О учении Гегеля об объективном духе. О учении Гегеля об оъективном духе Аннотация Объективный дух одно из важных понятий в философии Гегеля, которое встречается в основном в Философии духа
Скачать 25.65 Kb.
|
О учении Гегеля об оъективном духе Аннотация: «Объективный дух» - одно из важных понятий в философии Гегеля, которое встречается в основном в «Философии духа» (3-я часть «Энциклопедии философских наук») и «Философии права». Объективный дух - это вторая ступень в развитии духа, которая развивается из субъективного духа и в конечном итоге перерастает в абсолютный дух. Хотя только в поздних работах Гегеля эта концепция подробно анализируется и показывается в своей внешней конкретной форме, она присутствует на протяжении всей научной карьеры Гегеля. В данной работе будет предпринята попытка продемонстрировать гегелевское учение об объективном духе. Ключевые слова: Гегель; классическая немецкая философия; концептуализм; дух; объективный дух «Объективный дух» - одно из важных понятий в философии Гегеля, которое появляется в основном в «Философии духа» и «Философии права». На стадии объективного духа в процессе духовного развития, дух полагает объективность мира как действительность самого себя, он приобретает свое объективное и конкретное выражение в социальной жизни. Однако понятие «духа» приобрела важное значение в начале его научной карьеры, и в некоторой степени, заложила основы его более поздного учения об объективном духе. 1. Духовность Поиск Гегелем понятия «дух» начался с поиска «противоречия» во его франкфуртский период: Гегель обнаружил, что противоречие обладает неоспоримой объективностью и действительностью, и диалектика позволяет его найти решение противоречия изнутри1. Гегель нашел в учении Фихте способ рассмотрения противоречий внутри вещей. Фихте отмечал, что «объективное не отделено от субъективного - они едины2»: сознание ориентируется на объект вне сознания, а затем возвращается к самому себе, так что самосознание может быть подтверждено только посредством другого, находящегося вне самосознания. Однако его философия увязла в «злой бесконечности»: Я одновременно задает и ограничивает не-Я, так что оно может лишь постоянно отказываться от этого ограничения и постоянно сталкиваться с новыми границами. Чтобы решить эту проблему, Гегель ввел понятие «дух»: дух - это абсолютная субстанция, существующая в единстве отдельных самосознания3. Самосознание уже не статичное существо, а движающее - взаимное предписание Я и не-Я. Таким образом, самосознание больше не находится в противоречии с объектом не-Я, а существует вместе с ним. Ся Ин указывает, что гегелевское понятие «дух» имеет два значения: 1) появление понятия «духа» как дуализации самосознания, для разрешения противоречий в проблеме субъекта идеализма; 2) в философско-историческом смысле появление этого понятия одновременно выходит за пределы простого материализма («красочная иллюзия чувственного мира здесь»), и пустой субъективный идеализм («пустая ночь сверхчувственного мира по ту сторону4»). Это понятие содержает как сознание, так и внешние объекты, и дух всегда проявляет в его реализации. Она разрешает фундаментальный разрыв между сознанием и внешними объектами и делает реальный мир не статичным существованием, а процессом, который сам по себе является потоком. Поэтому понятие «дух» можно свести ко всему процессу экстернализации сознания и его возвращения к самому себе. 2. Объективность В своей «Науке Логики» Гегель критикует три традиционного отношения к объективности в истории философии: 1) докантовская метафизика была наивной в том смысле, что она не осознавала проитвоположность, присутствующую в ней самой, и поэтому существует как чисто рассудочное воззрение на предметы разума, и ища только объекты, определенные категориями разума. 2) Эмпирики компенсировали пренебрежение метафизики к конкретному содержанию, но только получали абстрактное знание из чувственного опыта, не имея возможности достичь объективной, внутренней истины. 3) Критическая философия рассматривала опыт как явление знания, а не истины, с одновременным использованием чувственного материала и чувственного всеобщее отношение как отправной точкой является идея о том, что определение мысли состоит из вообще отношения, которое представляет собой объективность эмпирического знания, но Кант меняет места «субъективности» и «объективности» в традиционном контексте, что приводит к тому, что он называет «объективность мышлении» остается субъективной и увеличивает разрыв между субъектом и объектом, так что знание останавливается на вещи в себе, и не может достичь абсолютной истины. Столкнувшись с этими проблемами, Гегель предложил, что истинная объективность должна быть «сущностью мысли не только как нашей мысли, но и как самой вещи, или объективности5». Столкнувшись с этой проблемой, Чжан На излагает троякое значение объективности: 1) нечто внешнее по отношению к самому себе; 2) нечто всеобщее и необходимое, отличное от случайности и особенности чувственности; 3) нечто постигаемое мышлением, отличное от самого мышления6. Именно этот третий смысл «объективности» ищет Гегель, который объединяет объект и мышление в движении духа и позволяет мысли достичь своей истины в развитии самих вещей, а потому является объективным. 3. Объективный дух Гегель не только предполагает, что дух обладает объективностью, но и прямо указывает на существование объективного духа. В своей «Философии природы» Гегель предлагает, что «Бог имеет два вида откровения, одно для природы, другое для духа7», прямо противопоставляя природу духу. Основа этого различия заключается в том, что природа является экстернализацией духа, статичной и пассивной, тогда как сам дух динамичен и его существование выражается в процессе его развития. В «Философии духа» Гегель делит процесс развития духа на три стадии. Начальная и самая простая спецификация духа - это субъективный дух, на этой стадии он проявляется как самосознание, оставаясь внутри индивида, без объективности и действительности, и еще не вступая в общественную жизнь. Затем дух вступает в отношения с внешней материей, объективируя абстракцию Я, и этот объективированный дух реализуется в законе. Объективный дух остается несовершенным, потому что он входит во внешний объект, который остается противостоящим его собственной активности. Только когда дух возвращается к себе здесь, когда он осознает полное тождество субъективности и объективности, он становится совершенным абсолютным духом. В философии Гегеля, дух - это не просто индивидуальное сознание и абстрактные принципы, а многообразие реальных человеческих действий и связей. Чтобы развиваться и реализовывать себя, индивид должен впитывать другие вещи, вступать в отношения с другими, сталкиваться с ограничениями и преодолевать противоречия. Право, мораль и государство - продукты этого процесса: «внешний мир свободы, созданный и продолжающий создаваться духом, соответствующий его природе и понятиям8». Объективный дух также делится на три ступени: 1) Право, или абстрактный закон. Это абстрактно самоотносительная действительность, еще не вступающая в связь с внешними объектами, обладающая лишь собственной свободой в себе. 2) Мораль, т.е. закон субъективной воли – «мораль есть свобода быть самосуществующим9». 3) Когда объективный дух и через внешние объекты и реализуется внутри человека, объективный дух развивается до своей последней стадии - этики. Этику можно разделить на три ступени: семья, гражданское общество и государство, которые реализуют реальность объективного духа с помощью идеи семьи, самости и государства соответственно. Однако для того, чтобы полностью преодолеть границы внешности и достичь всеобщего мирового духа, необходимо выйти на уровень абсолютного духа, и именно над этим работает Гегель в «Философии истории». Список литератур: Ся И. О построении концепции духа: с точки зрения молодого Маркса // Журнал университета Цинхуа (издание по философии и общественным наукам): 2013, № 4. с. 79-85. 2. И. Фихте. Избранные труды Фихте, том 3, Пекин: Коммерческая пресса, 2000. 3. Ф. Гегель. Феноменология духа, том 1. Пекин: Коммерческая пресса, 1979. 4. Там же. 5. Ф. Гегель. Логика. Пекин: Коммерческая пресса, 1980. Электронный ресурс. 6. Чжан Н. Объективность мышления: от объективного духа Ф. Гегеля к народному обществу К. Маркса.// Учение и исследование, 2021 № 11. С. 57-64. 7. Ф. Гегель. Философия природы. Пекин: Коммерческая пресса, 1986. 8. Ф. Гегель. Философия духа - Философская энциклопедия - Часть III. Пекин: Народное издательство, 2006. 9. Ф. Гегель. Философия права. Пекин: Коммерческое издательство, 1961. Электронный ресурс. 10. Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1974. 11. Чжэнь Ц. Три измерения понимания понятия «объективного духа». //Поиск, 2016 № 4. 107-110 +120. 1 Ся И. О построении концепции духа: с точки зрения молодого Маркса // Журнал университета Цинхуа (издание по философии и общественным наукам): 2013, № 4. с. 79-85. 2 И. Фихте. Избранные труды Фихте, том 3, Пекин: Коммерческая пресса, 2000. P. 3. 3 Ф. Гегель. Феноменология духа, том 1. Пекин: Коммерческая пресса, 1979. P. 137. 4 Там же. 5 Ф. Гегель. Логика. Пекин: Коммерческая пресса, 1980. Электронный ресурс. 6 Чжан Н. Объективность мышления: от объективного духа Ф. Гегеля к народному обществу К. Маркса.// Учение и исследование, 2021 № 11. С. 57-64. 7 Ф. Гегель. Философия природы. Пекин: Коммерческая пресса, 1986. с. 18. 8 Ф. Гегель. Философия духа - Философская энциклопедия - Часть III. Пекин: Народное издательство, 2006. С. 8. 9 Ф. Гегель. Философия права. Пекин: Коммерческое издательство, 1961. Электронный ресурс. |