История отечественная. ио1. 9. Внешняя политика Ивана iv. 5 13. Внешняя политика России в xvii в. 8
Скачать 94.33 Kb.
|
9. Внешняя политика Ивана IV.Внешняя политика Ивана IV. 1547-48 и 49-50 – Походы на Казань. 1552 – Третий поход на Казань, покорение волжан и владение волжского торгового пути 1554 – Астраханский поход 1554 – 1557 – Русско-Шведская война 1558 – 1583 – Ливонская Война. Поражение, потеря Ливонии и Полоцка 1556 -1570 – Карательный поход на Новгород Начало документа 10. Россия в период «Смутного времени» (конец XVI – начало XVII вв.). Правление Бориса Годунова Фактически этот боярин стал править Россией еще в 1584 году, когда на престол взошел сын Ивана Грозного Федор, совершенно неспособный к государственным делам. Но юридически Борис Годунов был избран царем только в 1598 году после смерти Федора. Назначил его Земский собор, поэтому в исторической литературе Борис Годунов считается первым выборным царем. Новый царь начал и последовательно продолжал курс реформ, направленных на улучшение экономики страны: купцы были освобождены от уплаты налогов на два года, землевладельцы – на год. Но это не сделало внутренние дела России проще – неурожай и голод 1601-1603 гг. вызвал массовую смертность и повышение цены на хлеб невиданных размеров. И во всем народ обвинял Годунова. А с появлением в Польше “законного” наследника престола, который якобы был царевичем Дмитрием, ситуация усложнилась еще больше. Первый период смуты Фактически начало Смутного времени в России было положено тем, что Лжедмитрий проник в Россию с небольшим отрядом, который все увеличивался на фоне крестьянских бунтов. Довольно быстро “царевич” привлек на свою сторону простой народ, а после смерти Бориса Годунова (1605 год) был признан и боярами. Уже 20 июня 1605 года он вступил в Москву и был посажен на царство, однако удержать престол не смог. Про него говорили так: “Он был испечен в польской печке”, действительно, самозванец носил польское платье, был католиком. А позже выяснилось, что на самом деле он – польский монах Григорий Отрепьев. 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а на престол сел Василий Шуйский. Власть этого государя была формально ограничена Собором, но улучшения обстановки в стране не произошло. Второй период смуты Он характеризуется выступлениями разных социальных слоев, но прежде всего – крестьян под предводительством Ивана Болотникова. Его войско довольно успешно продвигалось по стране, но 30 июня 1606 году потерпело поражение, и скоро сам Болотников был казнен. Волна восстаний немного пошла на спад, в том числе благодаря усилиям Василия Шуйского по стабилизации ситуации. Но в целом его усилия не принесли результата – вскоре появился второй Лжедмитрий, который получил прозвище “тушинский вор”. Он выступил против Шуйского в январе 1608 года, а уже в июле 1609 года бояре, которые служили и Шуйскому, и Лжедмитрию, присягнули на верность польскому королевичу Владиславу и насильно постригли своего государя в монахи. 20 июня 1609 года поляки вошли в Москву. В декабре 1610 был убит Лжедмитрий, а борьба за престол продолжилась. Третий период смуты Смерть Лжедмитрия стала переломным моментом – у поляков больше не было фактического предлога находиться на территории России. Они становятся интервентами, для борьбы с которыми собираются первое и второе ополчение. Первое ополчение, которое пошло на Москву из Рязани в апреле 1611 года, особого успеха не добилось, так как было разобщенным. Зато второе, созданное в Нижнем Новгороде по инициативе Кузьмы Минина и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, добилось успеха. Эти герои освободили Москву – произошло это 26 октября 1612 года, когда польский гарнизон капитулировал. Нужно было искать нового царя, кандидатура которого устраивал бы все слои общества. Им стал Михаил Романов – 21 февраля 1613г. был избран Земским собором. Смутное время закончилось. Итоги Смутного времени: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесло в упадке. Последствия Смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет. Начало документа 11. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. (после «Смутного времени»). Эпоха Смутного времени оставила тяжелое для хозяйства России наследие. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Подъем сопровождался дальнейшим закрепощением крестьян. Более 80% крестьянского населения находилось в крепостной зависимости, оформление которой завершилось принятием Соборного Уложения 1649 г. Уложение навечно закрепляло крестьян с их «родом» за феодалами. Сыск беглых крестьян становился бессрочным. Базой, на которой отныне стояло сельское хозяйство России, стала барщина. Это оставляло сельское хозяйство на низком примитивном уровне. Городское ремесло также быстро восстановилось. Характерной чертой этого периода является складывание мелкотоварного производства, связанного с рынком. В России возникает мануфактурное производство. Первые мануфактуры возникли в металлургическом производстве и в других отраслях, тесно связанных с потребностями государства. Решающая роль в обеспечении населения промышленными изделиями по-прежнему принадлежала городскому и сельскому ремеслу. В Россию начинают проникать иностранные торговые компании, поэтому государство начинает проводить протекционистскую политику, защищая Отечественного производителя. Возрастающая роль торгового капитала, расширение хозяйственных связей между регионами страны способствовали складыванию единого национального (всероссийского) рынка. Возникшие буржуазные отношения затронули торговлю и почти не касались промышленного производства и особенно не затронули сельское хозяйство. Все это обусловило будущее отставание России от передовых стран Западной Европы, вступивших на путь капиталистического развития Избранный в 1613 г. царем Михаил Романов не играл самостоятельной роли в управлении государством. Его отец - патриарх Филарет лично руководил правительством. Поэтому второй Романов - Алексей Михайлович - в начале своего правления вынужден был делить власть сначала с боярином Морозовым, затем некоторое время с патриархом Никоном. Это объяснялось тем, что первый Романов в благодарность за избрание его царем расширил Боярскую думу. Центральное управление осуществлялось через приказы. С отмиранием сословного представительства расчет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово «самодержец». Идеология держалась на двух положениях: 1)божественное происхождение царской власти; 2) преемственность царей новой династии от династии Рюриковичей. Начало документа 12. Церковная реформа XVII в. Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона. В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Лидером противников Никона стал Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол». По указам царя 1666–1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. По инициативе царя в 1666–1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой. Начало документа |