Евгений ОнегинКомпозиция. А. С. Пушкин Как автор представляет нам своего героя
Скачать 0.52 Mb.
|
Евгений Онегин А. С. Пушкин Как автор представляет нам своего героя? О чем лирические отступления 1 главы? Понравилось ли пушкинское повествование? Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах? Чем интересна деревня, в которой оказался герой? Как автор характеризует дружбу Онегина и Ленского? Чем отличаются Ольга и Татьяна? Каково семейство Лариных? Каким было первое свидание Онегина и Татьяны? Характер, чувства, особенности поведения Татьяны? В чем смысл сна Татьяны? Каково поведение героев во время дуэли? Как автор относится к событиям? Какова роль описания природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны и Ольги? Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились оба героя? Роман "Евгений Онегин" — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823-го по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался "на едином дыхании", а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст "Евгения Онегина". Некоторые стихотворения ("Демон", "Свободы сеятель пустынный...") возникли из черновиков романа. С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Реализм. Время создания романа, история замысла, первое издание (1833). «Это лучшее мое творение», - говорил Пушкин о романе. Литературная полемика вокруг романа. Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: Онегин - «умная ненужность», герои времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба - порождение помещичье-крепостнического строя. Писарев: Онегин - «Митрофанушка Простаков новой формации». Полемика, связанная с образом Онегина. Чья позиция ближе и понятнее вам и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным? По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина». 1)Онегин — Татьяна: *Знакомство — вечер у Лариных: Пора пришла, она влюбилась... *Разговор с няней, письмо к Онегину. *Через два дня объяснение в саду. *Сон Татьяны. Именины. *Татьяна приходит в дом Онегина. *Отъезд в Москву. *Встреча на балу в Петербурге через два года. *Вечер у Татьяны. Сомненья нет увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен... *Письмо к Татьяне. Объяснение. 2)Онегин — Ленский: *Знакомство в деревне: Сперва взаимной разногой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. *Разговор после вечера у Лариных: Неужто ты влюблен в меньшую? - А что? - Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. *Именины Татьяны: Онегин Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. Ленский: Две пули — больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его. *Дуэль. В романе две сюжетные линии: Глава первая — развернутая экспозиция Глава вторая — завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава третья — завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава шестая — дуэль (кульминация и развязка II линии). Глава восьмая — развязка I линии. Открытость романа — важная композиционная особенность. Необычность развязки — отсутствие определенности — два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден... А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел... : Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго... навсегда. Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм Композиция сюжета: Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение. При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя»,— говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина. Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме: А Татьяна остается верна себе: Я вас люблю (к чему лукавить?)... Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах). Ось симметрии — сон Татьяны (Глава пятая). Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава первая — Петербург — жизнь Онегина Глава вторая — деревня — жизнь Татьяны Основная композиционная единица романа — глава, — Каждая новая глава— новый этап в развитии сюжета. Строфа — более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли. Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я... Пред вами в муках замирать Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! Композиционная роль лирических отступлений. 1.Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени — посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности — убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума... Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом. 2. Разный размер лирических отступлений: от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава первая — LV1I—LX). 3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Конец главы первой: Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! 4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. Особенно много лирических отступлений в первой главе. 5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия: перед объяснением с Онегиным. перед сном Татьяны. перед дуэлью. 6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. Роль вставных элементов. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. Сон Татьяны — ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек — перед объяснением с Онегиным; сон — перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским. Композиционная роль пейзажа. Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны. В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел, стремглав... поскакал, стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода. Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине». Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа. Путь матери Татьяны Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно — поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Всё это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «лишний человек» идеал «русской души» «романтическое сознание» Объединяются автором = действующим лицом Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени. Автор: Незримо присутствует всегда и везде. Принимает участие в судьбе героев. Делится с читателем своими мыслями и чувствами. Рассуждает о нравах и морали общества.
служит для развития основного конфликта романа не развивается, помогает Татьяне понять Онегина
Анитипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой» = лирические отступления - составная часть сюжета
Онегин - Татьяна Ленский - Ольга главное действующее лицо - повествователь = «онегинская строфа». "Евгений Онегин" выглядит как роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба — излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа "онегинской" строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными — мужские). Свою лиру Автор назвал "болтливой", подчеркнув "свободный" характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи — от "высокого , книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне". 14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием): Хранили многие страницы а Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицы а Устремлены на них живей b Татьяна видит с трепетаньем, с Какою мыслью, замечаньем с - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает е Черты его карандаша, f-кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражает е То кратким словом, то крестом,g - куплет То вопросительным крючком, g Онегинская строфа, написанная 4-стопным ямбом, гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: —эпические, повествовательные: Ещё амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Ещё усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Ещё не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать... А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он. —разговорные. Хранили многие страницы А Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицы А Устремлены на них живей b Татьяна видит с трепетаньем, С Какою мыслью, замечаньем С - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает Е Черты его карандаша, f-кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражает е Е То кратким словом, то крестом g - куплет То вопросительным крючком, g Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек Происхождение онегинской строфы. «Евгений Онегин» — роман-эксперимент. Белинский говорил, что это «роман, в стихах, когда порядочного романа в прозе не было». Жанр «свободного романа» в соединении с онегинской строфой позволяет плавно переходить от эпического повествования к лирическим отступлениям. Одна из гипотез: был объявлен конкурс на лучший проект храма Христа Спасителя. Молодой архитектор Витберг предложил свой проект. Предполагается, что в онегинской строфе закодирован план Витберга. Композиционная роль строфы. Строфа — единица композиции. — Каждая строфа — законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Но есть строфы, которые как бы незакончены, их окончание переносится в следующую строфу. Таким образом автор привлекает внимание читателя к тому или иному действию, той или иной мысли. Например, «бегство» Татьяны в третьей главе (XXXVIII— XXXIX). — Каждая онегинская строфа — определенный элемент в движении сюжета . |