Акцентологические нормы. Акцентологические нормы. Акцентологическая норма это норма постановки ударения в словах в науке о языке ударение называют акцентом
Скачать 20.48 Kb.
|
Акцентологические нормы. Акцентологическая норма – это норма постановки ударения в словах (в науке о языке ударение называют «акцентом»). дарение - это выделение одного из слогов не односложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи формулируется в целое - фонетическое слово. Отметим основные функции ударения: 1) Морфологическая - является средством различения грамматической структуры слова - руки-руки; некоторые слова в русском языке имеют акцентные варианты, этот факт рассматривается как типы литературной нормы - иначе-иначе. 2) Лексикологическая - является средством различения слов - атлас-атлас. Основная неотъемлемая функция словесного ударения - фонетическое объединение слова в одно целое, обеспечение его оформленности в целое. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (лЕкарство - лекАрство, консервАторский - корсерватОрский, рефлЕкторный - рефлектОрный); грамматических форм (стеклА - стЁкла, водЫ - вОды). Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание. Такое ударение называется свободным. Местом ударения различают следующие варианты слов: общеупотребительные и профессиональные - добыча-добыча; литературные и диалектные - холодно-холодно; литературный и просторечный - магазин-магазин; нейтральный и разговорный - звонишь-звонишь. Однако подобные варианты в русском языке встречаются нечасто: русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. Знак ударения может употребляться последовательно и выборочно. Последовательное употребление знака ударения принято в следующих текстах особого назначения: 1) В текстах для изучающих русский язык как иностранный (используется алфавит из 33 букв - с буквой ё, употребляемой последовательно.) 2) В неодносложных заголовочных словах большинства энциклопедических словарей; 3) В лингвистических словарях: в не односложных словах, в приводимых грамматических формах; В русском языке отсутствует единое для всех слов правило постановки ударения. Норма ударения существует для каждого отдельного слова, и познакомиться с ней можно в специальных справочных изданиях по русскому языку. Наиболее полно норма ударения представлена в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, издаваемом Институтом русского языка Академии наук РФ. Русское ударение является нефиксированным, свободным. Оно характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность – это способность ударения падать на любой слог слова: на первый – иконопись, дайджест, на второй – эксперт, умерший, сироты; на третий – каталог, обеспечение, жалюзи, на четвертый – апартаменты, интервьюер, дистиллированный. В некоторых языках мира ударение закреплено за определенным слогом (во французском – ударный последний слог, в польском – ударный предпоследний слог, в чешском, венгерском, финском языках – первый слог). Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: судить – сужу, судишь; судящий и судящий, нужный – нужен, нужна, нужно, нужны и нужны. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение. Списки слов, имеющих подвижное ударение, следует запоминать. Изменение места ударения возникает иногда в результате исторического развития словарного состава языка, в том числе в процессе освоения слов иноязычного происхождения. Так, например, слова конкурс, деспот, символ, эпиграф ранее произносились с ударением на последнем слоге: конкурс, деспот, символ, эпиграф. Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению акцентных вариантов. Некоторые слова имеют два правильных варианта постановки ударения: усугубить и усугубить, маркетинг и маркетинг и др. Однако не всегда второй вариант постановки ударения является нормативным. В таком случае акцентный вариант фиксируется в словарях как неправильный. Ср.: тяжба, ходатайство, недоимка, генезис – неправильно; тяжба, ходатайство, недоимка, генезис – правильно. В некоторых случаях появление другого акцентного варианта приводит к изменению лексического значения слова, варианты начинают рассматриваться как разные слова: феномен (научный термин) и феномен (о редком, необычном (чаще всего о человеке)). Русское ударение – один из самых сложных для усвоения фрагментов речевого пользования, т.к. оно отличается наличием большого количества произносительных вариантов. В трудных случаях необходимо обращаться к специальным лингвистическим словарям. Правила постановки ударений в именах существительных. 1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем. Поэтому английские заимствования звучат так: гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер; а французские так: гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ. 2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог: киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр. 3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-: бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд. НО: электропрОвод, электропрИвод. 4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг. 5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы: (веру) исповЕдать – вероисповЕдание обеспЕчить – обеспЕчение. 6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: аэропОрт – аэропОрты бАнт – бАнты – с бАнтами бухгАлтер – бухгАлтеров Икс – с Иксом – Иксы – Иксов крАн – крАны лЕктор – лЕкторы – лЕкторов тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов. 7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть. Правила постановки ударений в именах прилагательных. 1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы: слИва – слИвовый кУхня – кУхонный щавЕль – щавЕлевый. 2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы. 3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание: прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА. 4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-: больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе. Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее. Правила постановки ударений в глаголах. 1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве: гулЯть – гулЯл, гулЯла прЯтать – прЯтал, прЯтала. 2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание: брАть – брАл, бралА, брАло, брАли лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли. взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА. 3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла. Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение: лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала. 4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ: включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт. По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть. 5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание: опОшлить – опОшлят освЕдомиться – освЕдомишься. 6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ: быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть. НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется. 7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь. Правила постановки ударений в причастиях. 1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом: зажИвший, налИвший, посмотрЕвший. 2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый. 3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание: занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА. 4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание: включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ. По той же схеме изменяются причастия: наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный. 5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый. Правила постановки ударений в деепричастиях. 1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы: задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв. 2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись. Правила постановки ударений в наречиях. 1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях: дОверху, дОнизу, дОсуха. НО: добелА, донЕльзя. 2. На приставку ЗА- ударение падает в словах: зАгодя, зАтемно, зАсветло. НО: завИдовать – завИдно. |