Главная страница

8 кл ГДЗ. 8 кл. Гдз по истории России ( Пчёлов, Захаров ) Начало правления Петра I


Скачать 1.8 Mb.
Название8 кл. Гдз по истории России ( Пчёлов, Захаров ) Начало правления Петра I
Дата06.02.2019
Размер1.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла8 кл ГДЗ.docx
ТипДокументы
#66678
страница21 из 22
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

§ 30-31. Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись


Стр. 188, Ключевые вопросы перед параграфом

Как развивались на российской почве стили европейского искусства? Как закладывались основы российской архитектурной школы?

На российской почве стили европейского искусства развивались успешно в благоприятных условиях. Возросла потребность в произведениях искусства у дворян, при императорском дворе, у вельмож, купцов. Большое значение для развития искусства имело открытие Академии художеств в 1757 году. На обучение в Академию принимались способные молодые люди из разных сословий, потом они направлялись за границу, где воочию знакомились с произведениями европейских мастеров разных эпох. Так закладывались основы российской архитектурной школы.

Стр.197 Вопросы внутри параграфа

1.Вспомните и назовите известные постройки в стиле барокко в городах Европы. Что для них характерно?

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.). Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме.

К французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Для искусства Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Для него обычны контрасты, противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, и духовного и телесного, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, захватывающие страсти, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, асимметрия, монументальность, декоративность, парадность, помпезная пышность.

1. Систематизируйте в таблице материалы о художественных стилях, распространенных в российской архитектуре XVIII в.
2. Подготовьте сообщение об архитекторе Ф. Б. Растрелли. Объясните, в чем состоит его вклад в развитие российской архитектуры.

Франческо Растрелли

Дата рождения: 1700 г.

Дата смерти: 29 апреля 1771 г.

Место рождения: Париж, Франция

Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко.

Франческо появился на свет в Париже в 1700 г, но точная дата неизвестна. Он продолжил род деятельности своего отца, бывшего довольно известным скульптором. Отец, Бартоломео, трудился при дворе Людовика Четырнадцатого, а когда тот скончался, получил приглашение в Россию. Франческо получил первые уроки своей будущей профессии на постройке дворцов для А. Меншикова. Для более корректного и качественного обучения он несколько раз стажировался в Европе.

После возвращения последовали самостоятельные работы – одной из них считается не особенно примечательный дворец для молдавского князя Д.Кантемира. Тем не менее, и это было успехом, хотя за двадцать лет жизни в России это была всего лишь первая работа.

Следующие строения – в Курляндии – были более интересными и показали, что Франческо развивается и прогрессирует. Это также были дворцы, которые открыли архитектору путь к сердцу русских императриц. Сначала это была Анна, а вскоре и Елизавета. Хотя до этого он уже возвел несколько строений для царственных особ, все же именно за курляндские дворцы получил звание обер-архитектора.

Для знакомства с классическим русским стилем Франческо несколько раз бывал в Москве. После возвращения он получил заказ на создание Петергофских дворцов. Выполнял он его около пяти лет, и еще не закончив, получил следующий – уже в Царском Селе.

Параллельно разрабатывал проект в Киеве. Нужно сказать, что для построек в отдалении от столицы привлекали других специалистов, хотя Франческо осуществлял общее руководство.

Узнав о знаменитом императорском сотруднике, все знатные персоны Петербурга уговаривали его построить и обставить жилище для них. Ингода архитектор удовлетворял эти просьбы – так появились дворцы Строгановых а также Воронцовский. Но вершиной карьеры стали, конечно, Смольный монастырь и ансамбль Зимнего. Проект Смольного значительно отличался от того, что получилось в реальности. На бумаге отсутствовала ставшая знаменитой высокая колокольня. В это время Франческо жил на Невском, и неподалеку начал возведение Гостиного двора. Оно скоро было остановлено, так как возникли проблемы со стоимостью проекта и излишествами в проектировке.

После смерти Елизаветы барокко сдал свои позиции, потерял их и архитектор. Сначала он уехал в Италию, а по возвращению поселился в Курляндии, где также занимался поручениями Бирона. О последних годах жизни зодчего неизвестно, есть данные только о том, что он провел их в Литве.

Достижения Франческо Растрелли:

• Выстроил восемь дворцов, ставших культурным достоянием

• Автор Смольного собора и Андреевской церкви в Киеве

• Соединил воедино барокко и нарышкинский стиль

Интересные факты о Франческо Растрелли:

• При составлении списка строений, созданных им, Франческо приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.

• Был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.

• Более ста лет не разрешалось строить здания выше, чем Зимний дворец.

• Местонахождение могилы зодчего неизвестно.

• При постройке использовал в качестве фундамента мощные платформы, что делало строения устойчивыми даже при перепланировке в последующем.

3. Используя иллюстрации учебника, дайте описание одного из известных сооружений XVIII в. в стиле классицизма. Чем оно привлекало людей своего времени, чем интересно для современного зрителя?

Сооружение XVIII в. в стиле классицизма – Екатерининский дворец в Царском селе Дж. Кваренги – привлекало людей своего времени правильностью и простотой форм, монументальностью и стройностью, этим же интересно и современному зрителю.

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.

4. Охарактеризуйте достижения скульптурного искусства в России во второй половине XVIII в. (обратите внимание на скульптурные портреты, образцы скульптурной и парковой скульптуры, памятники). Какие произведения вы назовете наиболее значительными по художественным достоинствам, производимому ими впечатлению? Аргументируйте свою точку зрения.

После реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя из неё жанры и иконографии. В Золотой век Екатерины II, с началом классицизма, скульптура достигает чрезвычайно высокого уровня, который продолжается в образцах стиля ампир, знаменующих победу над Наполеоном. В середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Она нашла широкое применение в архитектуре барокко. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты). Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Показательны многочисленные сооружения работы следующего из династии — архитектора Варфоломея Растрелли: в Екатерининском дворце в Царском Селе скульптура подчас заменяет архитектурную деталь, создавая акценты в самых значительных частях здания — но при этом, не уничтожая архитектонику здания, не снимая ритмичности элементов и конструктивности. Также обильно пластика применялась и в интерьерах — рельефы служили рамами для панно и вставками. Скульптура остается средством раскрытия образной выразительности здания, не теряя самостоятельности.

Рельеф стал так популярен из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений, монументальной и надгробной пластике. «Дошедшие до нас надгробия свидетельствуют о высокой профессиональной культуре их исполнителей. Превосходное владение анатомией человека, умение группировать фигуры в композициях, придавать им необходимую степень психологической выразительности отличают их. Высокая культура рельефа объясняется еще и тем, что этот жанр имел богатую традицию, восходящую к древнерусскому искусству».

Скульптурный портрет 2-й пол. XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. «Стремление познать человеческий характер, богатство его психологии, столь свойственное искусству столетия в целом, в полной мере сказалось и в области скульптурного портрета, где были созданы и подлинные ценности, сохранившие своё художественное и историческое значение до наших дней». В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи: Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина.

Шубин отличался глубиной характеристики, подчеркнутым психологическим строем образа, композиционным своеобразием, высоким техническим совершенством.

Создание Этьеном Фальконе памятника Петру I (1782) — «Медного всадника» явилось крупнейшим событием истории скульптуры XVIII века. Монумент пронизан сильной динамикой, ритм его стремительных линий слит в едином порыве. «Простота и лаконизм общего композиционного строя сочетаются с простотой и значительностью деталей. Обобщенный монументальный образ объединяется здесь с ярко выраженной портретностью».

У Фальконе не было учеников в России, однако его произведение стало «школой мастерства» для русских скульпторов и воздействовала на них весьма благотворно. «Опыт Фальконе, отдавшего много лет жизни созданию этого произведения, весь сложный комплекс скульптурных и архитектурных задач, вставших перед художником, масса технических проблем наглядно убеждали в сложности и значительности монументальной пластики. В ближайшие десятилетия русские художники докажут превосходное понимание специфики этого жанра и создадут работы, которые по праву займут видное место в истории мировой скульптуры» — например, произведения Козловского и Мартоса.

Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.

Памятник Суворову на Суворовской площади — вершина творчества Козловского-монументалиста. Полководец показан с мечом и щитом в руках, в порывистом движении, как античный герой. Здесь синтезируется идея гражданственности и триумфа. Памятник стал одним из самых популярных, и его можно воспринимать как итог развития русской пластики за прошедшее столетие.

Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Этот парк и его скульптуры — одни из самых значительных по своей художественной ценности. Над его Большим каскадом работал ряд иностранных и русских зодчих — Михаил Земцов, Жан-Батист Леблон, Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Иван Старов, на всем протяжении XVIII века. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение, и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ, и для этого привлечены лучшие художественные силы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса.

Наиболее значительными по художественным достоинствам, производимому ими впечатлению можно назвать и памятники Петру I, А. Суворову, и парковый скульптурный ансамбль в Петергофском дворце. Находясь рядом с перечисленными скульптурами испытываешь чувство восхищения перед красотой, гармонией, гением человеческого труда и вдохновения, талантом авторов.

«С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна“, парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры.

В 1730—1740-е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов.

Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм. От парсуны идет в таких ранних портретах определённая застылость позы, а цвет предмета порой так насыщен, что за ним проглядывает характерный для средневековой художественной системы цвет символический. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени.

Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров середины XVIII века позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». «Доличности — шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения — поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Это придает им самостоятельное звучание и превращает, в своего рода, драгоценную оправу для лиц. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Гамму благодаря её насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную». Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами.

К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенко культивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства.

Классицизм

Академическая иерархия жанров отводила портретному серединное положение — он не был приоритетным, в отличие от исторической картины, то есть не мог умножать «героический огнь и любовь к отечеству», воспитывая и просвещая его — однако он имел свои преимущества. «Например, приобщенность к идеалам носила заразительно персональный характер, а „пример предков“ приобретал конкретность участия рода в созидании „славы Российской“. Однако ко времени победы классицизма портрет был уже «обременен» барочно-рокайльными тонами, которые в различных вариантах сохранились до конца столетия, преобразившись в «неоклассические» оттенки сентиментального и предромантического характера, «к тому же портрет был способен синтезировать различные стилевые тенденции до эффекта внестилевого состояния».

Иерархия портретов во многом зависела от места, которое модель занимала в «Табели о рангах» и частично отвечала жанровым приоритетам Академии Художеств. Поэтому самым «классицистическим» был такой портрет, который был связан с исторической живописью, а самым «историзированным» — парадный, прежде всего императорский.

К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в скульптуре — Федот Шубин. Генеральная линия развития официального портрета большого стиля была представлена в конце столетия произведениями Степана Щукина (1762—1828). Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

Историческая живопись

Еще в начале XVIII столетия в русском искусстве возникает историческая живопись как самостоятельный жанр. Однако своего наивысшего развития она достигает во второй половине века в творчестве А.Лосенко, И. Акимова, П. Соколова и Г. Угрюмова. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров.

Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия». Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков.

Первым подлинно крупным мастером исторической живописи был в XVIII веке А. Лосенко, воспитанник Академии художеств, проживший недолгую жизнь, но успевший сделать многое для развития русского искусства. Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Эпизод далекого прошлого художник старался передать не в традиционной форме отвлеченных образов, а, напротив, искал жизненной правды. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков, изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда». Идеей гражданственности проникнута другая крупная работа Лосенко — «Прощание Гектора с Андромахой». Патетика античного героя, уходящего на защиту своего родного города, перекликалась с патриотическими идеями, волновавшими современников художника. Следует отметить блестящее дарование Лосенко как рисовальщика. Его рисунки, очень живые, виртуозно исполненные, не имеют себе равных в русском искусстве того времени. В последние годы своей жизни Лысенко был тесно связан с Академией художеств, где вел большую педагогическую работу, являясь руководителем класса исторической живописи. Многие крупные русские художники обязаны ему своим воспитанием и последующими крупными успехами.

Сюжетам из русской истории посвятил свое творчество крупнейший исторический живописец конца XVIII и начала XIX века Г. Угрюмов. В его произведениях запечатлены образы Александра Невского, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Несмотря на несколько условный характер созданных им образов, искусство Угрюмова отразило живой интерес к героям родной истории, столь характерный для передовых слоев современного ему русского общества. Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». В этой картине Угрюмов воспел силу русского юноши Яна Усмаря, который, победив в единоборстве печенежского богатыря, обратил в бегство полчища врага и спас родную страну от поработителей. Велико значение Угрюмова и как профессора Академии. У него учились крупнейшие художники начала XIX века — Андрей Иванов, Егоров, Шебуев, Кипренский.

Бытовой жанр

Во второй половине XVIII в. в русской живописи начал развиваться бытовой жанр. Однако жанровая живопись рассматривалась руководством Академии художеств и привилегированными слоями общества, как нечто низменное, недостойное кисти художника. Несмотря на это, после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, как в литературе, театре и музыке, так и в живописи 1770-1780 –х г.г. начал проявляться интерес к крестьянству, его быту, образу жизни. Часто это были сентиментальные изображения идиллических пастухов и пастушек, не имеющих ничего общего с реальной крестьянской жизнью.

Однако были и исключения. Одним из первых в русской живописи крестьянскую тему развивал крепостной князя Г. А. Потемкина Михаил Шибанов. Им были написаны картины «Крестьянский обед», «Празднество свадебного сговора» и др. В картинах Шибанова нет обличения крепостнических порядков, однако в названных полотнах нет и идеализации крестьянской жизни. Художника отличает знание и понимание быта и характера русского крестьянина. Тема нашла отражение в творчестве художника И. М. Танкова (1739 – 1799), автора картины «Праздник в деревне» и И. А. Ерменева (1746 - после 1792), написавшего акварели «Крестьянский обед», «Нищие певцы» и др. Впервые в истории отечественного искусства художник передал мрачные стороны народной жизни, убожество нищеты.

Достоинства каждого жанра свое. Портретный жанр показал мастерство, особенности русской живописи, историческая живопись показывала события в истории России, благодаря мастерству художников формировались представления о важных исторических событиях, о людях, их участников, воспитывали чувство гордости за свою страну. Бытовой жанр хорош уже тем, что появился, привлекая внимание к жизни крестьян, к проблемам их жизни.

6*. Историческое путешествие. Совершите «путешествие» в Санкт-Петербург времен Екатерины II (предварительно определите, кто ваш герой, какова цель его поездки). Опишите свои впечатления от увиденного в российской столице.

Я, Джон Смит, подданный английской короны, прибыл морем в Санкт-Петербург, 1 числа июня месяца по делам коммерческим. Прогуливаясь по городу после завершения дел, я весьма был удивлен и восхищен. Улицы в Санкт- Петербурге широкие, чистые, вложенные булыжником. Повсюду великолепные дворцы, соборы, памятники. Мне очень повезло – я попал на открытие памятника Петру I. Памятник был заказан скульптору Фальконе самой императрицей Екатериной II. Он поражает своей монументальностью и, в тоже время, легкостью, памятник как будто парит над набережной Невы. Памятник - сам символ побед России над врагами, но к тому же имеет много деталей, наполненных разными смыслами. Ослепил своим великолепием и красотой и Зимний дворец. Яркий, светлый, устремленный в небо своими колоннами он поражает. На моей родине в Лондоне таких ярких дворцов нет.

Еще в Санкт-Петербурге очень много заведений для образования. Петербургская академия наук, Академия художеств, много музеев. Издается много журналов, которые читают жители города. Особенно модно это у дворянского сословия. Гулять по парку, отдыхать в беседке и читать журнал.

Познакомившись с городом поближе, уверен, что Санкт-Петербург – великолепная столица европейского уровня.

7*. Прокомментируйте историко-культурный факт. В современном музее-заповеднике «Царицыно» в Москве находится скульптурная композиция, представляющая стоящих рядом В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Что было общим в судьбе и творчестве великих зодчих?

В судьбе и творчестве великих зодчих общим было то, что оба они выходцы из неблагородных сословий, но своим упорством, талантом выдвинулись в ряд великих скульпторов России. Они вместе создали множество архитектурных шедевров в Москве, и каждый из них оставил и собственные творения.

8*. Проведите обсуждение на тему «Европейские влияния и национальные традиции в российском художественном искусстве второй половины XVIII в.»

Европейские влияния и национальные традиции в российском художественном искусстве второй половины XVIII в.

В российском художественном искусстве второй половины XVIII в. очень сильно влияние европейского стиля во всех жанрах искусства. Можно сказать, что искусство России было рождено европейскими мастерами и выросло из европейской культуры благодаря многим иностранным талантливым деятелям искусства. С другой стороны, именно во второй половине XVIII в. проявляется самобытность русской школы в искусстве в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, драматургии. Эта самобытность проявляется в яркости красок, в собственной манере выстраивать композиции.

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


написать администратору сайта