унт. А сказка б предание в легенда
Скачать 250 Kb.
|
28 вопрос.Устное народное творчество летнего цикла является продолжением годовой календарной обрядности. Давние предки-славяне праздновали приход лета с наступлением теплаЛетний цикл народного творчества представляет целостную систему обрядово-поэтических действ, которая уходит корнями в седую давность. Как и в другие периоды года, летние ритуалы были тесно связаны с древнейшими культами и верованиями, древней мифологией. Центральный праздник - Купала, а все другие передуют ему, считаются своеобразным приготовлением, с нарастающей силой проявляют полное господство лета на земле.Хотя четкой границы между весенними и летними ритуалами нет, условно началом празднований летнего цикла можно считать день Рая.Его основу представляет давний миф о вратаре Рая, который ключами открывает небесные ворота, выпуская на землю росу. Этот день был праздником первого выгона скота на пастбища, поэтому сохранил много черт тотемизма. К этому праздника все здания в селе, ворота и улицы «клечались» - т.е. украшались зеленью. Это, по мнению древних людей, должно было отгонять нечистую силу и было связано с растительной магией и верой в то, что «замаеванием» человек помогает земле быстрее покрываться зеленью. Этот день считался началом празднования Русалий, которые знаменовали полное завершение весны и наступление лета. Праздник Русалий у славян, как и у других европейских народов, сопровождался разнообразными гуляниями и играми молодежи. Они проводились, как правило, не возле воды, а среди лесов или рощ.По христианской традиции на период Зеленых праздников приходятся два праздника - Вознесение Иисуса и Пятидесятница (Троица) – послание Святого Духа на землю - соответственно 40-й и 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. Поэтому церковными произведениями этого времени являются троицкие песни. Но, как во многих других случаях, элементы языческой обрядности слились с церковными обычаями.На троицу Девушки, целыми деревнями, отправлялись на берег реки завивать березки, играть, пировать. Для этого они пекли лепешки, запасали лакомства. На березки вешали венки, по которым каждая гадала о своей судьбе, бросая их в воду в самый Троицын день. После пиршества начинали водить хороводы, которые почитались за магическое действо для увеличения урожая. После Троицы и до Успения (15 августа/28 августа) прекращались хороводные игры. Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными "березке-березоньке", которой воздавались почести как живому олицетворению древней богини весны. После Русалий наступала Петровка - пора наиболее длинных в году дней и коротких ночей, которая завершалась на Купала. Праздник Купала был чуть ли не важнейшим во всей календарно-обрядовой системе. В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния когда дневное светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), включают сбор целебных трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные гуляния вокруг купальского костра в ожидании "игры солнца". В народе верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились собрать их.. В эту ночь не полагалось спать, поскольку ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят во всю Мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. В лесу шалит Леший — пугает и заводит в чащобу. Именины Водяных приходятся именно на этот день, посему стремятся они затащить человека в воду, чтобы не мешали ему отмечать торжество и не мутили воду. Кроме целебных трав, в ночь на Ивана Купалу народное суеверие советует искать лютый корень, любисток-траву, перелет-траву, разрыв-траву. Верили, что с помощью paзрыв-травы можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать преграды.Сказывали также, что в ночь на Ивана Купалу (в самую короткую ночь в году) цветет папоротникСчиталось, что человек, которому удалось раздобыть этот цветок, приобретает магические знания и умения: Для того чтобы добыть цветок папоротника, надо было накануне светлого праздника Купалы отправиться в лес, захватив с собой скатерть и нож. Найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения. Лишь только загорится цветок, тотчас сорвать его и спешить домой, накрывши себя скатертью, а дома тем же самым ножом разрезать палец или ладонь руки и в сделанную рану вложить цветок. Тогда все тайное и скрытое станет ведомо и доступно.Но нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный цветок папоротника, ведьмы и колдуны стараются спрятать его. На смельчака, решившего отыскать заветный цветок, нечистая сила наводит беспробудный сон или необоримый страх. Около папоротника в эту пору полным-полно змей. Стоит сорвать цветок — земля под ногами начинает колебаться, раздаются удары грома, блистает молния, воют ветры, слышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле. Пока не добудешь цветок, Боже упаси выступать из круговой черты или оглядываться по сторонам.С купальной ночью связан романтический обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами или лучиной. Венки сплетали из Ивана-да-Марьи или купального цветка. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого венок заплывет дальше всех — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь. Илья пророк. Начиналась жатва. Считалось, что первый сноп обладает магической силой: его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в Красный угол. Лето перешагнуло свой знойный пик — Перун громыхает, осень подступает. День св. Ильи-пророк(с незапамятных времен справляется с особыми, веками установившимися, обрядностями. Илья-пророк вобрал в себя черты языческого Перуна-громовержца, и многие древние обряды сохранились в праздновании этого дня. В ведении Перуна были самые страшные и самые благодатные силы природы — гром, молнии и дожди, от него зависело плодородие земли. в день Ильи-пророка запрещалось пускать в дом домашних животных — опасались, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в избе, и изба сгорит. Некоторые представители нечисти — вероятно, от бессильной злобы и страха перед грядущей карой — гадили человеку из последних сил. Так, неделя перед праздником Ильи-пророка считалась еще более опасной для купания, чем русальная.В Ильин день не выгоняли и скот в поле на пастбище. Народ хранил убеждение, что в этот праздник открываются волчьи норы, и весь зверь бродит на свободе. В этот день пекли хлеб из новой ржи и приносили в церковь для благословения. После дня Перуна заканчивалось активное лето, наступала пора сбора плодов. В августе проходила череда праздников с условным названием праздники урожая. Большинство из них не имели постоянную дату, . Медовый СпасМедовым Спасом называют 1 августа/14 августа, потому что в этот день пчеловоды второй раз подрезывают ульи с медом. Отцветают медоносы, и пчелы перестают носить душистый взятокПекут пироги с пшенной кашей и медом, маковникиВ некоторых местностях в старину, после особого крестного хода на воду, в этот день погружались в освященные воды реки и мужчины, и женщины, и старые, и малые — одновременно, в одном и том же месте. В других же местностях купают в этот день только лошадей. С этими праздниками было связано великое множество примет.Яблочный СпасЯблочный Спас справляют 6 августа/19 августа и считают большим праздником земных плодов и встречи осени. Другое его название — Спас-на-горе. В этот день Церковь освящает плоды нового урожая. Из трех Спасов Яблочный Спас — самый главный. До его наступления не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов. Верили, что если тот, у кого были умершие дети (а смерть в те годы вовсю косила детей), ест до Спаса яблоки и груши, то на том свете в этот день ребенку не дадут из райского сада ни яблочка — в наказание за родительскую невоздержанность. Накануне Яблочного Спаса в некоторых местностях происходило в деревнях заклинание сжатых полей, "заклинание жнивы". Это делалось для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жниве и не выжила с пажитей скот, осенним пастбищем которого будут пустеющие после сенокоса поляОреховый СпасК третьему Спасу — 10 августа/29 августа — обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым. Другое его название — Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле. К концу августа жатва заканчивалась. Последний сноп — так же, как и первый — считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. 30 вопрос.Осенний цикл обрядов длился недолго. Все силы, все заботы осенью были направлены на уборку урожая. Для гулянья, веселья не оставалось времени - все отдавалось напряженному труду в поле. Естественно, песням и забавам, подобным тем, какие бытовали в другие времена года, не было места. Уборочный обряд у русских почти исключает фольклор, всецело принадлежа этнографии. Основным содержанием осенних обрядов является стремление вернуть работающим на поле потраченную силу (например, обряда катанья жней по полю с приговором: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку») и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу (например, на поле оставляли кучку колосьев, перевязывали их, клали тут же хлеб, поливали водой и приговаривали заклятье; этот обряд носил название «завить бороду козлу»-варианты: Егорыо, Илье, Христу). Урожай, символизируемый «пожинальным» («жнивным») снопом, окружался почетом: «пожинальный» сноп украшали и торжественно несли в дом, где ставили в передний угол, под иконы. Эти и подобные им обряды у русских редко сопровождались исполнением специальных произведений словесного искусства. Песни, исполнявшиеся осенью в связи с полевыми работами, отражали жнивную тематику только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и преимущественно в Смоленщине - областях, граничащих с Белоруссией, где жнивный фольклор был богат и разнообразен х. Их называют доншночными песнями, т. е. песнями, сопровождающими конец жатвы. Для дожиночных песен характерно изображение процессов работы в поле, начинавшейся еще до восхода солнца. Так, в песне пели: Жнеи молодые, Серпы золотые, Нива долговая, Постать широкая, По месяцу жали... 2. В жнивных песнях отражена работа на поле большой семьей, когда «старшая» - «Петрочкова женка» - вела за собой жать «дочек-лебедок», «невесток-перепелок». Наряду с этим во многих песнях идет речь о работе по найму и о барщине, отбываемой крестьянами. Среди последних характерна песнь: Вы зазвоньте, звоны, Во всем чистом иоле, 1 Образы таких жнивных песен из Смоленской области напечатаны в хрестоматии Н. П. Андреева «Русский фольклор». 2 Постать - пашня; по месяцу - до восхода солнца. См. П. В. Ш е й н. Великорусе, № 1269. Взвеселите господыню! Мы обжали ей ниву, Уж мы жали, жали, Уж мы ей радели... г. Реалистичность жнивных песен, отражение в них действительности отличают их в известной мере от осенней обрядности, сохранившей пережитки магических действий, и роднит их с песнями других циклов сельскохозяйственного календаря. Календарная поэзия русского народа выявляется как искусство, отражающее трудовой опыт крестьянства, его житейские нужды и заботы и порождаемое трудом понимание красот родной земли, любовь к природе, воспевание ее. Аграрная магия, сохраняющая черты древних верований славян, как и христианская религия, не играет определяющей роли в календарной поэзии, не может рассматриваться как начало, формирующее песни сельскохозяйственного цикла. «Здравый смысл» в отношении к действительности, который В. Г. Белинский признавал как основную черту, характеризующую русский народ, обусловил также и национальные черты календарной поэзии как поэзии реалистической по своему основному содержанию, отразившей стихийно-материалистическое восприятие мира трудовым народом. 2 вариант 30. В сентябре начинается новый природный цикл, новый жизненный виток, который отмечался особыми празднествами и обрядами. Они помогали человеку перестроиться на новый ритм, войти в новое состояние, соответствующее осенней природе. Много дел у славянина-русича по осени. У сельского жителя одних только бытовых дел не впроворот. Урожай собрать, землю к озимым подготовить, зерно просушить, смолотить, на зиму скотине корм заготовить, дом к холодам утеплить…да много еще чего. А еще надо обязательно отметить роженичной братчиной праздник урожая, почествовать богов плодородия, поклониться Матери Земле за земные плоды, встретить Матушку Осенину, проводить солнышко на зимний покой, а самому набраться от земли на зиму силушки. Обережную защиту сделать от осенних простуд-лихоманок, да и прочих оберегов дома и семьи наделать перед наступлением навьего темного времени. Первые Осенины – первые заклички осени проводили первого сентября. В XIX веке в этот день с утра выходили женщины, и девушки в праздничных одеждах на берег реки. Приносили с собой на расшитом рушнике требный овсяной хлеб-коровай и овсяной кисель, с поклонами протяжно звали Матушку Осень, Мать урожая Макошь и просили принять угощение.На Усекновение главы Иоанна Предтечи (11.09 н. ст.) о.к. заключался в соблюдении запрета резать и сечь все, что напоминает голову человека.На Семенов или «Мухин» день (14.09 н. ст.) о.к. заключался в том, что дети в коробочках хоронили мух в завалине дома, чтобы мухи пропали до следующего лета.На Рождество Богородицы (21.09 н. ст.) о.к. заключался в праздновании крестьянами «отжина» по случаю завершения уборки всех хлебов.На Воздвиженье креста Господня (Сдвиженье – 27.09 н. ст.) о.к. соблюдении запрета посещать лес, в котором как считалось, змеи собираются в клубки, а медведи залегают в берлоги.На Феклу Заревницу (7.10 н. ст.) о.к. заключался в ритуале первого в году просушивания хлебов в ригах и овинах.На Покров Богородицы (14.10 н. ст.) о.к. заключался в ритуале обхода усадьбы. закрытия на зиму всех строений, репных и картофельных ям и т.д. При обходе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а избу добром и теплом».На Зиновия охотника (12.11 н. ст.) о.к. заключался в том, что охотники молились святому об удаче на зимнем промысле, приносили в часовни подарки в виде крыльев и хвостов глухаря 32. Среди других видов устного народного творчества заговоры занимают своеобразное место. От прочих жанров фольклора (песни, сказки, былины, легенды и т.д.) они отличаются прежде всего тем, что представляют собой средства для достижения определенной практической цели. Заговоры тесно связаны с бытом. Однако в них налицо и несомненные проявления неосознанно-художественного отражения мира.В кратком определении заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных целей. относим заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.По вопросу происхождения заговоров высказывались различные точки зрения. Так, мифологи, в частности А.Н.Афанасьев , определял заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Наиболее яркими примерами таких молитв считались тексты, содержащие обращения к природным стихиям – месяцу, звездам, солнцу, заре и т.д. Потебня и Зелинский (19 –20) утверждали, что в основе заговоров лежит не молитвенное обращение к языческим стихийным божествам, а примета, простое восприятие явлений, ассоциация как первичная функция сознания, свойственная человеку еще на до-языковой стадии его существования.Если углубиться в древность, можно убедиться в том, что из древнейших времен восточнославянские племена вынесли промыслово-хозяйственные заговоры. По общему взгляду на заговоры, свойственному первобытнообщинному периоду, успех в охоте и скотоводстве зависел от того, насколько данный охотник или владелец стада знал нужные заговоры.Особенно обширную группу составляют заговоры, применяемые в домашнем обиходе крестьян и горожан. Все их мы можем назвать бытовыми заговорами. Это заговоры для призывания или отогнания нечистой силы, от пьянства, свадебные заговоры и особенно распространенные в быту – лечебные.^ Социальные заговоры. Обширна группа заговоров, регулирующих отношения людей в обществе: заговоры от злобы лихих людей, заговоры на подход к начальству, заговоры для идущего в суд, заговоры на ратное дело, на укрощение жестоких господ и.д. Особое место среди них занимают заговоры, касавшиеся семейно-брачных отношений. В.П.Аникин отмечает, что композиция заговора до 10 века была проще той, которая известна по более поздним заговорам. Заговор, уже испытавший христианское влияние, нередко начинался с молитвенного вступления «во имя отца и сына, и святого духа» Заговоры могут иметь и немолитвенное начало. Следующая часть– зачин : «Встану я, раб Божий (), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле». По существу, зачин есть словесное воспроизведение места обрядового действия.Далее могли идти слова о фантастическом умывании, одевании утренним светом. Более абстрактна следующая часть – эпическая . В эпической части заговора встречается ряд традиционных мотивов: мотив чудесной щуки, мотив красной девицы, сидящей на камне и шьющей красной ниткой (на остановку крови), мотив сметания или смывания болезни.За эпической частью в заговорах следует требование, так называемая императивная часть – основная композиционная часть в заговоре, так как словесное требование всегда было главным моментом в нем. Например: «Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба Божьего (имярек) кровь не канула».Заговор завершался так называемой закрепкой «Моим словам будь ключ и замок», «Слово моё крепко!» К числу поздних явлений можно отнести и зааминивание. .Исконными, существующими до принятия Русью христианства в заговоре могли быть следующие элементы композиции: словесное изображение обрядового действия в зачине, эпическую часть, императивную часть с перечислением пожеланий и требований, а также закрепку. Заговорам дохристианской поры могла быть чужда молитвенность, заговор требовал, вынуждал воображаемые силы природы действовать в согласии с волей человека. Слияние заговора с молитвой произошло в более позднее время. В заговоре встречаются фольклорные постоянные эпитеты: поле – чистое, леса дремучие, темные;; очи – ясные; голова – буйная; молодец – удалый, добрый. Заговору свойственна ритмичность: «Лютая змея, у тебя дом в пещере, а у раба Божия в деревне». В заговоре встречается палилогия – повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей: «На море на окияне, на острове Буяне стоит дуб.// Под тем дубом ракитовый куст.// Под тем кустом лежит бел камень. Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом: Едет Егорий храбрый на белыим коне, Златым венцом украшается, Булатным копьем подпирается, С татем ночным встречается. Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя. |