от рождества до крещения. А вопросы о важном приняли вид гаданий
Скачать 47.54 Kb.
|
Уроки музыки От Рождества до Крещения. Святки В древности и Рождество, и Крещение Господне праздновались в один день - день Богоявления, поскольку и в Рождестве, и в Своём Крещении Сам Бог являет Себя миру. Впоследствии Святая Церковь разделила эти великие празднуемые события на два праздника, и сейчас Рождество Христово и Крещение Господне соединяются особыми днями, которые именуются святками или святыми днями. Как чудесны рождественские праздники! От Рождества до Крещения повсюду на Руси не прекращались гадания и праздничные гуляния. В деревне дети, подростки и девушки собирались небольшими группами, делали из золотистой бумаги Вифлеемскую звезду, зажигали свечи и с пением ходили славить Христа и поздравлять соседей. Вечерами устраивали гадания, желая узнать, что ожидает их в новом году. Святки... Самые короткие дни - и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники - и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все или почти все традиции, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза - старика с белой бородой, приносящего подарки. А вопросы о важном приняли вид гаданий. Пусть мы забыли многое, однако не всё. Ещё и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмём с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжём свечу, откроем пятую главу «Евгения Онегина» - ту самую, где «зимы ждала, ждала природа» ... Помните, Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестаёт... Пришла зима, выпал снег... Настали Святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима... Святки - период с Рождества 7 января (25 декабря по ст. ст.) по Крещение-Богоявление 18 января (6 января). «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся», - писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики - все участвовали и в ряжении, и в застольях. Вечерами собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Заметим, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлеемская звезда, а рядом - «пришла Коляда накануне Рождества», Огненный змей, летающий за красными девицами... Да и само гадание - «волхвование» - напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов. Святочные гадания описывает В. Жуковский в поэме «Светлана»: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счётным курицу зерном; Ярый воск топили. В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками. Примечательно, что в цикле П. Чайковского «Времена года», в котором отражаются самые главные события года, пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки» и эпиграф из приведённого фрагмента поэмы Жуковского. Послушайте, как в своей музыке композитор передаёт праздничную, чуть взволнованную атмосферу волшебного праздника, так любимого самим Чайковским (вспомните его «рождественский» балет «Щелкунчик»). Сцены народных рождественских праздников присутствуют и во многих оперных произведениях русских композиторов. Невозможно представить, например, оперу Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» без сцены колядок, великолепно описанных в одноименной повести Н. Гоголя: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены ещё пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе со степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролёт готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И ещё белее казался свет месяца от блеска снега». Чудо Рождества - истинное, оно всегда было, есть и буде |