Главная страница

гроза. ГРОЗА. А. Н. Островский (1823 1886) создатель русского национального театра. Драма Гроза


Скачать 155.5 Kb.
НазваниеА. Н. Островский (1823 1886) создатель русского национального театра. Драма Гроза
Анкоргроза
Дата26.04.2022
Размер155.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГРОЗА.doc
ТипУрок
#498789
страница3 из 3
1   2   3
Тема: Катерина – жертва «тёмного царства»?

Цели урока:

Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образ Катерины, её позицию в драме.

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, сохранить в себе нравственные качества, стремление оставаться полноценной личностью, воспитывать уважение к окружающим.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст, вести дискуссию.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Чтение и анализ текста.

4.Итог урока.

5.Задание на дом.

Литература:

1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974

2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988

3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005

Оборудование: портрет писателя, текст пьесы.

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- На прошлых уроках мы рассмотрели две группы персонажей драмы Островского «Гроза». Это представители «тёмного царства» и жертвы «тёмного царства». Сегодня наша задача – рассмотреть образ Катерины и решить для себя, можно ли отнести Катерину к жертвам «тёмного царства».

3.Чтение и анализ текста

- Давайте вспомним, какой основной конфликт в драме «Гроза»?

(Основной конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).

- Между какими персонажами этот конфликт разворачивается?

(Между Катериной и Кабанихой).

- Давайте посмотрим, какие отношения сложились у Катерины и Кабанихи?

(Уже с первого появления на сцене становится ясно, что между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Свекровь вечно недовольна снохой, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают», настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь» (д.1-е, явл.5-е).

- К Кабановой Катерина обращается на «ты». Как вы думаете, почему? (Катерина говорит с ней, как с равной, она стремится к ясным, доброжелательным отношениям в семье. По мнению Катерины, муж и жена должны уважать друг друга. Кабанова же считает, что жена должна мужа бояться. Она стремится к тому, чтобы всё в доме было по старому порядку: провожая мужа, жена должна поклониться ему в ноги, а потом «выть». Катерина её отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» (д.2-е, явл.7-е) Это в очередной раз показывает, что Катерина не желает мириться со старыми порядками, навязываемыми Кабанихой).

- С кем Катерина делится своими тайными мыслями?

(Катерина открывается Варваре, говорит ей, что любит Бориса, рассказывает, как хорошо ей жилось в родном доме: «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле…» (д.1-е, явл.7-е)

- Для чего Островский показывает жизнь Катерины в родном доме?

(Автор использует приём контраста, антитезы, чтобы ярче показать угнетённость Катерины в доме Кабанихи).

- Почему Катерина доверяет именно Варваре?

(Варвара – единственный человек в доме Кабанихи, который проявил к Катерине сочувствие, увидел её душевное состояние).

- Катерина мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (д.1-е, явл.7-е). Для чего Островский использует образ птицы? (Автор использует этот образ, чтобы показать, что мечты Катерины – это стремление к воле. Образ птицы – это народно - поэтический образ, он показывает близость Катерины к народу, к природе).

- В доме Кабановых сердце Катерины неспокойно, потому что здесь всё держится на страхе и угнетении, она чувствует: «Быть греху какому-нибудь!».

- Как отнеслась Катерина к предложению Варвары устроить свидание с Борисом?

(Катерина приходит в смятение. «Бросить его, бросить далеко, в реку, кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь», - думает она, держа в руках ключ от садовой калитки.)

- Почему ключ жжёт ей руки?

(В душе Катерины происходит борьба между чувством и долгом. Эта сцена раскрывает внутренний конфликт.)

- Почему происходит этот внутренний конфликт?

(Катерина не любила Тихона по-настоящему, она вышла замуж по необходимости, так делали все, и никого не интересовало её чувство к Тихону. Да и Тихон женился, потому что маменька этого хотела. По-своему он любит Катерину: не хочет держать её в страхе, хорошо к ней относится. Но перечить указам маменьки Тихон не в силах. Катерина видит, что муж безволен, слабохарактерен, она может его лишь жалеть).

- Как вы считаете, можно ли любить, жалея? (Вопрос открыт)

- Проследите, как развиваются отношения Катерины и Бориса. Чья любовь вам кажется искренней? Докажите.

(Катерина нуждалась в любви и искала её в Борисе, хотя скорее она полюбила не самого Бориса, а его образ, который создала сама. Но, не понимая этого, верила в чистоту и искренность этой любви. Ради неё Катерина готова была презреть мораль и старые устои: «Твоя теперь воля надо мною! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда» (д.3-е, явл.3-е). Борис не воспринимает с должной серьёзностью чувства Катерины, считает, что их отношения должны остаться тайной. Когда Катерина признаётся в содеянном, Борис уезжает по приказу дяди. Катерина просит взять её с собой, но он уезжает один, по-прежнему боясь ослушаться дядю. Значит, Борис мало чем отличается от Тихона).

- В душе Катерины вновь происходит борьба, теперь между страхом перед карой небесной и желанием освободиться: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно» (д.4-е, явл.5-е)

- Почему Катерина выбирает смерть?

(Выход Катерина видит для себя в смерти, потому что и умереть, покончив жизнь самоубийством, - грех, и жить с таким грузом на душе – тоже грех. Катерина выбирает смерть, считая, «кто любит, тот будет молиться»).

- Сравните Катерину с героинями других писателей, например, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» или Верой из «Героя нашего времени».

- Поразмышляйте над смыслом названия драмы.

(Гроза – кара небесная за грехи; природное явление, «электричество»; символ очищения, освобождение от старой жизни и начало новой).

4.Итог урока

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока. Кто же Катерина: жертва «тёмного царства» или человек с сильным характером? (Вопрос открыт)

- Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?

(Варвара с Кудряшом убежали; Тихон впервые пошёл против матери, обвинив её в смерти Катерины; Кулигин открыто протестует против порядков Дикого и Кабанихи).

- Смерть Катерины – вызов власти Кабанихи. Если даже слабые выразили протест, значит, власти «тёмного царства» придёт конец.

5.Задание на дом

Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы:

1)как критик относится к «тёмному царству»;

2)как он относится к жертвам «тёмного царства»;

3)как Добролюбов относится к Катерине?

Урок №5

Тема: Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике

Цели урока:

Образовательная: изучить критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве» и сопоставить её с критической статьёй Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление иметь своё мнение, доказывать его, воспитывать уважение и интерес к родной литературе.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, сопоставлять разные точки зрения, вести дискуссию.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Анализ критической статьи.

4.Итог урока.

5.Задание на дом.

Литература:

1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974

2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988

3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005

4.Добролюбов Н. А. «Луч света в тёмном царстве». – М. – 1975

5.Писарев Д.И. «Мотивы русской драмы»
Оборудование: портреты критиков, текст статьи, тезисы по статьям Добролюбова и Писарева, выписанные на доску.

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- Мы закончили изучение драмы А.Н. Островского «Гроза». У каждого из вас сложилось особое отношение к этому произведению, к его героям. Сегодня мы рассмотрим мнение критиков.

Надо заметить, что после публикации «Грозы» вокруг неё развернулась большая полемика. Взгляды на драму и её главную героиню разошлись у многих критиков. Статья Николая Александровича Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» - один из первых отзывов на пьесу А.Н. Островского. И сегодня нашей задачей является рассмотрение этой статьи.

3.Анализ критической статьи

- Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» была опубликована в журнале «Современник» в № 10 за 1860 год. Вы уже поработали над этой статьёй дома, ответьте на вопрос:

- Как относится Добролюбов к «тёмному царству»?

( «Гроза» представляет нам идиллию «тёмного царства», закон и логика этой жизни – это отсутствие всякого закона, всякой логики. Добролюбов говорит нам, что самодурство страшнее анархии (безвластие, отсутствие всякого управления). Почему? (Самодурство стремится узаконить себя и установить как незыблемую систему, анархия же может служить только переходным моментом, который сам себя с каждым шагом должен образумливать и приводить к чему-нибудь более здравому).

У представителей «тёмного царства» «даже решимости выступить на прямую открытую борьбу в них нет; они только стараются как-нибудь обмануть время, да разливаются в бесплодных жалобах на новое движение»; «поправить свои дела они уже и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство ещё будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними…»).

- Мы видим, что представителям «тёмного царства» неспокойно. А почему? Какое объяснение даёт Добролюбов?

(«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, ещё и не видна хорошенько, но уже даёт себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров»).

- Таким образом, Добролюбов показывает нам весь ужас жизни «тёмного царства», но мы видим, что, несмотря на всё своё стремление устоять, «тёмное царство» рушится под воздействием новых сил.

- Что говорит Добролюбов о жертвах «тёмного царства»?

(Тихон – бесхарактерное существо, не смеющее ничего сделать вопреки матери. Он «представляет один из множества жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками»; «Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав – уже и потому, что он не знает, что с ними делать; желание его больше головное, внешнее…»

- Почему Тихон – «живой труп»? (Тихон безволен, его мысли «умерли», у него остались мелкие потребности; человек в нём по сути дела уничтожен).

Борис по существу тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силы делать пакости, - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…мало того, что он не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать их последствия…» «Это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают»).

- Достоин ли Борис любви Катерины?

(Борис не достоин любви Катерины, «Борис – не герой», Катерина полюбила его «больше на безлюдье»).

- Что значит «на безлюдье»?

(Борис отличался внешне от остальных жителей города, был образован, а жителей города сложно назвать людьми, они покорились самодурам, потеряли свою личность).

- Как вы считаете, повинен ли Борис в смерти Катерины?

(Прямо Борис не повинен в гибели Катерины, но косвенно – повинен, он мог бы предупредить эту смерть, если бы был более сильным и независимым).

- Какой Добролюбов видит Катерину?

(Добролюбов говорит о характере Катерины: «…он сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотверженен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны»; «Ничего нет в нём внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нём и затем сливается с ним органически»).

- Но вместе с тем Катерина непонятна окружающим. Почему?

(Катерина «не может принять в себя их воззрений и наклонностей»; у неё «всё делается по велению натуры, без отчётливого сознания…». Следовательно, поступки Катерины не объяснить логикой, не проанализировать, потому она для окружающих «странная, сумасбродная»).

- Катерина сохранила от своего воспитания одно сильное чувство – страх. Чего она боится и почему?

(Катерина боится возмездия; «за каждую мысль свою она боится; за самое простое чувство она ждёт себе кары…». Этот страх поддерживается окружающими (Феклуша, полусумасшедшая барыня).

- В чём, по мнению Добролюбова, драма Катерины?

(Драма Катерины заключена в борьбе естественных стремлений к красоте, гармонию, счастью с предрассудками, моралью «тёмного царства»).

- Как Добролюбов оценивает трагическую развязку «Грозы»?

(«…конец этот кажется нам отрадным…в нём дан страшный вызов самодурной силе…В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, доведённый до конца…она не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу»).

- Согласны ли вы с мнением критика, верно ли то, что у Катерины другого выхода не было? (Вопрос открыт).

- Почему Катерина является для Добролюбова «лучом света»?

(Катерина бросает вызов старому миру, одна идёт против всех, своим примером показывает приближающийся конец «тёмного царства», заставляет задуматься других героев, вызывает их протест. Катерина своим примером показывает, что так, как живут в «тёмном царстве», жить нельзя).

Тезисы на доске по статье Н.А.Добролюбова:

Характер Катерины «сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды».

«…у Катерины всё делается по велению натуры, без отчётливого сознания».

«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца…».

«Грустно, горько такое освобождение…хорошо, что хоть нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила её характера…».

- Мы рассмотрели мнение Добролюбова. Давайте посмотрим, как оценивает Катерину критик Дмитрий Иванович Писарев в статье «Мотивы русской драмы».

- Ещё в самом начале статьи Писарев заявляет, что статья Добролюбова – «ошибка». В чём же не согласен автор статьи с Добролюбовым?

Тезисы на доске по статье Д.И. Писарева:

«…воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума…».

«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…».

«…критик имеет право видеть светлое явление только в том человеке, который умеет быть счастливым, то есть приносить пользу себе и другим…».

«…необходимым свойством такого светлого явления должен быть сильный и развитой ум…».

«…Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

- Итак, какой Катерину видит критик Писарев?

(Для Писарева «лучом» может являться только сильная личность, приносящая пользу себе и другим. Катерина непонятна в своих поступках, она не приносит какой-то конкретной пользы, следовательно, Катерина не может считаться «светлым явлением»).

4.Итог урока

- Чья точка зрения вам ближе? Почему? (Вопрос открыт).

- К каким направлениям литературной критики относятся Добролюбов и Писарев? Как это отразилось на их мнении?

(Добролюбов – революционер-демократ. Писарев – нигилист, он считал, что основой всего являются естественно-научные знания, что «умственный пролетариат» должен сосредоточить всю энергию на разрушении духовных основ путём пропаганды в народе естественных наук. Отсюда и противоречия между двумя критиками).

- Мы рассмотрели два противоположных мнения. Вы имеете право придерживаться любой точки зрения. Но мы должны помнить, что даже самая объективная критическая статья является односторонней в решении того или иного вопроса. Поэтому, необходимо ознакомиться с разными позициями и решить, что вам ближе.

5.Задание на дом

Подготовиться к зачёту.

Примерные вопросы:

1.Нравы города Калинова.

2.Представители «тёмного царства».

3.Жертвы «тёмного царства».

4.Роль Кулигина в драме.

5.Образ Кабанихи.

6.Образ Дикого.

7.Образ Тихона.

8.Образ Катерины
1   2   3


написать администратору сайта