гроза. ГРОЗА. А. Н. Островский (1823 1886) создатель русского национального театра. Драма Гроза
Скачать 155.5 Kb.
|
Тема: Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза». Цели урока: Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образы Дикого и Кабанихи, выявить их основные черты. Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение к окружающим. Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст. План урока: 1.Оргмомент. 2.Вступительное слово учителя. 3.Чтение и анализ текста. 4.Итог урока. 5.Задание на дом. Литература: 1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974 2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988 3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005 Оборудование: портрет писателя, текст пьесы. Ход урока 1.Оргмомент 2.Вступительное слово учителя - На прошлом уроке мы с вами начали изучение пьесы А. Н. Островского «Гроза». Познакомились с местом действия, городом Калиновым, его жителями, узнали, кто же является истинными хозяевами города. Очевидно, что всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв». Но и внутри этих двух основных категорий свои разновидности. Тема нашего сегодняшнего урока – «Мир «тёмного царства». Каким вы представляете себе этот мир? (Мрачный, чуждый всему новому, не принимающий новых веяний, не развивающийся) - Кто из героев придерживается старых порядков, не даёт развиваться городу? (Дикой и Кабаниха) - И сегодня на уроке мы подробно рассмотрим этих персонажей, узнаем их характер, увидим их основной интерес, влияние на других людей, а также выясним похожи ли они друг на друга. 3.Чтение и анализ текста - Переходим к анализу текста. - Что представляет собой Дикой? Принимает ли он участие в судьбе Катерины? Почему именно от Дикого зависит исход судьбы главной героини пьесы? - таков круг проблем. Дикой – в северных районах имеет обозначение «глупый», «шальной», «малодушный», «сумасшедший». Дикой – богатый купец, но очень жадный и грубый, перед ним дрожат почти все жители города Калинова. Ему ничего не стоит обругать человека, оскорбить. Шапкин говорит о Диком: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (д. 1-е, явл.1-е) Дикой никого не уважает, издевается даже над своими домашними, частенько срывает на них своё зло. Домашние тоже избегают его, особенно, когда Дикого «обидит такой человек, которого он обругать не смеет» (д. 1-е,явл.3-е). Савел Прокофьич очень богат, на него многие работают, но когда приходит время платить, Дикой отдаёт деньги очень неохотно, либо же вообще не отдаёт. - Понимает ли это сам Дикой? («Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает; ну и в те поры ни за что обругаю человека» (д. 3-е, явл.2-е) - О чём это свидетельствует? ( Это говорит о жадности, Дикой не владеет собой, когда речь идёт о деньгах, следовательно, именно деньги являются основным его интересом) - Способен ли кто-нибудь остановить Дикого? (Пока никто не может остановить Дикого, потому что все его боятся, а для городских властей Дикой – свой человек. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься» - говорит ему Кабаниха (д.3-е, явл.2-е) - Как вы думаете, почему Дикой кричит? (Крик – это желание сохранить покорность, Дикой считает, что ему все должны покоряться, он любит это покорство, что говорит о невежестве Дикого) - Таким образом, мы видим, что Дикой – типичный самодур, он действует сугубо по своей прихоти, не считаясь с другими. Добролюбов верно заметил, что «самодур всё силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает». - И только к Кабановой Дикой относится иначе, только она умеет его «разговорить». - Что же представляет собой Кабанова? Случайно ли её имя Марфа? ( Властная). Кабаниха – дикая свинья, отличается свирепостью нрава. Кабанова – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев. Ей кажется, что дети стали выходить из повиновения родителей: «Я давно вижу, что вам воли хочется» (д. 1-е, явл.5-е) От своих детей Кабаниха тоже требует выполнения всех обрядов, считает, что без них нельзя жить. Её злит то, что молодые люди не знают этих обрядов, думает, что всё держится на старших: «Хорошо ещё у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю» (д. 2-е, явл.6-е) - Почему Кабаниха так боится нововведений? (Кабаниха боится, что её перестанут почитать, что её власть закончится, когда рухнет старый мир, а в новом она себе места уже не найдёт) - На какой основе должны строиться семейные отношения, по мнению Кабанихи? Как она относится к своей семье? (Кабаниха считает, что основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Она говорит Тихону: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же после этого порядок-то в доме будет?» (д.1-е, явл.2-е). Перед отъездом Тихона Кабаниха «точит его, как ржа железо», «уму-разуму учит», потому что «у неё всё сердце изноет, что он на воле гуляет» (д.2-е, явл.2-е). - Всё это Кабаниха делает под маской благочестия. Как называет её Кулигин? (Ханжа). Кто такая «ханжа»? (Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью) - Итак, мы видим, что и Дикой и Кабаниха страшны в своей невежественности. - Что их объединяет и что различает? Сопоставьте монологи самих героев, выявите характеристики, которые им дают второстепенные персонажи. (Выдвижение гипотез и их запись на доске). (Дикого и Кабаниху объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие, вера в незыблемость старых домостроевских устоев. Различие состоит в том, что Кабаниха хитрее Дикого, она прикрывает своё самодурство, прячется за Бога, Кабанова не ругается бранными словами, но каким издевательством веет от её «ласковых» слов: «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу» (д.1-е, явл.5-е). Таким образом, складывается впечатление, что Кабаниха «самодурствует» во имя своих «идеалов» (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды. - Докажите, что Дикой и Кабаниха – два разных социально-психологических типа. (Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального купечества, а Дикой – «современный»: власть денег и грубой силы. В сюжете их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. Но посколько центральный характер - Катерина, то главный герой-антагонист – это Кабаниха. Именно она говорит от лица того социума, который Добролюбов называет «тёмным царством». Дикой – герой комедийного типа (недаром у него ярко выраженная «говорящая» фамилия), а в характере Кабанихи есть драматическое начало). - В ходе работы составляется словарь нравственно-психологических понятий, характеризующих мир Дикого и Кабанихи: власть денег, уверенность в своей силе и правоте, защита старых традиций, неуважение к человеку, невежество, ханжество. (Составление таких словарей помогает лучше понять психологию героев). - Именно Дикой и Кабаниха поддерживают нравы, от которых гибнет всё живое. Какие это нравы? («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда вам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, - говорит, - Савел Прокофьич, рассчитай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!» Вот так, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из-за корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нём нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнётся у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там их и ждут, да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они ещё и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, - говорит, - потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (д.1-е, явл.3-е) - Здесь нет ничего человеческого, нет честности, доброты, люди думают только о себе, о своей наживе. Такие нравы, как мы уже сказали, поддерживаются Диким и Кабанихой, потому что сам по себе «застой» невозможен, он должен кем-то поддерживаться. - Можно ли нормально жить в городе с такими нравами? (В городе с такими нравами нормально жить нельзя, потому что личность фактически уничтожается. Матушка Бориса уезжает, потому что «уж очень ей дико казалось», Катерина, сравнивая свою жизнь в родном доме и в доме Кабанихи, говорит: «…Да здесь всё как будто из-под неволи» (д.1-е, явл.7-е)). - В драме есть ещё один персонаж – Феклуша. Можно ли её отнести к представителям «тёмного царства»? Почему? (К представителям «тёмного царства» Феклушу непосредственно отнести нельзя, но она поддерживает Дикого и Кабаниху, также не принимает ничего нового). - Феклуша рассказывает различные небылицы, а Глаша ей верит. Почему? (Этот факт тоже является доказательством, что жизнь в городе Калинове замерла, новые веяния до него не доходят). - Посмотрите, кто из героев попадает под влияние Дикого и Кабанихи? Как это влияние на них сказывается? (Борис – покорный племянник, подчиняется дяде, не может пойти против, безволен; Тихон – покорный сын, боится жить своим умом, перечить «маменьке», зато на воле он уходит в загул; Варвара – дочь Кабанихи, научилась обманывать; Катерина – пытается противостоять, но ей сложно бороться, и она гибнет; Кудряш – смел только внешне; Кулигин – не может полностью себя проявить, ему не хватает денег для науки, он покоряется Дикому). 4.Итог урока - Таким образом, вся жизнь в городе Калинове основана на привычных устоях. Это цепляние за старое, устоявшееся – страшный тормоз в развитии не только города, но и государства. Последствия этого страшны и непредсказуемы. Это прежде всего бьёт по человеку, либо отупляя его, превращая его в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить и приспосабливаться, либо вызывая в нём чувство протеста. - Итак, кто, по вашему мнению, страшнее? Дикой или Кабаниха? Почему? (Вопрос открыт) 5.Задание на дом Работа по группам. Охарактеризовать по плану: что представляет собой герой, как он живёт, как приспособился к жизни в «тёмном царстве». 1)Кулигина; 2)Кудряша; 3)Варвару; 4)Бориса; 6)Тихон Урок №3 Тема: Жертвы «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза». Цели урока: Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образы жертв «тёмного царства» и понять, почему они таковыми являются. Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, сохранить в себе нравственные качества, стремление оставаться полноценной личностью, воспитывать уважение к окружающим. Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст. План урока: 1.Оргмомент. 2.Вступительное слово учителя. 3.Чтение и анализ текста. 4.Итог урока. 5.Задание на дом. Литература: 1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974 2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988 3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005 Оборудование: портрет писателя, текст пьесы. 1.Оргмомент 2.Вступительное слово учителя - На прошлом уроке мы увидели мир «тёмного царства», представленный в драме Островского «Гроза»; познакомились с теми героями, на которых держится этот мир, те страшные нравы, царящие в тихом приволжском городке. Также мы увидели то губительное влияние, которое они распространяют на других. - Сегодня наша задача - рассмотреть тех персонажей, которые оказались жертвами «тёмного царства». И в конце урока мы должны будем определить основной конфликт драмы. Что такое конфликт? (Конфликт – это противоборство, столкновение в литературном произведении: между характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера) 3.Чтение и анализ текста - Итак, выявим основные черты героев, которых мы относим к жертвам «тёмного царства». (Работа по группам) 1.Кулигин – механик-самоучка, мечтает создать вечный двигатель, хочет помогать людям. Он умён, чувствует красоту природы. - На что Кулигин употребил бы деньги? («…я бы все деньги для общества употребил, для поддержки» - д.1-е, явл.3-е) - Видит ли Кулигин несправедливость, зло «тёмного царства»? (Да, Кулигин видит пороки и Дикого и Кабанихи, именно ему принадлежит монолог о жестоких нравах города. Именно он говорит, что жить в городе дико: «Ещё бы не дико! Большую привычку нужно иметь» - д.1-е, явл.3-е). - Как Кулигин ведёт себя с Диким? Почему? (Кулигин почтителен с Диким, называет его «ваше степенство», потому что зависит от него материально, ему нужно как-то двигать науку). - Кулигин владеет знаниями, хочет нарушить патриархальные порядки. Посмотрите, как он ведёт себя во время грозы, когда все жители спрятались под своды? (Кулигин не боится, он говорит жителям: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать…» - д.4-е, явл.5-е) - Но, тем не менее, несмотря на своё понимание, борется ли как-нибудь Кулигин с «тёмным царством»? (Нет, Кулигин смирился; то же он советует сделать и Борису: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь» - д.1-е, явл.3-е) - Таким образом, Кулигин, несмотря на свой ум, видение отрицательных сторон жизни «тёмного царства», не пытается бороться, он смирился с такой жизнью, Кулигин не может развиваться, так как зависит материально от «хозяев» города. Борис – племянник Дикого, приехал из Москвы за наследством, которое должен отдать ему дядя, если он будет почтителен. Борис безволен, понимая, что Дикой ему наследства не отдаст, всё же живёт у него. - Давайте проследим взаимоотношения Бориса и Катерины. Как ведёт себя с ней Борис? (Он нерешителен, думает только о ближайшем времени, не задумывается о том, как тяжело Катерине, не понимает её волнений: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» - д. 3-е, явл.3-е) - Как ведёт себя Борис при последней встречи с Катериной? (Борис боится: «Не застали бы нас здесь» (д.5-е, явл.3-е); он не может взять с собой Катерину: «Не по своей воле еду я: дядя посылает…» (д.5-е, явл.3-е). То есть здесь тоже проявляется полнейшая бесхарактерность; Борису уже нечего терять, но всё также боится перечить дяде). - Таким образом, Борис слаб, бесхарактерен, нерешителен, несмотря на всю свою образованность, на жизнь в столице, где в то время было много передовых людей. Но он покоряется «тёмному царству», не решается идти против. Кудряш – единственный в городе, кто не боится перечить Дикому, в разговоре ведёт себя развязно, бойко, смело, хвалится своей удалью, знанием «купеческого заведения», волокитством («Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит я его не боюсь, а пущай же он меня боится…уж я перед ним рабствовать не стану» - д.1-е, явл.1-е). - Итак, мы видим вроде бы смелого молодого человека, но давайте посмотрим, так ли он смел. Как Кудряш ведёт себя при встрече с Варварой? (Кудряш боится «не хватится ли мать», то есть он не хочет, чтобы его в чём-нибудь уличили). - Таким образом, Кудряш на первый взгляд бойкий молодой человек, не боящийся сказать своё слово, но всё это показное. Варвара – дочь Кабанихи, она не лишена человеческих чувств: жалеет Катерину, любит её (д.1-е, явл.7-е). Но Варваре непонятны мысли Катерины; она хочет помочь Катерине увидеться с Борисом. Варвара говорит Катерине: «Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют что ль тебя? Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить?» (д.1-е, явл.6-е). - Как Варвара приспособилась к жизни в «тёмном царстве»? (Варвара научилась обманывать, хитрить: «…у нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (д.2-е, явл.2-е). Она понимает, что после замужества, ей придётся сидеть взаперти, поэтому Варваре хочется везде успеть, всё попробовать; она считает: «…по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (д.2-е, явл.2-е). Ей чужды мысли Катерины, её страхи о грехе. - Таким образом, Варвара - умная девушка, хитрая, но не лишённая человеческих чувств, - также ярко не протестует, она примирилась с «тёмным царством», найдя выход в обмане хозяев жизни. Тихон – купеческий сын, безволен, его образ соответствует имени Тихон, что означает «тихий». - Как складываются его отношения с матерью? (Кабаниха полностью обезволила сына. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться», - говорит ей Тихон (д.1-е, явл.5-е); «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!» (1-е, явл.5-е). - Как проявляет себя Тихон в отношении с женой? (В отношениях с женой Тихон добрый, робкий, хочет нормальных отношений, не стремится к тому, чтобы Катерина боялась его: «…с меня и того довольно, что она меня любит» (д.1-е, явл.5-е). В сцене прощания Тихон повторяет нравоучения маменьки, хотя сам не понимает, для чего это делает). - Что является «утешением» Тихона, как он примиряет себя с неволей? (Единственной отрадой Тихона является выпивка. Ему хочется уехать, потому что на свободе он уйдёт в загул, а вернувшись, снова будет покорным сыном. Он признаётся в сердцах Катерине: «…Я не чаю, как вырваться-то…» (д.2-е, явл.4-е). - Посмотрите, как Тихон относится к Катерине, узнав о её измене? (Тихон не держит злобу на Катерину, готов простить её: «Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь» (д.5-е, явл.1-е). 4.Составление таблицы.
5..Итог урока - Итак, сегодня мы рассмотрели образы жертв «тёмного царства», увидели, какими становятся люди, приспосабливаясь к нему, какое пагубное влияние на умы и души оказывает «тёмное царство», заставляет юлить и обманывать. И вполне закономерен конфликт между героями произведения. В чём он заключается? (Конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности). - Эта проблема была особенно актуальна в момент написания драмы «Гроза» (1859г.), потому что именно тогда начали возникать прогрессивные идеи в обществе, вопрос о свободе личности. 5.Задание на дом Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам). 1.Катерина и Кабаниха: д.1-е, явл.5-е; д.2-е, явл.5-е,7-е; д.4-е, явл.6-е 2.Катерина и Тихон: д.1-е, явл.5-е,6-е; д.2-е, явл.4-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е; д.5-е, явл.1-е 3.Катерина и Варвара: д.1-е, явл.7-е,8-е,9-е; д.2-е, явл.2-е, 9-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е 4.Катерина и Борис: д.3-е, сцена 2, явл.3-е; д.4-е, явл.4-е; д.5-е, явл.3-е. Урок №4 |