Главная страница
Навигация по странице:

  • «Золотой век» русской литературы XIX века

  • Поэзия. Поэзия 19-ого века. А. С. Пушкин занимает ведущее место среди гениальных поэтов. Он считается родоначальником русского литературного языка. Положил начало развитию реалистического искусства


    Скачать 19.56 Kb.
    НазваниеА. С. Пушкин занимает ведущее место среди гениальных поэтов. Он считается родоначальником русского литературного языка. Положил начало развитию реалистического искусства
    АнкорПоэзия
    Дата02.09.2021
    Размер19.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоэзия 19-ого века.docx
    ТипЗакон
    #229003

    19 век - золотой век русской поэзии. Он объединяет имена В. Жуковского и К. Батюшкова,  Е. Баратынского и Н. Некрасова. Закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева, а центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.  

    В поэзии 19 века появляются поэты-народники, ратующие за кардинальные изменения в обществе.

    Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский - основоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания.

    А.С. Пушкин занимает ведущее место среди  гениальных поэтов. Он считается родоначальником русского литературного языка. Положил начало развитию реалистического искусства.

    М. Ю. Лермонтов. В лирике Лермонтова имеются черты романтизма, его творчество  положило начало литературному направлению символизм.

    А. Н. Плещеев - основоположник революционной лирики. Известен и как переводчик.   А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

    И. З. Суриков - представитель  "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник.

    И.С. Никитин сочетал  темы социальные и  лирические. Он писал о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

    А.А. Фет - один из основоположников направления "чистого искусства".  Он воспевал мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. Немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

    А.Н.Майков и А.К. Толстой.  В творчестве обоих  представлена историческая тема. А. Майков  тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой - к истории российской.

    Н.А. Некрасов - великий русский поэт. Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

    Ф.И. Тютчев. Его творчество сродни творчеству А.С.Пушкина. Оно ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

    В русской поэзии XIX века  сосуществовали два главных направления: реалистическое ( Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев) и   "чистого искусства" (А. Фет, А. Майков, А. Толстой и Ф. Тютчев).  

    Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

    Поэт 19 века становился настоящий гласом простого народа. В поэтических произведениях причудливо соединялись политические взгляды, философские догмы и эстетика.

    Первую треть 19 века принято называть Золотым веком российской поэзии. Точкой отсчета Золотого века считают стихи Василия Жуковского и Константина Батюшкова. Однако центральной фигурой всей поэзии 19 века единогласно принято считать Александра Пушкина. К пушкинской плеяде можно отнести:

    • Петра Вяземского;

    • Ивана Крылова;

    • Кондратия Рылеева;

    • Евгения Баратынского.

    В центре поэзии 19 века стоит личность. Поэты старались досконально показать душу человека, подвергнуть психологическому анализу его поступки. Особенно четко это наблюдается в лирических произведениях Михаила Лермонтова. В 40-е годы 19 столетия все более распространяется критический реализм. Поэты стали настоящим голосом народа. В своих стихах они описывали протест от лица всех униженных и оскорбленных слоев населения.

    Получает развитие декабристская лирика. Произведения декабристов носили острую социально-политическую окраску. Они боролись против самодержавного строя и выступали против крепостнического лада. Самым ярким представителем поэтов-декабристов является Кондратий Рылеев, казненный после Декабрьского восстания.

    Во второй половине 19 века торжествовала лирика. Чтобы понять произведение, нужно было догадаться, какой же смысл скрыл автор в стихотворных стоках. Наиболее яркими представителями поэзии 19 века были:

    • Константин Феофанов;

    • Афанасий Фет;

    • Яков Полонский;

    • Алексей Толстой.

    Однако стоит отметить, что поэзия второй половины 19 века не находилась в выгодном положении. После смерти Пушкина и Лермонтова сложно было впечатлить новыми мыслями и стихотворным формами. Да и люди больше обращались не к стихам, а к прозе. Поэзия условно разделялась на гражданскую (о проблемах простого народа) и чистую (искусство ради искусства, воспевание идеального бытия).

    «Золотой век» русской литературы XIX века
    19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

    Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

    А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

    Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

    А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».


    написать администратору сайта