культура. ТЕМА 7. Древнерусская культура. 7. Древнерусская культура
Скачать 437.76 Kb.
|
ТЕМА 7. Древнерусская культура 1. Истоки, самобытность, периодизация русской средневековой культуры. 2. Культура Киевской Руси. Влияние христианства на формирование русской средневековой культуры (распространение письменности, летописание, богословие, архитектура, иконопись. 3. Культура русских земель домонгольского периода. Татаро-монгольское нашествие и упадок русской культуры. 4. Расцвет древнерусской культуры начала XVI века. 5. Особенности развития культуры в период образования и укрепления единого централизованного российского государства XVI-XVII века. Культура Руси складывалась в те же века, что и становление русской государственности. Следует учесть два фактора, повлиявших на ее развитие во-первых, древнерусская народность формировалась на многонациональной основе Помимо восточнославянских племен, которые составляли ее основу, в нее вошли и другие народы - балтийские, финно-угорские, тюркские, северокавказские и др Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру. Второй фактор – географическое положение Древней Руси Она находилась между Востоком и Западом. Через ее территорию пролегали важные торговые пути, связывающие Западную Европу с Востоком, а Северную Европу – с Византией. Это способствовало возникновению многообразных культурных контактов. Истоки древнерусской культуры Языческая культура восточнославянских племен. Язычество – это религиозные верования, где уживаются и анимизм (вера в существование мира духов, и тотемизм (вера в священных животных, и магия, и колдовство. Язычество – форма освоения законов природы, обожествление сил природы, поэтому для язычества характерно – многобожие – политеизм. Культ природы и культ мертвых. Второй источник Греко-византийская культура – главное Русь через Византию приняла эстафету античной культуры. С принятием христианства Русь приобщилась к культуре самой передовой страны. В этот период Византия являлась крупнейшей христианской державой с мошной культурой. Культура Византии – пышная, утонченная, великолепная, но умирающая (X-XII – это последний взлет в развитии Византии. Через контакты с ней Русь приобщалась к культурному наследию античного мира и христианской культуре того времени, причем все заимствования подвергались существенной трансформации.Культура Руси – молодая, примитивная, но полная жизненных сил и готовая к творческому восприятию византийских традиций, а не слепому подражательству. Византийские художественные ценности на русской почве уже с первых веков подверглись глубокой переработке. Из Византии было воспринято каменное зодчество (до этого деревянное. И восприняты в готовом виде крестово-купальный тип храма с совершенной системой перекрытий, арок, куполов, колонн. Из Византии пришли мозаика, фреска, темперная живопись. Из Византии пришли первые иконы (Владимирская Богоматерь) и иконографические каноны. Привозились специальные образцы (контурные рисунки на пергаменте. Большинство русских зодчих, иконописцев учились у греческих мастеров, часто в самом Константинополе. Третий источник Вся древнерусская культура, но особенно народная культура, фольклор пропитана влиянием наших соседей-врагов – кочевников. Особенно это влияние ярко просматривается в народно-прикладном творчестве ювелирные изделия, украшение домашней утвари, украшение оружия иконной упряжи. Хищный, воинственный орнамент из переплетения звериных или птичьих голов, клювов, лап, когтей пришел от кочевников. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, те. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Древнерусская культура возникла на пересечении влияния ряда великих мировых религий язычества, христианства, ислама. В ее развитии соединились три хозяйстзенно-технологических уклада – земледельческий, скотоводческий, промысловый, каждый со своим специфическим образом жизни (оседлым, кочевым, бродячим. Значение древнерусской культуры чрезвычайно велико. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии с культурами других народов, она в тоже время является целостными самобытным явлением, занявшим свое особое место в истории мировых культур. Самобытные черты древнерусской культуры - Вся эмоционально-эстетическая жизнь древних русичей вращалась вокруг таинства связи человека и природы. Эта сократительная близость человека и природы пропитывает всё древнерусское искусство. Природа в системе ценностей занимала главное место. - Самобытность. Cпособность русской культуры к восприятию и глубокой переработке инокультурных влияний.В древнерусской культуре языческие традиции восточных славян и христианские традиции органично слились и создали нечто новое уникальное. - Древнерусская религиозная культура более теплая, демократичная, человечная, чем например культура Средневекового Запада или Византии. - Древнерусская культура исторична. - Органическое переплетение христианских и языческих традиций - Культ природы и уникальную способность русских мастеров вписывать архитектурные сооружения в окружающий ландшафт, особое место природы в литературных памятниках, тончайшие художественные образы родной Земли (Мать-сыра Земля, Волга-матушка, Дон-батюшка); Периодизация древней культуры Древнерусская культура X-XVII вв. 1. IX-X вв. – языческая культура древних славян 2. X-XIII вв. – культура Киевской Руси 3. XIV- XVI вв. – проторенессанс древнерусской культуры. Культура Московской Руси. 4. сер вв. – культура русского централизованного государства. 1 период Культура Киевской Руси Время когда на основе многих источников формир-ся древнерусская культура. Культура Древней Руси стала тем фундаментом, на котором получила свое развитие вся русская культура. В свою очередь, культура Древней Руси уходит своими корнями в более древний пласт, в культуру восточных славян. К концу Х века восточные славяне находились уже на достаточно высоком уровне культурного развития. Религией восточных славян было язычество. Основная его черта - многобожие. Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Древнейшим пластом религиозных представлений восточных славян являлось одухотворение природы, поклонение предметами явлениям ближайшего окружения, сопутствующим жизнедеятельности человека. Это так называемый фетишизм и анимизм. Восточные славяне поклонялись камням, деревьям, рощам, животным. Славянское язычество в своем развитии прошло следующие этапы (Слово об идолах - XII в клали требы (жертвы) упырями берегиням”, те. поклонялись злим и добрым духам, которые управляли природными силами (духи леса – лешие, кикиморы, духам водяным, русалками т.д.). Позже у восточных славян возник культ предков. По их представлениям, умершие предки ив загробной жизни продолжали следить заделами своего рода и ему покровительствовали. Следующим пластом славянских религиозных верований являлся культ земледельческих небесных божеств – поклонялись Роду и Рожаницам. По мнению Б.А. Рыбакова. Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а Рожаницы - божества благополучия и плодородия. Род давал жизнь, отсюда народ, природа, родня. Позже основатель Рода – Щур (отсюда пащур, чур меня. Поклонение богу войны, огня, молнии – Перуну. Иерархия княжеско-дружинных богов. Каждое племя имело свой пантеон языческих богов. Кв. важнейшими были Солнечные боги – Сварог (неба и небесного огня, Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ дай Бог, не дай Бог, Ярило, Хорс, Купало. Велес – покровитель скота, богатства, бог музыки, песен у дружинников Слово о полку Игореве», Боян – велесов внук. Был распространен во всех славянских племенах. В летописях отмечается, что его именем клялась Русь. Макошь – (Мокоша, Мокша) – почитаемое женское божество, покровитель ткачества, льноводчества, очага, домашнего хозяйства. В честь языческих богов возводили деревянные храмы (Н.К. Рерих), где помещали деревянных или каменных истуканов (идолов) – скульптуры богов. Это место называлось капище или требище. Служили богам волхвы. Искусство восточных славян, о котором мы можем сулить по археологическим данным, было разнообразно по жанрами связано со многими сторонами жизни и быта. В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины - эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т.д. Важнейшим событием культурной жизни этого периода является Крещение Руси - принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, неслучайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек Восточно- Европейской равнины. Поэтому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, также как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии. Не менее важным были другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание "Повесть временных лет. В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. На первых этапе в древнерусской культуре чувствуется определенная подражательность, пора ученичества у Византии. Со второй половины XI в. древнерусская культура заговорила своим языком, руссификация византийской культуры. Св. развитие культуры пошло очень быстрым темпом, почти скачкообразно. Способность к восприятию, и творческой переработке византийских и греческих традиций говорит о хорошей подготовленности молодой русской культуры. Она не проходила длительный, мучительный процесс ученичества. Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Если в Западной Европе языком богослужения, литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было вначале изучить его, тона Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок по меркам средневековья. Уже при Владимире, вскоре после принятия христианства, возникла первая школа, в которой из детей нарочитой чадите. дружинников, готовили кадры будутпнх церковных иерархов. Школьное образование получило определенное развитие и при сыне Владимире – Ярославе Мудром. Стали возникать шкалы при монастырях. Примечательно, что в Киевской Руси образованность не была уделом только мужчин. Знали грамоту и славянские женщины, а в 1068 г. при одном из киевских монастырей была открыта школа для девушек. Основными центрами книжности были монастыри и соборные церкви. На Русь со времени Владимира стати приезжать церковные деятели, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого, многочисленные переводы греческих и болгарских книг церковного и светского содержания. Переводятся византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Почитание книжное в Древней Руси считалось престижным. Несмотря на то, что книги в средние века, были очень дорогими, они были довольно широко распространены на Руси. В обращении находилось, окало 130-140 тыс. книг нескольких сот названий. К сожалению, большинство памятников письменности домонгольского времени погибло. Древнерусская литература. Принятие христианства, общий подъем Руси в XI в. создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестово, впоследствии митрополит Илларион. В середине XI вон создал свое знаменитое Слово о Законе и Благодати, в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Русина мировой исторической арене. Поучение князя Владимира Мономаха, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Вначале ХП в. один из сподвижников Монамаха. игумен Даниил, совершил путешествие в святую землю Палестину и написал знаменитое "Хождение игумена Даниила в Святые места. Ярчайшим памятником древнерусской литературы было летописание (лето означало год. Древнейшая, дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах – Повесть временных лет. В дальнейшем, по мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров (ХП–ХШ вв.). летописание стало дробиться. И хотя в списках по-прежнему существует общерусская канва, все же каждый центр все больше внимания уделяет своим местным особенностям вырабатывая свои летописные традиции. Чрезвычайно важную роль в жизни Древней Руси играл фольклор, который был весьма разнообразным. Это и календарная, обрядовая поэзия заговоры, заклинания, обрядовые песни. Несмотря на принятие христианства широко были распространены мифологические сказания, отражавшие языческие представления славян. Существовало также множество пословиц, поговорок, загадок, возникает героический эпос - былины. В области культовой архитектуры, опираясь на греческие и византийские традиции, Древняя Русь пошла дальше по пути создания оригинальных пространственно-пластических форм. Архитектура. Эпоха Древней Руси – первый значительный этап в развитии архитектуры. В это время параллельно развивались как деревянная, таки каменная архитектура, с явным преобладанием первой ведь дерево – главный строительный материал на Руси – традиционно использовалось для возведения всех видов здании – жилья, укреплений городов, дворцовых и хозяйственных построек. С конца X века начинает распространяться каменное строительство. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Первыми каменными зданиями, построенными в византийских архитектурных традициях, были церкви. Из Византии на Русь пришел классический тип крестово-купольного храма. Его основой служило прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине. Они делили внутреннее пространство храма на девять частей. Сами столбы соединялись арками, которые поддерживали барабан купола. Центром всего храма являлось освещенное подкупольное пространство. С востока примыкали граненые или полукруглые помещения – апсиды. В средней из них размешался алтарь, который отделялся невысокой преградой, украшенной тканями и иконами, от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии место алтарной преграды занял высокий иконостас с пятью- семью рядами икон. В западной части храма устраивалось помещение второго яруса - хоры, открытые в помещении для молящихся и предназначенные для наиболее почетных прихожан. Первым каменным храмом, возведенным на Руси, стала Десятинная церковь Успенья богородицы. Ее сооружение было закончено в 996 г. в Киеве. Строили мастера из Византин. Это был трехнефный крестовокупатьный храм выложенный рядами кирпича и камня на розоватом известковом растворе, украшенный внутри мозаичной и фресковой росписью (обрушился в 1240 г. вовремя нашествия монголо-татар). Однако крупнейшим памятником этого периода стал Киевский Софийский собор (кон. XI в) – первое монументальное сооружение на Руси, по своим масштабам, композиционному решению н богатству внутреннего убранства позволяющее сравнивать его с византийскими храмами. Разнообразна была отделка интерьера – мозаика и фреска, резной камень, рельеф, полы из мозаичной смальты Следует отметить, что в отличие от Киевской Руси, в Византин не принято было объединять фресковые и мозаичные водной декоративной системе. Помимо Киева каменные Софийские соборы несколько позже были возведены в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (пятинефный собор с пятью главами, шестая – над башней, построен в 1045–1050 гг.) до наших дней сохранила свою величавость и строгую торжественность. Храм во многом напоминает киевский, их строили одни и те же мастера, но имеются и существенные отличия, что проявляется в своеобразии форм и техники. Зодчие широко использовали местный материал – известняковую плиту, но применяли и тонкий кирпич - плинфу. в основном для выравнивания кладки. Возведение храмов в честь св. Софии объяснялось тем, что Софийский собор был главной церковью Константинополя. Живопись. Высокого развития в Киевской Руси достигла и живопись, основными видами которой были мозаика, фреска, иконопись и миниатюра. При этом наибольшее распространение получили монументальные росписи- фрески и мозаика. Мозаика – живопись, мерцающая живопись под углом, цветными кубиками смальты (сплав стекла и орган. красок. Огромные настенные мозаики, маленькие, карманные, наружные, мозаичные иконки. В главном куполе изображали Христа. В центре апсиды (алтарная часть) – Богоматерь Оранта (Нерушимая стена) – перекличка со славянской Берегиней Византийские мастера быстро прониклись духом Киевской Руси – более свободным, менее канонизированным, без жесткого контроля церкви и власти. Поэтому Киевские мозаики сохраняют красочность, линейность (необъемность), изысканную зрелищность византийского стиля. Тем не менее в них меньше спиритуализма (безтелесности, надматериальности), больше жизненной силы, если хотите некоторый приземленности. Фреска – это техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке. Краски впитываются до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Живописец в этом случае должен работать быстро – пока не высохла штукатурка Помимо мозаики фресок мы можем судить о живописи Киевской Руси по рукописям украшенным миниатюрами. Так, «Остромирово Евангелие имеет три миниатюры с изображениями евангелистов, заставками, заглазными буквами и близко по богатству своих украшений к византийским памятникам. Широкое распространение в Древней Руси получила икона - изображение святых, почитаемых Церковью, на специально обработанных досках. Всеправославные иконописцы должны были строго придерживаться иконографического канона, который трактовал основные принципы, обшей композиционной схемы изображения, некоторые детали и их цвета. С этой целью создавались руководства – иконописные подлинники. Например, каждая краска в иконе имела свое значение. Золото и пурпур означали царственность, синева – божественность, белизна – чистоту и невинность. Иконы писали темперой -краской, замешанной на яичном желтке. В качестве красочного пигмента использовали цветные глины и минералы. Однако, несмотря на существование жестких правил, иконы несли на себе стилистические особенности того времени и места, в котором они создавались, а также отпечаток индивидуальности творчества мастера. Икона для Руси стала таким же символом как для Эллады - статуя, для Византии - мозаика для Египта - рельеф. На Руси иконы назывались образа. В домонгольский период русские мастера осваивали трудные канонические формы византийской иконографии и искали свой, неповторимый стиль. По словам академика Д. С. Лихачев. Русь этого времени, тесными узами связанная с самой передовой страной тогдашней Европы – Византией, опережала в своем развитии многие из европейских стран. Она обладала высокоразвитой письменностью, литературой, зодчеством, живописью в ней процветали ремесла и торговля. Она была грозным государством с обширными связями и гордым патриотическим самосознанием. С обособлением отдельных земель в нач. XIII в. в каждой из них возникают свои художественные школы новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская и т.д. Они складывались на основе традиций Киевской Руси, но каждая породила нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с особенностями быта и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями. Отдельные княжества не обладали такими большими средствами как единая Киевская держава, поэтому строительство становиться менее крупными более дешевым. Сложная и богатая мозаика в убранстве храмов сменяется более простой фреской, упрощается конструкция храмов, внутреннее помещение становиться более тесным. Однако строить стали значительно больше. Каждый князь в своем уделе строил оборонительные сооружения (стены, валы, возводил храмы, княжеские хоромы. Каждый крупный город стремиться иметь свой неповторимый храм. В Новгороде во второй половине XII в. строительство переходит в руки бояр и купцов. Здесь вырабатывается новый тип небольшого, простого храма с одним куполом. Характерной является церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 г. (разрушена в годы Великой Отечественной войны. Местный камень плохо поддавался обработке, и Новгородские храмы почти не имеют декора. Как говорил игумен Даниил не хитро, но просто. Свое лицо в XII в. обретает новгородская школа ив живописи. Во фресках этого времени преобладает плоскостное, линейное, графическое начало. Роспись храма Спаса- Нередицы назвали энциклопедией средневековой жизни. Общее впечатление о стенописи этого храма – суровость, почти аскетизм, непреклонность, доходящая до исступления, в тоже время лики неуловимо сохраняли черты, напоминающие новгородские лица. Это конечно, не портреты, а обобщенные типы, в которых выразились присущие новгородцам черты твердость духа, умение постоять за себя, отстоять свою правоту, характеры сильные и цельные. В росписях почти нет светских сюжетов, вся живопись служит главному – наставлять в вере. В отличие от суровой архитектуры Новгорода се приземистыми пропорциями и простотой, княжеское и церковное зодчество носило парадный, торжественный характер. Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и достигает расцвета при Андрее Боголюбском. При нем возведены, сохранившиеся и сегодня, Крепостная стена, Золотые ворота построен величественный шестикупольный храм Успенский собор (1158-1160). В память об удачном походе суздальцев на волжских булгар был заложен один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165). Это типичный одноглавый четырехстенный храм XII в. в нем налицо все характерные для владимирского зодчества черты щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам. Отличительной чертой этого храма является абсолютное преобладание вертикальных линий над горизонтальными, все линии устремлены вверх. Существует легенда о том, что когда Андрей Боголюбский вез икону Владимирскую Богоматерь, тоне доезжая до Владимира 10 км, кони споткнулись и это князь воспринял как знак. Здесь был построен Боголюбский дворец (1158-1165), вернее, настоящий замок-крепость, включающий собор, переходы, княжеский терем. На центральном холме Владимира в комплексе с дворцом Всеволодам Большое Гнездо, в честь своего святого был воздвигнут Дмитровский собор (в честь Дмитрия Солунского; 1194-1197). От него веет силой как от русского богатыря Ильи Муромца. Соот-е верти горизон. почти одинаково. Отличительная особенность собора резьба по камню, украшающая всю верхнею его часть. Манера резьбы чисто русская, плоская, идущая от навыков деревянной резьбы. Расположение рельефов – строчное, как в народном искусстве, народная вышивка по полотенцу. Искусство Владимир-Суздаль оказало решающее влияние на художественную культуру формирующейся Москвы. Литература в XII в. перестала быть только литературой Киева и Новгорода. Своих авторов выдвигают Владимир, Суздаль, Смоленск, Галич, Чернигов. В многих городах и княжествах стали составляться свои летописи. Литературные произведения становятся разнообразными по жанру церковно- проповеднические сочинения, исторические повести светского содержания (о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 го князе Андреи Боголюбском), патерик (сборник “житий монахов) Киевско-печерского монастыря. Выдающимся произведением древнерусской литературы представляет собой Моление Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, где автор призывает к усилению княжеской власти. К этому же времени относится еще один замечательный литературный памятник Слово о полку Игореве”. В XI-XII вв. на Руси появилось много произведений мировой литературы. Прежде всего литературы на древнеболгарском языке, главным образом переводы с греческого. На Русь пришли богослужебные и исторические библейские книги, проповеди, жития, византийские хроники, географические сочинения, первые научные книги по биологии, астрономии и т.д. При Ярославе Мудром появляется целый штат переводчиков с греческого и древнееврейского. Можно говорить о подъеме в развитии русской культуры накануне татарско-монгольского нашествия. Это была культура европейского уровня. На этом взлете она была прервана. И тоска разлилась по русской земле и грустная печаль течет по Земле Русской – сказано в Слово о полку Игореве”. За всю вторую половину XIII в. ни одного случая храмового строения. Пресеклось, а затем было утеряно (те. вымерли мастера) мастерство поли керамики, эмали, мозаики. Пресеклось летописание. Разрушено 22 рус. города. Древнерусская культура XIV-XVIII в 1. Возрождение русской культуры нач в. - Москва – центр развития русской культуры - Древнерусская икона. Иконопись московская и новгородская школа. 2. Особенности развития культуры в период образования единого центра XVI- XVIII в. Культура периода образования централизованного российского государства. - Влияние решений Стоглавого собора на развитие культуры - Нарастание новых явлений в русской культуре XVII в Симон Ушаков, протопоп Аввакум, нарышкинское барокко. В XIV-XV в. историческая ситуация, трудный процесс духовного возрождения, борьба за национальную независимость, формирование чувства национального самосознания, объединение и образование нового государства России – потребовали максимального напряжения нравственных, духовных сил народа. Это максимальное напряжение и привело к рассвету культуры XIV- нач вв. – период наивысшего расцвета древнерусского искусства. Центром великорусской культуры стала Москва. Св. московские князья стягивали сюда со всей русской земли лучших зодчих, художников, писателей. Стали приглашаться зарубежные мастера. К концу XV в. преодолевались областные особенности и формировались уже общерусские тенденции в культуре. Вся культура XIV-XV в. пронизана идей борьбы за национальное освобождение от чужеземного ига. Особое развитие получил жанр исторической повести Повесть о разорении Рязани Батыем”, Повесть о погибели русской земли, Сказание о мамаевом побоище. Знаменитая “Задонщина”, авторе рязанец Сафоний за основу взял Слово о полку Игореве”. Но если в Слове о полку Игореве” описывается поражение, тов “Задонщине” – трудная, страшная, великая победа. В XIV в. складывается цикл былин О Владимире красное Солнышко как память о великой Киевской Руси и как надежда на возрождение этого величия. В XV в. ведущей идей общественного сознания была идея объединения и сильной единой власти. Это способствовало распространению на Руси уже в XV в. Сказания о Дракуле воеводе. (Симпозиум “дракулогов” - май 1995 г) Новые исторические процессы создание единого государства, образование монархии особенно ярко проявились в зодчестве. Первые каменные застройки Московского Кремля относятся ко времени Ивана Калиты (Иван I – в честь него колокольня Ивана Великого. Дмитрий Иванович Донской относит Московский Кремль каменной стеной с башнями. При Иване III заново отстраиваются крепостные сооружения Кремля. В конце XV в. на Русь приезжают многие итальянские мастера. Итальянец Алевиз каналом соединил р.Москву и р.Неглинку. Кремль оказался как бы на острове. Крепостная стена была присоединена для верхнего, среднего, нижнего боя через систему бойниц. Ворота дубовые кованные железом, поднимающаяся решетка. Всё это превращало Московский Кремль в первоклассную крепость. С конца XV в. возродятся основные храмовые постройки Кремля. Успенский собор (по примеру Успенского собора во Владимире – преемственность) строили русские мастера. Но 20 мая 1474 г. вовремя землетрясения собор был разрушен. Заново отстраивал лучший европейский мастер, итальянец Аристотель Фиорованти. Расписывали русские мастера, в том числе Дионисий. Заново была отстроена княжеская церковь, затем царская – Благовещенский собор. Здесь находятся иконы писанные Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Напротив Благовещенского собора находится Архангельский собор – храм-усыпальница всех московских великих князей и царей (автор Авелиз, новый двухэтажный палаццо в духе итальянского Возрождения. На стенах собора на уровне гробниц изображены фигуры погребенных здесь князей и царей. Для жития и царственных церемоний в конце XV в. деревянные хоромы были заложены каменными. Итальянские мастера (Марко Руффо и Пьетро Солари) возводят Грановитую палату. Фасад из белых граненных камней. Здесь самый большой зал - 500м².Хотя многие постройки в Кремле возводили итальянцы (фряги – как звали их на Руси, но за основу брались русские образцы, русские архитектурные принципы. Расцвет архитектуры этого времени объясняется в значительной степени тем, что в каменном зодчестве активно использовались формы народного деревянного зодчества. Самым характерным образцом такого переплетения является удивительная церковь Вознесения в с.Коломенском, возведенная Василием III в честь рождения долгожданного сына Ивана Васильевича IV. нач в. – это расцвет древнерусской живописи. У истоков расцвета Феофан Грек (византийский мастер в Новг.- ещё визан. манер. В Москве-уже новые черты. Хотя игрек, но это древнерусский иконописец. Культуру XIV-XVI в. Лихачев Д.С. назвал проторенессанс – предвозрождение. Но русское предвозрождение не переросло в высокое возрождение. С эпохи Ивана Грозного художественная культура всё более подчиняется интересам государства. Большой пожар Москвы 1547 г. уничтожил множество храмов и произведений искусства, послужил причиной для грандиозных художественных работ. Руководством для мастеров стали решения Стоглавого собора 1551 г. Его решениями строго регламентировалось развитие всей худож-й культуры. Были канонизированы многие иконографические схемы и композиции. В живописи усиливается декоративность, усложненность, многоречивость, аллегоричность композиции. Исчезает простота и ясность сюжетов и композиций. Собор разрешил изображать на иконах живых людей – царей, митрополитов, патриархов, исторические сюжеты. То есть живопись начинает носить официозный холодный характер. В архитектуре Стоглавый собор запретил шатровые постройки и требовал вернуться к традиционным постройкам византийского образца (Успенский собор Кремля. В результате появилось множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. В целом можно отметить, что со второй половины XVI в. наблюдается снижение общего уровняв литературе, в архитектуре и изобразительном искусстве. Стал утверждаться сухой, помпезный стиль, трафаретные способы выражения, шаблонные приемы прославления государственных лиц и прежде всего царя. Доказательством этого может служить также то, что с середины XVI встало обязательным заковывать иконы в тяжелые серебряные и золотые оклады, украшенные драгоценными камнями. Ценность иконы стала измеряться весом оклада и количеством драгоценных камней. Величайшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетне. Первая типография в России начала работать окало 1653 г, но имена первых мастеров нам неизвестны. Некоторые ученые полагают, что основателем анонимной типографии, выпустившей ряд изданий (пока известны 7), был член Избранной рады Сильвестр, который владел большой мастерской по изготовлению рукописных книги икон. Новый этап книгопечатания начался с 1563 г, когда по царскому повелению и на средства казны был сооружен Печатный двор в Москве. Его возглавили дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и белорусский мастер Петр Мстиславеп. Книгопечатание стало государственной монополией. 1 марта 1564 г. увидела свет первая русская датированная книга Апостол Культура XVII в. в России Последний расцвет средневековой культуры. Драматические события нач. XVII в. возбудили волну отрицания земной, суетной и бессмысленной жестокой жизни, вызвали ностальгию по возвышенным духовным идеалам, к поискам новых идеалов (кн. Хворостинин О царстве небесном. Духовным идеалом стал образ безвинно убиенного царевича Димитрия. Он изображен как юноша прекрасного вида, эта видимая красота отражает духовную красоту. Ощущаются черты нового эстетического сознания своеобразный духовный маневризм. Суть в том, что в период кризиса средневекового мировоззрения, повсеместного оскудения благочестия в среде духовенства в культуре появляются тенденции к духовной экзальтации, и повышенной этетизации религиозных феноменов. Равновесие между религиозными и эстетическими ценностями, характерное для классического русского средневековья, нарушается в сторону эстетического компонента, за счет которого культура пытается ликвидировать возникающий дефицит духовности, святости. С особой силой эта тенденция выразилась в духовной культуре итальянского маньеризма ( maniera - ) XVI века. Маньеристские тенденции в русской культуре первой половины XVII в. были направлены на сохранение средневековой духовной культуры. Традиционная русская культура этим защищалась от вторжения культуры Нового времени. Кризис средневекового миропонимания, средневековой культуры в целом, разразился во второй половине XVII века. Наиболее ярко это проявилось в церковном расколе. Духовный раскол, олицетворением которого стал церковный раскол, был вызван прогрессирующей утратой церковью своих позиций в духовной жизни народа, нарастающим разрушение стереотипов средневекового миропонимания. В XVII века процесс отклонения народной религиозности от ортодоксального христианства в сторону фольклорно-языческих элементов усиливается. Религиозная духовность вытесняется “отрядоверием” – утилитарным отношением к культу. Нарастает языческое мироощущение человек-природа, растет вера в магию ив магическую силу христианского обряда, повышается значения культа поклонения святым в чисто утилитарном аспекте – святых воспринимали как реальных помощников в мирских делах. Возрастает фетишистское отношение к иконам, часто почитались за самых изображенных на них святых, и обращались нередко, также как древние славяне с идолами – наказывали, выбрасывали, если они не выполняли охранной или хозяйственно-бытовой функции. Формальное отношение к богослужению и прихожан и клира. Руководство церкви не могло мириться с подобным положением дел. Поэтому предпринимается попытка сверху укрепить позицию церкви в государстве, поднять её роль и авторитет в народе как духовного наставника. Реформа в основном сводилась к унификации культа и богослужебной литературы по общим для православного мира того времени образцам, которые существенно отличались от традиционного утвердившимся на Руси стереотипов. Исправление многочисленных описок, ошибок, местных новаций по греческим книгам было воспринято традиционалистами, ив том числе малообразованными священниками как новая вера. В церковный обряд было внесено много изменений. Древнее двоеперстие заменили троеперстием, введенным в Византии в конце XII века. Были сокращены богослужения, литургии. Во многих псалмах и молитвах изменены отдельные слова и выражения, движение вовремя службы стало идти супротив солонь”. Это бесцеремонное обращение с вековыми обрядами воспринимались как ересь, угроза истинному православию, как дело рук Сатаны или Антихриста тем более 1666). Значительная часть крестьянства, часть стрельцов и бояр, часть приходского клира отказались признать реформу Никона, что привело к расколу русской церкви. Приняли реформу большая часть высшего духовенства, дворянская знать, особенно прогрессивное образование дворянства. Никоноская реформа ударила по 2 важнейшим принципам средневекового сознания по каноничности (традиционализму) и символизму Реформа разрушила богослужебный канон, который сгибался основой веры. Каждый элемент богослужения имел символическое значение, изменение большого количества этих элементов было воспринято как искажение символического (а для Руси – священного) смысла богослужения, те. Никон – ст. Зрения нового мышления, научного подхода к священным текстам, к культу, и к самой вере делался шаг к секуляризации культуры, правда внутри культуры религиозной Реформа Никона нанесла удар и еще по одному специфически русскому средневековому принципу – она разрушила веру в магическую значимость обряда, которая была сильна в сознании русичей (восходила к дохристианским языческим временам. Раскольники – люди со средневековым типом мышления, встали на непримиримую позицию. Никон. реформу они восприняли как покушение на их главные духовные ценности – на саму православную веру. Никон. Реформа посягнула на главный принцип древнерусской религиозной культуры – принцип невербализуемого выражения, основанных духовных ценностей эпохи именно выражение их в формах самой культуры в обычаях, этикете, обрядах, искусстве и т.п., а не в научных трактатах и теоретических концепциях. Те. любые попытки изменения формы воспринимались традиционалистами как посягательство на самую сущность, дух, истину.Но отстаивали свою старую веру раскольники и прежде всего Аввакум используя новые средства, новый стиль мышления, новый образ действия. (Аввакум – блудница-свеча) Аввакум – в его творчестве проступили глубинные черты древнерусского сознания, которые сложились на стыке народной духовности и официальной церковности. В расколе народная, низовая, фольклорная культура (те. язычес. сросшаяся с христианской. Стала главной опорой оппозиции раскольников. В водовороте мощного социального, культурного, религиозного конфликта почти всё старое (и христианское, и языческое- слилось в единое целое – отечественное духовное наследие. И традицион. Сплотились вокруг этого наследия, обозначив его как старая вера. XVII в. – на смену старой, средневековой, традиционной культуре приходит культура нового времени. Это век когда в культуре налицо смешение и борьба остатков старого и элементов нового. Формируется научное мировоззрение, которое пытается не при помощи Библии объяснить мира при помощи, ещё примитивных, но научных знаний. Организуются научные географические экспедиции по изучению севера, азиатской части страны. Переводятся западные научные книги по географии, медицине, философии. Первые русские ученые знакомятся с гелиоцентрической системой Коперника. Увеличивается количество библиотек, где значительную часть составляют научные переводные книги. Н-р Библиотека посольского приказа, библиотека Московской типографии, появляются личные библиотеки. Со второй половины XVII в. появляются правительственные и частные школы. 1685 – открылось первое высшее учебное заведение в России – Московская славяно-греко-латинская академия. В XVII в. начинает формироваться светская культура несвязанная с церковью. Носителем этой культуры стала верхушка дворянства, знать. Таким образом, относительно единая культура русского народа (и знать и народ говорили на одном языке, молились в одних храмах, одним иконам, ели одну пищу) в XVII встала раскалываться - на культуру высшего общества замешанную на Западных новшествах, на стремлении к использованию достижений западной культуры и цивилизации. - на культуру простого народа, хранителя древнерусских традиции в православной вере, в быту, в художественном творчестве. Особую роль стала играть светская литература. Её героем являлся не мученики и святые, а светский (те. несвязанный с церковью) человек, сего личными переживаниями, страстями, внутренним миром. Зарождается русская светская поэзия. Её крупный представитель, придворный поэт, воспитатель царских детей Симеон Полоцкий. В середине XVII в. появляется русский театр. Со всеми необходимыми атрибутами – текстом пьесы, зрительным залом, сценой, бутафорией и т.д. Нарастающие влияние Запада, появившийся у русской знати вкус к роскоши, пышности, красивости привело к тому, что общим стилем со второй половины XVII в. было барокко. Барокко – (от франц. странный, причудливый) – в русской архитектуре было представлено так называемым “нарышкинским барокко (в таком стиле было отстроено имение бояр Нарышкиных). Архитектура этого стиля отличается сложностью форм, ярко выраженной декоративностью, пышностью внутреннего и внешнего декора зданий. Кроме имения Нарышкиных и Голицыных в этом стиле была построена и всемирно известная церковь Покрова в Филях (1693) и церковь Успения на Покровке (1696-1699) в Москве. В русской живописи XVII в. заметен все больший отход от условностей средневекового искусства. Русские художники постигают законы линейной перспективы, стремятся к реальной передаче окружающего мира, к правдивому изображению жизни. Это ярко проявилось в творчестве Симона Ушакова. Иконописный лик уступает место в его творчестве живому человеческому лицу. Барокко в живописи особенно проявилось в работах мастеров Оружейной палаты московского кремля. Здесь работало много иноземных художников, у которых русские и перенимали приемы европейской живописи нового времени. Оружейная палата в XVII в. играла роль академии художеств. Русское барокко значительно отличалось от европейского. Русское барокко приняло на себя функции отсутствовавшего на Руси Возрождения. Оно способствовало раскрепощению личности, секуляризации (от лат. saekularis – мирской, светский) культуры, было связанно с отходом от средневековых форм культуры. Оно подготовляло собой переход к европейским формам культуры в эпоху Петра I. |