Главная страница

унт. А сказка б предание в легенда


Скачать 250 Kb.
НазваниеА сказка б предание в легенда
Дата06.06.2018
Размер250 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаунт.doc
ТипСказка
#46163
страница3 из 5
1   2   3   4   5

16. Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота . В основе святочных обрядов магия первого дня года: обряды совершаемые в это время года по мнению исполнителей, должны были действовать в определённом направлении на протяжении всего года.

Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действия, имеющие магические смысл. Одним из самых замечательных явлений святочных праздников было колядование- это хождение по дворам с пением новогодних песен, которые назывались колядами. За эти песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками - праздничными угощениями.

Коляда, коляда»

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику

Или курочку с хохлом!

Петушка с гребешком…

Следующим за святками большим годовым праздником была масленица.

Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжающийся целую неделю Причём, это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масленичной недели.Понедельник -назывался «встречен» - это начало праздника. Вторник - «заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания. Среда - «Лакомка» она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами. Четверг - называли «разгулом», «переломом», «широким четвергом», на этот день приходилась середина веселья и гульбы. Пятница - «тёщины вечера», зятья угощали тёщ. Суббота - «золовкины посиделки», молодые невестки принимали родных в гости. Воскресение - это «проводы», «целовник», «прощальный день» коней масленичного веселья.Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Мас-леничная еда имела обрядово ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет весь год.Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали на шест и с песнями водили на санях по деревне. Затем чучело - Масленицу ставили на снежной горе и где проходили игры и катания на санях

18.Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие),юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».
Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.
«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.
«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.
Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.
Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.
Частушка, как элемент народной речи, имеет особенности, присущие этой речи.
Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах.
Еще одна особенность некоторых частушек при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна.
Композиционному единству частушек способствуют тавтология, синонимия, ассонансы, аллитерация, повторы и др. Они выделяют в поэтическом тексте главное, способствуют созданию определенного эмоционального настроя. Вместе с тем в частушках используются сравнения, эпитеты, гиперболы.

23.После святок большим праздником была Масленица, длившаяся неделю.С масленичными обрядами связано пение особых песен. Встреча Масленицы сопровождалась пением песни, которая становилась порой величанием(«Наша Масленица годовая, ена гостья дорогая..»). Эти песни позднего происхождения, но их традиции идут от древнейшего фольклора. В них сохранён общий «план» мотива-прославление-величание Масленицы,как живого существа. Песни, которые пелись на проводах Масленицы имеют осудительный тон,в них выражалось сожаление, что Масленица кончилась так скоро.

Масленичные песни имеют вопросно-ответную композицию, их нередко исполняли 2 полухора: один спрашивал, другой отвечал. Характеризуются масленичные песни своим соотношением обрядово-магических и художественных компонентов. Пение, как правило, сводится к пояснению обряда, а свободные художественные элементы минимальны, не развиты.Часто масленичные песни соединяли с лирическими и плясовыми, шуточными, но собственно масленичные мотивы при этом удерживались в пределах обрядности.

С празднованием обновления природы связано исполнение веснянок. Веснянка-это песенная закличка раннего прихода весны.Закличка обращена к жаворонку, кулику, «матушке весне».В веснянках высказывали надежду на удачное хлебородное лето и здоровье. Петь веснянки начинали с первых чисел марта.Их исполнение именуется кликанием весны. Эмоциональный строй веснянок выразился в обилии уменьшительно-ласкательных слов:летечко,жаворонушки,сошечка,бороночка, колосочек,пирожочек и т.д.Синтаксический параллелизм становится важным организующим началом стиха.Каждый член «параллели» составляет стих ,оканчивающийся одной и той же рифмой или созвучием: «Со льном высоким, с корнем глубоким».Стих веснянок – короткий,энергично-призывный.Мелодии же веснянок поются в быстром темпе,почти речитативном,с отчетливой передачей слов,которыми заканчиваются строчки, что отвечает призывно-повелительному строю пения.Как и масленичным песням,весенним закличкам свойственна вопросно-ответная композиция.

На середину Великого поста приходилось исполнение «среднокрестных» песен и преимущественно детских приговоров.Вошло в обыкновение печь кресты,которые хранили до весеннего выезда в поле,крошили в семена, предназначенные для посева.Как при колядовании, дети ходили по дворам и обирали испечённые кресты,приговаривая: «Половина говения переломилася, а другая в овраг покатилася..»

В «святую» пасхальную неделю крестьяне ходили смотреть на утреннюю игру солнца,и в связи с этим возникло множество примет,например: если в четверг и пятницу Страстной недели «солнце пекет», то год будет добрый.Или же смотрели на звезды:частые звезды-много ягод будет.

Важен связью с календарной магией обряд сеяния хлеба: «…чтобы урожай был, ситом сеют»

В дни весенних праздников обычай требовал поминать умерших веселой тризной-так называемыми радованскими поминками.Обряд обязывал женихов и невест испрашивать благословения на брак у покойных родителей.

Начало весенней пахоты сопрягалось с полным осознанием важности момента. В это время издавна совершались обряды и действия, в которых неизменно присутствовала продуцирующая и обрядная магия.Кроме заговоров и заклинаний, она составила исходную основу многообразных весенних игр-хороводов - радуницких(понедельник Фоминой недели), георгиевских(23 апреля), никольских(9 мая).К хороводным причисляют все песни,исполняемые в карагоде.В хороводе пелась любая песня,если ее характер отвечал теме хороводного веселья, а ритм-движению.Хоровод делится на 2 группы,которые становятся лицом к лицу,и попеременно,сначала одна,потом другая,то продвигаясь,то отступая назад всей линией,поют по 1 стиху.С течением времени хоровод стал развлекательным мероприятием.

Хоровод также воссоздаёт удачную охоту на промысловых зверей.Подобного рода хороводы называли заиньками.Значительная часть хороводов развивает тему брака.Наборные или сборные песни,скликающие на хороводную игру, содержат не только приглашение молодцу и девице принять участие в хороводной игре,но и тему выбора невесты.

В членении хороводной песни на части,а также во внутренней организации частей наблюдается «параллелизм строф» - повторение из строфы в строфу сюжетной ситуации и соответствующих стилистических формул.Также хороводные многократно повторяют глаголы в форме повелительного наклонения,которые составляют основу образно-стилистической организации всей песни.Поэтика хороводных песен воспроизводит разнообразные формы сценически-игровых диалогов: противоположными сторонами исполнителями выступают либо 2 полухора, либо хор и ведущий солист.В песнях строго выражен предметно-тематический подбор деталей:устойчивы упоминания травы-муравы, поцелуев парней и девушек,упоминаются нарядные одежды и украшения участников хоровода-ленты,сафьяновые сапоги парней и т.д.Вариант 2Приход весны ждали и активно воздействовали на её быстрейший приход. Из теста пекли жаворонков и дети бегали с ниш по улице и праздновали Весну. Девушки пели специальные «песни-веснянки». Издревле считалось, что Герасим-грачевник пригоняет с теплых стран первых вешних птиц — грачей. Верили, что если грачи прямо на старые гнезда летят, то весна будет дружной: полная вода сбежит вся разом. В этот день деревенские ребятишки бегали к деревьям с прошлогодними грачиными гнездами — "грачей следить". Бытовало еще одно интересное поверье, относящееся этому дню. В народе говорили: "Герасим-грачевник не одного грача на Русь ведет, а и со Святой Руси кикимору гонит",. Кикимора — злой дух дома, и если облюбует она чей-нибудь двор, то не избежать хозяевам беды. Одна защита — на Герасимов день попросить знахаря об изгнании непрошенной гостьи. Изгнание совершалось с особыми заговорами. Накануне обряда хозяева перебирались к соседям, оставляя дом в полном распоряжении знахаря. Он обметал все углы, выгребал золу из подпечка и оставался в избе до самого вечера. Последний день пасхальной недели называли Красной горкой. Еще в дохристианские времена на Руси весной отмечали Красную горку). Праздник проводился на возвышенностиПо всем холмам зажигались в этот день священные костры в честь Дажьбога. Слова "Красная горка" означали для людей весну с ее красным солнышком. В одних краях Красною горкою называли первое воскресение после Пасхи, в других — Юрьев день, но везде так величалась весенняя пора, удобная для свадеб, свободная пока от тяжелого земледельческого труда. Егорьев (Юрьев) день. Он считался днем окончательного торжества весны над зимой, Юрьев день вообще - день первого выгона скота в поле. .Дети в этот день обходили дома, "кликали Егория" специальными закличками, желающими блага скоту, за что получали гостинцы. С Егорьева дня начинали водить хороводы - древние обрядовые танцы, связанные с символикой магического круга-оберега и солнца. При этом могли исполняться песни магического содержания, заклинающие плодородие.Окончательно утверждалось тепло с вешнего Николы (9/22 мая). С этого времени сев яровых начинался и на севере. Следующий день - Симона Зилота Впрочем, в некоторых местностях в этот день землю считали именинницей: пахать запрещалось.

24.Первые записи русских народных сказок относятся к XVIII столетию. В начале XIX века народная сказка привлекает внимание многих русских писателей. В.А. Жуковский призывает своих друзей, учеников записать для него сказки; находясь в ссылке в Михайловском, А.С. Пушкин с восхищением слушает и записывает сказки, рассказанные любимой няней Ариной Радионовной; известный ученый-филолог В.И. Даль, публиковавший свои произведения под псевдонимом Казак Луганский, старательно собирал и качественно перерабатывал народные сказки. А в 1832 году выпускает их отдельным сборником. Под впечатлением только что появившихся сказок А.С. Пушкина приступает к исследованию сказок П.П. Ершов, написавший впоследствии "Конька - Горбунка".В чем же причина особого интереса русских писателей первой половины XIX века к сказке?Поиски народного героизма, мужества, отваги, патриотизма и гуманизма заставляли писателей обращаться к изучению мировозрения нравственных и эстетических ценностей народа. Складывавшиеся веками народные представления о жизни лушего всего отразились в устном народном творчестве: в легендах, преданиях, сказаниях, песнях, былинах. В этом и заключается главная причина обращения писателей к фольклору, в том числе и к народной сказки. При всей вымышленности и незамысловатости сюжета и фантастичности повествования, сказка выражала активное отношение к жизни, утверждала торжество добра и справедливости, победу героя над всеми невзгодами. Сказочный вымысел всегда подчинен идее произведения, морали, которые обращены к действительности. Да и сами явления реальной жизни отражались в народных сказках.

26 вопрос

Песни о Степане Разине. Исторические песни, возникшие под влиянием разинского восстания, являются самым крупным циклом второй половины XVII века. В песнях этого цикла поэтическая сторона изображения заметно преобладает над конкретностью политической проблематики. Песни стремятся передать красоту вольной жизни, наполненной борьбой, красоту даже самой гибели в этой борьбе. Сподвижники Разина не хотят, чтобы их считали разбойниками, они понимают классовую сущность борьбы.

В песнях рассказывается о победах восставших, о том, как разинцы берут города (Астрахань, Яицкий городок), о их плавании по Каспийскому морю, по Волге, отражена и жестокая расправа Разина с «губернаторами»:

В песенном образе Степана Разина причудливо сочетаются черты реальные и фантастические. Разин – колдун, чародей, волшебник, его и «пулечка не тронет», и «ядрышко не возьмет», никакая тюрьма его не удержит, нарисует он углем на стене лодку, сядет в лодку, плеснет водой, разольется вода от тюрьмы до Волги. Песни рисуют Разина и в лирических раздумьях, за советом он обращается к русской природе
Весьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Народ поддерживает Разина, что придает циклу значительную социальную сущность. Сподвижники Разина совершают военные подвиги, берут города, побеждают войска, посланные против восставших. Бояре и воеводы изображены сатирически, они трусливы, но обуреваемы жестокостью и жадностью. Несколько песен рассказывают о разгроме восстания и казни Степана Разина, они очень лиричны, в них используются символические образы: «поползли туманы», «погорели леса», «помутился славный тихий Дон». Народ не хотел верить в гибель своего вождя, поэтому Разину приписывается создание песни «Схороните меня, братцы, между трех дорог...», являющейся завещанием потомкам. В народном творчестве долго бытовали легенды о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способствовал тому, что в русской исторической песне лирическое начало получило значительное развитие и стало равнодействующим с повествовательным.

Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинскому циклу, хотя некоторые сюжеты перерабатываются, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, народное поэтическое сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга. Пугачевские песни более реалистичны, в них нет фантастических элементов, нет мотивов романтической удали. Идея классовой непримиримости по отношению к угнетателям прекрасно выражена в песне «Судил тут граф Панин вора Пугачева», в которой описана встреча Панина с посаженным в клетку Пугачевым. Народный герой остается не сломленным, он сам может судить Панина, который боится закованного Пугача. Образы в этой песне – типичные образы антагонистических социальных сил.
Пугачев рисуется в песнях народным заступником, который отбирает «землю у богатых, скотину» и все это отдает даром беднякам. Политическая направленность песен о Пугачеве яснее, чем в песнях о Разине, в них прослеживается связь с крестьянской поэзией, с казачьими песнями, в них можно отметить и влияние творчества горнозаводских рабочих («Уж ты, ворон сизокрылый...»). Песни о Пугачеве создавались не только русским народом, ведь в восстании принимали участие все народы Поволжья. В устном творчестве башкир, татар, чувашей также есть произведения о Пугачевском восстании. Смерть Пугачева вызвала трогательную песню, напоминающую похоронный плач.
В песенном фольклоре о Пугачеве ощутимы не только сильные, но и слабые стороны крестьянского движения, стихийность и неорганизованность восстания. Идеи крестьянской войны под руководством Пугачева отражены и в других фольклорных жанрах: в лирических «разбойничьих» песнях, в народной драме.
27. Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки: "На одном вече, да не одни речи", "Тетиву натягивает, а стрела не летит".

В течение многих веков накапливались в языке народа афористические изречения и образные выражения, эти, по словам М.Шолохова, "сгустки разума и знания жизни".

Различия между пословицами и поговорками — в их грамматической и логической форме. Первые строятся как законченные предложения, завершенные суждения: "Коса — девичья краса". Поговорка — это нечто не "созревшее", но имеющее возможность перейти в конечную форму: "Биться лбом о стену", но "Лбом стены не прошибешь".

Существуют и приговорки, не имеющие дидактического значения: "Начать, да кончить", "Маши на все гроши!", "Была не была", "Ешь калачи, да поменьше лопочи".

Многие поговорки и приговорки несут в себе юмористический или сатирический оттенок: "Проходи вперед, где веник живет", "Быть тебе в раю, где горшки обжигают", "Твоя потеха — людям помеха".

К числу поговорок, зародившихся в народной среде, следует отнести и афоризмы книжного происхождения. Они по своему строению мало отличаются от пословиц, но опираются на литературные понятия: "Исключение подтверждает правило", "Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли".

Пословицы и поговорки — источник знаний о взглядах и представлениях, как они формировались в сознании людей разных эпох. Это история общественной мысли. Только дикость и невежество, по словам Пушкина, "не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим". Они не только памятник народной мысли и народного языка (как, скажем, "Слово о полку Игореве"), но и живое наследие, входящее в нашу речь. Они постоянно развиваются, совершенствуются, обретают иные контексты, иные значения. И обладают непререкаемым авторитетом.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта