Главная страница

Словарь философских терминов. Абсолют 1 духовное первоначало бытия единое, бесконечное, вечное 2 основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея


Скачать 43.16 Kb.
НазваниеАбсолют 1 духовное первоначало бытия единое, бесконечное, вечное 2 основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея
АнкорСловарь философских терминов
Дата17.01.2020
Размер43.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСловарь философских терминов.docx
ТипДокументы
#104586

Словарь философских терминов

Абсолют — 1) духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное; 2) основная категория в философии Шеллинга, означаю­щая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущно­сти.

Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в ко­торой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного про­странством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действи­тельности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно от­ражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событи­ях.

Абсолютизм — политический режим, характерный для абсолют­ной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т.д.).

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственное™ истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.

Авидья — в индийской философии незнание, невежество, заблуж­дение относительно важнейших духовных истин.

Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, тра­диций, ценностей и т.п.

Авторитаризм — политический режим, при котором власть кон­центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда­ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ­тов или общества в целом.

Агностик — приверженец агностицизма.

Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) — гносеологическая концепция, отрицающая (пол­ностью или частично) возможность объективного познания мира чело­веком; учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.

Адживика — одна из школ древней индийской философии, тяго­теющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

Адл — «справедливость» — этическое понятие в исламе и ислам­ской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных ка­честв Аллаха; а также качество, которое должен воспитывать в себе человек.

Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без логиче­ского доказательства.

Аксиология - учение о ценностях.

Аль-инсан аль-камил — суфийское понятие, обозначающее Со­вершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуист­скому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христиан­скому — богочеловек.

Анализ — процедура мысленного (логического) и реального рас­членения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обрат­ная процедура — синтез.

Анархизм — социально-политическая теория и течение, отрицаю­щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти­тута.

Аннигиляция (от позднелатинского annihilatio - уничтожение, ис­чезновение) - один из видов превращения частиц при столкнове­нии частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи. Эти процессы лимитируются законами сохранения.

Антиномия — столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты; противоречащие друг другу суждения.

Антитезис - противоположное тезису положение.

Антропология — учение о человеке.

Антропоморфизм — наделение предметов (животных, явлений, природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку

Антропоцентризм — 1) мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек; 2) мировоззрение, оценивающее мир через че­ловека, полагая его главной ценностью мироздания.

Апейрон - первоначало (Анаксимандр) - это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Апологетика - сочинения ранних христианских философов и бо­гословов, направленные на защиту христианского учения от язы­чества.

Апория — логическое затруднение, противоречие, проблема.

Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами.

Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.

Априорные формы чувственного содержания - объекты позна­ния, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.

Аскетизм - умерщвление плоти для возрастания духа.

Атеизм — система философских убеждений, отрицающая существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атман — понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: личностный — высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципa. Атман (Джив-Атма) — Высший Бог, находящийся в глубинах психического мира каждого человека.

Атом (от греческого atomos - неделимый) - материальная неделимая частица, первооснова мира, при­чина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпи­кур); понятие для обозначе­ния мельчайшей, неделимой частицы вещества, которая вплоть до конца XIX века рассматривалась в качестве «строительного мате­риала всех вещей». В современной науке мельчайшая частица хи­мического элемента, сохраняющая его свойства; состоит из поло­жительно заряженного ядра и электронной оболочки.

Атрибут — существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бог — в религиозных учениях высшее духовное сверхъестественное Существо.

Богопознание - процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество - категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с богом, высшего нравственного духа , всеобщей любви и братства между народами.

Брахман — понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин — Пара - Брахма (Парабраман).

Буддизм — этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель— принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).

Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия — социальный слой, выполняющий функции управления в обществе.

Вайшешика — одна из школ ортодоксальной индийской философии.

Веданта — одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.

Веды — наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады — собрания различных комментариев.

Bepа, надежда, любовь - понятия в христианской философии, яв­ляющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий - Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, наде­жда показывает устремленность человека и общества к новому со­стоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.

Верификация — процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показы­вающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

Вещь для нас - в философии И. Канта явление, которое воспри­нимает человек и которое может быть им познано.

Вещество - вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Время- 1) как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать, обла­дать длительностью и развиваться по этапам и стадиям. Время имеет одно измерение, поэтому все тела развиваются только в одном направлении - от прошлого к будущему. Оно необрати­мо, движется только вперед.

2) всеобщая форма бытия материи, выражающая длитель­ность бытия и последовательность смены состояний всех матери­альных систем в мире.

Всеединство - категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.

Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром все­ленной.

Гуманизм (от лат. Humanus) — I) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее куль­турное и нравственное развитие человеческих способностей в со­четании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выра­жающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливо­сти и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и спо­собностей человека.

Дao (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состоя­ние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Даосизм — одно из направлений древней китайской философии, древняя китайская религия. Основатель — мудрец Лао-цзы.

Дискретный — разделенный, прерывный.

Дискриминация — подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент — в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­то отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация — разделение, расчленение в процессе разви­тия.

Догма — положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина — систематизированные представления, учение, кон­цепция.

Дух — в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).

Душа — в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма — одно из основных этических понятий индийской фило­софии — моральный закон, долг, духовное учение (существуют и дру­гие значения).

Дэ — понятие китайской философии, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармли­вает (их)». Дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступ­ное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В дао­сизме человек с «высшим дэ» — это совершенномудрый человек

Дедукция - логический вывод от общего к частному.

Движение — 1) всякое изменение и взаимодействие форм материи; способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменение вообще» /Ф. Энгельс/

Деизм — представление о Боге, согласно которому Бог творит творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

Демoкpaтия—дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным

Деспотизм — форма неограниченной власти, для которой характерны произвол и беззаконие относительно членов общества и его социальных институтов.

Детерминизм — учение о закономерности и обусловленности явлений мира.

Джайнизм — древнее индийское неортодоксальное религиозно-философское учение крайне аскетического толка. Основатель — мудрец Махавира.

Диалектика – 1) первоначально: искусство вести спор, беседу; 2)учение о развитии; учение о наиболее общих зако­номерных связях в становлении, развитии бытия и познания. В основе лежит учение о единстве противо­положностей

Дуалисты - философы, считавшие, что в основе бытия существу­ют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Ересь — отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­ния тех или иных религиозных вопросов.

Жэнь — основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гу­манность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти по-стоянств», которым должен обладать совершенный человек.

Закон - внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Г. В. Ф. Гегеля сфор­мулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Западники — течение в русской мысли середины XIX века, счи­тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­скому сценарию.

И — понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собст­венной воле, в силу своей добродетели.

Идеализм — общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеализм объективный - форма идеализма, направление, пред­ставители которого утверждают первичность всеобщего, мирово­го, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идеология — сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Иммиграция — перемещение людей в конкретное общество извне.

Императив — 1)требование, закон, приказ; 2) правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Империя — монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).

Инволюция — плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция — логический метод вывода умозаключений от «частно­го» к «общему».

Интенция — направленность сознания (мышления) на определен­ный объект.

Интуитивизм — гносеологическая концепция, признающая интуи­цию единственным или важнейшим источником достоверного позна­ния; одно из направлений философской мысли.

Интуиция — иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Инь-ян — парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, покой — движение, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Иррациональный — в широком смысле находящийся за предела­ми разума, не связанный с разумом.

Исихазм — одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное дела­ние») главным средством духовного совершенствования.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Основа­на пороком Мухаммедом в VII веке на Аравийском полуострове.

Истина — 1) знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту; 2) адекватное отражение объекта по­знающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Иттихад — термин арабо-мусульмапской философии, означа­ет — «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Ишрак — учение о мистическом озарений в арабской философии. Характерно для суфизма.

Йога — 1) одна из школ ортодоксальном индийском философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединении личного сознания с Космическим Сознанием.

Каббала — мистико-философское течение в иудаизме.

Калам — рациональное исламское богословие. Приверженцы ка­лама — мутакаллимы — использовали рациональные методы r толко­вании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиоз­но-философских вопросов.

Капитализм — историческая форма развития общества; обще­ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работ­ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­ношениями.

Карма — в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских уче­ниях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настига­ют последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма опре­деляет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последова­телей.

Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.

Категорический императив - правило, требующее обязательного

Качество - существенная определенность объекта, благодаря ко­торой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.

Киники — последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Коммунизм — 1) идеология, провозглашающая социальное равен­ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.

Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция — международное соглашение (договор).

Консенсус — согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.

Консолидация — объединение, сплочение, интеграция.

Конституция — основной закон государства, отражающий и нор­мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­альные, религиозные принципы существования данного государства и общества.

Континуум — в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Конфликт — острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм — приспособленчество, соглашательство с сущест­вующим мнением или порядком вещей.

Конфуцианство — одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция — 1) способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов; 2) основополагающая мысль, концентрация содержа­ния, основная точка зрения.

Коран — Священное Писание в исламе.

Космогония — одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов, учение о вселенной (космосе) как целом и ее составных частях.

Космос — 1) в античной философии — упорядоченное, организован­ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм — специфическая черта античной философии (особенно раннем), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности — необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­литарной) власти.

Легальный — узаконенный, разрешенный законом.

Легизм — одна из школ древней китайской философии, уделяю­щая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.

Легитимный — признанный (в своих правах, полномочиях, вла­сти) обществом или социальной группой.

Ли — понятие китайской философии, означающее «ритуал», «це­ремония >•, «этикет». Ли — это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Либерализм — идеология, социально-политическое течение, на­правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демократии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.

Либидо — термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика — учение о законах рационального мышления.

Лока — термин индийской философии, означает «область», «место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются раз­личные по количеству системы лок (миров или сфер) — три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выража­ется представление о существовании множества миров — материаль­ного земного и духовных надземных.

Локаята — материалистическая философская школа Древней Ин­дии.

Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изме­нения социальной действительности, поскольку она является нрав-сгвешаи* чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» ««ТЫ».

Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определен­ных обрядов и ритуалов.

Майя — термин индуизма и индийской философии, означает ил­люзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспри­нимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально­стью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Маргиналы — представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­чивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм — философское и социально-экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса (XIX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Ленином и получило широкое распро­странение в мире.

Материализм — общее название философских учений, признаю­щих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Материя (от латинского materia - вещество)— 1)объективная реальность, существующая вне челове­ческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи); 2) «философская кате­гория для обозначения объективной реальности,, которая дана че­ловеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них». /В-И. Ленин./.

Махатма — дословно «Великая Душа». Духовный титул выдающих­ся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы — сверхче­ловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основ­ную массу земного человечества по развитию.

Махаяна — одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.

Медитация — концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Менталитет — в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­ставление о чём-либо.

Метафизика — 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.

Метемпсихоз — «переодушевление» — понятие древней грече­ской философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «пересе­ление души».

Метод - приём, средство, способ познания.

Методология - способ познания существующей реальности, опи­рающийся на систему универсальных принципов и законов.

Миграция — перемещение социальных групп.

Милетская школа — наименование учений ранних греческих фи­лософов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Миманса — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.

Мин-цзя — философская школа имен (логиков, диалектиков, со­фистов или спорщиков) в Древнем Китае.

Мистическая философия — общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­зовании.

Мистический — таинственный, тайный.

Мифология — 1) самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символиз­мом, верой в сверхъестественные явления; 2) возникший на ранних этапах существования обще­ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетиче­ского мироощущения; 3) способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях об­щественного развития.

Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Моизм — философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Ди в V веке до н.э.

Модусы - свойства.

Монада – 1) философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции; 2) единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия — государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

.

Монизм - утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция - духовная либо материальная. Разновидности монизма: материалистиче­ский, идеалистический, пантеистический.

Монотеизм - поклонение одному богу, единобожие.

Мукти — термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. «Мукти» в определенном смысле соответствует буддийскому понятию «нирвана».

Натурфилософия - философия природы, первая форма филосо­фии, содержание понятия изменялось по мере исторического раз­вития форм философии.

Национализм — идеология, политическая практика, разновид­ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.

Наука - теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Неоплатонизм — одно из самых влиятельных философский тече­ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.

Неопозитивизм — течение в европейской философии первой по­ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в Венском университете.

Неотомизм — философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневеко­вого философа Фомы Аквинского.

Нигилизм — в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Нирвана — в буддийской философии высокое состояние духа че­ловека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бы­тия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угаса­ние», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угаса­ние всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пла­мени чувственных желаний и привязанности к материальному, земно­му миру.

Номинализм — течение в средневековой христианской филосо­фии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (уни­версалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов, реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Ноосфера — в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен — в широком смысле скрытая сущность явления или про­цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­ми чувств.

Ньяя — одна из школ ортодоксального направления в древней ин­дийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.

Относительная истина - неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмот­рено дальнейшим развитием науки.

Объективный мир - объективная реальность, всё существующее независимо от сознания человека.

Объективный дух-часть гегелевской системы, в которой отра-жены воззрения философа на социально-историческую жизнь че­ловечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Объект — пассивное начало, воспринимающее действие. Объективный — в широком смысле независимый от субъекта, су­ществующий сам по себе.

Оккультизм — общее название учений, восходящих к эзотериче­ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Олигархия — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­щая государством-олигархией.

Онтология — философское учение о бытии.

Оппозиция — 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла­менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.

Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, ко­торые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая провесе делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.

Охлократия — в широком смысле власть толпы, власть черни.

Панентеизм — учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Лично­стью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма.

Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Раз­новидности — анимизм, гилозоизм и др.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и при­роду. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким су­ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице. Философское учение, максимально сближающее поня­тия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Нату­ралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее боже­ственными свойствами и как бы растворяя их в природе.

Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс — противоречие.

Парламентаризм — система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель­ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Патриотизм — глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро­дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами ради неё.

Патристика — 1) общее название учений ранних христианских бого­словов и философов (II—VIII вв.); 2) учение отцов церкви

Первоначало (или «архе») - это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

Перипатетики - последователи учения Аристотеля.

Перцепция - чувственное восприятие действительности.

Пацифизм — идеология, идейно-политическое течение, выступаю­щее против вооружённой борьбы и всех видов войн.

Плутократия — власть богатых.

Плюрализм - признание множественности субстанций

Плюрализм субстанций — точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница.

Плюрализм политический — принцип существования социаль­но-политической и идеологической жизни общества, допускающий ши­рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи­ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.

Позитивизм — философское течение, возникшее в Европе в нача­ле XIX века, признающее приоритет «позитивного» знания, естество­знания

Познание - общественно-исторический процесс человеческой дея­тельности, который направлен на отражение объективной действи­тельности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближе­ние мышления к объекту» (В.И. Ленин).

Политеизм - поклонение многим богам, многобожие.

Политика — деятельность в сфере достижения, удержания, изме­нения и осуществления власти в обществе и государстве.

Популизм — политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла­шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе­щаний и программ.

Постулат — положение (аксиома), принимаемое в качестве осно­вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Потенция — в широком смысле возможность осуществления оп­ределенного действия.

Право — система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений.

Пракрити — в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Практика (греч. praktikos - деятельный) - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Природа с т.з. древнегреческой философии - это то, что не оче­видно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непо­средственным опытом (учение о природе - «фюсис» - физика).

Принцип - основоположение знаний, науки.

Предрассудок — необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта.

Престиж — оценка обществом социального статуса. Провиденциализм — религиозная концепция исторического про­цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека.

Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами - провидением,

Прогресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга­низованным.

Прогресс социальный — поступательное развитие общества от примитивных, низкоорганизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным.

Пропаганда политическая — распространение, разъяснение, по­пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания.

Пространство — 1) одна из форм существования материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах; 2) способ­ность материальных тел занимать определенное местоположение, гра­ничить друг с другом;

Противоположности - стороны единого целого, которые отрица­ют друг друга и в то же время предполагают друг друга.

Психоанализ — 1) метод в психотерапии, разработанный австрий­ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи­лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана­литический метод.

Пуруша — в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека — «небесный человек»; иногда — выс­шее духовное «Я» человека.

Развитие — необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, цикличное развитие, одноплоскост-ное развитие.

Развитие социальное — в широком смысле любое изменение об­щества.

Разделение властей — один из важнейших принципов существо­вания демократического (правового) государства и гражданского об­щества, предполагающий деление власти в государстве на независи­мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Расизм — идеология, политическая практика, вид массовой психо­логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно­ценности человеческих рас.

Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.

Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характери­зующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные воз­можности человека в познании и преобразовании природы.

Рациональный — связанный с разумом.

Реализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова­ние общих понятий (универсалий).

Революция — резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Революция социальная — качественные изменения во всех сфе­рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер­шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об­щества.

Регресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга­низованным.

Содержанием регресса являются процессы де­градации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Релятивизм — методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Республика — форма государства (политической власти), осно­ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об­щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.)

Рефлексия — направленность мышления на сам процесс мышле­ния — его формы, причины, следствия.

Реформа социально-политическая — плавное, эволюционное из­менение общества, инициируемое определёнными политическими си­лами.

Сакральный — священный.

Санкхья — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи­лософии, придававшая особое значение изучению природы, рассмат­риваемой в процессе космического развития.

Сансара — в индуизме и индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Секуляризация - освобождение от религии и церковных институ­тов.

Сенсуализм — философское направление (гносеологическая кон­цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания, единственной основой истинного познания являются ощущения

Сепаратизм — теория и политическая практика отделения (обо­собления) части территории единого государства для образования но­вого независимого государства или автономии с широкими полномо­чиями.

Синтез — 1) в широком смысле соединение в единое целое; 2) соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Скачок - процесс перехода количественных изменений в качест­венные, которые начинаются при достижении изменяющимся объ­ектом границы меры.

Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, критикую­щий) - философская концепция, высказывающая сомнение в воз­можности достижения объективной истины.

Снятие - характеристика диалектического отрицания, при котором некоторые элементы старого сохраняются в новом качестве как подчинённые новой целостности.

Сокровенная Мудрость — эзотерическая традиция познания; сим­волическое название духовных учений Великих Учителей (Махатм) Шамбалы.

Софизм — логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нару­шении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип реля­тивизма в познавательном процессе.

Социал-демократия — идеология, социально-политическое тече­ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно­стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра­ведливость и др.).

Социализм — стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности на средства производства и политической власти капитала.

Социальная среда — совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание, ценности, поведение и нормы.

Социум — социальная общность, общество.

Спонтанный — самопроизвольный.

Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Стереотип — упрощённый, привычный образ мышления или дей­ствия.

Стратификация социальная — структурирование общества на различные слои (страты).

Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, сущность; нечто, лежащее в основе, объектив­ная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее само­развития.

Субстрат (от позднелатинского substratum - основа, буквально подстилка) — материальная основа какого-либо предмета или яв­ления. Субстратом всех существующих явлений и процессов в мире является движущаяся материя.

Субъект — активное начало, направляющее (производящее) дей­ствие.

Субъективная диалектика - отражение в сознании субъекта /человечества/ объективных закономерностей, или диалектическая логика, сознательное применение которой в различных сферах по­знания превращает ее в диалектический метод.

Субъективный дух - категория гегелевской философии, показы­вающая жизнь индивидуального сознания.

Схоластика - «школьная философию», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христи­анское учение

Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделан­ное в виде утверждения.

Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.

Телеология - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Томизм - учение Фомы Аквинского

Теория - система логически обоснованных, концептуальных идей.

Теоцентризм - направление средневекового мышления согласно которому еальностью, определяющей все сущее, является бог

Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания

Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвен-ную структуру любого диалектического процесса.

Философия - наука об универсальных законах и принципах бы­тия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отноше­нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»

Эволюция - развитие, осуществляемое в пределах данного качест­ва за счёт количественных изменений сторон объекта.

Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов.

Эклектика - соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противополож­ности возникают из одной сущности, взаимно обусловливая друг друга.

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эсхатология - учение о конце света.

Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

«Я» - категория в философии Фихте, указывающая на централь­ную роль субъекта в мире.


написать администратору сайта