Главная страница
Навигация по странице:

  • Каноны семейного института древних русичей

  • Детство и отрочество А.Невского.

  • Семья А.Невского.

  • - патриотизм - социальная солидарность - гражданственность - верность семье, целомудрие

  • Список используемой литературы: 1.

  • А.Невский - семьянин. Реферат А.Невский. А. Невский семьянин


    Скачать 34.1 Kb.
    НазваниеА. Невский семьянин
    АнкорА.Невский - семьянин
    Дата17.11.2022
    Размер34.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат А.Невский.docx
    ТипРеферат
    #793129

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Тоншаевская вечерняя (сменная) школа»

    Шерстковский учебно-консультационный пункт

    (Нижегородская область, р.п.Тоншаево, ул.М.Горького, д.4)

    РЕФЕРАТ

    на тему «А.Невский – семьянин»

    Выполнила:

    Степаненко Светлана Михайловна

    учитель математики и информатики

    Возраст - 37 лет

    Телефон - 89519139437

    р.п.Тоншаево, 2021 г.

    План.

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Каноны семейного института древних русичей…………………………..4

    2.Детство и отрочество А.Невского…………………………………………..8

    3. Семья А.Невского…………………………………………………………..11

    Заключение…………………………………………………………………….14

    Список используемой литературы…………………………………………...16

    Введение.

    Александр Невский - новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

    Множество исследований посвящены военным успехам Невского, но мне же хочется рассказать о нём, как о простом человеке. Тема моего реферата «Александр Невский - семьянин».

    Каноны семейного института древних русичей.

    Семь веков отделяет нас от времени, в котором Русь еще не была столь велика во всех смыслах этого слова. Очень многое стерлось из памяти. Но благодаря исследованиям историков, многое из событий и жизни древних русичей удалось восстановить и вспомнить истоки духовного наследия российского народа.

    В тринадцатом веке Русь претерпевала потрясения, которые ставили её на грань быть или не быть государству. Главная цель государства – это сохранение целостности общества, сохранение через основополагающее   звено в строительстве и выживание государства и народа как нации- семьи. Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу? В семье передают знания и традиции, накопленные предыдущими поколениями. Даже когда ещё не существовало письменности и все знания передавались, буквально, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.

    С давних времён на Руси считали семью основой жизни. Семьи в те времена были большими, крепкими, многодетными. Это было нормой для средневекового общества. Детей рожали «сколько Бог даст». Выживали не все. Если детей было много, то прокормить, воспитать их было делом не простым. Жизнь детей в богатых и бедных семьях очень отличалась. Хотя было и много общего в воспитании. Девочек воспитывали как будущих жен, матерей, хозяек семьи, рукодельниц. Мальчики – будущие воины, защитники отечества, главы семейств. Семьи были большими, то есть не просто многодетными, в семьях жили дедушки, бабушки, жены сыновей, внуки и ещё кто ни будь. Так было проще выживать в трудных жизненных ситуациях. Группой легче охотится, обеспечивать безопасность.

    Не зря веками в народе существуют пословицы о крепкой, большой семье:

    - Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

    - Семья в куче, не страшна и туча.

    - Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Во времена Александра Невского семья представляла из себя жесткую иерархию - это было видно по тому, как семья рассаживалась за столом. Внутрисемейная иерархия строилась следующим образом.

    Глава семьи — отец. Он — «государь» в собственном доме: в его безоговорочном подчинении находились не только слуги и холопы, но и жена, дети, все домочадцы. В его обязанности, как супруга и отца, входило и «поучение» домашних. На нем лежит основная ответственность не только за материальное, но и духовное благополучие семьи. Власть отца непререкаема.

    - Отец наказывает, отец и хвалит.

    - Отца с матерью почитать – горя не знать.

    - Бог до людей, а отец до детей.

    Старший сын был наиболее авторитетным.

    - Доброе братство лучше богатства.

    - Нет друга супротив родного брата.

    - Старший брат как второй отец.

    После принятия Христианства нельзя было заключать более двух браков.

    Даже смерть одного из супругов не давала права оставшемуся заключать третий.

    - Выбирай жену на целый век.

    - Жена не рукавица – с руки не сбросишь.

    - Родители берегут дочь до венца, а муж жену – до конца.

    Решать внутрисемейные вопросы и вопросы жены с окружающим миром, как и право наказания за проступки принадлежало мужу.

    - Согласие да лад – в семье клад.

    - Ссора в своей семье - до первого взгляда.

    - У доброго мужа и жена досужа.

    Отношение к старшим в семье было особым — подчинение им беспрекословное и обязательное. Тех, кто пошел против воли родителей, изгоняли из дома и вычеркивали из рода семьи. Таких людей называли «извергами».

    - Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.

    - Добрые дети – дому венец, а злые – конец.

    - Отца с матерью не почитаешь, никого не уважаешь.

    И к обоим родителям — отцу и матери — предъявлялись требования разумной строгости в отношении к детям: «не озлобляй, наказуя, дитя, даруй ему ласку и доброту».

    - Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.

    - У молодого - сила, у старого – ум.

    - Родительское слово мимо не молвится.

    Вот так с помощь народной мудрости и веры  укреплялись каноны семейного института древних русичей.

    Христианское просвещение тоже сыграло очень важную роль в становлении семьи, как ячейки общества.

    Христианский подход к нравственности ничем не отличатся от общечеловеческого.

    В иерархии ценностей в древнерусском обществе периода княжения Александра Невского на первом месте находилось христианское про­свещение. В период средневековья именно церковь помогала формировать культуру народа как христианскую, создавая нравственную и духовную основы семьи как ячейки общества. Христианское просвещение стремилось дать народу духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем.

    Именно родителей, семью обязывали прививать ребенку любовь к добру и внутреннее чутьё, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны, умение отличить различные проявления добра и зла. Причем очень важно было привить любовь к Богу, веру в Бога и на наше отношение к Нему - на любви, благодарности, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитание будет шатким и непрочным. Достаточно распространен­ий формулой человеческого поведения на Руси являлась: «Чтобы сраму не было».

    Детство и отрочество А.Невского.

    Вот и семья Александра Невского была большой, полной выдающихся личностей, вершивших судьбы отечества и судьбу своих ближних.

    Мать Александра, княжеского рода (дочь Мстислава Удалого) Феодосия была женщиной доброй, заботливой женой и любящей матерью. Выйдя замуж за князя Ярослава Всеволодовича, она родила ему девять сыновей. Александр был вторым по рождению.

    Его отец – Ярослав Всеволодович (1191-1246), сын Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) княжил в Переславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами, с 1236 г. по 1238 г. княжил в Киеве, а с 1239 г. и по смерти был великим князем Владимирским. Отец Александра был человеком крутого нрава: с тем, кто не представлял ему серьезной опасности; и весьма покладистым, покорным, быстро смирявшим свою гордыню перед могучей силой.

    У деда Александра Невского было 12 детей, за что и получил он прозвище «Большое Гнездо». Из рассказов своего отца Александр крепко запомнил рассказы о прадеде Юрии Долгоруком, великом князе Киевском, который был младшим сыном самого Владимира Мономаха. Не лишним будет упомянуть, что Владимир Мономах был выдающимся Киевским князем, полководцем, законодателем и оратором.

    Корни семьи Александра Невского идут из самого Константинополя. От своих предков Александр унаследовал незаурядный ум.

    Изучая жизнь и деятельность Александра Ярославича, понимаешь, что семья – колыбель духовного рождения человека. Именно в семье закладывались основы личности.

    Детство и юность Александра большей частью протекали в Новгороде.

    Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. Книги были дороги, писались вручную на пергаменте и бересте, только через сто лет стали появляться бумажные книги.

    Юноша воспитывался под руководством боярина Федора Даниловича. Его обучали правилам поведения в обществе, грамоте, истории и чтению.

    Кроме всего будущий князь Новгородский и великий князь Владимирский, изучал иностранные языки - латинский, немецкий, татарский, а древнерусский знал в совершенстве.

    Для человека со знанием нескольких иностранных языков открыт весь мир. На сегодняшний день учеными доказано, что люди, владеющие двумя и более языками более внимательны, легче ориентируются в различных ситуации, у них улучшается память и интеллектуальный уровень, расширяется кругозор, повышаются способности к исполнению нескольких заданий одновременно, знание языков дает возможность общаться с широким кругом людей. Знание языков давало Александру возможность изучать различные договоры и грамоты Руси с иноземными странами, с вассальными княжествами, вольными городами и т.д.

    В городе Новгороде будущий полководец постигал азы ведения внутренней и внешней политики, нюансы дипломатического дела. А также все нюансы законодательства того времени, главным законодательным правовым документом была «Русская правда», написанная Владимиром Мономахом.

    Воспитание и образование Александра Невского шло по двум направлениям – военном и дипломатическом. 

    Отец развивал в нём стратегическое и тактическое мышление путем изучения жизни и деятельности полководцев прошлых времен – князей Святослава, Игоря, Олега, Владимира Мономаха и других не менее выдающихся стратегов.

    Особое место в процессе обучения Невского досталось освоению военной тактики и правилам ведения боя. Овладеть конным искусством, научиться использовать оружие, знать особенности конного и пеших строев – это целая наука. Всё это давалось Александру легко.

    Отец Александра загодя готовил его к ратному делу, брал его в свои военные походы. И Александр, находясь в боевом строю, был прекрасным наездником, мог делать до шести прицельных пусков стрел за одну минуту на расстояние 200 метров и многое другое. К 16 годам он отменно владел и копьем, и мечом.

    Согласно такой науке психологии, на формирование личности влияют следующие факторы:

    - наследственность;

    - окружающая среда, в которой рос человек;

    - личный опыт, полученный в ходе определенных жизненных ситуаций.

    Следовательно, семья – главный институт воспитания. По отцовской линии Александр унаследовал благоразумие, большой ум, рассудительность, а по материнской линии – «золотое сердце», доброту беззаветную храбрость, удаль. Все эти качества нужны были на Руси, в одну из ужаснейших эпох ее истории, и они соединились в Александре - в могучем характере, цельной личности.

    Полученные знания в будущем помогут князю подчинять своему влиянию бояр и простых людей, настроение которых в те времени могло быть непредсказуемым.

    Благодаря жёсткому воспитанию с малых лет у Александра сложился сильный характер. Семейное воспитание было своеобразным «учебником» для юного князя.

    Знакомясь с личностью Александра Невского в художественных произведениях, мы видим перед собой образ «христианина, гражданина и семьянина».

    Семья А.Невского.

    Александр Невский женился в 1239 году, сразу после победы над литовцами под Смоленском. Супругой князя стала Александра, дочь Брячислава Полоцкого. Как именно звали супругу Александра Невского, на которой он женился в 1239 году, известно не много.  Называют два имени: Параскева и Александра. Молодые венчались в храме святого Георгия в Торопце. Были ли они счастливы, ведь до брака муж и жена были совсем не знакомы и даже не видели друг друга. С самого начала их совместной жизни Александр узнал, что его жена отличается от других не только тем, что прекрасно образована, умеет скакать на коне, стрелять из лука, но она еще и тонкий политик, добрый советчик.

    Через год у них родился сын Василий. Позже жена подарила Александру еще троих сыновей: Дмитрия, Андрея и Даниила.  Также у княжеской пары была дочь Евдокия, которая впоследствии вышла замуж за Константина Ростиславича Смоленского.

    Можно предположить, что ни муж, ни жена в этом браке счастливы не были. Историки считают, что позднее князь мог завести себе зазнобу, известную под именем Васса. Вполне вероятно, что со временем Васса стала его законной супругой, ибо о смерти Александры Брячиславны тоже нет сведений, что позволяет говорить о возможной ее ссылке в монастырь. Некоторые же эксперты уверены, что Васса - монашеское имя Александры, ибо воцерковленный князь не мог так открыто порушить таинство венчания!

    Известно, что во время отлучек мужа, княгиня ловко управлялась и в тереме, и в Новгороде, а позже и в Переславле. Сыновья ее, кроме младшего, были взбалмошные. Старшего сына Василия отец посадил князем в Новгороде в 1252 году. Но тот не сумел найти общий язык с горожанами, и те его выгнали. Несостоявшийся князь уехала в Торжок, но отец, узнав об этом, прибыл в Новгород и вновь посадил на княжение своего сына. Однако старший сын решил поднять новгородцев на татарских послов, а те прибыли в город по инициативе Александра Невского, чтобы организовать перепись новгородского населения. То есть сын поднял восстание против своего отца. Поднять-то поднял, но характера не хватило его продолжить. Поэтому Василий бежал в Псков, откуда был изгнан отцом во Владимиро-Суздальское княжество. Там он и жил до конца жизни, пока тихо не умер от пьянства.

    Зато более деятельными сыновьями Александра Невского оказались Дмитрий и Андрей. Первый придерживался западнического направления, а второй полностью поддерживал Золотую Орду. Дмитрия отец посадил княжить в Новгороде в 1259 году. Но когда Александр Невский умер в 1263 году, новгородцы изгнали Дмитрия. Тот перебрался в Переславль-Залесский, а в 1276 году стал великим князем владимирским после смерти последнего из своих дядей.

    Андрей с 1276 года княжил в Костроме, но, будучи человеком честолюбивым, мечтал стать великим князем. Этого он мог добиться только с помощью Золотой Орды. А в ней в это время возникли серьёзные разногласия. Несмотря на союз с Ордой, князь Андрей не смог одолеть брата Дмитрия. В 1283 году братья помирились. Но через несколько лет опять рассорились. Хан Тохта дал Андрею в помощь своё войско. В 1293 году оно захватило город Владимир и разграбило его. Дмитрий бежал в Псков, а затем в Тверь, где умер в 1294 году. Андрей же стал великим князем владимирским. У современников этот человек не вызывал никаких добрых чувств. Считается, что он причинил много горя русской земле. Таким образом, старшие сыновья Александра Невского, никак не проявили себя выдающимися поступками и ничего не сделали для блага земли русской. 

    Что же касается самого младшего сына Даниила, то в 1263 году он стал князем московским. В то время это был крохотный городок в самой глуши Владимирского княжества. Считается, что именно князь Даниил являлся родоначальником московской линии Рюриков. Именно от него пошли князья и цари Московского государства.

    Следует сказать, что в отличии от своих гордых и своенравных братьев московский князь воевал совсем мало. Вместо того чтобы бряцать оружием, он расстраивал город, развивал земледелие, заводил различные ремёсла. Единственным завоеванием князя стал город Коломна, принадлежавший рязанским князьям. Завоевал его Даниил в 1301 году.

    Будучи человеком от природы миролюбивым, младший брат постоянно мирил своих воинственных старших братьев. Он приобрёл огромный авторитет и стал одним из самых влиятельных князей на Руси. Его даже приглашали в 1296 году княжить в Новгород Жена родила князю пятерых сыновей. Среди них вторым сыном был Иван Калита, сделавший Москву не только богатым и процветающим городом, но и духовным центром русской земли.

    К своей семье А.Невский относился бережно. В опасное время отправлял ее из неспокойного Новгорода в Витебск. Как это часто встречается, у великих родителей, дети не добиваются подобных успехов. Говорить о том, что в этом есть родительская вина, не приходится. Судить по судьбе сыновей Александра, о том, каким он был семьянином, сложно. Одно можно сказать с уверенностью. Александр Невский за всю свою жизнь не проиграл ни одной битвы. Возможно, одна из причин этого – надежный семейный тыл.

    Заключение.

    Я полагаю, что именно семья является основным носителем культурных примеров, передаваемых из поколения в поколение. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения.

    Семья – это воспитательная среда, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества.

    Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию у юношей базовых национальных ценностей, таких как:

    - патриотизм

    - социальная солидарность 

    - гражданственность

    - верность семье, целомудрие 

    - православие, как традиционная религия

    - искусство и литература

    - человечество (миролюбие).

    Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством, ни разу не потерпевший поражения в сражениях как воин и как талантливый полководец, выдающийся гражданин, и мудрый политик, отличный семьянин, христианин после своей смерти был канонизирован и причислен к лику святых.

    Александр Невский вызывал восхищение даже у своих врагов.

    Умер Александр Невский в 1263 году в городе Городец что на Волге, возвращаясь из Орды. «Солнце земли Русской», так назовет его митрополит Кирилл, узнав о кончине князя: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской».

    Жизнь Александра Невского – это духовно-нравственный пример как христианина, семьянина и гражданина для подрастающего поколения.

    Есть три важнейших слагаемых, которые выстраивают главное направление  в воспитании подрастающего поколения - сотрудничество семьи, школы и Церкви. Без их единомыслия и сотрудничества недостижимо  воспитание цельной личности.

    В современном мире, где научиться быть примерным семьянином, достойным сыном или дочерью своих родителей на примере окружающих людей очень сложно. Мы разучились жить по законам наших предков. Забыты прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни.

    Восстановление исторической памяти народа, воспитание духовно-нравственной личности – важнейшие из задач, которые в первую очередь, ложатся на плечи педагогов и родителей. Многие родители тоже нуждаются в просвещении, как в духовном, так и в гражданском. Долг и ответственность – то, что необходимо возродить в умах подрастающего поколения.

    Семья для успешного человека – это очень хорошая база для дальнейшего развития личности. Хорошая семья — это большая ценность. Человек не должен быть сиротой в нашем стремительно меняющемся мире он должен научиться любить ближнего своего, уважать старших, бережно относиться к природе, быть достойным гражданином своего Отечества, быть миролюбивым. Всё это даёт семья. Семья – это островок, где тебя ждут и любят, всегда поддержат, поймут и помогут. Важно чтобы у каждого человека была семья, надёжный тыл, как когда-то у А.Невского.

    Список используемой литературы:
    1. Ян В. Г. Юность полководца // К «последнему морю». Юность полководца. — М.: Правда, 1981. — С. 317—507.

    2. Васильев Б. Л. Александр Невский. — М.: Вагриус, 2004.

    3. Карамзин Н. М. История государства российского: в 12 т. / Н. М. Карамзин.- М.: Наука,1991.

    4. Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. – СПб.:ООО «Издательство «Полигон»,2002.

    5. Древняя Русь. От Рюрика до Ивана Грозного/ Ю.К.Школьник.- Москва:Эксмо,2014 – С.34-38.

    6. Ледовое побоище/Елена Беляева, Елена Новичкова.- М.:Лабиринт Пресс,2013


    написать администратору сайта