Родная природа в творчестве поэтов 20 века. Родная природа в произведениях. А. А. Блок (1880 1921) один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. Видео Жизнь и творчество А. А. Блока
Скачать 25.74 Kb.
|
Родная природа в произведениях А. А. Блока и С.А.Есенина Цели и задачи урока: проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века; познакомить с творчеством выдающихся поэтов 20 века А. А. Блока и С.А.Есенина; выработать навыки выразительного чтения лирического произведения, анализа стихотворения; закрепить знания литературоведческих терминов; приобщить к миру прекрасного. Форма урока: исследование. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. Вступительное слово учителя: «Ф. И. ТЮТЧЕВ в 1836 году написал: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.» Сегодня, ребята, нам предстоит возможность увидеть, но не только глазами, услышать, но не только ушами, а сердцем, душой увидеть и услышать те чувства и тот глубинный смысл, которые скрыты от невнимательного читателя в стихотворениях поэта 20 века Александра Александровича Блока. Мы возвращаемся к теме: « Родная природа в русской литературе». А. А. Блок (1880 – 1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. Видео «Жизнь и творчество А.А. Блока» Выразительное чтение стихотворений А. Блока (стихи учащиеся учили на выбор: «Летний вечер» и «О, как безумно за окном») Работа с лирическими произведениями по вопросам: - К какому жанру можно отнести данные произведения? (пейзажная лирика). 1. Я хотела бы остановиться на стихотворении « Летний вечер». -Какую картину рисует Блок в этом произведении? (лето). -Лето в разгаре или подходит к концу ? ( Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь», « некошеная межа», « песня жницы», «луговые дали, освещённые закатным солнцем»). -Укажите, пожалуйста, приметы летнего вечера. (закат, розовая дремота, красный диск луны, ночь, луна). -Ребята, посмотрите внимательно и скажите: « Какими красками нарисована картина природы?» (красный, розовый, жёлтый). А какой цвет преобладает? (красный). -Какое чувство вызывает у вас этот цвет? (тревоги). -В каких строфах звучит она? Почему? (кончается день, скоро осень, очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска, неясность цели и будущего. Об этом говорят строки « Умчись без цели на коне, забудь тревоги и печали»). -Давайте обратимся к следующему четверостишию. Меняется ли настроение героя в нем? (Да.) -Как называется такой прием в литературе? (антитеза). Приведите примеры из текста. Какие средства выразительности мы знаем? (сравнение, метафора, эпитет, гипербола….). -Для того, чтобы подвести итог нашим знаниям анализа стихотворения, укажем размер стихотворения и рифму. Д ля этого мы заполним таблицу. -Ребята, вы, когда читали стихотворение, не встретили ли слова, смысл которых вам неясен? ( межа - граница земельных владений в виде полосы необработанной земли; песня жницы – тот, кто жнет( убирает) в поле рожь). 2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ: «О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ». - Как соотносится это стихотворение с произведением « ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»? (они контрастны по изображённому в них пейзажу, покой летнего вечера противопоставлен реву бушующей злой осенней бури; по настроению; неясная тревога и тоска сменяется вихрем, безумием бури) -Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? (буря злая, тучи несутся, ветер воет, ужасна ночь, холод сырой, мрак, дождь). -Какое настроение может быть в такой момент? (эти образы создают дисгармонию, хаос). -Скажите, пожалуйста, какую окраску несут эти слова? (отрицательную окраску, негативную). -Какие предложения мы встречаем в этом произведении? (все предложения имеют восклицательную интонацию, которая создаёт ощущение крика, отчаяния). С.Есенин. Видео-биография поэта Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (5-7 мин) - А теперь мы познакомимся со стихотворением Есенина «Мелколесье. Степь и дали …» -Послушайте его. Мелколесье. Степь и дали, Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога , Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец- крестьянин, Ну, а я - крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет… Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень… -Итак, давайте поработаем над прочитанным текстом. * Чему посвящено это стихотворение? (зимней дороге) *Словарная работа -Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные? *Мелколесье –редкие насаждения кустарников *Разливные бубенцы- раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко. *Чахленькую- неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, т к он родился здесь. *Венка – двухрядная гармонь * Стынь- в морозную погоду всё застывает *Звень –от мороза всё звенит - В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Мы чувствуем мотив русской пляски: Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. - В последней строфе появляется образ русской гармошки- «венки», под которую «Будет рядом веселиться/ Юность русских деревень…» - Есенин в своем стихотворении «Мелколесье. Степь и дали …» использует такие выразительные средства языка как эпитет, метафора, олицетворение. Вспомните определения выразительных средств языка? Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?( разливные бубенцы; Неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность) для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха. -А где же здесь метафора? (юность русских деревень) -Олицетворение. (бубенцы зарыдали; ножка у березки) - Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (зримую, живописную картину)отворению. 3. А.А.Ахматова. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу? Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна. В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет: "Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение. (Учитель читает или рассказывает стихотворение). Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. - Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.) - Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга. Вопросы Возможные варианты ответов 1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя) 2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением, верой в обновление. 3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны 4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем). Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать 5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя? б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя? а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя) б) Нет. Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации. 6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое". 7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках. Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора. 7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело". Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер". Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.) Аллитерация: "Шумят деревья весело – сухие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой. Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности. 8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга. 9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.); 2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя 10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека. 11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.) 12. В чём заключается главная мысль стихотворения? Каждый видит за этими строчками что-то своё: строки вызывают ассоциации - напоминают о былых переживаниях человека. Через картины природы открывается внутренний мир человека. Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем. Вывод: пятая особенность лирики - наполнение картин природы философским смыслом (о прошлом и будущем.) Чтение наизусть учащимися стихотворения А.А.Ахматовой. Домашнее задание: наизусть стихи Есенина, Рубцова, Ахматовой (по выбору(. |