Главная страница
Навигация по странице:

  • Бухатаева Галия Жумашкеновна Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz Сегодня на уроке вы будете

  • Тематический словарь урока

  • Антитеза [а н т’ и т э з а]

  • Чтение фрагментов из монолога Сальери (сцена 1)

  • Слава, известность Примерный ответ. Вывод о теме и основной мысли прочитанного фрагмента.

  • (Играет.) Сальери Ты с этим шёл ко мне И мог остановиться у трактира И слушать скрыпача слепого! — Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя.Моцарт

  • Сальери Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я. Сальери

  • Моцарт Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравилСальери Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого.Моцарт

  • Сальери Ты думаешь(Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же. Примерный ответ

  • Сальери

  • Объяснение пунктуации: В данном предложении три придаточных с однородным подчинением: все три придаточных отвечают на вопрос несмотря на что

  • Задание 3

  • Я зависти не знал

  • Задание 4 Гений и злодейство – две вещи несовместные

  • Примерный ответ Позиция

  • Рефлексия Учебное задание

  • Баршаға қолжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем! Заманауи технология Білімді бағалау

  • Урок 2 А.С. Пушкин Моцарт и Сальери 10 класс. А. С. Пушкин. Трагедия Моцарт и Сальери


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеА. С. Пушкин. Трагедия Моцарт и Сальери
    АнкорУрок 2 А.С. Пушкин Моцарт и Сальери 10 класс.pptx
    Дата06.02.2023
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаУрок 2 А.С. Пушкин Моцарт и Сальери 10 класс.pptx
    ТипУрок
    #923305

    Тема: А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

    «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

    10 класс

    учитель русского языка и литературы

    Бухатаева Галия Жумашкеновна

    Центр модернизации образования г. Нур-Султан

    www.astana-modern.kz

    Сегодня на уроке вы будете:

    - сравнивать двух героев на основе анализа их мыслей и поступков;

    - создавать аргументированное высказывание на основе сопоставления образов;

    - писать текст – рассуждение на основе проблемного вопроса.


    Тематический словарь урока




    Конфликт — это столкновение разных интересов, разных нравственных установок, разных характеров и темпераментов. Антитеза [а н т’ и т э з а] - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

    Искусство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.

    Тала́нт — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

     Ремесло – 1.требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом.

    2. перен. - Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону (словарь Ефремовой).

    Чтение фрагментов из монолога Сальери (сцена 1)



    Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слёзы Невольные и сладкие текли.

    Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству;

    Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушённый, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слёзы вдохновенья, Я жёг мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с лёгким дымом исчезали.

    Чтение фрагментов из монолога Сальери (сцена 1)



    Усильным, напряжённым постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия своим созданьям. Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! — ниже, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан, Ниже, когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки.

    Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеёй, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно? Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. — О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

    Задание 1





    Найдите в монологе цитаты, в которых Сальери размышляет о соотношении в искусстве таланта и ремесла. Запишите цитаты в диаграмму Венна. На основе выписанных цитат сделайте вывод об основной мысли и теме прочитанного фрагмента.

    Искусство-ремесло

    Искусство - талант

    Примерный ответ

    Искусство-ремесло

    Искусство - талант

    Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник:

    перстам Придал послушную, сухую беглость…Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп.

    Поверил Я алгеброй гармонию…Я стал творить, позабыв и сон и пищу…

    Священный дар…

    бессмертный гений… - не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан –

    А озаряет голову….

    Слава,

    известность

    Примерный ответ. Вывод о теме и основной мысли прочитанного фрагмента.


    С детских лет влюблённый в музыку, умеющий тонко чувствовать её красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы её создания. Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на вершину славы, известности. На такой же вершине славы и известности оказался Моцарт, но этого он добился легко, благодаря священному дару, бессмертной гениальности, которые даны ему не в качестве награды за огромный труд, а случайно, при рождении. Сальери признается, что он «глубоко» завидует таланту Моцарта. Назревает внутренний конфликт.

    Задание 2




    Прочитайте отрывки из диалога, предшествующего решению Сальери совершить злодейство - отравить Моцарта. Дайте характеристику главным героям. Какой художественный приём использует автор для создания литературных образов? Отразите в литературной схеме свои наблюдения над текстом пьесы.

    гений

    злодейство

    Моцарт

    Сальери



    Сальери

    Что ты мне принёс?

    Моцарт

    Нет — так; безделицу. Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня их я набросал…

    (Играет.)

    Сальери

    Ты с этим шёл ко мне И мог остановиться у трактира И слушать скрыпача слепого! — Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

    Моцарт

    Что ж, хорошо?

    Сальери

    Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я.

    Сальери

    Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить — не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой.... Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падёт опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нём? Как некий херувим, Он несколько занёс нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

    Вот яд, последний дар моей Изоры.



    Моцарт

    Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?

    Сальери

    Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого.

    Моцарт

    Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?

    Сальери

    Ты думаешь?

    (Бросает яд в стакан Моцарта.)

    Ну, пей же.

    Примерный ответ


    гений

    злодейство

    Пьеса Пушкина построена на антитезе, противопоставляются мысли и поступки героев

    Моцарт

    Талантлив: легко сочиняет музыку, весел, беспечен, жизнелюбив, открыт и доверчив, ценит дружбу,

    искренне верит в то, что гении не способны на злодейство.

    Сальери

    Угрюм, невесел, завистлив. Осознает, что завидует настоящему гению. Зависть мучает, не дает покоя и толкает его на злодейство.

    Консультация




    Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

    Запятая ставится:

    - если придаточные предложения присоединены по способу последовательного и параллельного подчинения (схемы 1,2);
    • если придаточные предложения однородные и между ними нет сочинительных союзов (схема 3).

    • Запятая не ставится:

      - если однородные придаточные связаны между собой сочинительными союзами (схема 4)

    Пример из текста:




    И никогда на шёпот искушенья

    Не преклонился я, хоть я не трус,

    Хотя обиду чувствую глубоко,

    Хоть мало жизнь люблю.

    [ ], (хоть ), (хотя ), (хотя ) .

    Объяснение пунктуации:

    В данном предложении три придаточных с однородным подчинением: все три придаточных отвечают на вопрос несмотря на что? Запятыми отделяется каждая часть СПП, так как между ними нет сочинительных союзов.

     

    Задание 3

    Найдите в тексте (в монологе Сальери) СПП с несколькими придаточными и объясните пунктуацию

    Верный ответ

    Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! — ниже, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан,

    Когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки.

    [ ], (когда ), (когда ).

    СПП с двумя придаточными предложениями однородного подчинения:

    Я зависти не знал, (когда?) когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан,

    (когда?) Когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки.

    Запятые отделяют придаточные, потому что между ними нет сочинительного союза.

    Задание 4

    Гений и злодейство – две вещи несовместные?

    Сформулируйте утверждение, на основе которого напишите

    эссе-рассуждение, применяя прием ПОПС – формулы. Используйте в тексте СПП с несколькими придаточными.

    Позиция – Я считаю, что…

    Обоснование – Потому что….

    Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста…

    Следствие – Из вышесказанного следует, что…

    Примерный ответ

    Позиция - Я считаю, что гений не способен совершить злодейство.

    Обоснование - Потому что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, гуманен, обладает тонкой душой, чистыми помыслами, совершает не разрушительные, а созидательные деяния. Персонаж трагедии Моцарт был уверен, что Сальери , как и он – гений, что он не способен на злодейство.

    Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста: «Он же [Бомарше] гений,/ Как ты да я», «За твое/ Здоровье, друг, за искренний союз,/ Связующий Моцарта и Сальери,/ Двух сыновей гармонии».

    Следствие – Итак, если Сальери совершает злодейство, убив гения из-за зависти, то он не гений, и я ещё больше убеждаюсь в том, что гений и злодейство - две вещи несовместные.

    Рефлексия


    Учебное задание


    Урок окончен! До встречи на следующем уроке.

    Посмотрите художественный фильм «Амадей» (1979) по сценарию Питера Шеффера. Режиссер – Милош Форман. Как кино соотносится с литературой?

    Баршаға қолжетімді, сапалы білім!

    Качественное образование,

    доступное всем!

    Заманауи технология

    Білімді бағалау

    Қол

    жетімді

    Цифрлы Қазақстан

    Дербес оқыту

    Нәтижелі

    Тиімді

    Үш тілді


    написать администратору сайта