Главная страница
Навигация по странице:

  • Хозяйственная деятельность Спарты, органы управления в Спарте

  • Государственное устройство Афин

  • Государство в Спарте

  • Афины и Спарта. Афины и Спарта к началу v века до н э. в Греции выделилось два наиболее значительных городагосударства Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны


    Скачать 19.27 Kb.
    НазваниеАфины и Спарта к началу v века до н э. в Греции выделилось два наиболее значительных городагосударства Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны
    Дата14.04.2021
    Размер19.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАфины и Спарта.docx
    ТипДокументы
    #194729

    Афины и Спарта

    К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины.

    Пути развития этих государств были различны.

    Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо.

    Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты. ). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.

    Богатые периэки владели рабами.

    Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

    Хозяйственная деятельность Спарты, органы управления в Спарте

    Государственный строй Афин и Спарты так же имел существенные различия.

    Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограниченна советом старейшин (герусия) — органом спартанской знати — и коллегией эфоров.

    Государственное устройство Афин

    1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов.

    По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

    Афинская демократия в V — IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

    Основными органами Афинского государства являлись:

    • Народное собрание;

    • Совет пятисот;

    • гелиэя;

    • коллегия стратегов;

    • коллегия архонтов.



    Государство в Спарте

    Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоевания обширной территории Леконики, где проживали ахейские племена, дорийцами. Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга.

    Общественный строй Спарты сохранял пережитки превобытно-общинного строя и был построен на военной организации.

    Общественный строй был представлен тремя слоями населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались политическими правами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь собственность, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в политических правах. Илоты же имели статус государственных рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право собственности на свои орудия производства и свое хозяйство, 50 % доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена.
    Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Система власти и управления этого государства была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом народовластия. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возглавлявший все государственное управление, он сохранился еще от родо-племенной организации. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в ее состав входили два царя.

    Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиболее известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, которому они были бесподконтрольны. Первые геронты были назначены Ликургом. Герусия готовила внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании (апелле) .
    Герусия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые и др.

    Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения.
    Народное собрание (апелла) решающую роль в политической жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю и по решению должностных лиц. участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы.

    Основанием для лишения прав политического гражданства была неуплата взноса на установление общественной трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: «Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари».

    При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.
    К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны.


    написать администратору сайта