Главная страница
Навигация по странице:

  • Сложное синтаксическое целое и абзац – единицы разного уровня членения текста. Абзац Сложное синтаксическое целое

  • Абзац =/Сложное синтаксическое целое

  • В одном абзаце - три сложных синтаксических целых

  • Абзац не совпадает с ССЦ.

  • И ей в самом деле не все верили

  • Функции абзацев

  • Характерна для публицистики, ораторской речи, которым свойственны интонации напряжения, с нарастающим темпом и тоном.

  • Абзац –. Абзац красная строка, отступ в начале строки текст между двумя такими отступами. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка) Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.


    Скачать 73.66 Kb.
    НазваниеАбзац красная строка, отступ в начале строки текст между двумя такими отступами. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка) Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.
    Дата26.01.2022
    Размер73.66 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАбзац –.pptx
    ТипДокументы
    #342409
    Абзац – 1. красная строка, отступ в начале строки; 2. текст между двумя такими отступами. (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка) Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.
    Сложное синтаксическое целое и абзац – единицы разного уровня членения текста.

    Абзац

    Сложное синтаксическое целое

    Композиционно организует текст, выполняет не только логико-смысловую, но и выделительно-акцентную, эмоционально-экспрессивную функции.

    Абзацное членение подчас субъективно.

    Это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединенных по смыслу и структурно, но не выделенная графически.

    Соотношение ССЦ и абзаца

    1. Абзац = ССЦ

    (научные тексты, которые ориентированы на логическую организацию речи).

    • 2. Абзац =/Сложное синтаксическое целое
    • Это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединенных по смыслу и структурно, но не выделенная графически.
    • = ССЦ

      (в абзац может быть вынесено одно предложение и даже его часть, например, в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.)

      3. Абзац = 2 и более ССЦ


    Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль.

    Абзац совпадает с ССЦ

    Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки...

    (Чехов)

    Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней .

    (Солженицын).

    В одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

    Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.

    (Чехов)

    Абзац не совпадает с ССЦ.

    Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая живет теперь у зятя-дьякона в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...

    И ей в самом деле не все верили.

    (А.П. Чехов «Архиерей»)

    Функции абзацев

    Логико-смысловая

    В текстах художественных, особенно в повествовательно-описательных, абзац также помогает логико-смысловому членению: абзацы намечают последовательный переход от одной темы к другой. Такое членение на абзацы повышает напряженность текста, сообщает ему ритмическую четкость и строгость. Например: Полк отступал вторые сутки. Медленно, с боями, но отступал. По возвышенным грунтовым дорогам тянулись обозы русской и румынской армии. Объединенные австро-германские части охватывали отступивших глубоким фланговым обходом, пытались сомкнуть кольцо. К вечеру стало известно, что 12 полку и соседней с ним румынской бригаде грозит окружение. Противник на закате солнца выбил румын из деревни Ховинески и уже продвинулся до высоты «480», что граничит с Голшским перевалом.

    Ночью 12 полк, подкрепленный батареей /сонно-горного дивизиона, получил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины. Полк, выставив сторожевое охранение, приготовился к встречному бою.

    В эту ночь Мишка Кошевой и хуторянин его, чурбаковатый Алексей Бешняк, были в секрете. Таились в арке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух...

    (М. Шолохов)

    Функции абзацев


    Экспрессивно-эмоциональная

    Эмоционально-экспрессивный строй художественного произведения не менее существенен, чем само содержание, поэтому абзац может разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое восприятие. Например, в данном отрывке абзац И заплакала... нарушает смысловое членение текста и служит ярким выделительным средством:

    И она живо, с поразительной ясностью, в первый раз за все эти тринадцать лет, представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве, аквариум с рыбками и все до последней мелочи, услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствовала себя, как тогда, молодой, красивой, нарядной, в светлой, теплой комнате, в кругу родных; чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой:

    - Мама!

    И заплакала, неизвестно отчего.

    (А. Чехов)



    Характерна для публицистики, ораторской речи, которым свойственны интонации напряжения, с нарастающим темпом и тоном.

    Функции абзацев


    Акцентно-выделительная

    Ровное течение повествования, достигаемое при логико-смысловом членении текста на абзацы, нарушается в том случае, если абзац играет роль своеобразного акцента. Функция абзаца здесь акцентно-выделительная. Особенно эффективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жесткий ритм:

    Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

    Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

    Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.

    Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии.

    (К. Паустовский)

    В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые три способа связи

    Цепная - параллельная - присоединительная.

    Цепная связь – структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому, осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (член предложения) и развертывания его в последующем.

    Основными средствами связи выступают лексические повторы, синонимы, местоимения.

    При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковой порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

    Например:

    Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев … И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственной, чудной и старый. (Ч. Айтматов).

    В приведенном примере второе предложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.

    Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.


    написать администратору сайта