Главная страница
Навигация по странице:

  • Тверского дворца. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле

  • – здание Сената в Кремле.

  • Здание СенатаРАЗНОСТОРОННОСТЬ

  • Первые самостоятельные работы

  • Архитектура русского классицизма

  • В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию»

  • Градостроительно-архитектурные разработки Казакова

  • . Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы)

  • Иван Егорович Старов

  • Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

  • Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке

  • Архитектура конца XVIII ВЕКА. архитектура спб. А. И. Герцена Ф. Гильфердинг. Красная площадь в Москве. 1780е гг. Русский музей (С. Петербург)


    Скачать 23.32 Kb.
    НазваниеА. И. Герцена Ф. Гильфердинг. Красная площадь в Москве. 1780е гг. Русский музей (С. Петербург)
    АнкорАрхитектура конца XVIII ВЕКА
    Дата16.11.2021
    Размер23.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаархитектура спб.docx
    ТипДокументы
    #273941

    Дворец К. Г. Разумовского -
    Николаевский сиротский институт
    Педагогический университет им. А. И. Герцена


    Ф. Гильфердинг. «Красная площадь в Москве». 1780-е гг. Русский музей (С.-Петербург).


    Матвей Казаков

    В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского. М. М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он обратил внимание на подростка, ходившего по лесам строек и постоянно рисовавшего.
    Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, Матвей Казаков поступает в мастерскую главного городового архитектора Москвы П.Р. Никитина. А спустя два года, в 1763 году дотла сгорает Тверь, и восстанавливать ее поручают команде архитектора Никитина. Казаков участвует в разработке генерального плана нового города, кроме того, он составляет проект архиерейского дома или, по-другому, Тверского дворца.

    После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле.

    Реконструкция Московского Кремля, здание Сената — одно из самых своих значительных творений, в котором принципы русской архитектуры второй половины XVIII века уже отчетливо обозначились. Казаков строил усадьбу Петровское-Алабино (1775-1785) в имении Демидовых под Москвой. Особенностью ансамбля была необычная композиция.

    Здание Сената
    РАЗНОСТОРОННОСТЬ


    В центре квадратного парадного двора расположилось главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами, отчего объем здания казался треугольным.
    По проекту Казакова в 1776 году для князя С. В. Гагарина у Петровских ворот была выстроена городская усадьба, ее стиль раннего московского классицизма, тектоника, легкое декоративное оформление были совершенны. Отличительная черта творчества Казакова — разносторонность.

    Неудобное местоположение задуманного строения плюс блестящее решение означенной проблемы и - архитектор входит в ряды лучших своего времени. Заказов от частных лиц не счесть.

    Особенно известны дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой.

    Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М.Ф.Казаков организует при ней архитектурную школу.
    В 1800-1804 М. Ф. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий
    В 1812 г. семья увезла М.Ф.Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, — писал его сын, — нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».

    7 ноября 1812 г. Матвей Федорович Казаков скончался. (пожар с 14-18 сентября)

    Первые самостоятельные работы

    проектировал торговую контору Н. А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома. Екатерина 2 поручила Казакову возвести, «не щадя труда человеческого» путевой дворец императрицы — главное здание в городе.

    проект оформления Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения Русско-турецкой войны (1768-1774).
    Екатерина II, отмечая свое удовлетворение работой зодчего, поручила Казакову проект нового Петровского «подъездного» (путевого) дворца, расположившегося напротив ходынских павильонов.

    Направление “русская готика”

    Направление русской, или ложной готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.

    Архитектура русского классицизма

    построенные Казаковым казенные и частные здания были в числе высших достижений русского классицизма. В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет.

    Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения

    В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города.

    Градостроительно-архитектурные разработки Казакова

    дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора.

    Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» коринфским портиком.
    дом Хрящева (не сохранился_

    отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне — мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж.

    Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.

    Дома-дворцы

    дом Голицына на Лубянке, дома  Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Характерными для них являлись компактность плана и объема, а также пропорциональные соотношения длины, высоты и ширины.

    Характерные черты:
    Глубокая осмысленность архитектуры с точки зрения ее жизненного, общественного назначения, большая экономичность, целесообразность и остроумие планировочных и конструктивных приемов, художественное совершенство целого и каждой детали отличали сооружения Казакова.
    отходил от измельченности, больше выявляя тектонику стены.
    система трехчастного построения фасада с портиком большого ордера в центре и малым ордером в обрамлении окон или балконных дверей боковых ризалитов.

    характерная особенность всего творчества Казакова — синтез основ классики и традиций древнерусского зодчества.


    (дома Барышникова на Мясницкой улице)

    Архитектор-педагог

    Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения.
    архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.

    Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом




    Старов

    В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию.
    проект шляхетского кадетского корпуса.
    Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

    В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.
    Известные проекты
    Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры. Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову.
    Таврический дворец - одно из самых известных зданий, построенных героем нашей статьи. Изначально это была петербургская резиденция Григория Потемкина. Ее строительство велось с 1783 по 1789 годы в стиле классицизма.

    Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового - полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.
    Воскресенскую церковь на Волковском кладбище. Одноэтажное каменное здание
    В нем трапезная, колокольня и основное помещение церкви органично связаны между собой в единое целое.
    Дворец Потемкина Ивана Егоровича Старовым был сооружен в небольшом белорусском городке Кричеве. Работы велись с 1778 по 1787 годы. Сегодня он считается настоящим памятником архитектуры эпохи классицизма. В своем первоначальном плане здание имеет вид монограммы из букв "П" и "Е", что означат инициалы самого графа и императрицы. Поблизости был разбит приусадебный парк, от которого до наших дней сохранились только отдельные деревья. Сам дворец двухэтажный, на главном фасаде можно увидеть центральный ризолит. На обоих этажах в центре находились круглые зал внушительного размера. Окна центрального ризалита были стрельчатыми, а на боковых - с оригинальными сандриками

    Софийский собор С 1782 по 1788 годы Старов совместно с шотландским архитектором Чарлзом Камероном строил Софийский собор под Петербургом на территории современного города Пушкин. Он был титульным храмом ордена святого Владимира. В наше время считается памятником архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Его главный объем венчает мощное пятиглавие, а интерьер разделен на три нефа внушительными пилонами.

    Среди других значимых работ Старова нужно отметить: Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке (это Тульская область); церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани в Ростове-на-Дону (сегодня это старейшее из сохранившихся до наших дней зданий в пределах современных границ города); Екатерининский собор в Херсоне; Потемкинский дворец в Екатеринославе.

    городская усадьба Г.А. Потемкина, которая предназначалась для праздничных приемов. Двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком, увенчанным куполом на невысоком барабане, обрамлялся парадным двором, от него шли флигели. Композиционный центр корпуса составил зал-галерея, который разделил строение на две части. В творчестве зодчего  дворец демонстрирует обращение к более строгому стилю. Стены в основном оставлены гладкими. Строгий дорический орден главенствует во всем сооружении. Внутреннее решение дворца было задумано грандиозно. Старов развил здесь мотив открытых колоннад и перспектив, видимых в просветах между колоннами. Само убранство поражало своим богатством. Во дворце располагались Картинный и Китайский залы, Гобеленовая гостиная, Диванная и др.

    С 1783 по 1790 год Старов строил замок в Островках - усадьбе Григория Потемкина на невских берегах. Здесь он применил замковые формы с башнями, зубцами и ассиметричным планом, которые сочетались с классически лаконичными стенами.

    Для Потемкина зодчий также создал дворцы в Кричеве (1778-1787) и Екатеринославе (1787-1789).

    Литература :

    Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. – М.: Высш.шк., 2003. – 560 с.

    Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII- начала XIX в. – М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1983. -224 с.

    • Белехов Н.Н., Петров А.Н. Иван Старов. М., 1950.

    • Воронов В.Г. Иван Старов - главный архитектор эпохи Екатерины Великой: (к 200-летию со дня смерти архитектора). СПб., 2008.

    • Кючарианц Д.А. Иван Старов. СПб., 1997.

    • Бон­да­рен­ко И. Е. Ар­хи­тек­тор М. Ф. Ка­за­ков. М., 1938

    • Фе­до­сее­ва И. Р. Ро­тон­ды Ка­за­ко­ва. M., 1954

    • Бе­лец­кая Е. А. Ар­хи­тек­тур­ные аль­бо­мы М. Ф. Ка­за­ко­ва. Аль­бо­мы пар­ти­ку­ляр­ных строе­ний. М., 1956

    • Вла­сюк А. И., Ка­п­лун А. И., Ки­па­ри­со­ва А. А. Ка­за­ков. М., 1957

    • Иль­ин М. А. Фа­са­ди­че­ский план Мо­ск­вы М. Ф. Ка­за­ко­ва // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М.; Л., 1959. Вып. 9

    • Ка­за­ков М. Ф. Вы­став­ка ра­бот к 225-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. М., 1963




    написать администратору сайта