Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • мектебах

  • Авлони. А. авлони просветитель, педагог и реформатор школы


    Скачать 45.5 Kb.
    НазваниеА. авлони просветитель, педагог и реформатор школы
    Дата13.09.2021
    Размер45.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАвлони.doc
    ТипСтатья
    #231760

    УДК 371.035

    А.АВЛОНИ - ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ И РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ.
    Аннотация: данная статья посвящается роли А.Авлони, известного узбекского писателя, драматурга, просветителя и педагога, внесший значительный вклад в развитие педагогической мысли на идеях общественно-политического движения джадидизм.

    Ключевые слова: наследие, просветительство, воспитание, школа, зарождение, джадидизм, развитие.

    Resume: This article is devoted to the role of A. Avloni, a famous Uzbek writer, playwright, educator and teacher, who made a significant contribution to the development of pedagogical thought on the ideas of the socio-political movement Jadidism.

    Key words:heritage, enlightenment, education, school, origin, Jadidism, development.

    Национальное наследие любого народа включает в себя материальное, духовное и все другие виды наследия, созданные этим народом. Роль духовных ценностей особенно важна в воспитании подрастающего поколения как гармонично развитого человека с высокими моральными принципами.

    Национальное наследие - продукт мышления, мировоззрения и творческого потенциала нации, это богатство, которое формируется на разных исторических этапах развития нации, он служит основой и источником опыта построения будущего нации.

    Духовные ценности служат как важный инструмент в продолжении традиций нашей государственности, имеющих поистине великие исторические и духовные корни, также процесса построения государства, основанного на демократических принципах, включающего традиции наших предков.

    Восстановление, обогащение, сохранение духовных и культурных богатств, национального наследие нашего народа, передача их будущим поколениям - это традиция, которую веками соблюдали наши предки. Из истории мы знаем, что в обществе, где культурная, образовательная и педагогическая деятельность организована рационально, это общество быстро развивается и процветает на основе социальной справедливости.

    Общественное движение джадидизм ( от арабского усуль аль-джадид- новый метод) как реформатор национальных и культурных традиций, возрождался за обновление исламской культуры и общества среди мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии в 1880-1920-х гг.

    Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого «усул-и джадид», то есть новый метод. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений, что способствовало сплочению демократических сил общества.


    Особую роль в возникновении и развитии этого движения в Средней Азии сыграл Абдулла Авлони (12 июня 1878 — 25 августа 1934) - известный узбекский писатель, драматург, просветитель и педагог, много сделавший для развития узбекской школы современного типа. Внес значительный вклад в развитие педагогической мысли, является педагогом и ученым, отражающим в своих произведениях лучшие традиции узбекского народа, важные вопросы образования. Абдулла Авлони был одним из зачинателей создания новометодных школ для узбекских детей. Писал учебники и пособия для этих школ.

    Абдулла Авлони родился в махалле Мерганча города Ташкента в семье мелкого ткача. Его родители были грамотными людьми. Абдулла поступил в медресе в возрасте 12 лет, окончив школу по старому методу. Летом он работал, чтобы помогать родителям, а в другое время учился. Абдулла был очень талантливом и начал писать стихи в 15 лет.

    Абдулла Авлони проявлял огромную самоотверженность, распространяя просвещение и образование. В 1907 году Абдулла Авлони открыл новые школы в махалле Мирабад Ташкента, а затем и в махалле Дегрез. Он своими руками мастерил парты и доски для школы. Поскольку большинство детей, принятых в школу, являлись детьми из бедных слоев населения, он с помощью своих друзей организует «Общество милосердия», чтобы обеспечить их одеждой, едой, тетрадями, ручками, и он председательствует в этом обществе.

    Он основал издательство «Нашриёт» и открыл книжный магазин под названием «Школьная библиотека». Школа Авлони отличались от школ по старому методу тем, что занятия проводились на их родном языке на основе классного метода обучения в соответствии с поставленными перед ними целями и задачами. В своей школе он дает детям конкретную информацию по таким предметам, как география, история, литература, природа, арифметика, хандаса(геометрия) и хикмат (мудрость).

    Абдулла Авлони для своей школы «Усули Джадид» написал более десяти учебников и книги чтения такие как: «Литература или национальные стихи», «Первый учитель» (1912 г.), «Тюркский цветник или мораль» (1913 г.), «Второй учитель» (1915 г.), «Школа Гулистан» (1917).) В своих произведениях и публицистических статьях он прославляет культуру, науку, школу и образование народов мира и призывает свой народ быть образованным и культурным.

    В 1933 году на основе новой литературной программы Абдулла Авлони составил «Литературную хрестоматию» для седьмого класса узбекских школ. В 1925 году за многолетний добросовестный труд в деле популяризации узбекской культуры и литературы, подготовки кадров Абд улла Авлони был удостоен звания «Герой Труда». Абдулла Авлони скончался 25 августа 1934 года в Ташкенте.

    Как видим А.Авлони как преданный сын своего народа, открывая школы, стремился к всеобщему образованию, воспитанию молодежи на опыте передовых идей. Его деятельность, произведения и книги оставили огромный след в развитии педагогической мысли начала XX века.
    Литература

    1. Авлоний А. Танланган асарлар. – Тошкент: Маънавият, 1998. – Б. 304.

    2. Абдуллаев К. Ф. Мыслители востока о педагогической профессии //Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. – 2020. – С. 117-120.

    3. Долимов У. Маърифат дарғалари. – Тошкент, 1990;


    написать администратору сайта