Рассела «10 заповедей критического мышления» (1951 г.)

    Выполнила: Самат Айдана

    Преподаватель: : Бухаев А.Н

    Алматы – 2022

    10 заповедей

    «Десять заповедей, которые я, как учитель, хочу опубликовать, могут быть изложены следующим образом:

    • Ни в чём не будьте абсолютно уверены.

    • Не думайте, что лучше двигаться вперёд, при этом скрывая доказательства – они обязательно станут известны.

    • Никогда не пытайтесь препятствовать процессу мышления и у вас обязательно получится.

    • Столкнувшись с оппозиционным мнением, даже если оно принадлежит вашему мужу или детям, старайтесь преодолеть его путём аргументов, а не власти.

    • Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное.

    • Не используйте власть для подавления мнений, которые считаете пагубными, иначе эти мнения подавят вас.

    • Не бойтесь быть эксцентричным в своих взглядах: любое мнение, общепринятое сегодня, когда-то было эксцентричным.

    • Ищите удовольствие в умном несогласии, а не в пассивном согласии. Ведь если оценивать ум по достоинству, первое будет значить более глубокое согласие, чем второе.

    • Будьте щепетильно правдивы, даже если правда неудобна, потому что пытаться скрывать её ещё неудобнее.

    • Не завидуйте счастью тех, кто живёт в «раю дураков», ведь только дурак посчитает такую жизнь счастливой».

    Впервые статья содержащая декалог c заповедями была опубликована в 1951 г. в «The New York Times». В ней нет прямых отсылок к тому, что приведённые в конце принципы относятся к образовательной сфере. Б. Рассел рассуждает о преимуществах либерального мировоззрения. Поэтому, коллеги из «Теорий и практик» окрестили их перевод заповедями идейного либерала. А вот на одном англоязычном ресурсе встретили подход, предлагающий использовать вышеперечисленные идеи в качестве образовательного манифеста. Тем более что извлечь из заповедей британского философа определённые уроки может каждый человек, стремящийся к саморазвитию и познанию не ради количества знаний, а ради их качества. Указанные принципы ставят ряд требований к организации процесса мышления. Это одинаково пригодится и в плане обучения, и для противостояния манипулированию, слепой, догматичной вере.

    Заповеди сформулированы лаконично, что не всегда позволяет понять их абсолютно. Первая является, по сути, ни чем иным как призывом к критическому мышлению. Это характеристика любого не просто образованного, а мыслящего человека. Иначе мы бы до сих пор верили в то, что Земля плоская и держится на трёх слонах, плывущих по бескрайнему океану на гигантской черепахе.

    Также Б. Рассел рекомендует не препятствовать процессу мышления. С учётом того, что сегодня существующую систему школьного образования очень часто критикуют именно за навязывание рамок и «убийство творчества», этот постулат выглядит предельно актуальным. Можно вспомнить, сколько гениальных открытий было совершено лишь благодаря тому, что кто-то пошёл по непривычному пути. Ментальные ловушки и влияние психологических эффектов делают наше мышление менее гибким, предсказуемым, а значит и менее эффективным. И происходит это зачастую именно потому, что мы сами себя ограничиваем.

    Каждому, кто хочет научиться продуктивно обучать следует помнить и о требовании не ограничивать других в отстаивании взглядов, с которыми он не согласен. Кстати, то же самое верно и по отношению к высказыванию собственных взглядов, даже если они противоречат общепринятым. Осознанный уход от какого-либо мнения не способен сделать человека правым, а вот неправым – вполне. Отрицание проигрывает убеждению в большинстве случаев. А логическому аргументированному убеждению проигрывает и вовсе всегда.

    Спорным может показаться 5 пункт: «Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное». Здесь, скорее всего, следует учесть контекст, в котором писалась статья. Автор критикует фанатизм, который начал приобретать реальные очертания в разгорающейся холодной войне. Общественное мнение будоражили Корейская война и «охота на ведьм», начатая Дж. Маккарти. Так что, вполне возможно, Б. Рассел хотел ещё раз напомнить о необходимости всё подвергать сомнению. И неуважение к авторитету стоит рассматривать именно в этом ключе – как нежелание слепо следовать любым призывам.

    Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

    Заключение

    В заключение немного сведений об авторе. Бертран Рассел (1872-1970) – британский математик, философ, историк, общественный деятель. Менее известны его труды по педагогике, социологии и эстетике. Б. Рассела за его вклад в науку часто сравнивают с Вольтером, а также называют мастером английской прозы. А работы учёного в области математической логики и вовсе оценивают, как наиболее значительные и фундаментальные со времён Аристотеля.

    Известен своими атеистическими и пацифистскими взглядами, пропагандой образованности. Б. Рассел достаточно часто скептично и с тонким чувством иронии и сарказма высказывал свои представления, за которые его нередко критиковали верующие и «ястребы» времён холодной войны. К содержанию некоторых его высказываний действительно можно относиться по-разному, но не оценить их меткость и художественную завершённость.


    написать администратору сайта